Проблема единого.
В философии издавна был поставлен важный вопрос: есть ли что-либо общее, что свойственно всем без исключения многообразным явлениям мира и, если это общее существует, то в сфере материального или идеального оно находится, что обеспечивает единство? Существует мнение, что единство достигается в идеальной сфере (в мышлении субъекта, в «мировом разуме»), либо имеет место материальное единство предметов и явлений. Выясним как соотносятся материальное и идеальное?
Материалисты считают, что материальное и идеальное связаны, выдвигая принцип первичности материального. Первичность материального в том, что:
- материя существует всегда, сознание порождается материей на определенном этапе ее развития;
- необходимое (но недостаточное) условие наличия сознания - высокоорганизованная материальная система - мозг человека;
- человек становится человеком, начинает мыслить лишь в общественной материальной системе;
- для возникновения идеальных образов необходимы материальные прообразы.
Согласно идеалистическим представлениям идеальное является первичным в единстве материального и идеального. Дуалисты определяют, что материальное и идеальное существуют параллельно и независимо друг от друга .
Существуют ли еще какие-либо варианты отношений материального и идеального? С целью ответа на вопрос рассмотрим происходящую в настоящее время смену научных парадигм.
Согласно ньютоно-картезианская парадигме, Вселенная - гигантская машина, которая подчиняется законам механики, ее поведение может быть однозначно предсказано, никакой гармонии между человеком и природой не существует, они абсолютно противостоят друг другу как субъект и объект, человек - господин, царь природы и должен подчинить ее себе. Следствие подобных представлений: успехи в атомной энергетике, освоении Космоса, создании ЭВМ, лазеров и т.п., с одной стороны, и мир разорванный на части политикой и идеологией, экономическими кризисами, угрозой ядерной войны, экологическими проблемами и т.п., - с другой.
Новой научной парадигме присуще представление о сложно организованной Вселенной, подчиняющейся нелинейным закономерностям. Вселенная есть целостный, единый, взаимозависимый, хрупкий Мир, в котором человек является центральнымй элементом. Так например, холономная теория Д.Бома (американский физик и философ) показывает, что информация о всей Вселенной свернута в каждой ее части. Сознание человека не только отражает Вселенную, но и содержит ее в свернутом виде.
Сходные идеи имеются в различных философских традициях. Например, в буддизме считается, что Вселенная представляет собой башню, в которой тысячи таких же башен, в каждой еще и т.д. Лейбниц считал, что любые объекты действительности состоят из монад; они не имеют окон; каждая монада знает все о действительности. То есть, все содержится во всем, а не соотносится как целое и часть. Материальное и идеальное также оказывается неразрывно связанными друг с другом, но не отношениями первичности и вторичности. Они предстают в виде различных проекций некоторой единой сущности - единого.
Платон определяет единое высшим принципом бытия, истинности, познаваемости, ценности - первоначалом; единое присутствует в каждой отдельной части бытия. Плотин полагает существование высшего абсолютного начала - единого, которое выше бытия и мышления; оно является причиной обоих. Шеллинг решает проблему единого особым образом. В абсолюте реальное есть идеальное и наоборот, единое есть совершенство и истина вещей; отношение души к телу есть не отношение различного друг к другу, а отношение единства к единству. Каждое из них находится в соответствии с другим не посредством связи причины и действия, а посредством предустановленной гармонии в вечном.
Таким образом можно выделить несколько определений единого.
1. Единое - философская категория, выражающая континуум материального и идеального.
2. Единое - философская категория, отражающая неразрывное единство, тождественность любых амбивалентных категорий (неопределенность и определенность, бытие и небытие, материальное и идеальное, связь и обособленность, движение и покой и др.).
3. Единое - философская категория для обозначения первоосновы всего сущего.
Взгляд на действительность с позиции ее целостности, единства предполагает:
1. В универсуме все связано со всем и все содержится во всем.
2. В универсуме существуют инвариантные структуры, общие для различных объектов, в которых снимаются противоречия между полярными сущностями.
3. Имеется континуум материального и идеального.
4. Материальное и идеальное не являются самостоятельными сущностями, они лишь различные проекции единого.
5. Соотношение материального и идеального различно в разных объектах, но всегда присутствует и то и другое.
6. В живых и ментальных системах превалирует идеальное.
7. Несмотря на взаимосвязь материального и идеального между ними не существует каузальной (причинной) зависимости.
8. Бессмысленно ставить вопрос о первичности материального и идеального вообще.
9. Различные точки зрения по поводу соотношения материи и сознания (материалистическая, идеалистическая, дуалистическая) в конечном счете не отвергают друг друга, а взаимодополняют, ибо описывают различные аспекты единого.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 772;