Философия Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) –крупнейший немецкий философ, получивший теологическое образование (он учился вместе с Шеллингом). Французская революция произвела на него сильное впечатление, обусловила устойчивый интерес к социальным проблемам. Первые работы Гегеля были посвящены религии: «Жизнь Иисуса», «Дух христианства и его судьба» и ряд других, но все они были опубликованы лишь в начале ХХ в. В центре внимания Гегеля стоит личность Христа как учителя нравственности, опирающегося на разум и к нему апеллирующий. «Чистый, не знающий пределов разум есть само божество».[32]Именно разум, разумное устройство мира становится главным стержнем гегелевских философских поисков во многих его произведениях.
Первым крупным произведением, в котором Гегель выступает, как серьезный оригинальный мыслитель стало «Феноменология духа» (1807 г.). Это одно из наиболее сложных для понимания произведений в мировой философии было названо К. Марксом «истинным истоком и тайной гегелевской философии». «Феноменология духа» задумывалась Гегелем в качестве первой части создаваемой им философской системы («Системы наук», как называл ее мыслитель). В этом произведении описывается путь развития сознания от низшей ступени (чувственного восприятия) до высшей ступени (абсолютного или чистого знания).
Главные идеи «Феноменологии» – историзм и системность. Идея историзма состоит в том, чтобы рассматривать все существующие явления сознания как изменяющиеся, становящиеся развивающиеся. Идея системности, господствующая в философии нового времени (Спиноза, Лейбниц, Кант, Фихте, Шеллинг) состоит в том, чтобы представить все многообразие духовных явлений как единую систему, все части которой органически взаимосвязаны и развиваются. Заслуга Гегеля состоит в том, что он довел идею системности до своего логического завершения и совершенства. «Истинной формой, в которой существует истина, может быть лишь ее научная система,– отмечает философ.– Моим намерением было способствовать приближению философии к форме науки – к той цели, достигнув которой она могла бы отказаться от своего имени любви к знанию и быть действительным знанием»[33], другими словами философия должна быть «наукой наук» дарующей людям абсолютные истины в виде абсолютных знаний. Гегелю принадлежит заслуга в соединении принципов историзма и системности. Для него истина – это не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ, а исторический процесс познания, выраженный им в диалектике абсолютной и относительной истины.
После написания «Феноменологии духа» Гегель приходит к выводу, что показанное им историческое развитие сознания происходит как бы «за спиной сознания», т.е. остался не раскрытым вопрос о том, что есть само чистое сознание (мышление)? Ответ на этот вопрос, а также новый подход к обоснованию построения системы философского знания был реализован Гегелем в последующих работах: «Наука логики» (1816 г.) и «Энциклопедия философских наук» (1817 г.). Отвечая на вопрос, что такое «царство чистой мысли, Гегель отмечает: это особая объективная реальность, существующая и развивающаяся сама по себе из своих собственных потенций и противоречий. Такая реальность является не только субстанцией внешних вещей (природы), но и субстанцией всего духовного. Это «чистое мышление» он назвал абсолютной идеей. «Идею не следует понимать, как идею о чем-то…Идея вначале есть лишь единая, всеобщая субстанция, но в своей развитой, подлинной действительности она есть субъект и, таким образом, дух»[34]. Таким образом, Гегель исходит из идеалистического принципа тождества мышления и бытия.
Основные разделы гегелевской философской системы: логика, философия природы и философия духа, философия права, философия истории, этика и эстетика, философия религии, история философии. Логика представляет исходную и важнейшую часть системы Гегеля. Это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. В логике нет никакого эмпирического содержания, кроме себя самой и своих форм. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логику Гегеля подразделяют на три части: учения о бытие, о сущности и о понятии. В «Логике» развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических категорий. Логические категории Гегель представил как взаимосвязанные и преходящие друг в друга, а так как за этой диалектикой стоит диалектика вещей, действительности, то и сама диалектика Гегеля имеет глубокий смысл.
Итак, на первой стадии «чистого бытия» («царства чистой мысли») происходит зарождение и становление абсолютной идеи. Она есть «чистое ничто», лишенное каких-либо определений. Бытие и ничто взаимопереходят друг в друга, происходит становление, в котором и бытие и ничто сняты, т.е. они одновременно и упразднены и сохранены. В этом процессе выявляются три основных момента бытия, его триада: бытие (тезис), ничто (антитезис) и становление (синтез). Этот принцип триады Гегель проводит через весь анализ категорий диалектики.
На второй стадии гегелевская абсолютная идея переходит в свою противоположность, порождает свое инобытие – природу. Развитие идеи в природе также проходит ряд форм (механизм, химизм, организм), познание которых составляет «Философию природы» (это вторая часть «Энциклопедии…»). Третий этап развития абсолютной идеи – переход из инобытия опять в свою противоположность, т.е. возвращение идеи в свое собственное «царство мысли» в виде духа («Философия духа»). Под духом Гегель понимает человека, его социально-историческое развитие. «Только человек есть мыслящий дух,… сущность духа есть свобода»[35]. Дух также в своем развитии проходит три стадии: Субъективный дух – это душа, сознание человека и «дух как таковой». Объективный дух образует сферу права («Философия права») и, в конечном счете, находит свое выражение в нравственности, семье, гражданском обществе и государстве. Абсолютный дух – это абсолютная истина, которая существует в таких трех формах общественного сознания, как искусство, религия и философия.
Искусство, по Гегелю, – это непосредственная форма знания абсолютной идеи, это чувственная форма истины. Содержание религии и философии тождественно, по утверждению Гегеля. Они различаются лишь по форме и методам постижения Бога: в религии – представление, в философии – понятие. Религия «снимается» более высокой формой знания,– философией, которая имеет задачу разработать логические категории и является наукой наук. В философии абсолютная идея познает саму себя. Если, по Гегелю, философия – это мир, схваченный мыслью, а сам мир есть абсолютная идея, то происходит желаемая завершенность развития идеи.
Таким образом, абсолютная идея проживает многообразную и сложную жизнь в гегелевской системе. Его философская система – это объективный идеализм: идея существует как первооснова, как «чистая мысль» и порождает природу и общество. Система построена на основе «триады»: тезис, антитезис и синтез, что делает ее строгой, четкой, с одной стороны, а с другой – позволяет Гегелю показать поступательный характер развития мира, используя энциклопедичность знания и диалектику.
Гегель совершенно по новому подошел к диалектике. Если до него диалектика была методом познания, формой мышления (Сократ, Платон), то для Гегеля она становится формой развития общества, природы и мышления. Величайшая заслуга Гегеля состоит в том, что он дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переход старого в новое, превращение каждого явления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами в мире. Хотя Гегелевская диалектика по форме идеалистична, развитие понимается как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей, порождающих внутреннее противоречие. «Нечто…жизненно лишь постольку, поскольку оно содержит в себе противоречие»,[36]именно в нем кроется источник всякого самодвижения.
Гегель создал (после Аристотеля) непревзойденную систему категорий диалектики, которые носят всеобщий характер, как и открытые им законы диалектики. Через диалектику категорий он рассматривает механизм действия основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона единства и борьбы противоположностей и закона отрицания отрицания. Важным моментом гегелевской диалектики является ее совпадение с логикой и теорией познания. По Гегелю,Ю логика категорий – это и их диалектика, которая дает возможность обнаружения истины в познании.
Между Гегелевской системой и его диалектикой существует важное противоречие. Оно состоит в том, что система Гегеля представляла своего рода законченную философскую систему, которая тем самым сдерживала диалектику. Если в системе Гегеля содержится мысль о начале и конце развития абсолютной идеи, как высшей и последней категории, то в диалектике речь идет о развитии как вечном и бесконечном процессе. Однако для себя Гегель сделал исключение, признавая свою систему высшей и абсолютно законченной философией. Это противоречие было устранено К.Марксом и Ф.Энгельсом, сумевшим преодолеть гегелевский идеализм, творчески переработать и создать новую форму диалектики – материалистическую диалектику.
Несмотря на то, что философия Гегеля пользовалась огромной популярностью у современников (в 20-40-х гг. ХIХ в.), критика ее началась еще при жизни создателя. В Германии сложилась гегелевская школа. Но вскоре произошел ее раскол. Наряду с правоверными гегельянцами («старые»), воспитанными самим Гегелем возникает и новое направление в школе – «левые», или младогегельянцы, которые тяготели к материализму и требовали ревизии гегелевской философии. В числе оппонентов Гегеля оказались Шеллинг, Шопенгауэр и в особенности Людвиг Фейербах.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 1742;