Информационное общество и виртуальная реальность как особенности современного этапа развития техники

Современный этап развития общества определяется различными исследователями как информационный. Информационное общество начинает формироваться в результате научно-технической революции (информационной или компьютерной), когда происходит радикальное изменение всех средств обработки, передачи и производства информации. Несмотря на то, что именно развитие, техники, информационных технологий являются ключевыми в становлении такого общества, именно теоретическое знание приобретает огромное социальное и экономическое значение.

В информационном обществе происходят ускоренные изменения. Это связано с сокращением времени между рождением идеи и ее реальным воплощением с последующим распространением в обществе. Если раньше это время измерялось десятилетиями и даже столетиями, то сейчас несколькими годами. Например, в 1836 году была изобретена машина, которая косила, молотила, вязала снопы и насыпала зерно в машины. Лишь к 1930 годам на свет появился такой комбайн. В настоящее время компьютерные технологии развиваются столь быстро, что компьютеры устаревают в течении нескольких лет.

Ускорение темпа перемен, прежде всего, затрагивает человека, который не успевает к ним адаптироваться. Возникает настроение и чувство непостоянства, неуверенности в завтрашнем дне. Темп перемен приводит к потере человеком привязанности к месту, людям, вещам. Если раньше вещи могли служить человеку всю жизнь, то сейчас это время сокращается. Э. Тоффлер называет такое общество – «обществом одноразовых стаканчиков». Процесс производства товаров и необходимость ускоренного потребления взамосвязаны и взамопредполагают друг друга.

Наиболее ценным объектом потребления является информация. Человек создает все более сложную окружающую среду, перегруженную информацией, в которой он часто не может справиться с избытком информации. Скорость развития информационных технологий нередко приводит к тому, что естественной способности человека обработать информацию становится недостаточной для того, чтобы ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций. Возникает своеобразная «искусственная» неполноценность мышления.

Развитие электронно-вычислительных машин привело к возникновению виртуальной реальности как реальности, которая начинает конкурировать с социальной реальностью. В целом виртуальная реальность — это информационная система, возникающая в процессе взаимодействия естественного и искусственного интеллекта и претендующая на статус особого мира, построенного по законам и принципам автономного существования

Безусловно, виртуальная реальность дает человеку новые возможности как исследовательские, так и обучающие. Однако виртуальная реальность имеет наиболее важное ограничение. В такой реальности принципиально невозможно сделать то, что не предусмотрено компьютерной программой, нельзя задать свои правила игры. Виртуальная реальность не дает перспектив реализации свободы человека как выхода за границы телесного, предметного мира. Человек и в религиозных и в философских мировоззренческих системах способен выйти за границы биологической природы, предметного мира. Например, в христианстве человек может спастись и избавится от ограничений биологической природы.

Зачастую виртуальную реальность начинают понимать слишком широко, в конечном счете, отождествляя виртуальное и идеальное бытие. Это приводит к рассмотрению культуры в целом как своеобразной виртуальной реальности. Виртуальное можно противопоставить объективно-идеальному в культуре через противопоставление мимолетного, недолговечного, с одной стороны, и устойчивого, − с другой. Смысл самого понятия виртуального изначально скрывал две линии реальности; виртуальное есть нечто мнимое и одновременно нечто истинное, сокрытое внешними эмпирическими характеристиками вещей. Так, в физике используется понятие виртуальной частицы. Это использование предполагает не полное отсутствие определенной частицы, а наличие короткоживущего элемента или частицы. Такие частицы не оказывают существенного или значимого влияния на составляющие объективной реальности, их влияние можно считать нереальным. Однако они могли оказывать существенное воздействие на начальных этапах возникновения реальности, когда этапы становления составляли короткие промежутки времени, да и само время еще только устанавливалось. И в алгоритмах, в законах этого становления и облике предметной реальности были запечатлены те частицы, которые называют мнимыми или виртуальными.

Таким образом, виртуальное – это такое мнимое, которое существует как моментный отблеск альтернативной реальности, сокрытой в формах, закономерностях и алгоритмах видимых процессов. Виртуальность в социальных процессах, это такая мнимость, которая закладывается в социальных закономерностях и социокодах и влияние которой до поры является несущественным. Однако с развитием техногенных процессов такое влияние нарастает и в значительной степени подчиняет и координирует социальные закономерности, формируя развитие общества по альтернативному, − радикальному варианту конструирования. Данная формирующаяся альтернатива противостоит естественному развитию, определенному через конституирование социальной реальности в преобразующей деятельности человека. Именно в этом смысле «преобразующая деятельность рассматривается как главное предназначение человека»[133].

Установка на взаимодействие технической и гуманитарной культур мышления позволит избежать негативных последствий открытий человека, будь то радиактивный распад или компьютерная виртуальная реальность. Ведь сохранение сугубо человеческого - сознания не менее важно, чем сохранение его жизни.








Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 2310;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.