АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 1 страница

 

Автор: доктор юридических наук, профессор каф. ТИГП НовГУ С.И. Митина

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава I. МЕСТО И РОЛЬ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В СИСТЕМЕ ДРУГИХ НАУК

§ 1. Политико-юридический характер теории государства и права

§ 2. Место и роль теории государства и права в системе

гуманитарных наук

§ 3. Соотношение теории государства и права с другими

юридическими науками

 

Глава II. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ

§ 1. Роль экономики в генезисе права

§2.Соотношение права и экономики в различных социальных

системах

 

Глава III. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

§ 1. Постановка проблемы

§ 2. Тип соотношения государства и права

§ 3. Некоторые методологические аспекты соотношения

государства и права

§ 4. Конкретное понимание соотношения государства и права

 

Глава IV. К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПРАВА

§1. Регулятивная система первобытного общества: мононорма или

архаическое право?

§2. Архаическое право с позиции юридической этнологии и

юридической антропологии

§ 3. Происхождение права: конкретизация проблемы

 

Глава V. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ

§ 1. Понятие правовых средств

§ 2. Основные признаки правовых средств и их содержание

 

Глава VI. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

§ 1. Спорные вопросы понятия "законный интерес"

§ 2. Соотношение законного интереса и субъективного права

 

Глава VII. ПРОБЛЕМЫ ЛЬГОТ И ПООЩРЕНИЙ В ПРАВЕ

§ 1. Понятие, признаки и функции правовых льгот

§ 2. Понятие, признаки и функции правовых поощрений

§ 3. Поощрительные санкции

 

Глава VIII. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

§ 1. Правовые системы и критерии их классификации.

Правовые семьи

§ 2. Англо-саксонская правовая семья

§ 3. Романо-германская правовая семья

§ 4. Мусульманское право

 

Глава IХ . МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ

§1. Содержание (объем) понятия "юридическая ответственность"

§2. Общая теория юридической ответственности и

теории ответственности отраслевых юридических наук

 

 

Глава I. МЕСТО И РОЛЬ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ДРУГИХ НАУК

§ 1. ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Название каждой научной отрасли знаний и учебной дисциплины от­ражает не только особенности их предмета, но также их характер и содержание. Это касается как естественных, технических, так и гума­нитарных, общественных наук.

Теория государства и права в этом отношении не является исключе­нием. Характер и содержание ее, находясь в органической связи и бу­дучи обусловленными предметом этой науки, в значительной мере от­ражаются в ее названии.

О чем говорит название рассматриваемой отрасли знаний и учебной дисциплины?

Во-первых, о том, что это - теория. А теория понимается как "система обобщенного знания", объяснения различных сторон иссле­дуемого явления. Она воспринимается также как "форма научного зна­ния, дающая целостное представление о закономерностях и существен­ных связях действительности".

Во-вторых, о том, что это не абстрактная теория, а "система обоб­щенного знания" о конкретных явлениях, в качестве каковых выступа­ют государство и право.

В-третьих, о том, что это не изолированные друг от друга явления и соответствующие им институты и учреждения, а взаимосвязанные, взаи­мозависимые и дополняющие друг друга.

И в-четвертых, о том, что рассматриваемые феномены в виде госу­дарства и права по своему происхождению являются не естественными, техническими или природными, а сугубо общественными, социальными явлениями.

Исходя из того, что государство как социальное явление общеприня­то (а рпоп) считать и политическим явлением, а право, естественно, -юридическим явлением, в результате приходим к логическому выводу о том, что рассматриваемая отрасль знаний и учебная дисциплина под названием "теория государства и права", имеющая дело с данными фе­номенами, должна рассматриваться не иначе как одновременно в каче­стве политической и юридической отраслей знаний и дисциплины. По­литико-правовой характер теории государства и права отражается, таким образом, в ее названии.

Однако, допуская возможность определения характера теории госу­дарства и права, равно как и любой иной дисциплины, по названию, следует обратить внимание вместе с тем на известную условность и да­же поверхностность такого подхода и "метода" определения.

Дело прежде всего в том, что данная отрасль знаний и учебная дис­циплина не везде и не всегда именовалась и именуется теорией государ­ства и права или общей теорией государства и права, как она сейчас иногда называется1.

В ряде случаев она ассоциируется, например, с тем, что раньше на­зывалось энциклопедией права. Раскрывая характер и содержание дан­ной, довольно древней дисциплины, в которую, по словам Г.Ф. Шерше-невича, в конце XVIII - начале XIX в. ворвался "новый философский дух", автор говорит о том, что в этот период энциклопедия права пред­ставляла собой "соединение элементов юридического, философского и исторического". В ее содержании в данный, как и в последующие, пе­риод выделялись две основные тенденции. С одной стороны, стал замет­но сокращаться традиционный для данной дисциплины "обзор различ­ных частей положительного права". А с другой - "стал выдвигаться очерк основных понятий о праве. Энциклопедия права начала прибли­жаться к философии права".

Несмотря на то что в российских и западноевропейских университе­тах данной дисциплине первоначально уделялось значительное внима­ние, что ее нередко называли "наукой наук" и считали, что она "служит необходимым введением в изучение специальных юридических наук", все же состоятельность энциклопедии права как самостоятельной от­расли знаний и учебной дисциплины подвергалась со стороны ряда из­вестных в тот период ученых-юристов сомнению. Со временем в Рос­сии энциклопедия права по своему названию и содержанию постепенно "перешла в теорию права", а на Западе наряду с ней и под ее опреде­ленным влиянием набрала силу такая дисциплина, как современная юриспруденция.

Нужно отметить, что юриспруденция как наука и учебная дисципли­на возникла задолго до появления энциклопедии права. Юриспруденция, писал в связи с этим Л. Петражицкий, это "весьма древняя наука и уче­ная профессия". Существование и "обильное развитие этой ученой профессии" является "характерным спутником правовой жизни" уже на таких ступенях развития культуры, когда о появлении и развитии науч­но-теоретического знания и исследования, "о добывании и разработке научного света ради него самого, ради знания и объяснения явлений еще нет и не может быть речи"1. В настоящее время, как и раньше, среди авторов, занимающихся проблемами юриспруденции, нет едино­го мнения ни о предмете, ни о методе, ни о характере этой весьма важной юридической отрасли знаний и дисциплины.

Отмечая это обстоятельство и подчеркивая "неопределенность" даже самого термина и названия этой науки и дисциплины, американские юристы считают, например, что юриспруденция представляет собой: а) систему знаний и "умений" в области права; б) науку, изучающую "писаные и неписаные права человека как таковые"; в) "систему права и самое право" . Канадские ученые определяют юриспруденцию как "науку о праве, которая исследует принципы позитивного и реально существующего права, а также правовые отношения". Основными ее задачами являются: установление принципов, на основе которых созда­ются и реализуются нормы права; классификация этих принципов и установление их субординации; выделение в каждом из принципов наи­более важных, существенных элементов и отделение их от несущест­венных и др.

Японские исследователи рассматривают юриспруденцию в качестве научной и учебной дисциплины, занимающейся "изучением природы права, причин и условий его возникновения и развития". К основным направлениям ее исследования они относят: проблемы методологии пра­ва; изучение причин и условий возникновения и развития права; исто­рию развития политической и социальной мысли; теорию государства и права с особым выделением демократических и тоталитарных доктрин; основные принципы организации деятельности органов юстиции и др.

Наконец, отечественные ученые-юристы, отождествляя юриспруден­цию с правоведением и юридической наукой, рассматривают ее как "общественную науку, изучающую право как особую систему социаль­ных норм", правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества . Сравнивая различные сложившиеся в юридическом мире представления о юриспруденции как о науке и учеб­ной дисциплине с содержанием теории государства и права, нетрудно заметить, что между ними существуют значительные черты сходства. Речь идет, разумеется, о содержании теории государства и права и

 


юриспруденции, а не об их названии. Аналогично дело обстоит и с эн­циклопедией права, у которой сходное с теорией государства и права содержание, но, как видим, разное название.

Из этого следует, что, несмотря на то что, по общему правилу, на­звание той или иной отрасли знаний и дисциплины, включая теорию государства и права, адекватно отражает ее содержание, из этого прави­ла имеются исключения. Поэтому при определении характера теории государства и права как самостоятельной отрасли знаний и учебной дисциплины гораздо важнее и надежнее использовать не ее название, а предмет и содержание.

Отвечая на вопрос, каков характер теории государства и права и что она представляет собой в социальном плане, следует обращать внима­ние прежде всего не на ее название, а на то, чем она занимается, какие стороны или аспекты государства как политического феномена и права как юридического явления она изучает, что составляет ее предмет и содержание.

Важно исходить также из того, какие по характеру цели стоят перед теорией государства и права и какие задачи она решает. Ведь от того, на что направлено изучение охватываемого ее предметом материала, для решения каких по своему характеру (политических, юридических, сугу­бо научных, образовательных и пр.) задач используются получаемые при исследовании государства и права с позиций данной дисциплины научные знания, также в значительной степени зависит характер теории государства и права.

Разумеется, в реальной жизни четкое деление задач или целей, кото­рые преследуются в процессе научных исследований и при изучении теории государства и права, на чисто политические, академические и другие далеко не всегда представляется возможным, ибо зачастую они переплетаются друг с другом и взаимно дополняют друг друга.

Такое деление является весьма условным и относительным, но тем не менее оно имеет смысл. Дело в том, что выделение даже смешанных (политических с юридическими, академических с политическими и т.д.) целей и задач, которые решаются в рамках теории государства и права, помогает наряду с ее предметом и содержанием лучше понять характер данной дисциплины.

Какие же задачи по своему характеру решает теория государства и права и какие цели она при этом преследует? Отвечая на данный во­прос еще в начале XX в. в отношении теории права, известный русский ученый И. Михайловский писал, что общая теория права ставит перед исследователем, по крайней мере, две академические задачи. Первая из них заключается в том, чтобы построить "логически законченную систему понятий, лежащих в основе всех специальных юридических наук, и обобщить все результаты этих наук в одно гармоническое целое, проникнутое не только внешним, но и внутренним единством".

А вторая задача состоит в том, чтобы "изучить методы, при помощи которых разрабатываются специальные науки". При этом, пояснял автор, то, что "эта последняя задача не входит в область ни одной из специальных наук, совершенно очевидно: вопросы методологии являют­ся общими для всех наук".

Аналогичные академические, точнее, методологические по своему характеру, задачи решала раньше и теория государства. На ранних стадиях развития общества, когда, с одной стороны, не проводилось деления между государством и политикой, когда, по выражению Г. Еллинека, "под влиянием античных воззрений" практиковалось употребле­ние терминов "наука о государстве" и "политика" в качестве "равнозна­чащих" , а с другой - не прослеживалась достаточно четкая и последо­вательная взаимосвязь и взаимозависимость между государством и пра­вом, задачи теории государства и задачи теории права ставились и ре­шались обособленно.

Наука о государстве классической древности, констатировал в связи с этим Г. Еллинек, "не различала строго учений о государстве и о пра­ве", тем более что для нее "все вообще человеческое общежитие имело государственный характер". Прогрессирующая специализация, пояснял автор, обязанная своим происхождением развитию науки о праве у рим­лян, возвысила общее правоведение, в рамках которого стали изучать не только вопросы государства, но и вопросы права, "на ступень самостоя­тельной области знания"3. В более поздний период развития общества и государства, включая современный, когда наряду с продолжавшейся и продолжающейся дифференциацией юридических наук и систем права на новые отрасли, подотрасли и институты возникла одновременно по­требность в "обобщающей" науке, каковой логически стала теория го­сударства и права, задачи теории государства и задачи теории права приобрели известную общность и стали решаться не обособленно друг от друга, а вместе.

Поскольку в реальной жизни и в теории, отражающей эту жизнь, "науки о государстве и о праве находятся в тесной систематической связи", писал еще в XIX в. Г. Еллинек, то существуют дисциплины, которые должны быть отнесены к той и другой, именно дисциплины, изучающие "юридические свойства и отношения" как самого государст­ва, так и права. "Они являются науками как о государстве, так и о пра­ве" . Одной из таких наук наряду с историей государства и права, исто­рией политических и правовых учений и др. является теория государст­ва и права.

Решая общие для теории государства и для теории права методо­логические задачи, она тем самым решает и политико-юридические задачи. Ибо так же как нет методологии в "чистом", социально или классово нейтральном виде, так нет и соответствующих социально или классово "чистых" методологических задач.

Например, решая такой методологически важный вопрос, как вопрос о понятии и определении права - этого "высшего и основного понятия" в юридической науке, по представлению Г.Ф. Шершеневича1, или же решая аналогичный вопрос о понятии и определении государства, мы тем самым решаем одновременно и соответствующие политико-юридические вопросы. А именно вопросы о том, чьи социальные, а точ­нее, социально-политические и правовые, ценности и интересы данные понятия и определения отражают; по каким социально-политическим и юридическим представлениям (чертежам) создаются те или иные госу­дарственно-правовые конструкции; наконец, в чьих политических и иных интересах они функционируют, чьи интересы и ценности они при этом выражают и защищают.

Наряду с методологическими задачами теория государства и права одновременно решает и мировоззренческие вопросы. Мировоззрение согласно сложившемуся о нем представлению выступает как "система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности"2.

Мировоззрение в широком смысле слова включает совокупность всех самых разнообразных взглядов человека на окружающий мир. Это и философские, и политические, и правовые, и этические, а также иные взгляды и представления. В решающей мере мировоззрение формирует­ся под влиянием окружающего человека материального и духовного бытия, а также под воздействием получаемой им в процессе жизнедея­тельности многообразной информации и различных знаний.

Немаловажную роль среди последних играют знания, формирующие­ся в рамках теории государства и права и получаемые в процессе ее изучения.

Будучи научными по своей природе, объективно отражающими ок­ружающий человека государственно-правовой мир, они тем не менее выражают вполне определенное (философское, политическое, этическое и пр.) видение государственно-правовых явлений, институтов и учреж­дений.

В советской юридической литературе такое видение именовалось классовым подходом к рассмотрению проблем государства и права, объективным восприятием их сквозь призму классовых интересов, цен­ностей и отношений. Нередко оно сопровождалось ссылками на много­кратно подтвержденное самой жизнью, в принципе правильное, но не­сколько одностороннее ввиду своей ориентации только на классовое восприятие положение В.И. Ленина о том, что "люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, поли­тическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыски­вать интересы тех или иных классов"1.

Односторонность такого ориентированного только на классовые ин­тересы и ценности утверждения и подхода к оценке и восприятию госу­дарственно-правовых явлений, институтов и учреждений заключается в том, что при этом не учитываются все иные (групповые, индивидуаль­ные, национальные и пр.) интересы и ценности. Это, несомненно, явля­ется крайностью.

Однако другой, не менее ярко проявляющейся особенно в настоя­щее, постсоветское время крайностью является представление о госу­дарстве, праве, законности, конституционности и пр. как о неких "сво­бодных" от каких бы то ни было интересов и ценностей, кроме "обще­мировых", "общечеловеческих" и других феноменов. За такими утвер­ждениями на бытовом прагматическом уровне чаще всего скрывается невежество или лукавство, а на политическом и идеологическом уров­нях - элементы фарисейства и демагогии. Дело в том, что в мире не бы­ло и нет ни "чисто" классовых, ни "чисто" надклассовых, "общечелове­ческих" ценностей и интересов, а соответственно и отражающих их представлений и понятий о государственно-правовых явлениях, институ­тах и учреждениях. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы. И все они в той или иной мере отражаются в их понятиях и определениях.

Теория государства и права, вырабатывая эти понятия и формулируя их определения, с неизбежностью (хотя и в разной степени) учитывает во избежание их явной субъективности и общественной неприемлемо­сти все эти социальные ценности и интересы, создает тем самым объек­тивно необходимые предпосылки для формирования как отдельных по­литико-правовых взглядов граждан, так и всего их мировоззрения. В этом также, помимо ранее названных факторов, проявляется политико-юридический характер данной отрасли знаний и учебной дисциплины.

§ 2. МЕСТО И РОЛЬ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Теория государства и права, как было уже отмечено, является дале­ко не единственной наукой и учебной дисциплиной, объектом исследования которой являются государство и право. Изучением последних за­нимаются также и другие дисциплины. Среди них важное место зани­мают неюридические отрасли знаний и дисциплины, такие, как фи­лософия, политология, экономические науки, социология и социальная психология.

В процессе исследования государства и права вполне естественно и неизбежно возникает вопрос о соотношении их друг с другом, а также с теорией государства и права.

Как соотносится, например, теория государства и права с филосо­фией, имеющей также отчасти дело с государственно-правовой матери­ей? Отвечая на данный вопрос, следует сказать прежде всего, что фило­софия является наукой о всеобщих закономерностях, которым подчиня­ется как бытие человека (природа и общество), так и человеческое мышление, процесс познания. С теорией государства и права у нее весьма глубокая и многогранная связь, которая прослеживается по раз­ным направлениям.

Теория государства и права широко использует, в частности, фило­софские категории и всеобщие понятия, выработанные в течение мно­гих столетий представителями этой науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития и совершенствования постоянно опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей фор­мулировать общие принципы государственно-правового развития обще­ства.

Среди философских категорий и понятий, которые активно исполь­зуются в теории государства и права, в качестве примеров можно на­звать такие, как "отношение", "функция", "прогресс", "свобода", "раз­витие", "эволюция", "связь", "целое" и др. Широкое использование философских категорий и понятий в рамках теории государства и права имеет не только сугубо теоретическое, но и огромное методоло­гическое значение.

Большое значение для развития теории государства и права имеет также широкое использование ею философских законов и закономерно­стей, а кроме того, огромную важность для нее представляет философ­ский, мировоззренческий аспект. Ведь не следует забывать, что фило­софия является одной из важнейших форм общественного сознания, направленной на выработку определенного мировоззрения как отдельно­го человека, так и всего общества, на формирование системы идей, взглядов и представлений об окружающем мире и о месте в нем челове­ка. И от того, на каких мировоззренческих позициях стоит исследова­тель, в значительной мере будут определяться и результаты его исследо­ваний.

В учебной и научной литературе совершенно справедливо в связи с этим указывается на то, что "обращение к передовым достижениям философии при изучении проблем государства и права" позволяет иссле­дователям избегать мировоззренческих ошибок, способствует правиль­ной постановке новых проблем и более осознанному решению "вечных" вопросов государства и права.

Прямая и остро ощутимая зависимость государственно-правовых теорий и взглядов от тех или иных философских воззрений прослежи­вается на всех этапах развития человеческого общества.

Идеалистические основы мировоззрения зачастую способствовали выработке и насаждению антидемократических государственно-право­вых теорий и идей. Например, идеалистическая по своему характеру философская система Гегеля объективно способствовала распростране­нию консервативно-реакционных взглядов на государство и право. Рас­сматривая государство как идею разума, свободы и права, а его сущест­вование и функционирование - как "шествие бога в мире", Гегель предлагал в качестве образца такой "идеи разума" считать конституци­онную монархию. Развивая свои взгляды в далеко не демократических условиях Прусской монархии, Гегель рьяно отстаивал суверенитет на­следственного конституционного монарха, отвергал демократическую идею народного суверенитета, восхвалял чиновничество как главную опору государства "в отношении законности и интеллигентности".

Материалистические основы мировоззрения в отличие от идеали­стических чаще всего способствовали возникновению и развитию про­грессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей. В качестве примера можно сослаться на материалистические основы мировоззрения Дж. Локка, способствовавшие выработке представления о государстве как о "социальном институте", призванном обслуживать интересы не отдельных лиц, а всех слоев общества, о неотчуждаемости человеком "ни при каких обстоятельствах" ряда естественных прав и свобод (право на жизнь, право владения имуществом и др.), о необхо­димости и важности установления и реализации принципа разделения властей и др.

Справедливости ради следует отметить, однако, что не всегда идеа­лизм в философии приводил к появлению консервативных, антидемо­кратических теорий и идей в сфере государственной и правовой жизни. И наоборот. Материалистические философские воззрения не всегда вы­ступали в качестве надежной основы для выработки и реализации про­грессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей.

В подтверждение сказанного можно сослаться на идеалистические основы мировоззрения Т. Мора, сочетавшиеся с его твердыми религиоз­ными убеждениями, которые не только не привели его, как это можно было ожидать, исходя из его мировоззрения и социального положения (известный государственный деятель, канцлер Англии в 1529-1532 гг.), к оправданию существовавшего в то время в Англии антидемократиче­ского по своей природе монархического строя, но, наоборот, подтолк­нули его к завуалированной критике этого строя, к описанию им в сво­ей знаменитой "Утопии" некоего идеально-демократического, фантасти­ческого по своему духу государственного строя.

В отличие от других стран, повествовал автор устами своего героя Гитлодея, где "повсюду говорящие об общественном благополучии забо­тятся только о своем собственном", при данном, единственном в своем роде, общественном строе, "где нет никакой частной собственности, они фактически занимаются общественными делами". Далее. Если каж­дый знает, что "как бы общество ни процветало, он все равно умрет с голоду, если не позаботится о себе лично", то в силу необходимости он "должен предпочитать собственные интересы интересам народа".

Что же касается данного общественного строя, то здесь, "где все принадлежит всем, наоборот, никто не сомневается в том, что ни один частный человек не будет ни в чем терпеть нужды, стоит только поза­ботиться о том, чтобы общественные магазины были полны". Тут не надо тревожиться, продолжал автор, насчет своего пропитания, "не при­ходится страдать от жалобных требований жены, опасаться бедности для сына, беспокоиться о приданом дочери". Каждый может быть спокоен "насчет пропитания и благополучия как своего, так и всех своих близ­ких"1.

Говоря о роли философского мировоззрения в разработке государст­венно-правовых теорий и идей, нельзя забывать о том, что оно способ­ствует не только развитию научных исследований, но и лучшему усвое­нию изучаемого в курсе теории государства и права материала.

Наряду с философией теория государства и права имеет тесные связи и с политологией. Политология - это наука, занимающаяся изу­чением всего многообразия политологического мира, именуемого поли­тикой. В поле зрения исследователей-политологов находятся общие за­коны развития политических явлений, институтов и учреждений, вопро­сы политической власти, политической системы, политической идеоло­гии, политического режима, политических отношений и др.2

Используя политологические данные, теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления не только с точки зре­ния их внутреннего строения, формы, сущности и содержания, но и под углом зрения их места и роли в системе других политических по своему характеру явлений, институтов и учреждений. Это дает возможность исследовать их не только самих по себе, но и в контексте их связей с окружающей политической средой. В результате такого подхода, на­пример, к исследованию государства или его отдельных органов появля­ется возможность видения государства и его аппарата не только "изнутри", но и "извне" - со стороны его связей с политической систе­мой общества или же с ее отдельными элементами, такими, как поли­тические партии, общественно-политические организации, союзы и пр.

Между теорией государства и права и политологией существуют не только прямые, но и обратные связи. Это означает, что не только поли­тология оказывает влияние своими знаниями на развитие теории госу­дарства и права, но и наоборот. Последнее проявляется, в частности, в том, что в процессе проведения политологических исследований и изу­чения курса политологии широко используются наряду с собственно политологическим материалом также положения и выводы, сделанные специалистами в области теории государства и права. Это касается, например, вопросов понятия государства и государственного механизма, проблем определения политической власти, соотношения политического и государственного режимов, форм и функций государства, соотноше­ния государства, политических партий и регулирующих их деятельность норм права.

Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономическими науками. Последние, выступая в качестве важнейшей составной части общественных наук, включают политиче­скую экономию, историю экономической мысли, экономическую стати­стику, экономику труда, экономику отдельных отраслей хозяйства, фи­нансы и кредит и др. Теоретическую и методологическую основу эко­номической науки составляет политэкономия.

Экономические науки, занимаясь изучением различных средств и способов производства, форм собственности, методов управления эко­номикой, характера производительных сил и производственных отноше­ний, проблем труда и заработной платы и т.п., решают тем самым не только сугубо экономические, но и социально-политические вопросы.








Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 2734;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.037 сек.