Параметры интерактивных игр
Интерактивная игра | ||||
Имитационная | Организационно-деятельностная | Деловая | ||
Имитационной моделью системы называется модель, исследование которой осуществляется путем эксперимента с ней, воспроизводящего процесс функционирования системы во времени | Игра базируется на основе предъявляемой игрокам исходной информации о состоянии реальной социально-экономической системы, и в нее, как правило, привлекаются реальные участники моделируемого управленческого или социально-экономического конфликта | Под деловой игрой понимается модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического, политического или престижного характера. Деловая игра – это модель процесса принятия управленческого решения | ||
Обучает принятию управленческих решений как на индивидуальном, так и на групповом уровне | Позволяет решить разнообразные проблемы: от вывода предприятия из тупика до разработки концепций и стратегий развития | Позволяет в рамках учебного процесса сместить акцент «с системы знаний» на «систему умений» | ||
Участники осуществляют разнообразное взаимодействие, что создает предпосылки для освоения эффективного коммуникативного опыта | Продолжительна по времени: от одного дня до одного месяца. Участники игры за это время становятся командой единомышленников | Является инструментом научения. Участник игры анализирует, ставит и решает задачи реально. Происходит освоение новой информации и развития умений. | ||
Моделирует разнообразную среду, в которой может оказаться человек, что не только расширяет кругозор участников, но и позволяет приобрести опыт адаптации к новой среде | Ведение игры, аналитика, группообразование, рефлексия по итогам игры представляют играющим возможность знакомиться с разными индивидуальными стилями работы и формами делового взаимодействия, расширяющими коммуникативную компетентность и позволяющими за время участия в игре овладеть конструктивным общением | Разработано достаточно много игр, которые легко адаптировать под конкретную задачу клиента | ||
Их можно использовать не только самостоятельно в рамках изучаемой проблемы, но и как вкрапление в другую технологию | Участники используют сенсорные каналы, чему способствует «управляемое эмоциональное напряжение», интенсифицирующее процесс обучения и вызывающее включенную активность | |||
§ сжимается масштаб времени и упрощается организационная структура (в этом заключается экспериментальный характер игровых моделей).
Игра включает пять основных элементов: игроков, экспертов, организаторов игры, материал по изучаемой проблеме и экспериментальную ситуацию, которую образуют игровая обстановка (имитационная модель среды), сценарий и регламент игры.
Деятельность, связанная игрой, обычно включает:
§ обсуждение и заполнение анкет по изучаемым в имитационной игре проблемам;
§ послеигровую дискуссию;
§ обобщение и анализ полученной экспертной информации;
§ обсуждение ситуации и обмен информацией по проблемам, возникающим между игроками-участниками и организаторами игры (рефлексия).
Структурная схема содержания этапов имитационных игр приведена на рис 12.6.
Организационно-деятельностные игры (ОДИ) предназначены для решения значимых социально-экономических проблем, когда требуется объединение усилий специалистов различного профиля для выработки нестандартных решений.
Специфика организационно-деятельностных игр заключается в том, что руководители игры решают каждый свою задачу в первую очередь: руководитель-исследователь стремится получить решение поставленной проблемы; руководитель-организатор - обеспечить коллективную деятельность участников; психолог - наладить межличностное и межгрупповое общение играющих.
Началу игры предшествует «предигровой этап», который длится иногда несколько месяцев и включает организационную диагностику исследуемой системы. Параллельно формируется количественный и качественный состав каждой игровой команды (в каждую играющую группу включаются два-три человека от руководителей игры, для координации игры, обеспечения творческой атмосферы, Управления конфликтными ситуациями, для обеспечения групповой динамики).
Игра начинается с ввода участников в игру посредством ориентирования коллектива игроков на цели и его психологической подготовки к мобилизации творческого потенциала участников игры.
В качестве инструментов активизации творческого мышления применяются приемы, методы и техники: провоцирование острого конфликта мнений в режиме «жесткой полемики»; использование шуток, игровых заданий, разнообразных конкурсов, вызывающих как отрицательные, так и положительные эмоции; переход от автономной работы групп к пленарным, клубным и другим формам взаимодействия.
Знакомство с игровым материалом
Инструктаж
Подготовительный Тестирование
Погружение в игру
Визуализация
Сочетание отдельных блоков игры
Возможность включения дополнительных игровых модулей
Этапы имитационной игры |
Обеспечение игры техническими средствам
ИгровойСбор, систематизация и обработка экспертной информации
Глубокое погружение участников в проблематику
Постепенное вхождение участников в игровой материал
Равномерность игровой нагрузки на участников игры
Соревновательность игровых групп
Правдоподобие моделируемой ситуации
Присутствие руководителя организации
Открытые вопросы
Закрытые вопросы
ЗаключительныйНаводящие вопросы
Вопросы с подтекстом
Возвратные вопросы
Направленные вопросы
Рис. 12.6. Структурная схема содержания этапов имитационных игр
Моделирование различных циклов развития
Проблемно-деловые Формирование механизмов развития
Развитие коллектива посредством поиска неординарного совместного решения
Имитационно-Мыслительная модель развития социально-экономических систем
моделирующие Деятельностный эквивалент управленческой модели развития организации
Организационно- деятельностные игры |
Развитие и формирование инновационного мышления и поведения работников
ИнновационныеРазвитие способности генерировать и разрабатывать внедренческие проекты
Апробация и экспериментальное проведение новаций
Ориентация на мыследеятельностные цели
Ориентация на психологическое развитие каждого участника
Снятие стереотипов, обучение рефлексивному анализу человеческих отношений
Рефлексивные Обучение групповому и межгрупповому сотрудничеству
Обучение адекватному восприятию деловых партнеров
Обучение взаимопониманию
Поисково- Развитие интеллектуального и творческого потенциала играющих
апробационные Организация умственной деятельности обучающихся
Решение проблем развития организации
Рис. 12.7. Типология организационно-деятельностных игр
Учебные
Исследовательские
Экспериментальные
По целевому назначению Проектировочные
Производственные
Аттестационные
Универсальные
По форме взаимодействия С взаимодействием участников и групп
участниковБез влияния решений одной группы на результаты и поведение другой группы
По динамике моделируемыхСаморазвивающиеся
ситуацийС регламентированным временем
С произвольным (зависящим от трудностей решения задач) регламентом
Деловые игры |
Ручные
По способам обработки и С использованием обычных технических средств и оргтехники
и передачи информации С использованием электронно-вычислительной машины
С использованием Интернета
С реальным масштабом времени
По скорости игрового В условно-ускоренном времени
времениВ условно-замедленном времени
В произвольном масштабе времени
С использованием устной, письменной (вербальной и невербальной), визуальной коммуникации
По типу коммуникацииС использованием формальной и неформальной коммуникации
С использованием межличностной и межгрупповой коммуникации
По конечному продукту игры С материализованным конечным результатом
С абстрактным результатом
Рис. 12.8. Классификация деловых игр
Последующие этапы включают действия:
§ работа в группах;
§ обсуждение принятых решений на дискуссиях или пленумах межгруппового характера;
§ командные («штабные») разработки;
§ анализ хода игры и полученных руководством игры и ее участниками результатов (рефлексия).
Анализ хода игры осуществляется ее руководством (без участия игроков) с использованием всей информации о деятельности групп, собранной представителями руководства в них. В итоге в каждый игровой день вырабатывается все более совершенная стратегия проведения игры для следующего цикла работы играющих. В этом случае сохраняется лишь общая структура игры, а содержание этапов может подвергаться значительной коррекции и даже полностью меняться.
Важный этап работы - обобщение полученных результатов и «вывод» участников из игры: руководство разрабатывает итоговые документы, содержащие постановку проблемы, процедуру ее рассмотрения и предложения по ее решению.
Организационно-деятельностные игры характеризуются следующими признаками. Во-первых, они отличаются продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель при участии большого коллектива играющих (50 человек и более). Во-вторых, в игре моделируется деятельность участников по решению проблем управления на основе информации о состоянии реального объекта. В-третьих, роли в игре условны и объединены общей целью, достижение которой требует коллективной деятельности по выработке решений. В-четвертых, управление эмоциональным напряжением участников игры обеспечивается специальными игротехническими средствами, при этом система оценивания деятельности участников игры зачастую отсутствует. И в-пятых, последействие принятых решений в игре не прослеживается и поэтому не используется для коррекции.
Типология организационно-деятельностных игр приведена на рис. 12.7.
В деловой игре, как отмечает В.Я. Платов, синтезируются характеристические признаки метода анализа конкретных ситуаций, игрового проектирования и ситуационно-ролевых игр. Поэтому игра строится на моделировании объекта управления, но для принятия решений в ней обязательно должны быть и должностные роли, и роли игровые, а также должно присутствовать игровое проектирование решений и взаимодействие участников.
Деловая игра включает такие понятия, как «игра», «модель», «имитация», которые взаимосвязаны и взаимопроникаемы. В таких играх выделен аспект инструментального обучения участников и в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реальностью в большей степени межличностный аспект. Поэтому, хотя деловые игры по основному замыслу преследуют задачу «погружения» участника игры в реальную практику для столкновения его с действительностью, игровая имитационная модель по своей природе эту задачу упрощает, главным образом в направлении придания статичности межличностным и деловым отношениям, что искажает реальную действительность. Классификация деловых игр приведена на рис. 12.8.
Классификация деловых игр может осуществляться и по ряду других признаков. Пример классификации, взятый из учебника В.П. Пугачева по управлению персоналом, приведен в табл. 12.3.
При разработке и проведении деловых игр нужно учитывать следующие принципы:
§ репрезентативности и достаточности элементов игровой ситуации (элементы должны достаточно полно представлять имитируемую ситуацию в соответствии с поставленными целями);
§ модульности характера игры (организационные модули, функциональные модули, этапные модули);
§ системности игры и ее включенности в общую программу.
Важнейший аспект деловой игры - подготовка к ней, за которой следуют формирование игровой группы, руководство процессом игры, подведение итогов и оценка результатов.
Подготовка игры включает такие мероприятия, как:
§ выбор игровой методики, соответствующей учебным целям и уровню подготовленности участников;
§ проверка пригодности аудиторий для игры;
§ определение способов фиксации результатов в процессе игры и поведения самих игроков;
§ определение способов анализа игрового процесса;
§ обеспечение целевой направленности процесса игры;
§ оптимизация требований к участникам;
§ структурирование игры во времени;
§ использование технических средств обучения (например, видеокамеры).
Формирование группы предполагает оценку индивидуальных качеств обучаемых (например, по результатам тестирования), степени их подготовленности и игровой мотивации. Участники игры должны знать условия и правила игры и стремиться к установлению доверительных отношений.
Таблица 12.3.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1664;