Специфичней эволюции. Этнос_____________________

 

Важное место в изучении общей и специфичной эволюции занимает тема отношений между традици­оналистскими и модернизационными тенденциями в современном мире. Этнос будет рассматриваться как пример построения социокультурной единицы, явля­ющейся удобным объектом анализа при изучении этой темы в аспекте специфичной эволюции. Исследова­ния можно разделить на две основных категории. Первый тип связан с изучением того, как культурные единицы, не находящиеся в центре модернизационных процессов, адаптируются к модернизационным изме­нениям, происходящим в обществе. Здесь основными категориями анализа становятся адаптация, аккульту­рация, интеграция, и анализируются те социокультур­ные группы, где обнаруживаются заметные попытки включиться в модернизационные процессы. Предмет второго типа исследований составляют процессы диф­ференциации, обусловленные модернизационными из­менениями.

Этническая группа.«Модернизация стимулирует не только классовое сознание, но и новое групповое сознание всех видов — в племени, регионе, клане и касте, а также в классе, профессиональной общности, любом социальном объединении. Модернизация означает, что все группы — старые и новые, традиционные и современные — все больше осознают себя в каче­стве группы и свои интересы и требования по отноше­нию к другим группам»[128].

Соответственно особый интерес вызывает фор­мирование этнических групп в контексте модерни­зирующегося общества. В таких исследованиях рас­сматриваются мобилизационные факторы, интенси­фицирующие процессы этнической идентификации и формирования этнических движений и групп, отста­ивающих свое особое место в условиях модернизации. Важное место в этой связи занимает выявление меха­низмов интеграции разрозненных носителей этничес­ких характеристик в социокультурную группу или движение. В частности, исследуются процессы фор­мирования и функционирования политических элит, харизматического лидерства и знаковых выражений этноидеологии — символов, ритуалов, стереотипов и т. п. Рассматриваются механизмы ускорения или торможения освоения в обществе новых социокуль­турных элементов. Так, эмпирически подтвердилось, что значимым механизмом, стимулирующим распро­странения инноваций в обществе или социокультур­ной группе, является добровольное заимствование. Это механизм, обусловливающий в основном общую эволюцию, в данном случае распространение модернизационных процессов.

Механизмы, препятствующие такому распростра­нению, связаны с конфликтами между традиционали­стскими и реформистскими группами, этноцентрист­скими и демократически ориентированными объеди­нениями и организациями. В случае значительного разрыва между обществами или социокультурными группами в уровне развития, когда его преодоление представляется затруднительным или невозможным, этническая единица остается неинтегрированной в преобразования глобального масштаба. В этом случае особый исследовательский интерес вызывает специфика процессов превращения таких сообществ либо в изоляты, либо в ресурсные придатки более развитых частей общества или мировых сообществ. В частности, изучаются факторы и механизмы, обусловливающие развитие одних и деградацию других этнических ре­гионов и групп.

Реальные исторические процессы опровергли иде-ологемы ранних теоретиков эволюции (и модерниза­ции как одной из модификаций эволюционизма) о не­избежности стирания национально-культурных разли­чий и формирования транснационального мирового сообщества, господствовавшие вплоть до 60-х гг. XX в. В 1970-е гг. стало очевидным, что не только в модерни­зующихся, но и в модернизованных странах этничес­кая идентификация отнюдь не уменьшается, но увели­чивается, а этномобилизация является важным факто­ром политической жизни. Более того, эти факторы стимулировали тенденции этнического самоопределе­ния и роста социальных напряжений и конфликтов. Сегодня этническую группу можно считать значимой динамической социокультурной единицей[129] и просле­живать её генезис и развитие по крайней мере в пре­делах одного-двух веков.

Принято считать, что класс и этничность являются двумя основными измерениями социального порядка, не сводимыми друг к другу. «Этничность — узы, сравнимые с родственными, основывающиеся на предположении об общем происхождении и связывающие сетью традиций людей, стоящих на различных уровнях социальной иерар­хии. Класс означают горизонтальную солидарность сре­ди людей, которые безотносительно к происхождению предков разделяют общие отношения к власти и приви­легиям... Для историков этничности основной вопрос — противоречие между ассимиляцией и обособлением. Для историков класса сущность дихотомии — не между «внутри» и «вне», но между «вверх» и «вниз»[130].

Обнаруживается также некоторое сходство между этнической группой и группами интересов (такого мне­ния придерживаются, например, Н. Глейзер, Д. Мойнихэн, Р. Джексон). Однако в отличие от других групп интересов, например, экономических, этнические груп­пы отличаются рядом особенностей. Во-первых, их члены руководствуются интересами общего прошлого и будущего и поэтому выражают долговременные со­циокультурные устремления, сохраняя традиционные черты культуры.

Во-вторых, такая группа является значительно бо­лее полифункциональной, удовлетворяющей многооб­разные чаяния её представителей, из разных классов и поколений. В-третьих, принадлежность к ней подра­зумевает широкие возможности для социальной и куль­турной самореализации личности, значительно более широкие, чем к любой иной группе. Отсюда, видимо, можно вывести высокую культурную ценность этничности. Т. Парсонс считает её аскриптивной категори­ей, то есть это качество приобретается не путем лич­ных усилий или заслуг, но «по рождению» или благо­даря действию ассимиляционных механизмов.

Этническая идентификация.Этническая идентич­ность в рамках каждой культуры — величина перемен­ная и ситуативная. Так, в деревне человек ощущает себя её жителем и воспринимается как таковой други­ми. В городе же его считают представителем опреде­ленной местности, для которой характерны свой диа­лект, нравы, обычаи. В ситуации войны с другим госу­дарством он прежде всего — гражданин своей страны. Иными словами, границы этнической идентичности подвижны, динамичны и культурно обусловлены.

Этническая идентичность, подобно классовой, ча­сто становится основой идеологии, а группы, порож­дающие и придерживающиеся её, возглавляют этно­центристские движения.

Этнос, следовательно, является сегодня одной из центральных категорий, обозначающих культурную единицу, которая может рассматриваться как целост­ность во взаимодействии с окружением и с другими единицами, в структурно-функциональном и динамическом, синхронном и диахронном планах. Эта катего­рия относится к людям, обладающим определенными идентификационными признаками, традиционно пере­даваемыми от поколения к поколению. «Обычно к та­ким признакам относят расовую принадлежность, цвет кожи, географическое происхождение, язык, обычаи, религию. Они имеют идентификационное значение, даже если не признаются носителями, и в этом смыс­ле носят объективный характер. Можно считать, что лица, разделяющие определенный набор подобных черт, составляют группу, разделяющую общую этни­ческую базу, подобно тому как социальный класс пред­ставляет собой группу лиц, занимающих общую пози­цию в системе материального неравенства»[131].

Этническая группа как культурная единица опре­деляется совокупностью обязательных характеристик. Во-первых, выраженностью этноспецифичных черт. Во-вторых, присутствием феномена идентификации: люди осознают и ценят обладание набором таких черт, то есть причастностью к этнической категории. В-тре­тьих, наличием определенной организационной струк­туры, то есть речь идет об ассоциации устойчиво вза­имодействующих лиц с общей этнической самоиден­тификацией.

Особенностью такого рода характеристик, как уже отмечалось, считается то, что они приобретаются не с помощью личного выбора, но через культурное насле­дование или приписывание. В то же время речь идет об общности не кровнородственных связей, но социо­культурных характеристик, которые нередко весьма трудно выделить. Этническая идентификация, или, как принято называть, «этническая категория» является весьма устойчивой культурной чертой. «Этнические группы могут подвергаться преобразованиям, регуля­ции и даже разрушению, тогда как этнические катего­рии весьма устойчивы к политическому нажиму. Од­ной из самых впечатляющих исторических ошибок в контроле над этничностью была политика ассимилирования социологически устойчивых этнических кате­горий в более широкие культуры»[132].

Таким образом, можно считать, что в дополнение к демографическим и классовым признакам этничес­кие черты составляют важную базу для «естествен­ной» и для научной дифференциации человеческих со­обществ.

Формирование этнической группы.Четкая, дока­занная концепция этногенеза в культурной антропо­логии отсутствует. Поэтому относительно ранних ста­дий формирования этнических групп и этнической ка­тегории существуют многочисленные точки зрения. В принципе все это многообразие может быть сведено к двум основным ориентациям: примординальной и культурно-детерминистской. В первом случае этнос считается примординальным (первозданным) социо­культурным образованием, основанным на общих пред­ках, принадлежности к одной расе и эволюционирую­щим на этих эндогенных (внутренних, присущих исход­ному популяционному ядру) предпосылках. Сторонники культурного детерминизма считают этносы ситуацион­ными экокультурными образованиями, организацион­ными конструктами, сложившимися для совместного решения определенного набора социально значимых проблем, вокруг чего и складываются характерные для общности «культурные темы» и соответствующие им институты.

Спор ведется также и относительно будущего эт­нической формы дифференциации человечества. Те, кто склонны считать приверженцев этноидентификации носителями пережитков более ранних стадий эво­люционного процесса, полагают, что со временем та­кие формы будут исчезать как анахронизм. Те же, кто рассматривают этносы как субстанциональную со­циокультурную единицу, полагают, что в процессе куль­турной эволюции они будут претерпевать модифика­ции, но сохранят свою функцию дифференциации че­ловеческой популяции.

Концепция культурного этногенеза может быть проверена и уточнена при изучении современных тре­бований права этнического самоопределения. На ста­дии отчетливой идентификации и в условиях напря­женных отношений с окружением члены этнических групп начинают считать, что, выделившись в самосто­ятельную экономическую, политическую, государ­ственную единицу, они получают больший выигрыш, чем в состоянии зависимости от той крупномасштаб­ной социально-политической системы, к которой они принадлежат. Для ряда групп, особенно немногочис­ленных, характерно стремление не столько к полити­ческому или экономическому, сколько к культурному самоопределению. В то же время некоторые этничес­кие группы объединяются на основе тенденции к бо­лее полной интеграции в контекст «основной» куль­туры (это особенно характерно для иммигрантских групп). Таким образом, в определенных условиях мож­но ожидать активизации этнической идентификации, усиления культурной значимости основанных на ней групп, интенсификации тенденций таких групп к са­моопределению в различных формах.

Важным социокультурным фактором, катализиру­ющим такого рода процессы, является этническая мо­билизация, то есть целенаправленная деятельность, связанная с активизацией этноидентификации, фор­мированием и распространением идеологии с этно­центристскими обертонами, институционализацией действий, направленных на самоопределение. В этом процессе значительная роль принадлежит этнолинг­вистической жизнеспособности (витальности). Речь идет о тщательном сохранении родного языка в атмос­фере общераспространенного государственного, а его носители составляют целостность во внутригрупповых, а не только во внешних отношениях.

Механизмы сохранения этнической единицы.Они становятся особенно заметными в контексте концеп­ции культурного плюрализма, которая допускает пра­вомерность сосуществования сразу нескольких идентичностей: религиозной, лингвистической, классовой, региональной, этнической и т. п. Сегодня этот термин указывает на то, что в любой культуре обнаруживают­ся не только различные основания для идентификации, но и реальные объединения людей, использующие эти основания для группового самоопределения. Соответ­ственно признается также наличие в каждой культуре плюрализма нормативных и ценностных систем, а это означает, что в отношении социокультурных образцов, ценностей, норм, образа и стиля жизни в любом обще­стве следует с большой осторожностью относиться к употреблению выражений «общество в целом», «куль­тура в целом».

В этой связи важно выявить те механизмы специ­фичной эволюции, которые в условиях культурного плюрализма выполняют для этнических групп те же селективные, стабилизирующие, и направляющие фун­кции, какие в ходе биологической эволюции выполня­ет естественный отбор.

В некоторых случаях это может быть ситуация напряженности и конфликта «...возникновение соци­альной солидарности в ответ на ситуацию стресса превращает членов этнической категории в этничес­кую группу»[133].

Однако важнейшая роль в поддержании этни­ческой единицы принадлежит традиции как процес­су трансляции и освоения специфичного культурно­го опыта. Культурная традиция представляет собой один из важнейших механизмов воспроизведения норм, ценностей, паттернов этнической культуры. Этим термином обозначается непосредственная трансляция специфичных культурных форм от по­коления к поколению и соблюдение строгого следо­вания таким формам. Благодаря действию механиз­ма традиции структурируется опыт социокультурной идентификации, упорядочиваются взаимодействия с представителями других групп в стандартных ситу­ациях. Это происходит благодаря тому, что под дей­ствием традиции в процессе социализации индивид осваивает стандартный этнично специфичный опыт.

Традиция выполняет также функцию селективно­го механизма по отношению к инновациям. Благодаря её действию из них отбираются только те, что не ока­зывают разрушительного воздействия на этноспецифичные черты, и отвергаются те, что грозят им серь­езными структурными изменениями. Известно, что ис­точником культурных инноваций всегда является индивидуальный опыт людей. Следовательно, интег­рация нового в культуру этнической группы предпо­лагает наделение такого опыта с помощью механизма традиции статусом культурно специфичной черты. Из сказанного следует, что действие этого механизма в этнической единице в известной мере уподобляется биологическому естественному отбору[134].

 








Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 774;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.