Новые факторы и условия развития инфраструктуры.
Территория является комплексным ресурсом, который реализуется при взаимодействии природных ресурсов, географического положения и обустройства населения. Следовательно, её необходимо рассматривать как социально-географическое пространство, выделенное тем или иным образом.
Транспортная инфраструктура обычно развивается в соответствии с особенностями территории. Отраслевой состав инфраструктуры соответствует производственной специализации района, производственной и территориальной структуре хозяйства. Территориальные уровни транспортной инфраструктуры (магистральная общегосударственная, региональная, местная) отражают масштаб размещения производительных сил и хозяйственную структуру обслуживаемой территории.
Инфраструктура несет запас инерционности, который реализуется в дальнейшем развитии пространственных структур. Проявление инерционности вызывает в определенных случаях отставание развития инфраструктуры.
Инерционность территориальных структур – функция развитости инфраструктуры (исторической и экономико-географической среды, разветвленности сети и т. д.) и размера вовлеченных масс. Она показывает количество степеней свободы у элементов системы в неодинаковых по степени развитости регионах. Инерционность – величина обратная количеству степеней свободы. Их число можно определить по наличию взаимодействующих между собой составляющих инфраструктуры, числу связей с внешним по отношению к рассматриваемому региону миром, их качеству (например, по видам транспорта, расстояниям или скоростям).
Реакция территории на действие экзогенных факторов (вложение средств) определяется запасом инерционности, развитостью транспортных сетей, плотностью населения и многообразием производств.
В эпоху НТР транспортная инфраструктура становится важным фактором увеличения динамизма размещения промышленности, повышения пространственной эластичности производства. Одновременно она является важным стабилизирующим фактором производства, вызывая инерционность его размещения. Инерционность размещения определяется выгодами транспортно-географического положения, наличием соответствующей базы обслуживания, информации, управления, НИОКР и т.д.
Пространственная инерционность транспортно-инфраструктурных систем зависит от соотношения стабильной и динамичной составляющих. Но их роль на отдельных этапах развития изменяется. От этого инерционность всей территориальной структуры района также может измениться. Данные связи хорошо прослеживаются в международном масштабе. 1970-е и 1980-е гг. стали переломными для многих трендов. Это нашло выражение в новом этапе интернационализации хозяйства – кооперировании производства. Так, порты международного значения с усилением процесса контейнеризации стали обладать мощными стимулами для притяжения промышленности. Это сопровождалось концентрацией судопотоков, портовой деятельности, капитала, изменением соотношения «центр – периферия». Однако накопление и диверсификация динамичных элементов инфраструктурных систем потребовали развития и менее подвижных сетевых элементов.
Динамичность подвижной составляющей инфраструктуры вызывается внешними воздействиями, в особенности потребностями общества, необходимостью увеличивать пропускную способность транспорта, а также дальность поездок. Это реализуется развитием подвижного состава и вводом новой техники. Поэтому развитие транспортной сети как передатчика связи обычно отстает от развития подвижного состава как носителя передвижения. Наиболее остро диспропорции между более и менее подвижными составляющими инфраструктуры наблюдаются в городах, где взаимодействие обеих составляющих представлено в наиболее концентрированной форме. Передвижения в городе лимитированы затрачиваемым на поездку временем. Именно появление автомобиля и скоростных видов общественного транспорта привели к расширению городского пространства.
Растущее значение транспортной инфраструктуры в решении структурных (и отраслевых, и территориальных) проблем экономики требует исследования общих мирохозяйственных тенденций развития инфраструктуры. Основой реализации мирохозяйственных тенденций, в том числе опережающего развития внешнеэкономического сектора хозяйства, стал прогресс в области производственно-инфраструктурных систем — транспортных, информационно-коммуникационных, складских и распределительных. Они оказывают все более значимое «обратное» воздействие на сдвиги в структуре мирового хозяйства.
Таким образом, интегрирующая роль транспорта как мощного фактора ускорения экономического и социального развития стран и регионов, мирового хозяйства в целом значительно усиливается.
Дата добавления: 2015-08-08; просмотров: 916;