Пределы роста__________________________

 

С неоэволюционистской точки зрения различия культур определяются в терминах совместной оценки следующих параметров: подчиненность окружению (от слабой до сильной); организационная структура (от простой к сложной); организация совместной жизни популяции (от сельской до городской); специализация в системе общественного разделения труда (от нерасчлененной к узкоспецифичной); модели руководства (от основанных на консенсусе до авторитарных); распре­деление благ (от уравнительного до жестко дифферен­циального); поведение элит (от ответственного до экс­плуататорского); функция войны (от мести к полити­ческим интересам)[138].

Считается, что современное модернизованное об­щество, являющееся образцом для заимствования тех культурных черт, которые обеспечивают ему оптимум адаптированности к природному и искусственному окружению, то есть эволюционно наиболее «продви­нутое», обладает следующими характеристиками. Оно в наименьшей степени зависит от окружения; облада­ет сложной и подвижной организационной структурой; имеет широко разветвленную систему общественного разделения (специализации) труда; в нем преобладает демократическая система управления; ему свойствен­но дифференциальное распределение благ; поведение его элит ответственно; оно ориентировано на предот­вращение войн. Через эти характеристики осуществ­ляется сравнительная оценка современных обществ в контексте глобализации.

Кризис роста.В то же время изучение социокуль­турных процессов, происходящих в постиндустриаль­ных обществах, свидетельствует о том, что их рост и эк­спансия не беспредельны. Этой теме посвящена науч­ная и экспертная деятельность Римского клуба. С одной стороны, эти динамические характеристики ограниче­ны социобиологическими предпосылками, антрополо­гическими инвариантами, устанавливающими внут­ренние пределы физическим, психическим, познава­тельным возможностям человека. С другой стороны, конечность размеров планеты, ограниченность жизне­обеспечивающих средств, невосполнимость некоторых существенных для человека природных ресурсов де­лают очевидными внешние пределы сегодняшней ста­дии социокультурной эволюции.

Современный кризис, связанный с существовани­ем человечества, обусловлен нерациональным исполь­зованием ресурсов и технологий, приверженностью к росту и экспансии, отсрочкой в принятии и реализа­ции социально значимых решений, краткосрочными и плохо обоснованными политическими стратегиями. Иными словами, сегодня «проблема пределов челове­ческого роста и человеческого развития является по сути своей проблемой главным образом культурной»[139]. Сегодня ясно, что необходимо ограничить человечес­кую активность по отношению к окружению, посколь­ку она может и уже начинает приносить вред самим людям, животным и растениям, планете как таковой. Однако пока неизвестно, как установить эти пределы.

Наряду с эволюционными процессами в каждом обществе, равно как и в глобальном масштабе, проис­ходят иные социокультурные события, которые можно считать не имеющими отношения к повышению адап­тационного потенциала человечества в классическом понимании этого концепта. Простое наблюдение свидетельствует о том, что люди тратят значительную часть времени и энергии на бессмысленную, неэффектив­ную работу, на необязательные напряжения и конф­ликты. Они бездумно расходуют невосполнимые при­родные ресурсы. Люди продолжают не задумываясь воспроизводить многочисленное потомство, не имея возможности обеспечить ему благоприятных условий существования, а сегодня возрастает степень риска по­явления на свет высокого процента физически и пси­хически неполноценных детей. Даже использование научного знания и технологий люди способны лишить рациональности. Так, наука сначала начинает фетиши­зироваться и рассматриваться как панацея от всех че­ловеческих проблем, что ведет к массовому распрост­ранению научной идеологии. Затем оказывается, что научное познание имеет ограничение, требует серьез­ной работы и не ведет к непосредственному измене­нию реальности. И это вызывает мощную волну анти­сциентизма, что оправдывает массовое невежество и обскурантизм. Что касается технологий, то их разра­ботка и использование в тех областях активности, ко­торые наносят вред самим же людям — войны, разру­шение природной среды, средства массового воз­действия — представляют собой обычное явление в истории культуры и в сегодняшней жизни.

Рационализация адаптационных процессов как черта общей эволюции.Сторонники идеологии «пре­делов роста» полагают, что природа современного гло­бального кризиса культуры связана с неадекватной организацией человеческой активности в условиях, когда созданная людьми жизненная среда по крайней мере выровнялась, если не возобладала по своей зна­чимости, по своей действенности в соотнесении с ес­тественной. Такое положение дел порождает пробле­мы, обусловленные особенностями искусственного окружения. Во-первых, оно, в отличие от природного, не обладает свойством самовоспроизводства, но для его поддержания в пригодном для жизни людей состоянии необходима постоянная затрата усилий. И чем оно объемнее и сложнее, тем больше усилий и времени нужно для его обслуживания и поддержания. Во-вторых, культурная среда является результатом не спон­танного возникновения, но конструктивной активнос­ти людей. Соответственно использование и поддержа­ние артефактов предполагает понимание того, что они собой представляют и как с ними следует обращаться.

Следовательно, эволюция культуры предполагает увеличение меры рациональности в отношениях чело­века не только к окружению, но и к самому себе. Об этом, в частности, свидетельствует рационализация в XX в. тех областей человеческого сущесткования, ко­торые прежде не находились под постоянным и жест­ким преднамеренным контролем: бессознательные процессы, пограничные психические состояния и от­клонения, мистические переживания и т. п.

По отношению к окружению нерациональность человеческого поведения сегодня стала очевидной. В хозяйственной сфере она проявляется в случайном размещении и структуре производства, в несвязанно­сти их ни с распределением населения, ни с разме­щением дефицитных ресурсов, ни с необходимостью обеспечения занятости людей, ни с программами со­циально-экономического развития конкретных реги­онов. В отношении к ресурсам доминирует склонность к расточительству: идеология потребительства; нера­циональные в глобальном масштабе способы произ­водства и распределения; затраты на военные про­граммы, которые не только не способствуют улучше­нию условий жизни человека, но связаны с постоянной угрозой массового разрушения и уничтожения. В от­ношении людей к самим себе доминирует попусти­тельство безотлагательному удовлетворению соб­ственных побуждений, невежеству, вульгарному гедо­низму, социальной безответственности и т. п., которое ведет к тому, что люди в социокультурном простран­стве начинают мешать друг другу проявлениями лич­ной свободы.

«По мере того как возрастало могущество совре­менного человека, все тяжелее и ощутимее станови­лось отсутствие в нем чувства ответственности, созвуч­ного его новому статусу в мире. Могущество без муд­рости сделало его современным варваром, обладающим громадной силой, но не имеющим ни малейшего пред­ставления о том, как применить её»[140].

С точки зрения самовоспроизведения человечес­кой популяции её рост, по-видимому, достиг критичес­ких пределов. «В любом случае нынешние поколения не имеют права вести себя так, будто им дана приви­легия размножаться, как заблагорассудится, лишая тем самым прав на это своих же собственных потомков, которым волей-неволей придется ввести в будущем еще более жесткий контроль над рождаемостью»[141]. Пред­ставители Римского клуба вообще считают рациональ­ный контроль над ростом численности человечества одним из важнейших механизмов современной стадии общей эволюции культуры.

Однако, по мнению сторонников концепции преде­лов роста, сегодняшние негативные явления не означа­ют движения человечества к закату, заложенного в са­мой человеческой природе. Это кризис цивилизации или культуры, причина которого кроется в несоответ­ствии массовых стереотипов социального поведения из­менившимся условиям существования человечества. А поскольку модификации этих условий зависели от ра­циональной и практической деятельности самих людей, они же в принципе могут исправить ситуацию, посколь­ку уже сейчас люди знают не только об истоках многих негативных культурных тенденций, но и о возможных путях и средствах их смягчения. Соответственно речь идет о выработке новых схем использования людьми собственного социокультурного потенциала, позволяю­щих найти новые модальности в их отношениях с при­родным и ими самими созданным окружением, то есть о формировании новых эволюционных универсалий.

 








Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 553;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.