Имитационные игры
Игра - это механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта, причем главный в данном механизме - сам процесс деятельности ее участников. Поэтому важным является не только распределение ролей и определение правил игровых действий, но и моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения.
Главный компонент игры - роль и ее принятие. Игровые действия могут задаваться сценарием, ведущим игру, нормативными документами или формируются самими игроками. Моделирование, которое по определенным правилам систематизирует всю конструкцию игры, обеспечивает замену реальных ситуаций искусственно сконструированными поведенческими образцами.
Деловые игры выполняют функцию выявления и оценки индивидуальных качеств личности с помощью определенных испытаний, но по сравнению с тестами имеют такие отличия:
§ основываются на поведении испытуемых;
§ представляют собой коллективное (групповое) взаимодействие;
§ имеют большую сложность и взаимозависимость решаемых задач, поскольку содержат комплекс взаимосвязанных действий;
§ имитируют реальную ситуацию;
§ включают не только элементы диагностики, но и несут в себе функцию обучения, тренинга, воспитания, решения практической задачи;
§ эффективность игр зависит от эффективности процесса их протекания.
Интерактивные игры основаны на активном, эмоционально окрашенном общении участников друг с другом и консультантом.
В процессе проведения интерактивных игр реализуются следующие потребности участников:
§ преодолеть комплексы неполноценности;
§ научиться вести переговоры конструктивно;
§ освоить навыки презентации информации, товаров и услуг;
§ выработать умение осуществлять анализ и синтез явлений;
§ выяснить различные точки зрения участников для последующего осуществления командообразования;
§ приобрести знания и опыт в решении проблем;
§ приобрести умения в разработке стратегий развития организации;
§ научиться мотивировать коллег.
А.П. Панфилова - доктор экономических наук, профессор кафедры социального менеджмента РГПУ им. А.И. Герцена к принципам интерактивного взаимодействия относит следующие позиции:
§ организация «игрового поля» в соответствии с видом игровой деятельности (для проведения многочасовых игр необходимо предусмотреть несколько помещений) — игровое поле должно раскрепощать участников игры, а не создавать им дополнительные трудности;
§ важно проигрывание участниками не только управленческих ролей, но и ролей игровых (оппонента, пессимиста, оптимиста, реалиста, адвоката, судьи, провокатора, визуалиста, психолога и т.д.) с учетом индивидуальных способностей, проявляемых участниками в процессе игрового взаимодействия;
§ обучение взаимодействию необходимо осуществлять в режиме строгого соблюдения сформулированных (консультантом) норм, правил, поощряя или наказывая за демонстрируемые участниками результаты;
§ обучение принятию решений требует соблюдения достаточно жесткого регламента и наличия элемента неопределенности в информации, а также освоения прогрессивных подходов к коллективному принятию решений;
§ обязательность присутствия участников (и в первую очередь руководителя организации) на всех этапах проведения интерактивных занятий.
К интерактивным играм относят, прежде всего, имитационные игры, организационно-деятельностные и деловые игры (табл. 12.2).
Интеракция происходит в процессе вербального и невербального общения людей.
В имитационных играх игровая система отличается от ее реального аналога тремя основными условиями:
§ реальные должности работников организации заменяются исполнителями ролей этих работников;
§ реальная информация об организации заменяется псевдореальной информацией, получаемой с помощью имитации реальных процессов (в этом заключается имитационный аспект рассматриваемых моделей);
Таблица12.2.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 685;