По­че­му дру­зья не­осоз­нан­но ко­пи­ру­ют те­ло­дви­же­ния и по­зы друг дру­га

Ко­гда два дру­га встре­ча­ют­ся и бол­та­ют о том о сем, они обыч­но при­ни­ма­ют по­хо­жие по­зы. Ес­ли дру­зья очень близ­ки и при­дер­жи­ва­ют­ся од­них и тех же взгля­дов на об­су­ж­дае­мые те­мы, по­ло­же­ния их тел, ве­ро­ят­нее все­го, бу­дут поч­ти или да­же пол­но­стью иден­тич­ны. При этом дру­зья и не ду­ма­ют вос­про­из­во­дить по­зы друг дру­га. Они тя­го­те­ют к Под­ра­жа­тель­но­му По­ве­де­нию ав­то­ма­ти­че­ски и под­ра­жа­ют друг дру­гу не­осоз­нан­но, де­мон­ст­ри­руя по­­сре­дс­твом те­ло­дви­же­ний и поз свои дру­же­ские чув­ст­ва.

То­му есть вес­кая при­чи­на. На­стоя­щие узы друж­бы обыч­но свя­зы­ва­ют лю­дей с бо­лее-ме­нее рав­ным со­ци­аль­­ным ста­ту­сом. Дру­зья де­мон­ст­ри­ру­ют свое ра­вен­ст­во мно­­ж­ес­твом не­пря­мых спо­со­бов, и, ко­гда они ока­зы­ва­ют­ся ли­цом к ли­цу, эта де­мон­ст­ра­ция ста­но­вит­ся бо­лее чем яв­ной за счет по­хо­жих по­ло­же­ний тел, вы­ра­жаю­щих рас­­сла­бле­нность или встре­во­жен­ность. Их те­ла пе­ре­да­ют не­­ве­рбал­ьные со­об­ще­ния, они слов­но го­во­рят: «Ви­дишь, я со­всем как ты». Это со­об­ще­ние по­сы­ла­ет­ся и «про­чи­ты­­в­ае­тся» на под­соз­на­тель­ном уров­не. Дру­зья, ко­гда они вме­сте, про­сто ощу­ща­ют се­бя «в сво­ей та­рел­ке».

Под­ра­жа­тель­ное По­ве­де­ние мо­жет быть за­ме­ча­тель­­но точ­ным. Дру­зья, ко­то­рые раз­го­ва­ри­ва­ют в рес­то­ра­не, оба опи­ра­ют­ся о сто­лик лок­тем, их те­ла на­кло­не­ны впе­ред под од­ним уг­лом. Ко­гда дру­зья со­гла­ша­ют­ся друг с дру­гом, они ки­ва­ют в од­ном рит­ме. Ес­ли оба дру­га рас­­сл­аб­ились в крес­лах, они еди­но­об­раз­но скре­щи­ва­ют но­ги и кла­дут на жи­вот од­ну и ту же (пра­вую или ле­вую) ру­ку. Ко­гда дру­зья раз­го­ва­ри­ва­ют, стоя у сте­ны, они опи­ра­ют­ся о нее, оди­на­ко­во изо­гнув те­ла, за­су­нув од­ну ру­ку в кар­ман, а вто­рую дер­жа на бед­ре.

Еще бо­лее лю­бо­пыт­но то, что дру­зья во вре­мя бе­се­ды час­то син­хро­ни­зи­ру­ют не толь­ко по­зы, но и дви­же­ния. Ко­гда один рас­прям­ля­ет скре­щен­ные но­ги, вто­рой вско­ре по­сту­пит так же, ко­гда один чуть от­кло­ня­ет­ся на­зад, вто­рой «под­тя­ги­ва­ет­ся». Ко­гда один за­жег си­га­ре­ту или при­­г­убил ви­но, он пы­та­ет­ся убе­дить вто­ро­го по­сту­пить так же. Ес­ли вто­рой не от­ве­ча­ет вза­им­но­стью, пер­вый рас­страи­­в­ае­тся — не по­то­му, что он хо­тел, что­бы его друг за­ку­рил или вы­пил, но по­то­му, что, ес­ли дру­зья не бу­дут ку­рить и пить в од­но и то же вре­мя, син­хрон­ность их дей­ст­вий слег­ка на­ру­шит­ся. В та­ких си­туа­ци­ях мы час­то ви­дим, как один друг убе­ж­да­ет дру­го­го все-та­ки при­сое­ди­нить­ся к не­му, да­же ес­ли оче­вид­но, что вто­рой пред­по­чел бы ос­­тат­ься в сто­ро­не. «Не люб­лю пить один» и «Как слав­но рас­ку­рить си­га­рет­ку в ком­па­нии!» — вот фра­зы, ко­то­рые обыч­но про­из­но­сят­ся в по­доб­ном кон­тек­сте. Как пра­ви­­ло, друг, ос­та­вав­ший­ся без­у­ча­ст­ным, в кон­це кон­цов, по­­ст­уп­ает во­пре­ки сво­им же­ла­ни­ям, что­бы со­хра­нить син­­хро­нность.

«Иди сю­да, са­дись, че­го ты сто­ишь в сто­ро­не?» — по­­до­бное при­гла­ше­ние де­ла­ет­ся с це­лью под­толк­нуть че­ло­­в­ека к Под­ра­жа­тель­но­му По­ве­де­нию. Как пра­ви­ло, груп­пы дру­зей ста­ра­ют­ся за­нять та­кое по­ло­же­ние в про­стран­ст­ве, что­бы мож­но бы­ло без про­блем ими­ти­ро­вать по­зы друг дру­га и дви­гать­ся в об­щем для всех рит­ме. При этом у всех дру­зей воз­ни­ка­ет субъ­ек­тив­ное ощу­ще­ние «лег­ко­сти». Раз­ру­шить это ощу­ще­ние мо­жет лю­бой из них — дос­та­­то­чно по­вес­ти се­бя «не как все», фор­маль­но и на­пря­жен­­но или тре­вож­но и обес­по­ко­ен­но.

Имен­но по­это­му ве­се­лая, по­сто­ян­но ба­ла­гу­ря­щая ком­па­ния дру­зей сра­зу же об­ра­ща­ет вни­ма­ние на то­ва­­р­ища, ко­то­рый съе­жил­ся и ле­тар­ги­че­ски за­стыл в «не­со­­гл­ас­ова­нной» по­зе. Ос­таль­ные бу­дут про­сить его при­сое­­д­инит­ься к ве­се­лью, а ес­ли он по ка­кой-то при­чи­не не мо­жет это­го сде­лать, они ска­жут впо­след­ст­вии, что он вел се­бя «на ред­кость за­нуд­но» и ис­пор­тил весь ве­чер. При этом «за­ну­да» не ска­зал ни од­но­го дур­но­го сло­ва и не сде­лал ни­че­го, что­бы на­вре­дить дру­гим. Он все­го лишь не при­об­щил­ся к Под­ра­жа­тель­но­му По­ве­де­нию дан­ной ком­­п­ании.

По­сколь­ку Под­ра­жа­тель­ное По­ве­де­ние со­пут­ст­ву­ет друж­бе ме­ж­ду людь­ми рав­но­го ста­ту­са, на­чаль­ни­ки мо­гут ис­поль­зо­вать его, ко­гда им нуж­но, что­бы под­чи­нен­ные чув­ст­во­ва­ли се­бя не­при­ну­ж­ден­но. Врач по­мо­га­ет па­ци­ен­ту рас­сла­бить­ся, осоз­нан­но ко­пи­руя его по­зы и жес­ты. Па­­ц­иент, ко­то­рый спо­кой­но си­дит на сту­ле, по­дав­шись впе­ред, скре­стив ру­ки на гру­ди и ус­та­вив­шись в пол, и врач, си­дя­щий ря­дом в точ­но та­кой же по­зе, бы­ст­рее най­дут об­щий язык. Ес­ли врач при­мет бо­лее ти­пич­ную до­ми­нант­­ную по­зу и ос­та­нет­ся си­деть за сто­лом, кон­так­ти­ро­вать с па­ци­ен­том ему бу­дет слож­нее.

В ка­ких бы об­стоя­тель­ст­вах ни встре­ти­лись на­чаль­­ник и под­чи­нен­ный, их по­зы и те­ло­дви­же­ния все­гда бу­дут го­во­рить о раз­ни­це их ста­ту­сов, и в та­кой си­туа­ции под­чи­нен­ный мо­жет до­воль­но про­сто «управ­лять» на­­чал­ьн­иком. Под­ра­жая дви­же­ни­ям па­ци­ен­та, до­ми­ни­рую­щий врач осоз­нан­но «ме­ня­ет» вы­со­кий ста­тус на бо­лее низ­кий, точ­но так же и под­чи­нен­ный, ес­ли ему это нуж­но, мо­жет за­ста­вить на­чаль­ни­ка нерв­ни­чать, ко­пи­­руя его по­зы и жес­ты. Вме­сто то­го что­бы си­деть на кра­­е­шке сту­ла, за­ин­те­ре­со­ван­но по­дав­шись впе­ред, под­чи­­не­нный мо­жет вы­тя­нуть но­ги и рас­сла­бить те­ло, ими­ти­­руя тем са­мым по­зу на­чаль­ни­ка, сви­де­тель­ст­вую­щую о вы­со­ком ста­ту­се. Да­же ес­ли речь под­чи­нен­но­го бо­лее чем уч­ти­ва, он дос­та­вит на­чаль­ни­ку не­ма­ло не­при­ят­ных мо­мен­тов. Луч­ше все­го ста­вить по­доб­ный экс­пе­ри­мент не­по­сред­ст­вен­но пе­ред тем, как по­да­ешь за­яв­ле­ние об уволь­не­нии.

Ино­гда в од­ной и той же груп­пе мож­но на­блю­дать Под­ра­жа­тель­ное По­ве­де­ние в двух ва­ри­ан­тах. Обыч­но это яв­ле­ние свя­за­но с дис­кус­си­ей, в хо­де ко­то­рой груп­па раз­би­ва­ет­ся на две «пар­тии». Ес­ли трое дру­зей спо­рят с че­тырь­мя, чле­ны ка­ж­дой под­груп­пы тя­го­те­ют к оп­ре­де­­ле­нным по­зам и дви­же­ни­ям, ко­то­рые от­ли­ча­ют­ся от поз и дви­же­ний дру­гой под­груп­пы. Бы­ва­ет, что мож­но оп­ре­­д­елить мо­мент, ко­гда один из дру­зей ре­ша­ет пе­рей­­ти «на сто­ро­ну про­тив­ни­ка», еще до то­го, как он об этом объ­яв­ля­ет, по из­ме­не­нию его по­зы: те­перь это по­за «про­тив­ной сто­ро­ны». При­ми­ри­тель, пы­таю­щий­ся до­ми­ни­ро­вать в по­доб­ной груп­пе, мо­жет при­нять по­зу, ко­то­рая во­бра­ла в се­бя эле­мен­ты поз обе­их сто­рон кон­­фли­кта и как бы го­во­рит «я ней­тра­лен»: ру­ки при­ми­ри­­т­еля скре­ще­ны как у од­ной «пар­тии», но­ги — как у дру­гой.

По­след­ние ис­сле­до­ва­ния по­доб­ных си­туа­ций, вклю­чая за­мед­лен­ную ви­део­съем­ку, на­гляд­но де­мон­ст­ри­рую­­щую мель­чай­шие из­ме­не­ния по­ло­же­ний тел, по­ка­за­ли, что при раз­го­во­ре дру­зей на­блю­да­ет­ся «мик­ро­син­хрон­­ность» ма­ло­за­мет­ных дви­же­ний, поч­ти не уло­ви­мая гла­зом. Ес­ли дру­зья по-на­стоя­ще­му близ­ки, у них сов­па­да­­ют и ми­мо­лет­ные кив­ки, и на­пря­же­ние паль­цев, и рас­­т­яг­ив­ание губ, и по­дер­ги­ва­ния те­ла. При этом ритм, в ко­то­ром дви­га­ют­ся дру­зья, очень сло­жен, его вы­яв­ля­ет лишь под­роб­ный ана­лиз ви­део­съем­ки. Впро­чем, че­ло­ве­­ч­еский мозг впол­не спо­со­бен вос­при­нять со­об­ще­ния, по­да­вае­мые те­лом со­бе­сед­ни­ка, и от­ве­тить те­п­ло и аде­к­­ва­тно то­му, кто ко­пи­ру­ет на­ши по­зы и под­ра­жа­ет на­шим дви­же­ни­ям.

Длив­шее­ся во­семь лет ис­сле­до­ва­ние, в хо­де ко­то­ро­го про­во­ди­лась ви­део­съем­ка лю­дей, об­щав­ших­ся в не­фор­­мал­ьных ус­ло­ви­ях, до­ка­за­ло, что за­час­тую рит­мич­ные дви­же­ния двух раз­го­ва­ри­ваю­щих лю­дей сов­па­да­ют с точ­но­стью до 1/48 се­кун­ды. Ес­ли по­кад­ро­во ана­ли­зи­ро­­вать съем­ку, про­из­ве­ден­ную со ско­ро­стью 24 кад­ра в се­­ку­нду, мож­но уви­деть, как го­во­ря­щий и слу­шаю­щий про­из­во­дят вне­зап­ные, ма­ло­за­мет­ные дви­же­ния од­но­­вр­еме­нно, на од­ном и том же кад­ре. Ко­гда го­во­ря­щий еле раз­ли­чи­мо дер­га­ет­ся, под­чер­ки­вая те или иные сло­ва, слу­шаю­щий в от­вет так же не­за­мет­но дви­га­ет ка­кой-ли­бо ча­стью те­ла. Чем бо­лее друж­ны лю­ди, тем боль­ше сов­па­да­ют их рит­мы. В та­ких слу­ча­ях, од­на­ко, под­ра­жа­­ние кро­ет­ся в рит­ме, а не в по­ло­же­ни­ях тел. Два че­ло­ве­­ка ко­пи­ру­ют не столь­ко дви­же­ния друг дру­га, сколь­ко темп, в ко­то­ром эти дви­же­ния со­вер­ша­ют­ся. К при­ме­ру, го­во­ря­щий мо­жет «от­би­вать такт» сво­ей ре­чи, по­дер­ги­­вая го­ло­вой или дви­гая ру­ка­ми, а слу­шаю­щий бу­дет от­­р­ажать этот ритм, чуть от­кло­няя торс впра­во и вле­во. При про­смот­ре ви­део­съе­мок бе­сед па­ци­ен­тов с пси­хи­че­­ск­ими от­кло­не­ния­ми бы­ло сде­ла­но важ­ное от­кры­тие: они поч­ти не под­ра­жа­ли дви­же­ни­ям друг дру­га, син­­хро­нность ис­чез­ла, а с ней ис­чез­ло и ощу­ще­ние дру­же­­с­тве­нн­ости. В том чис­ле по этой при­чи­не при кон­так­тах с та­ки­ми па­ци­ен­та­ми мы ощу­ща­ем их «от­стра­нен­ность» от внеш­не­го ми­ра.

В аме­ри­кан­ском слен­ге 60-х го­дов XX ве­ка име­лись вы­ра­же­ния «good vibes» и «bad vibes», «хо­ро­шие виб­ра­­ции» и «пло­хие виб­ра­ции», оз­на­чав­шие не­при­ну­ж­ден­ное и на­тя­ну­тое об­ще­ние. Те, кто при­ду­мал эти вы­ра­же­ния, яв­но по­ни­ма­ли, пусть и на ин­туи­тив­ном уров­не, фун­да­­ме­нтал­ьную зна­чи­мость Под­ра­жа­тель­но­го По­ве­де­ния и не­осоз­на­вае­мой син­хрон­но­сти ма­ло­за­мет­ных те­ло­дви­же­­ний для по­все­днев­ной жиз­ни.

 

 








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 939;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.