Сущность, идеального.
За 500 лет до нашей эры пифагорейцы утверждали, что первичными являются не вода, не земля, не воздух, не огонь (натуралисты), а числа. Конкретные вещи - образы чисел, а числа - элементы вещей. Архаичный смысл в том, что оно понимается как нечто реальное, более реальное, чем сами вещи. Числа рождаются из гармонии конечных и бесконечных элементов.
Платон открыл сверхчувственную метаэмпирическую реальность. Он спрашивает в своих диалогах: «Почему вещь красива?» Натуралист отвечает: за счет цвета, формы. Платон: же подчеркивает, что существует первичная причина - идея красоты.
Почему Сократ оказался в тюрьме? Механико-натуралистическое объяснение может быть следующим: тело Сократа состоит из костей, мышц, нервов, их движение привело его в тюрьму. Получается абсурд. Истинная причина по Платону духовного порядка: Сократ сам принять вердикт суда и прийти в тюрьму. То есть мысль, идея первичны и привели в движение тело.
В работе «Государство» Платон излагает миф о пещере: Существует пещеры с узниками, которые не могут повернуть голову ко входу и видят на стене бледные тени того, что происходит вне пещеры. Для них реальный мир - мир теней. Однако в действительности, наряду с бледным, преходящим, не истинным миром вещей, существует настоящий, истинный, вечный мир прекрасных идей. Чувственно воспринимаемые вещи - тени, копии сверхчувственных идей.
Таким образом, существуют идеи, которые носят сверхчувственный метаэмпирический характер. С позиции объективного идеализма (Платон, Гегель) идеальное существует объективно и независимо от сознания субъекта. С позиции субъективного идеализма (Дж.Беркли, Д. Юм): первичны мысли, чувства, сознание субъекта, а весь окружающий мир- комбинация ощущений и представлений субъекта.
По-видимому, верным будет утверждение, что идеальное есть сверхчувственная, метаэмпирическая реальность. Выделяются следующие свойства идеальных объектов. Они:
1. Нелокализованы в пространстве.
2. Нелокализованы во времени.
3. Не изменяются.
4. Не являются физическим фактом (не обладают вещественными и энергетическими характеристиками).
5. Не взаимодействуют друг с другом (не обмениваются веществом и энергией).
6. Не подчиняются естественнонаучным закономерностям.
7. Чувственно не воспринимаемы.
8. Идеальные объекты проницаемы в пространстве.
9. Проницаемы во времени.
10. Клонируются.
11. Существуют объективно или субъективно.
Сложно развести материальное и идеальное в случае виртуальной реальности. Виртуальность становится фундаментальным свойством информационной цивилизации.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 916;