Сущность диалектики как учения о развитии. Альтернативы диалектики и ее исторические формы.
Диалектика в современной философии – теория развития бытия и метод его познания. Элементы данной теории: принципы, законы и категории.
Основные принципы: принцип развития и принцип всеобщей связи.
Законы – наиболее общие связи: среди них выделяют существенные, необходимые и устойчивые.
Основные законы диалектики:
- единства и взаимодействия противоположностей или закон противоречия (якобы определяющий источник развития);
- взаимоперехода количественных и качественных изменений (якобы описывающий механизм развития);
- отрицания отрицания (якобы задающий направление развития).
Неосновные законы (по сути - взаимосвязи): причина-следствие, необходимость-случайность, возможность-действительность, содержание-форма, часть-целое, сущность-явление. (Руководствуясь логикой авторов, сюда можно вписать и другие пары достаточно общих противоположностей, но авторы ограничились лишь тем, что им самим понравилось в учебниках марксистского диамата).
Как бы кстати упоминается, что согласно синергетике в основе развития не борьба, а сотрудничество.
Исторические формы диалектики:
- искусство беседы (Сократ);
- метод правильного мышления и словопрения (эллинизм);
- метод обоснований и ведения богословских диспутов (Средневековье);
- универсальный метод развития и познания бытия (якобы Гегель);
- учение о развитии материи и познания (марксизм);
- учение о противоречиях между всеобщим и единичным, неподлинным и подлинным существованием (экзистенциализм);
- метод разрешения противоречий между объектом и субъектом (критическая диалектика);
- признание неразрешимости жизненных противоречий (трагическая диалектика);
- идеология неприятия существующей реальности, тотальный нигилизм (негативная диалектика).
Состояние – любая соотнесенность объекта с самим собою. Если в случае отношения присутствуют как минимум два объекта, то в случае состояния объект соотносится с самим собой.
Существуют состояния изменения (движения) и покоя. Изменение – такое состояние, при котором предмет не тождественен самому себе. Состояние изменения – такое состояние, при котором происходит утрата бытия (небытия).
В процессе изменения объект проходит этапы тождества и различия. Тождество – отношение совпадения свойств, сторон объекта; различие – отношение несовпадения свойств, сторон объекта. Изменение - процесс появления различий. Отношения тождества и различия конкретны, отсюда, состояние изменения конкретно (говорить об отношении изменения можно лишь в рамках определенной системы). Изменения имеют всеобщий характер. В настоящее время универсум рассматривается как некоторое изменение, которое проявляется на всех ее уровнях: в неживой и живой природе, на уровне человека, общества, познания.
Неживая природа. Дирак говорил: «Не важно, что такое электрон, главное – как он движется». Вселенная динамична, текуча, изменчива: постоянно происходят процессы сжатия (коллапсы), расширения, вращения, взрывы, возникновение и уничтожение. В Древней Индии образом всеобщего движения выступает Шива – космический танцор, задающий всеобщий ритм. Танец – символ всеобщего ритмического процесса творения и разрушения, смерти и воскрешения.
Живая природа. Живые системы являются открытыми, процесс обмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой является необходимым условием жизни.
Человек – становящееся, самосозидающееся существо, находящееся в процессе непрерывного изменения.
Общество – система, находящаяся в таких сложных изменениях, что приходится издавать законы и указы, регламентирующие эти изменения.
Познание процессуально: истина – процесс непрерывного соответствия знаний реальности.
Таким образом, изменение – сущностная сторона действительности. В истории мысли возникла система взглядов, уделяющая процессам изменения основное внимание. Теория, признающая мир находящимся в процессе непрерывного движения, изменения, называется диалектикой. Одновременно диалектика – это само движение и изменение. Иначе говоря, выделяется объективная и субъективная диалектика.
Объективная диалектика царит во всей природе и обществе. Это – закономерное и непрерывное изменение вещей и явлений. Античный мыслитель Гераклит считал: «Все течет, все изменяется, в одну реку нельзя войти дважды». Субъективная диалектика – это диалектика понятий. Впервые концепцию диалектики понятий представил Платон.
Немецкий философ, представитель немецкой классической философии Г. Гегель разработал концепцию тождества, единства субъективной и объективной диалектики. К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали концепцию материалистической диалектики, согласно которой законы мышления и диалектика понятий выступают лишь отражением законов развития материального мира и объективной диалектики. Кроме этого, Ф. Энгельс подчеркивал атрибутивность движения: материя без движения также не мыслима, как и движение без материи.
Существует значительное многообразие изменений, в связи с чем возникает проблема их типологии. Аристотель говорил об изменении сущности, качества, количества, пространства. В соответствии с современной классификацией выделяется движение в микро-, макро-, мегамире. По форме движения материальных систем выделяются: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная (общественная), ментальная форма движения мысли. Выделяются и другие формы: географическая, кибернетическая и т. д.
Существуют различные принципы соотношения форм движения.
1. Каждая высшая форма возникает на основе непосредственно предшествующей ей низшей.
2. Каждая высшая форма включает в себя все низшие.
3. С помощью законов, характерных для низших форм, нельзя исчерпывающе описать высшую, поскольку появляются системные качества.
Исходя из других оснований, можно полагать, что изменения могут быть внутренними и внешними, существенными и несущественными, обратимыми и необратимыми, линейными и нелинейными, необходимыми и случайными, хаотическими и упорядоченными, внутренними и внешними, затухающими и нарастающими, когерентными и некогерентными и др.
Многие мыслители абсолютизировали изменения. Кратил говорил, дополняя Гераклита, что в одну реку нельзя войти и один раз. А. Бергсон утверждал, что движение – поток, в котором нет никакой определенности. Существует единство состояний и отношений, изменений и связей: изменения – за счет взаимодействия, связи – в результате движения виртуальных частиц.
Состояние покоя
Состояние покоя – такое состояние, при котором объект тождественен самому себе; это такое состояние, при котором не происходит утери некоторого бытия (небытия).
Покой всегда относителен, конкретен. Он неразрывно связан с изменением:
1. Состояние покоя предполагает движение (изменение) и наоборот.
2. Покой в одном отношении есть изменение в другом.
3. Покой детерминирован движением.
4. Существуют взаимные переходы покоя и изменения.
5. Из всеобщности изменений (есть только изменения и ничего кроме) вытекает неизбежность покоя.
Интересна история вопроса. Атомистическая теория, возникшая в античности, утверждала: атомы неизменны. Согласно Платону существуют вечные неизменные идеи. В учении элеатов утверждалось вечное и неизменное бытие.
Всеобщность покоя проявляется на всех уровнях:
а) неживая природа: устойчивость материальных систем.
б) живая природа: несмешиваемость видов; генетическая устойчивость;
в) человек: прекращение качественной эволюции, начиная с кроманьонца;
г) познание: закон – устойчивая, повторяющаяся связь явлений. Существуют законы сохранения.
Покой может быть детерминирован внутренними (золото) и внешними (мавзолей) факторами. Существует единство внутренних и внешних факторов. Возможно различать покой статичный и динамичный (за счет отрицательных обратных связей).
С покоем связана устойчивость. Устойчивость связана с наличием изменений и внешних воздействий. Процесс устойчив, если, испытав некоторое воздействие, не превышающее предельного значения, он не прекращается и через некоторое время приобретает те же параметры, что и до взаимодействия. Процессы будут устойчивыми, если при воздействии на процесс некоторой внешней силы, не превышающей определенного предельного значения, через некоторое время после окончания действия этой силы, процесс возвращается к первоначальным параметрам. В широком смысле речь идет не только о процессах, но и о любом явлении, например, когда оно находится в состоянии покоя.
Существуют временные и пространственные границы устойчивости. Возможно выделить также некоторый интервал устойчивости.
Виды покоя:
1) покой в микро-, макро- и мегамире;
2) покой в механических, физических, химических, биологических, социальных системах, например, аспекты покоя в социальных системах: память, пережитки, традиции, консерватизм и др.
Покой, как и изменение, имеет всеобщий характер и является способом существования объектов. Помимо теорий, абсолютизирующих изменения, существуют также теории равновесия. Их представители – Г. Спенсер, Ле Дантек, Л. Ф. Уорд. По мнению данных мыслителей:
- равновесие абсолютно;
- равновесие положительно, благо?.
- нарушение равновесия возможно лишь под действием внешних сил;
- неравновесие лишь временный момент;
- развитие идет от одного устойчивого, равновесного состояния к другому.
В связи с проблемами соотношения состояний изменения и покоя, возникает проблема прогресса.
Проблема прогресса
Развитие есть единство покоя и изменения. Развитие – это направленные, необратимые, существенные (качественные) изменения. В настоящее время идея развития становится тотальной.
Имеются и созданы теории развития различных уровней и областей реальности:
· теории развития метагалактики;
· теории эволюции галактики;
· различные теории возникновения звездных систем;
· теории образования планет Солнечной системы;
· теории геологических процессов;
· теории возникновения жизни;
· теории происхождения человека;
· теории общественного развития.
Данные теории соединяются друг с другом в единую последовательность событий.
Теория развития, впервые сформулированная в XVII веке (Р. Декарт) и описывающая эволюцию Солнечной системы, растительных и животных организмов, человека, затем трансформировалась, прежде всего, в теории эволюции биологических и социальных систем. В настоящее время с позиции развития описываются не только биологические и социальные системы, но и другие, в том числе неживые. Наиболее общие закономерности самоорганизации и саморазвития системы описываются синергетикой. Существенно то, что параметр времени вводится в уравнения.
Концепции развития:
1. Градуалистская теория. Г. Спенсер: переход от одних форм к другим происходит путем незаметных градаций, постепенной эволюции природы от низших форм к высшим. Источник развития – внешние факторы.
2. Творческий эволюционизм, эмерджентизм. Л. Морган: существуют внезапные изменения, интегративные, взрывообразные скачки, не детерминированные природными материальными факторами, но вызванными «творческой силой».
3. Натуралистская (сциентистская) концепция. Ч. Дарвин: в процессе развития возникают качественно новые виды, развитие происходит под влиянием внутренних противоречий. Данная теория не учитывала социального развития.
4. Антропологическая модель. Ж.-П. Сартр: в природе действует механистичность, диалектика – только в тотальности человеческого духа.
5. Диалектико-материалистическая концепция. В. И. Ленин: развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; единство противоположностей условно, временно, преходяще; борьба абсолютна. Возникла идеологизированная, политизированная модель диалектики.
В процессе развития объекты и системы могут проходить различные этапы развития. Это развитие может быть прогрессивным и регрессивным. В этой связи выделяются следующие критерии прогресса:
1. структурный. Прогресс – движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Подобное понимание прогресса относится, прежде всего, к неорганической природе;
2. функциональный. В биологических системах критерий прогресса – наилучшая приспособленность к условиям окружающей среды, такое повышение уровня системной организации, которое позволяет новой системе выполнять функции, не доступные старой;
3. гуманитарный. Для социального прогресса существенны характер и уровень развития производительных сил, степень свободы человека, уровень демократизации, возможность гармоничного развития человека, ощущение счастья. Г. Гердер писал, что человечность есть цель человеческой природы. Уорл подчеркивал: прогресс состоит в увеличении человеческого счастья.
Употребление категории прогресса в ряде случаев неуместно (искусство, философия). В целом понятия прогресса и регресса относительны. Прогресс в одном отношении может быть регрессом в другом. Любой прогресс всегда сопровождается регрессом. Прогресс потенциален, но не актуален. Всякая система обладает способностью к прогрессу, но не всегда реализует ее.
В общем случае прогресс и регресс являются не процессами, а соотношениями. Если при сравнении (установлении отношений) нескольких развивающихся объектов или различных состояний одного процесса происходит возрастание некоторой функции ценности, то развитие прогрессивно, в противном случае – регрессивно.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 1210;