АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 7 страница
А. Тойнби пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации. Понятие цивилизации он сформулировал как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также территориальный признак. "Исследуя основания каждого отдельного общества, в одних случаях мы обнаруживаем, -пишет А. Тойнби, - что оно состоит в сыновнем родстве с более древним обществом благодаря наличию вселенской церкви ... (которая) является основным признаком, позволяющим предварительно классифицировать общества одного вида. Другим критерием для классификации обществ является степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Сочетание этих двух критериев позволяет найти общую меру для размещения обществ на одной шкале, с тем чтобы определить место каждого из них в непрерывном процессе развития".
Эти общества принято называть цивилизациями (полностью независимых - около десяти), в отличие от примитивных обществ (около 650), которые обладают сравнительно короткой жизнью, они ограничены территориально и малочисленны. Жизнь цивилизаций, наоборот, более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ - иногда обществ собственного вида, но чаще всего примитивных обществ3.
Из 21 цивилизации, считает А. Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду на основе разделения труда, приобщиться к социальным ценностям на базе социального подражания, перейти из статического состояния в динамическое и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т.д.). Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Интересно, что А. Тойнби характеризует и альтернативный
1 Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1996. С. 35.
2 Там же. С. 64.
3 Там же. С. 67.
способ возникновения цивилизации - "через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших обществ, утративших свою творческую силу. Правящее меньшинство такого рода обществ статично, и отделение пролетариата представляет собой динамическую реакцию именно на эту статичность, что в конечном счете оказывается главным условием возникновения нового общества"1. Цивилизации А. Тойнби связывает с наличием "универсального государства", в том числе и местного.
Представляется, что понятие "цивилизация" можно определить как социокультурную систему, включающую не только социально-экономические условия жизнедеятельности общества, но и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества.
§ 4. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
В настоящее время для глубокого и всестороннего понимания процессов, происходящих в мире, весьма важным представляется не замыкаться в ограниченном кругу пусть даже самых проверенных и оправдавших себя подходов и идей, а идти дальше, открывая и закрепляя новые критерии и подходы в типологии государств и правовых систем.
Представляется, что одним из таких критериев типизации государств и их правовых систем могла бы стать степень экономической, социальной, политической и духовной (культурной) свободы личности, отражающаяся в идее человеческого достоинства. Такой подход вбирает в себя не только объективные критерии - социально-классовую сущность, содержание и социальное назначение государства и права, характер производственных отношений и соответствующих им уровней развития производительных сил общества, принципы организации и функционирования государственно-организованного общества и т.п., но и субъективный критерий - уровень человеческого в обществе.
Прав Е.Б. Рашковский, подчеркивая, что сколь бы ни были разнообразны конкретные проявления истории и каковы бы ни были конкретные формы ее периодизации и членения (большие всемирно-исторические эпохи, цивилизации, фазы социального развития и т.д.), история в своей целостности и в конкретных проявлениях имеет некоторое общее содержание. В чем это содержание? В том, что исторический опыт и историческое время не даны человеку как нечто внешнее, не даны в отрыве от его внутренней жизни - в отрьше от его личности. Объективные процессы истории в значительной степени опосредованны человеческой личностью, ибо проходят через его внутренний мир, внутренний опыт, внутренние конфликты. В этом смысле история персоналистична (от лат. регеопа - личность). История, всецело не подвластная человеческому произволу, но развивающаяся через человека, внутренне обогащающаяся через человека, имеет человеческий лик.
В негосударственно-организованном обществе идет процесс становления личности человека. Последний не отделяет себя от естественно возникшей коллективности - общества. Вся последующая история обществ - это история борьбы классов за свободу. В эксплуататорском рабовладельческом обществе большинство оказывается лишенным свободы, причем последней правящее меньшинство обладает также в неравной степени - в зависимости от объема частной собственности. В феодальном обществе для эксплуатируемых крестьян допускается личная свобода, появляются первые признаки человеческого достоинства, обусловленные наличием частичной собственности на результант ^ьи^хо труда. Какие-либо политические права отсутствуют, появляются гражданские права в рамках сословий общества.
Буржуазное общество возникает на основе идей "свободы", "равенства", "братства", в борьбе против феодальных привилегий. Провозглашается равенство политических, гражданских прав, декларируется социальное равенство. Экономическая свобода личности обусловлена наличием и объемом частной собственности - результата как трудовой деятельности, так и эксплуатации человека человеком, присвоением результатов чужого труда. Влияние стран социалистического типа привело к изменению политики буржуазного государства. С его помощью были проведены меры по перераспределению доходов, внедрены многочисленные средства социальной защищенности человека. Все большее значение приобретают идеи прав человека, плюрализм, демократия, разделение властей и т.п.
Социалистическое общество уничтожает экономическую основу эксплуатации - частную собственность на орудия и средства производства, делает их общими для всех, провозглашает политическую свободу, социальное и культурное равенство. Свобода каждого есть условие развития всех - это должно было бы стать главным стержнем развития общества. Однако практика социалистического строительства оказалась совсем иной: политические права и свободы были сопряжены с политическими репрессиями, провозглашение экономических прав и свобод сопрягалось с узурпацией собственности в руках партийно-государственного аппарата, провозглашалась федеративная форма государственного устройства, а на деле государство по сути оставалось унитарным и т.п. Представляется, что будущее государственности за общими идеями свободы в экономическом, политическом, социальном и культурном планах, всего лучшего* что содержится в разных государствах в интересах обеспечения свободы личности, прав человека во всех социально-экономических системах.
Глава К. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ
§ 1. РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ГЕНЕЗИСЕ ПРАВА
Тема соотношения экономического и юридического имеет свою многовековую историю. И хотя господствующие ныне экономические теории охотнее оперируют приемами, родственными скорее естественным наукам, нельзя забывать, что сама возможность исправного функционирования экономического механизма предполагает учет субъектами экономики требований права. Массовое пренебрежение правовыми нормами, пробелы в законодательстве, отсутствие отлаженной судебно-правовой системы приводят к разрушению экономических связей. Сегодня в России это ощущается с особой остротой.
Проблема правового воздействия на экономические (хозяйственные) отношения всегда была актуальна для отечественной науки. В советский период и постперестроечные годы данной теме были посвящены монографии, статьи, исследования, научные конференции и т.д. Особую значимость таким работам в современный период придали очевидные неудачи экономического реформирования и настоятельная необходимость разработки реалистической и эффективной концепции выхода из экономического кризиса. Но, как сейчас стало ясно, проблема экономического реформирования не может быть успешно решена без преобразований всех сфер общества, в том числе и таких далеких от материального производства, как культура, духовный менталитет и т.д. Единственным же инструментом, способным оказать такое глобальное регулирующее воздействие на ведущие сферы жизни общества, является право.
В вопросе соотношения права и экономики важно определить исходные методологические и общетеоретические положения в понимании таких явлений в жизнедеятельности общества, как право и экономика. Политика, экономика, право, культура, религия, частная жизнь - вот тот неполный перечень общественных сфер жизнедеятельности человека, и довольно трудно выделить одну из них в качестве первоосновы. Человек реализует себя в различных общественных сферах, право и экономика являются лишь одними из них, возможно, наиболее жизненно важными.
Термин "экономика" происходит от греческого О1копогшке, что означает искусство ведения домашнего хозяйства. В современном языке под этим термином мы имеем в виду прежде всего материальную среду жизни человека, определенную систему хозяйственных отношений. Экономическая жизнь возникла в отдаленную эпоху первобытного общества, однако точки зрения по этому вопросу расходятся: одни авторысчитают, что экономика появляется там и тогда, где и когда производство материальных благ основывается на свободе хозяйствующих субъектов, когда оно "управляется" рыночными механизмами, т.е. не может быть экономики, основанной на внеэкономических стимулах, экономики рабовладельческого, феодального, раннекапиталистического общества. Другие полагают, что выведение за пределы экономики всех нерыночных отношений крайне спорно, поскольку это не соответствует фактам экономического развития общества2. Научные споры экономистов о содержании понятия "экономика" способствуют более детальному изучению этого сложного общественного явления, определению взаимосвязи между экономической и другими сферами общественного бытия. В рамках нашей проблемы важно общее представление об экономике как такой сфере постоянной деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей, при этом под богатством понимается совокупность материальных и культурных благ, которыми располагают люди3.
В юридической науке существует множество теорий происхождения права, каждая из которых отстаивает свою первопричину его возникновения. Наша задача - определить, каким образом экономическая жизнь общества повлияла на возникновение и развитие права.
Основоположники марксизма абсолютизировали зависимость права от экономики, от господствующих в обществе производственных отношений, что привело к обеднению в определенном смысле понимания и значения права в жизни общества. С точки зрения исторической действительности трудно возражать против важности экономического фактора в возникновении права. История права дает немало тому подтверждений.
На первых ступенях рождения общества были правила, которые сложились и функционировали в виде обычаев, сформировавшихся в результате естественного эмпирического обобщения многочисленных актов поведения; человек не выделял себя из социального целого и потому необходимая направленность деятельности могла обеспечиваться лишь стихийно складывающимися запретами (табу).Принципиально качественный переворот, который принято называть "неолитической революцией", явился рубежом, делящим всю историю человечества на два способа его существования и воспроизводства - на присваивающую и производящую экономику, и одновременно породил
потребность и необходимость в формировании таких социальных норм, которые помимо запретов и обязанностей представляли бы и обеспечивали возможность выбора решения и действия индивидов. Признаем бесспорным тот факт, что под воздействием социально-экономических, политических и иных условий происходит расслоение общества. Люди, поставленные в неравные условия распределения общественного продукта, перестают ощущать справедливость существующего порядка. С целью унификации правового регулирования и признания общеобязательными обычаев, соответствующих потребностям изменившегося общественного развития, появляются первые писаные источники права. В самом процессе возникновения, особенностях и свойствах права довольно явственно ощущается "дыхание" экономических отношений1. Вместе с тем представляется чрезмерным преувеличением связывать появление права с рынком, требующим свободы и равенства частных собственников - субъектов обмена2. В этой связи интересен подход в выделении двух основных путей развития права: там, где господствующее положение занимала государственная собственность (страны Древнего Востока), и в обществах, основанных на частной собственности (европейские государства древнего мира).
В ранних государственных образованиях с высокоразвитой правовой культурой, возникших в долинах рек Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Ганга и на берегу Желтого моря, социальную базу составляла прежде всего сельская община - ей отводилась роль основного производителя материальных благ; земля и построенные на ней оросительные сооружения, являясь важнейшим объектом собственности, формально принадлежали богоподобным правителям, фактически же существовало несколько видов владений: государственное, храмовое, общинное и частное. Существуют небезосновательные версии того, что причиной создания правовых источников этих цивилизаций являлась юридическая защита социально-экономических устоев общества3.
Устанавливая предельный процент денежного займа, ограничивая произвол со стороны государственных чиновников по отношению к рядовому общиннику, монархическая власть, таким образом, восстанавливала в определенном смысле социальную справедливость и обеспечивала податные и военные интересы государства. На наш взгляд, аналогичная защита социально-экономических интересов государства нашла свое отражение и в правовом памятнике Древней Руси - "Русской Правде", поскольку община (вервь) и на Руси выполняла роль основной социально-экономической единицы.
Следует отметить, что в древних обществах, где в большей степени господствовала государственная собственность и как производная от нее общинная, правовые источники носили зачастую казуальный характер и представляли собой свод установлений монарха. Несколько иным содержанием были наполнены правовые предписания в обществах, основанных на частной собственности.
Господство частной собственности обусловливает необходимость юридического закрепления равенства собственников, поэтому нормативно-правовые предписания отличались достаточно высокой степенью формализации. Так, благодаря формулярному процессу в римском праве экономические отношения получили надежную защиту. Процесс судоговорения, отторжения собственности или приобретения имущества в собственность был связан не с социально-имущественным положением того или иного собственника, а с правильностью соблюдения правовой процедуры. Этот принцип формального равенства отличался такой степенью совершенства, что пережил на многие века народ, его использовавший, и не потерял своего значения и сегодня.
Идеи социально-экономического равенства и справедливости, нашедшие свое отражение в официальных правовых источниках, имеют своей первоосновой принцип эквивалентности, возникший при обменных отношениях. Вступая в обменные отношения, люди рассматривали обмениваемые продукты и услуги как равноценные, при этом "формировались... представления об эквивалентности и стандартах того, что являлось эквивалентом"1.
Понятие эквивалентности у разных народов на различных этапах было различным. В этом смысле самым древним обычаем был обычай талиона. Позже практически у всех народов был обычай кровной мести. В период раннегосударственного развития этот обычай входит в противоречие с социально-экономическими и военными интересами государства, поскольку мог привести к потере налогоплательщиков и защитников государства, и государственная власть вынуждена была создавать систему наказаний (штрафы, телесные наказания, лишение жизни и др.), исходя из принципа социальной справедливости, корни которой, по нашему мнению, уходили в обменные отношения.
Замкнутость феодальных владений и переход к натуральному хозяйству создали новые представления о социальной и экономической справедливости. Обмен стал невозможен (или, по крайней мере, затруднен), поскольку участники экономической жизни - крестьяне - перестали быть лично свободными. Феодал, используя методы внеэкономического принуждения, находил другие способы получить произведенный крестьянами продукт. В то же время феодал всецело зависел от экономической эффективности своего владения, поэтому крестьяне, оказывая коллективное воздействие на своих господ, добивались определенного облегчения своего положения.
Возникновение и рост средневековых городов способствовал, с одной стороны, разрушению феодального натурального хозяйства, а с другой, - появлению городского и торгового права. Города стали основой нового способа производства и нового способа распределения. Городской житель существенно отличался от непосредственного производителя в феодальном владении. Независимо от природы возникновения того или иного города острой потребностью была для горожан личная свобода. Она проистекала из самой сущности самостоятельного товарного производства, которое не может нормально функционировать без свободы товаропроизводителя распоряжаться своей личностью, временем, имуществом. Итогом коммунальной борьбы средневековых городов было полное освобождение от феодальной зависимости и создание системы городского самоуправления - коммун, наделенных правом издавать правовые предписания, регулирующие городскую жизнь. Ремесленному производству и торговле мешали границы многочисленных феодальных владений, на которых подчас устанавливались различные провозные пошлины, меры длины, меры веса, правила торговли и т.д. Создание единого экономического пространства превращается в политическую задачу, стоящую перед государственной властью. В странах Западной Европы появляются первые кодификации феодального права: Ломбардский сборник (XII в.), выработанный в судах Милана, Великие кутюмы Нормандии (XIII в.) и Кутюмы Бовези (XIII в.) во Франции; немецкие кодификации Саксонское зерцало и Швабское зерцало и др. На Руси первым опытом кодификации является Судебник 1497 г., задачей которого являлось унифицировать деятельность органов феодальной юстиции в условиях развития Московского централизованного государства.
Несмотря на большую кодификационную работу, феодальное право не удовлетворяло развивающиеся экономические отношения. Римское право, возникшее в условиях развитого товарного производства, господства частной собственности и высокой юридической культуры, стало своего рода находкой для развивающегося мелкотоварного производства, вместе с тем дуализм обычного и римского права открывал неограниченные возможности для судебного и административного произвола .
Несколько по-иному складывалась правовая ситуация в Англии. Норманское завоевание (1066 г.) не только повлияло на дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие страны, но и произвело революцию в праве. Английский феодализм существенно отличался от феодализма, господствовавшего в континентальной Европе. Нор-манская королевская власть создала систему прямой зависимости феодала от короля, избежав тем самым обособленности феодальных владений. В интересы королевской власти входило вмешательство в правосудие. Таким образом, в противовес местным обычаям "общее право -право английское и общее для всей Англии - было создано исключительно королевскими судами"1. Но королевские суды не могли успевать в своем развитии за потребностями социально-экономического и политического развития английского общества. Соперником общего права стало право справедливости, которое изначально представляло собой вмешательство короля в решения, вынесенные королевскими судами, а затем являло собой дополнения или коррективы к правовым принципам, применяемым королевскими судами.
Рецепция римского права в континентальной Европе, становление права справедливости в Англии было вызвано к жизни, по всей видимости, появлением и развитием раннекапиталистических отношений (под термином "раннекапиталистические отношения" имеется в виду широкомасштабное развитие товарно-денежных отношений)2, нуждающихся не только в новом уровне правового регулирования, но и в новом идеологическом обосновании.
Общеизвестно, что господствующей идеологией периода становления и расцвета феодальных отношений в Западной Европе являлось христианское учение, которое в своей основе враждебно богатству, извлечению прибыли, а самое главное, отвергало самостоятельность жизнедеятельности человека, подчеркивая его зависимость от Божьего провидения. Зачастую религиозные догмы переплетались с нормативно-правовыми установлениями в светском праве, а в каноническом - полностью исходили из основ христианского учения.
Идеологическое обоснование развивающиеся экономические отношения нашли в эпоху Реформации. Безусловно, капитализм как хозяйственная система не явился продуктом Реформации, но "реформаторская вера" больше, чем другие исповедания, способствовала разви-
Рене Давид, Жоффре-Спинози Камилла. Основные правовые системы современности. М., 1996. С. 211.
В литературе существует мнение о том, что товарное хозяйство начинает свое существование со времен первобытного общества (напр.: Иноземцев ВЛ. Исторические формы товарного хозяйства как этапы прогресса экономической формации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1997. № 2. С. 22-50). Мы придерживаемся точки зрения, что товарно-денежные отношения возникают только с момента, когда товаром становится рабочая сила. Массовое освобождение крестьян от личной зависимости и превращение их в наемных рабочих в Западной Европе относится к началу - середине XVI в. (крестьянские войны), в Англии несколько раньше - с эпохи огораживаний (XV в.). Существовавшие до этого товарные отношения носили скорее эпизодический характер и в силу определенных причин не получали широкого распространения.
Естественное право, речь о котором шла еще в античности, рассматривалось как самостоятельный источник права, основанный на извечно установленном порядке и на требованиях справедливости. Основой же рационалистического естественного права становится человеческий разум. "Протест против исторических предрассудков был поднят во имя разума, - писал известный русский теоретик права Г.Ф. Шершеневич, -не примиряющегося с тем, что есть, а диктующим то, что должно быть. Право должно быть преобразовано на началах разума". Возбуждая в человеке веру в себя, естественно-правовое понимание права придавало человеку смелости. "Во всяком положении народ всегда в силах изменить свои законы, - писал Руссо, - даже самые лучшие..."
Среди многих идей естественно-правового учения заслуживает наибольшего внимания принцип неотъемлемости прав и свобод человека и равенство людей от природы, поскольку, как известно, буржуа изначально принадлежали к политически бесправному сословию, что существенным образом отражалось на их экономической деятельности. Восстановление социальной и экономической справедливости воплотилось в лозунге "Свобода! Равенство! Братство!" эпохи буржуазных революций.
Понимание свободы исходило не только из личной свободы индивида, но и прежде всего из права собственности, которое требовало правового закрепления и охраны. В Декларации прав человека и гражданина Великой Французской революции 1789 г. утверждается естественное право человека на собственность; право собственности рассматривается в качестве неприкосновенного и священного. Идея равенства, помимо равенства всех перед законом, предполагала равенство возможностей и равенство исходного пункта4. Призыв к братству имел глубокие экономические корни. Экономическая деятельность развивающегося капиталистического общества не могла ограничиваться только рамками отдельного государства, поэтому требовала коренных политико-правовых изменений на всех территориях, где имела свой экономический интерес буржуазия. Отсюда космополитизм идей естественного права: "Если естественное право едино, вечно и неизменно, а задача законодателя состоит в приспособлении положительного права к естественному, то не может и не должно быть права французского, английского, немецкого. Право только одно - человеческое".
Спустя столетия, в 1948 г., мировое сообщество в лице ООН приняло Декларацию прав человека, являющуюся эталоном правового регулирования цивилизованного общества, в основу которой положены идеи естественно-правового учения.
Таким образом, поиск социальной справедливости в складывающихся капиталистических отношениях в противовес отживающим феодальным породил необходимость правового закрепления основных элементов новой экономической системы, таких, как экономическая свобода, неприкосновенность собственности и равенство хозяйствующих субъектов.
Исторически именно в эпоху становления капиталистических отношений оформились основные национальные правовые системы, и право, будучи их основным элементом, превратилось в непременный атрибут общественной жизни, обладающий относительной самостоятельностью. В свою очередь, экономическая деятельность, приобретя черты рыночной, другими словами, саморегулирующейся и саморазвивающейся сферы общественного бытия, так же как и право, становится относительно самостоятельной.
§ 2. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
Право и экономика не просто соотносятся, а взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга. До известной степени право представляет собой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может существовать и развиваться в той или иной степени как регулируемая и направляемая с помощью государственно-правовых установлений. Характер и формы взаимодействия права и экономики могут и реально обусловливаются самыми различными факторами.
Прежде чем рассмотреть соотношение права и экономики в различных социальных системах, необходимо установить основание для классификации социальных систем.
Современная отечественная и зарубежная литература "пестрит" различными подходами, классификациями и периодизациями социальных систем в истории развития человечества. При анализе проблем соотношения права и экономики в различных социальных системах целесообразно исходить из развития или отсутствия в социуме структур рыночной экономики. В соответствии с этим критерием различные социальные системы можно подразделить на следующие группы: 1) социальные
системы с рыночной экономикой; 2) социальные системы с административно-командной экономикой (или системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют элементы рыночной экономики); 3) социальные системы со смешанной экономикой.
Особенности взаимоотношений права и экономики в пределах первой группы социальных систем представлены несколькими экономическими теориями. К основным из них относятся теории: либерализма и свободного рыночного хозяйства (Ф. Хайек, М. Фридман, Дж. Хикс); институционализма (Т. Веблен, Дж. Коммонс, Гелбрейт), регулируемого капитализма (Р. Харрод, Дж. Кейнс).
В самом общем виде первую из этих теорий можно свести к следующим положениям:
основополагающий принцип заключается в том, что нужно опираться на спонтанные силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению;
не может свобода личная и политическая существовать без свободы экономической;
невозможна замена конкуренции координацией сверху: конкуренция позволяет координировать деятельность внутренним образом, избегая насильственного вмешательства, и дает шанс индивиду принимать самостоятельные экономические решения;
планирование возможно лишь тогда, когда оно способствует конкуренции, не действует против нее;
система, основанная на конкуренции, нуждается в разумном правовом механизме, вместе с тем есть области, где никакие правовые установления не могут создать условий для функционирования частной собственности и конкуренции;
государство должно ограничиваться установлениями общих правил, способствующих развитию конкуренции, законодательство должно быть сконструировано для охраны и развития конкуренции;
формальное равенство перед законом несовместимо с любыми действиями государства, нацеленными на обеспечение материального равенства различных людей, и всякий политический курс, основанный на идее справедливого распределения, однозначно ведет к разрушению правозаконности1.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 1058;