Культурная черта в изучении общей эволюции. Эволюционная универсалия_______________________
Важной проблемой современного эволюционизма является разграничение макро- и микроэволюционного уровней социокультурных процессов и поиск закономерных связей между неустойчивыми и устойчивыми культурными феноменами. Начиная с М. Мид, термин «микроэволюция» относится к процессам, происходящим на уровне непосредственного взаимодействия индивидов и социокультурных групп; сегодня он связывается с концепцией специфичной эволюции. Макроэволюция определяется как тот уровень процессов, который является интегральным результатом активности больших человеческих популяций и на котором спецификация деятельности отдельных культурных единиц может не приниматься во внимание, то есть речь идет об общей эволюции. Рассмотрение в современных условиях такой культурной единицы, как этнос, хорошо иллюстрирует подход к изучению специфичной эволюции и микроэволюционных процессов.
Макропроцессы общей эволюции будут представлены через другую аналитическую единицу культурной антропологии — черту, — означающую устойчивую совокупность представлений, отношений, действий, предметных характеристик, традиционно существующую в культуре.
Концепция эволюционной универсалии.Работа Т. Парсонса «Эволюционные универсалии в обществе» представляет собой концептуальный образец неоэволюционистского подхода к изучению механизмов общей социокультурной эволюции. Эволюционными универсалиями он называет «структурные инновации», «наделяющие их обладателей существенным улучшением общей адаптивной способности», настолько существенным, что виды, не обладающие ими, теряют преимущества в основных областях, где действует естественный отбор, но не в смысле выживания, а с «точки зрения возможностей инициировать дальнейшее ключевое развитие»[135]. Таким образом выявляется общая социокультурная черта, узловой центр, вокруг которого образуется область адаптационных видов активности, механизмов, институтов, то есть специфичных эволюционных черт, стимулирующих процесс общей эволюции. Правда, Т. Парсонс не объясняет, каким образом и при каких конкретных условиях формируются такие черты. Скорее всего, он считает их примерным аналогом случайных мутаций в биологической эволюции. Соответственно они закрепляются в обществе и культуре благодаря их возможностям в увеличении общей адаптивной способности социокультурной системы. Это позволяет им сохраняться в качестве определенных организационных структур или институтов независимо от первоначальных причин возникновения.
Концепция Т. Парсонса базируется на более или менее общераспространенной двухстадийной эволюционной модели, разделяющей «доисторические» и «исторические» формы развития человечества. Первая, стартовая стадия соответствует примитивному обществу, структура которого ограничивается семейными связями. Парсонс не анализирует её, но принимает в качестве начальной точки отсчета последующего развития, или эволюции. Вторая стадия, как принято считать, возникает тогда, когда на смену обществам, основанным на семейных связях, приходят сложноорганизованные ассоциации людей, не связанных родственными отношениями. Парсонс полагает, что переход от одного типа социальной организации к другой происходит с того момента, когда начинают формироваться социальные универсалии.
Согласно Т. Парсонсу, две из них стали побудителями разрушения структуры социальных связей, на которых базировалась «примитивная» стадия социокультурной эволюции. Во-первых, это система социального признания и культурной легитимности дифференциации социально значимых функций (по Э. Дюркгейму — «разделение общественного труда»), независимая от структур родства. Иными словами, речь идет о предпосылках для формирования системы социального расслоения. Во-вторых, сама система социальной стратификации, то есть культурно маркированного (обозначенного) закрепления устойчивых границ между иерархически упорядоченными социокультурными группами, составляющими общество. Парсонс склонен считать, что «стратификация появляется первой и служит условием легитимизации политических функций»[136].
Появление остальных эволюционных универсалий относится уже ко второй стадии социокультурного развития человечества. Это система рынка и денег, бюрократия, универсалистская правовая система, демократическая ассоциация.
Формирование такого рода черт происходит на определенной социокультурной базе, которую Т. Парсонс называет «предпосылками социокультурного развития». К ним он относит родство, технологию, язык, религию. Эти четыре необходимых условия совместного существования людей предопределяют: исходные социальные связи через структуры родства; жизнеобеспечение через использование технологий; коммуникацию через использование языка; символическую интеграцию через систему разделяемых религиозных верований. Они «маркируют» общество как человеческое, позволяя отличать его от социальных сообществ, свойственных другим видам.
Эволюционные универсалии и технология.Т. Парсонс проводит концептуальное различие между эволюционными универсалиями и технологией на основе их функциональной специфичности. Эволюционная универсалия в качестве культурной черты определяется как инновация, обеспечивающая увеличение адаптивного потенциала социокультурной системы, а технология рассматривается как обобщенный инструмент, продуцирующий его актуализации. Это позволяет трактовать технологию как имеющую относительную функциональную автономию от других и потому проявляющую высокую мобильность как внутри системы, так и между системами. Это одна из причин того, что диффузия технологических культурных черт осуществляется достаточно свободно в контексте социокультурных систем с различными типами экономической, политической, социальной, символической организации.
В рамках эволюционизма технологии (в любой их трактовке) рассматриваются как существенный фактор развития социокультурной системы, то есть повышения её адаптационного потенциала. Они обусловливают преимущества общества двумя способами. Во-первых, в «игре с природой» их применение обеспечивает членам общества «не-нулевую» сумму выигрыша. Люди используют технологии по отношению к природным ресурсам, чтобы увеличить объем благ, которые они могли бы распределить между собой. С их помощью для каждого облегчается возможность получить большее вознаграждение без сокращения его величины для других. Этим способом использующим их социокультурным группам удается уменьшить давление со стороны тех, кто стремится к реорганизации имеющейся системы стратификации, а также повысить степень лояльности других к существующему социокультурному порядку. Иными словами, развитие технологий способствует поддержанию социальной стабильности. Во-вторых, такое развитие является основным источником власти над окружением. Те, кто хорошо владеет технологиями, могут контролировать изменения в использовании ресурсов, в количестве, качестве, вариабельности благ и услуг, предлагаемых другим членам общества в обмен на их лояльность. Соответственно социокультурные системы с более высоким уровнем технологического развития могут эффективно конкурировать с системами менее развитыми в этом отношении и навязывать им свои условия в ситуациях взаимодействия. Вообще говоря, повышение уровня такого развития способствует расширению сферы адаптационных возможностей социальной системы, то есть повышает её шансы на специфичную, а, возможно, и общую эволюцию.
Технологии рассматриваются прежде всего как способ извлечения и переработки ресурсов, обеспечиваемых окружением и используемых людьми для поддержания жизнеспособности социокультурной системы. Соответственно существование каждой культуры определяется не просто фактом физического существования в определенных условиях, но и особенностями знаний, навыков, способов действия, применяемых популяцией для их использования.
С этой точки зрения важным показателем культурной эволюции, начиная с Л. Уайта, считается качество используемой энергии. В рамках неоэволюционизма демонстрируется последовательное возрастание и качественная модификация используемой обществом энергии, изменение её источника: мускульная сила человека, домашние животные, энергия воды и ветра, ископаемое топливо, электрическая, а сегодня и атомная энергия. Здесь разработан индекс оценки уровня адаптации, связывающей характеристики энергетической системы общества и его социальной организации[137]. Развитие технологий в этом отношении обеспечивает устойчивые характеристики связи общества с окружением через интегральные процессы использования людьми энергетических ресурсов. Иными словами, человеческая культура характеризуется уникальной и сложной системой извлечения из окружения, хранения и использования энергии, необходимой для снижения энтропии в процессах социальной жизни людей, то есть для её эволюции.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 1365;