Материальная форма бытия. Философское учение о материи. Особенности социальной материи.
Материя (от латинского «вещество») – философская категория - название для вещества всех веществ, у материалистов это субстанция (носитель всех свойств) и первоначало по отношению к сознанию.
Эволюция понятия «материя»:
1) вещественное начало мира, совокупность первоэлементов (древние греки);
2) носитель свойств: массы, протяженности, неделимости, непроницаемости (рационалисты-естествоиспытатели нового времени);
3) объективная реальность, данная нам в ощущениях (марксизм-ленинизм).
Материальный мир сложно организован ‑ чтобы постигнуть, его группируют в классы: физический, химический, биологический, социальный. Все систематизируется или структурируется путем выявления: 1) единого материального носителя, 2) однотипных (типовых) структур, 3) принципа, позволяющего расположить соответствующие явления по иерархии от низшего к высшему.
В неживой природе иерархия такова: вакуум - элементарные частицы - атомы - молекулы - макротела (твердые, жидкие, газообразные) - планеты - звезды - галактики - метагалактики.
В живой: протоплазма - клетка - организм (особь) - вид (популяция) - биоценоз - биогеоценоз (экосистема).
Специфический вид материальной системы ‑ человеческое общество. Его подсистемы: семьи - классы - нации и др.
Помимо вышеприведенных авторы допускают другие классификаторы.
Исторически в понятии материя концентрировалось понимание людей окружающего мира, сложившееся у людей на определенном этапе развития ощества. Можно выделить три этапа развития представлений о материи.
I. Материя как субстанция.
Субстанция (от лат. substantia – то, что лежит в основании) - первооснова, сущность, то, из чего состоит многообразие объектов действительности. Различные подходы такого понимания сложились в Древней Греции:
а) Материя как конкретная сущность (вода, земля, воздух, Гераклит: огонь).
б) Материя - неопределенная, бесконечная, изменчивая субстанция - апейрон (Анаксимандр).
в) Атомисты отождествляли материю с атомами, из которых строится все многообразие мира (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар).
г) Аристотель: субстанция, материя - пассивное, инертное, неизменяющееся, недифференцированное начало, активность которой придает лишь форма. По словам Кампанеллы, материя Аристотеля испытывает страстное влечение к формам.
II. Материя как вещество.
Такое представление сложилось в XVIII - начале XX вв. Считалось,что материя есть вещество, обладающее вполне определенными физико-химическими свойствами, характеристиками. Само существование материи отождествлялось с вполне определенными, конкретными свойствами (атрибутами):
- неделимость атома;
- непроницаемость объектов для лучей;
- неизменность линейных размеров и массы.
Атрибут - фундаментальное свойство объекта (присущее ему на всех этапах существования). Кроме атрибутивных качеств материя обладает неосновными, преходящими признаки, не отражающими ее сущность - модусами.
III. Материя как объективная реальность. В начале ХХ века - революция в естествознании, вызвавшая кризис в представлении о материи как веществе. Этому способствовали ряд открытий:
- электрона (физический атом делим);
- рентгеновских - Х-лучей (объекты проницаемы);
- специальной теории относительности Эйнштейна (СТО) (изменяются линейные размеры и масса объектов при определенных скоростях).
По мнению физиков начала XX века, поскольку исчезли "атрибутивные" свойства материи, можно утверждать, что материя не существует. Однако учеными (Мах, Авенариус) Были перепутаны атрибуты и модусы (существенные и несущественные свойства).
В диалектическом материализме материя понимается как объективная (существующая вне и независимо от сознания) реальность, воспринимаемая с помощью органов чувств. Материя есть чувственно воспринимаемая, объективная реальность. Понимание материи как объективной реальности дает возможность рассмотреть социальные материальные (объективные) процессы.
Можно определить свойства материальных объектов:
1. Локализованы в пространстве.
2. Локализованы во времени.
3. Изменяются, стареют.
4. Являются физическими объектами (обладают вещественными и энергетическими характеристиками).
5. Взаимодействуют друг с другом.
6. Подчиняются естественнонаучным закономерностям.
7. Чувственно воспринимаемы.
8. Непроницаемы в пространстве.
9. Непроницаемы во времени.
10. Не клонируются (не могут образовывать абсолютно-одинаковых копий).
11.Существуют объективно (вне и независимо от сознания субъекта).
Выделенные свойства являются как атрибутами, так и модусами.
Существуют различные структурные уровни материи. В Античности Аристотель выделял следующие слои бытия:
- материя;
- вещи;
- живые существа;
- душа;
- дух.
Такая дифференциация бытия в целом актуальна и в настоящее время. На ее основе возникли различные классификации. Уровней материи. Существуют различные основания классификации, но выполняются общие требования:
1. Действительность структурирована.
2. Есть низшие и высшие слои.
3. Каждый слой функционирует по своим законам.
Современная классификация реальности выглядит следующим образом:
- Микромир (частицы, атомы, молекулы.).
- Макромир (видимые объекты, геологические образования).
- Мегамир (планеты, звезды, галактики).
Можно говорить о различном соотношении части и целого. В случае доминанты неорганического целого, целое в большей мере зависит от частей. В органическом целом в большей мере части зависят от целого. Однако в любом случае при классических представлениях существует некоторая иерархическая последовательность материальных систем соотносящихся как часть и целое.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 1151;