Концепции деструктивной роли масс
Однако не во всех учениях существует позитивное отношение к роли масс в истории. Концепция деструктивной роли масс развивается в учениях Ф. Ницше, Э. Канетти, Х. Ортеги-и-Гассета.
Ницше считает, что массы способны только разрушать; созидать способны лишь отдельные сильные личности. Сугубо негативистское отношение к «массе» существует в работах Э. Канетти.
Канетти в своей работе «Масса и власть» отождествляет массу с животным организмом. Если отдельный человек обладает сознанием и индивидуальными эмоциями, чувствами, волей, то в массе, толпе он превращается в клеточку единого животного организма. Масса снимает все различия и индивидуальные характеристики человека. К свойствам массы Канетти относит постоянное стремление к росту, отсутствие промежутков.
Будучи одним, человек беззащитен перед лицом мира и более всего он боится встретиться с необходимостью принимать самостоятельные решения, включать сознание перед лицом необычности, новых обстоятельств. Масса защищает его от этого страха, но одновременно отнимает у человека его человеческое существо – сознание. В массе у индивида работают лишь животные инстинкты. Человек чувствует, что является частью животного организма, который сильнее его в тысячу раз, поэтому способен к таким радикальным поступкам, которые он осуждал бы, обладая индивидуальностью. Однако, поскольку в массе нет общего сознания и осознанных целей, способности понимать осознанный выбор, она способна только разрушать.
Х. Ортега-и-Гассет в своей работе «Восстание масс» дает дальнейшие разъяснения понятия массы. Он противопоставляет массу и меньшинство. Меньшинство – это совокупность лиц, выделяющая себя из остальных. Масса – лица, не выделяющие себя ничем; это не рабочие или простолюдины, масса – это «средний человек», всякий, кто ни в добре, ни во зле не меряет себя особой мерой. По мнению мыслителя, меньшинство – это не те, кто ставит себя выше, но те, кто требует от себя больше.
Чтобы ощутить массу как реальность, не нужно скопления людей, массу можно ощутить по одному человеку, который чувствует себя таким, как все. Когда человек говорит о себе, что он простой средний человек – это не подвергает его на какое-либо развитие. Если же человек убеждается, что он – заурядность, серость и бездарность – он уже не масса. Выделив себя из массы, пусть и в качестве наиболее «слабого звена», человек замечает свои ограничения и видит цели, задачи собственного развития.
Действия массы стихийны. Когда масса действует сама – это бунт, направленный против себя, потому что под массовым колесом уничтожается все, что не укладывается в рамки «среднего» человека, всякая творческая индивидуальность. Масса не способна к творчеству, а только к действию, аналогичному «суду Линча».
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 1023;