Понятие «духа капитализма» и теория социального действия М. Вебера. Идея пассионарности Л. Гумилева
Интересную позицию в отношении движущих сил развития общества занимает М. Вебер. Он выделяет в качестве одной из основных движущих сил развития «дух капитализма».
Дух капитализма – это установка сознания, для которой характерно систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии. По мнению Вебера, этот дух в качестве момента возникает еще в античности. Например, ростовщики являются носителями духа капитализма. Но только в протестантской этике он находит адекватную духовную основу, только установка на личную ответственность перед Богом за свои действия формирует действительно автономного индивида, самостоятельно ставящего задачи и находящего на них ответы.
Вебер выделяет основные характеристики «духа капитализма». Главное – это отношение к деньгам, как к живому саморазвивающемуся феномену реальности. Им приводятся слова Б. Франклина: помни, что время – деньги, кредит – деньги; деньги способны порождать новые деньги, из людей можно делать деньги. Роскошь, расточительность, упоение властью или отсутствие таковых – все это выступает как частности, подчиненные денежным отношениям. Все можно измерить, все имеет свою цену. Деньги могут расти, они способны порождать новые деньги, и функции человека здесь – только в создании подходящих условий для роста денег. Искусство делать деньги воспринимается как искусство исполнения долга в рамках своего призвания.
Следующие характеристики – это профессионализм в исполнении долга и призвания делать деньги, обусловливающий профессиональный подход во всем; дисциплинированность; ориентация на безусловное исполнение своих задач; ориентация на рациональное использование капитала; уверенность в своей нужности и полезности и пр. Данные качества оправданы протестантской этикой. В лютеранстве профессиональная деятельность является главной задачей, поставленной перед человеком Богом. В кальвинизме происходит устранение веры в спасение души с помощью церкви и таинств. Любовь к ближнему находит свое выражение в выполнении профессионального долга. Вебер заключает, что пуританизм стоял у колыбели «экономического» человека[131].
Достигая своего господства, «дух капитализма» формирует необходимый ему субъект рыночных отношений и этот процесс происходит в Европе в течение столетий.
Вебер различал понятия социального и несоциального действия. Не всякое действие социально; действие социально, если оно ориентировано на поведение других, является сознательным, осмысленным и основанным на свободе выбора. Развитие общества происходит только как реализация социальных действий человека.
Л.Н. Гумилев в качестве возможного источника развития общества полагает пассионарное напряжение этноса. Пассионарность – идеально духовное состояние жизненных сил, энергия живого вещества, потенция социально-биологического организма, являющееся движущей силой его жизненной активности. Именно наличие в обществе пассионариев определяет потенциал его развития. Субпассионарии не способны даже удовлетворить необходимых условий своего существования.
Пассионарная личность и пассионарный этнос способны сделать работу, превышающую изначальные их возможности. Работа, выполненная этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню пассионарного напряжения этноса и является реальной конструктивной силой развития.
В своей работе «Этногенез и биосфера земли» Гумилев описал закономерности развития этносов. Этногенез осуществляется путем подъема и утраты пассионарности. Это особенно наглядно происходит во время тяжелых войн. Однако, подъем и падение пассионарности может быть выражено во времена глубокого мира.
Согласно концепции Гумилева каждый этнос проходит следующие фазы развития:
1. Явный период подъема после пассионарного толчка, имеющего космическое (природное) происхождение.
2. Акматическая фаза, когда этнос предельно активен.
3. Фаза надлома, когда происходят деструктивные процесс, активная агрессия (возможны гражданские войны). На этом этапе происходит рассеивание энергии.
4. Инерционная фаза, в рамках которой происходит накопление технических средств и идеологических ценностей.
5. Фаза обскурации, во время которой происходят процессы распада культуры.
6. Заключительная фаза гомеостаза, когда этнос имеет остатки памяти об исторической традиции и осуществляет взаимодействие с обедненным ландшафтом.
Таким образом, феномен пассионарности объясняет активность в построении своего жизненного пространства, как отдельных этносов, так и отдельных пассионарных личностей.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 3621;