Итальянское Просвещение
Становление и распространение просветительских идей в Италии было обусловлено историческим контекстом, в котором развивалась культура страны. Отсутствие единого государства, вмешательство церковных кругов в образование, юридическая система, сохранившая в себе много феодальных черт – эти проблемы стали объектами исследований итальянских просветителей.
Идеи Просвещения стали распространяться среди итальянских интеллектуалов (философов, экономистов, правоведов) на рубеже XVII – XVIII веков. Идеи Т. Гоббса, Дж. Локка, Р. Декарта, П. Гассенди, И. Ньютона и других английских и французских мыслителей XVII-первой половины XVIII веков, получают развитие в трудах П. Джанноне, выступавшего против вмешательства церкви дела государства, А. Конти, занимавшегося математикой и теорией познания и др. Но первым представителем итальянского Просвещения считается Антонио Муратори (1744 – 1749). Его основной труд – «Размышление о хорошем вкусе в науках и искусстве» (1708). В этом работе Муратори рассуждает о значимости критического подхода для решения научных и эстетических проблем. Именно способность формулировать критерии оценки и оперировать ими, соотносить опыт и теории и составляет «хороший вкус».
Другим значительным представителем итальянской философии этого периода был Джамбаттиста Вико (1668 – 1744). Его фундаментальный труд – «Основание новой науки об общей природе наций» (1725). Вико предложил циклическую модель истории как альтернативу господствующему линейному понимаю исторического процесса, которое корнями уходило в эсхатологическую традицию христианства. Развитие человечества, согласно Вико, носит прогрессивный характер, но прогресс достигается постепенными изменениями. На каждом этапе развития человечество проходит сходные этапы, но каждый этап, тем не менее, является новым этапом, с новыми задачами и возможностями их решения.
Представителями итальянского Просвещения второй половины XVIII века были: братья А. и П. Вери, А. Дженовези, Ф. Галиани, Ч. Бекария. Эти мыслители, помимо собственно философских проблем, интересовались также вопросами политэкономии и правоведения. Так философ и юрист Чезаре Бекария (1738 – 1794) в работе «О преступлениях и наказаниях» (1764) подверг анализу целесообразность и справедливость пыток, которые были неотъемлемой частью системы судопроизводства европейских стран. Пытка применялась не только к подозреваемым, но и к свидетелям.
Рассматривая традиционные аргументы в поддержку пытки как средства получения признания или подтверждения обвинения, Беккария обнаруживает их противоречивость. Так, практика использования пыток по отношению и к подозреваемым и свидетелям причиняла больше страданий именно свидетелям. Невиновный человек, не выдержав мучений, признавал свою вину в том, чего не совершал, а подозреваемый, пройдя испытания, освобождался от обвинений. Тем самым опровергался старинный аргумент, согласно которому пытка считалась универсальным средством выявления судебной истины. Также Беккария показал абсурдность утверждения, что пытка очищает душу и освобождает от стыда.
Беккария также был страстным противником смертной казни, которая, как и пытки, были неотъемлемой частью правосудия того времени. Каждый человек является личностью. Свободные личности заключают Общественный договор, и система правосудия также является частью этого договора. Поэтому лучше предотвращать преступления, чем угрожать смертью. К тому же смертная казнь сама по себе является убийством, а наказывать убийством за убийство абсурдно.
Идеи Ч. Беккария и других итальянских мыслителей этого периода оказали серьезное влияние не только на дальнейшее развитие философии в Италии, но и на философские, экономические, правовые теории за ее пределами.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 6802;