Сущность и смысл техники.
В современном обыденном сознании представление о технике сводится к определенным предметам, используемым человеком в быту и на работе: компьютерам, телевизорам, автомобилям, самолетам и т.д. Однако техника не сводится только к предметам, которые являются результатом усилий множества людей, создающих эти предметы. Техника, кроме технических предметов, включает в себя совокупность технических знаний по использованию и производству технических устройств, машин и инструментов; совокупность различных видов деятельности по проектированию и изготовлению предметов техники.
Кроме того, феномен техники включает в себя саму деятельность по преобразованию объектов природы. Любой предмет и техника как таковая проявляет свою сущность, лишь вступая во взаимоотношения со своей противоположностью. Для техники противоположностями являются природа и человек, поэтому техника есть механизм взаимодействия человека и природы, механизм преобразования природы человеком. В качестве объекта преобразования может выступать сам человек, его природные способности. Например, существует техника быстрого чтения, техника бега, техника воспитания воли и т.д. В данном случае техника включает в себя определенные способы, правила достижения цели. При этом целью всегда является преобразование объекта, на которого направлены действия, изменение его состояния, характеристик.
Техника включает в себя человеческую деятельность, средства этой деятельности (машины, инструменты) и реализованное знание. Таким образом, техники – это деятельность человека по преобразованию объектов природы на основе знаний и средств деятельности (машин, механизмов, инструментов). Такое понимание техники показывает, что неверным является рассмотрение технических предметов в отрыве от человека. Сами по себе предметы техникой не являются. Они лишь инструменты деятельности человека. Инструментальность рассматривается как одна из характерных черт техники. Наряду с этим можно назвать следующие характерные черты техники:
1. Искусственность. Техника понимается как артефакт (искусственное образование). С учетом этой особенности клонированный живой организм является искусственным образованием и включается в техническую сферу. В связи с развитием генетической инженерии техническая сфера качественно расширила свои границы.
3. Антропологичность позволяет понять неразрывную связь человека и техники. Техника не противостоит человеку. Техническая деятельность выходит на передний план, вытесняя духовное делание, художественное творчество.
4. Непосредственная связь со знанием. Техническая деятельность основана на использовании закономерностей природы. Энергия атомных станций вырабатывается в соответствии с принципом, по которому вырабатывается энергия в звездах. В технике мы имеем дела с реализованным знанием в виде технической системы.
Не все характеристики являются сущностными. Особое внимание выявлению сущности техники уделил М. Хайдеггер. Он считает, что инструментальность техники не есть ее сущность, поскольку потребности и цели, для которых служат предметы, тоже относятся к технике, являются ее целевой причиной. Инструментальное понимание техники (как средства деятельности) закрывает возможность понять сущность техники.
Хайдеггер видит сущность техники в «по-ставе». «Постав» происходит от слова поставлять что-то, например самолет на взлетной площадке поставлен на обеспечение возможности транспортировок. Поставом мыслитель называет «собирающее начало той установки, которая ставит, т.е. заставляет, человека выводить действительное из его потаенности способом поставления его как состоящего-в-наличии»[132]. Постав не нечто техническое, машинообразное. Он способ, каким действительное выходит из потаенности, становясь состоящим-в-наличии. Человек, захваченный поставляющим производством стоит внутри сущностной сферы постава. Постав это миссия и судьба человека, посылающая на путь опредемечивающего представления. Слово ставить в поставе имеет в виду не только производство, но и момент художественного «пред-ставления». Техника есть произведение. Всякое произведение стоит на раскрытии потаенного.
Итак, по мысли Хайдеггера, техника есть способ самореализации человека, она есть выведение истины из потаенного. Однако, есть опасность, что человек все истолкует по образу постава, пойдет по пути полного расколдовывания мира, представления мира в свете причинно-следственных связей. Этого можно избежать, если совершать усилие разглядеть сущность техники, вместо того, чтобы обращать свой взор на результаты технического. Человеку необходимо понимать, что техника есть один способов выведения истины, которому родственна и противостоит другая область культуры – искусство.
К. Ясперс видит смысл техники в освобождении от власти природы. Ее назначение – освободить человека как животное существо от подчинения природе с ее бедствиями, угрозами и оковами. Однако техника вводит новые ограничения. Человек не сможет обуздать природные процессы, он не сможет управлять цунами или ураганами. В то же время созданная техническая реальность грозит человеку новыми бедствиями - техногенными катастрофами.
Человек отличается тем, что он сам создает свое существование. Ортега-и-Гассет утверждает, что человек обречен созидать, творить самого себя. Человек является творцом, техником. В данном случае техника понимается как способ достижения цели, способ реализации, становления человека. Ортега-и-Гассет определяет миссию техники как освобождение человека, дарующее ему возможность быть собой.
Техника, рассматриваемая во взаимосвязи с человеческим существованием, может быть освобождающей и закрепощающей. Зачастую человек использует технику в реализации чужих целей, привыкает к такой жизни. Огромное количество технических средств позволяет заполнить пустоту человеческого существования. Человек не знает для чего он живет, он теряет человеческое, теряет свободу.
Социальная реальность такова, что техногенность определяется как одна из существенных характеристик современного общества. Если человек не сможет преодолеть границы технической реальности, то он будет вынужден действовав по ее законам, рискуя превратиться в часть единого мирового механизма, в котором все управляемо и все управляемы заданными технологиями, даже те, кто стоит у власти.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 3067;