Там, где спали Титаны... 2 страница
• Признать, что он лжец;
• Признать, что агентство, которое посылало его в космос дважды — и сделало тем, кем он является сегодня — астронавтом, героем Америки и сенатором, не говоря уж о его определенном личном материальном благополучии — также лжет;
• Признать, что рекомендации Брукингса скрывать любые находки внеземных руин (жизни) существуют на самом деле;
• Признать, что он и его коллеги-астронавты были так поражены увиденным там, что у них до сих пор бывают «ночные кошмары»;
• Признать, что некоторые фильмы по вопросу НЛО недалеки от истины.
И Джон Гленн — герой войны, сенатор, политик, астронавт и американский идол, скажет: «Конечно. Нет проблем. Что угодно, лишь бы было смешно». Представляете, как в штаб квартире НАСА надрывают животы от смеха и хлопают себя по коленкам, когда этот эпизод выходит в эфир?
Простая истина заключается в том, что ни один человек хоть с малейшим чувством лояльности, честности или признательности не унизится до такого уровня шуток. Мысль о том, что Гленн согласился сказать это о себе и о НАСА, — да таком контексте — смешна. Любой, кто просто не придаст значения этим словам, не рассматривая более глубокого содержания — просто делает хорошую мину при плохой игре. Это была резкая критика, направленная прямо на НАСА.
Когда смотришь само шоу, это становится очевидным. По сюжету продюсер главного персонажа — Фрейзера — Роз хочет сделать шоу по космической программе, «потому что сейчас 2001 год». Гленна просят его комментировать, и по причине ряда обстоятельств он врет Роз, чтобы помочь Фрейзеру. Когда его ловят на лжи, он извиняется и добавляет: «Меня ввели в заблуждение. Обычно я так не хитрю».
Между Роз и Фрейзером возникает ссора, и они удаляются в аппаратную, чтобы выяснить отношения с глазу на глаз. Когда они уходят, Гленн, оставшийся в студии предоставленным самому себе, начинает декламировать от себя слова в эфир, которые совершенно не укладываются в контекст того, что происходило в шоу или с тем, что происходит в это время в аппаратной. Когда он говорит, он не обращается ни к одному из окружающих его персонажей. На самом деле он смотрит прямо в камеру, в одиночку обращаясь к аудитории по ту сторону экрана, которая смотрит на него по всей Америке. Когда он понимает, что его слова были записаны, он бежит в аппаратную и просит пленку — намек на то, что он по-прежнему под давлением или соблюдает обещание молчать. Роз и Фрейзер, занятые своими делами и не слышавшие ни слова из «исповеди» Гленна, небрежно отдают ее ему, совершенно не поняв, что только что произошло.
Что самое главное в этой модели «просто комедии»? Все, от начала до конца, не смешно. На самом деле запись смеха, использованная в различных местах, когда говорит Гленн, звучит неуместно. Более того, Гленн использует камеру так, что аудитория теряет ощущение реальности. Он как будто бы делает свое сообщение вне шоу.
Единственная настоящая шутка в этом эпизоде — это шутка над нами. Фрейзер и Роз представляют собой типичных американцев, спорящих по пустякам, в то время как прямо перед ними настоящий герой Америки буквально выворачивает наизнанку душу, рассказывая о том, что он видел «там». Он говорит о несознательном поведении основных американских институтов НАСА, которые отвечают за исследования. «Шутка» в том, что Фрейзер и Роз, как и все «мы» за последние пятьдесят лет, еще раз все пропустили. Разумеется, шутка работает в том случае, если Гленн, в конце концов, говорит нам правду.
Гленн рассматривает сценарий «Войны миров» как оправдание для сокрытия свидетельств внеземной деятельности. И если документ Брукингса, который указывает на этот сценарий, — это не просто «рекомендация» сорокалетней давности, а текущая политика, то это именно тот контекст, в котором Гленн «сказал все». Делая это в комедийном шоу, он получал что-то вроде политического прикрытия, которое ему было необходимо, чтобы обезопасить себя. Возможно, он рассчитывал, что кто-нибудь из ведущих СМИ разглядит противоречивость в его поведении и спросит его напрямую, правда ли это. Или, возможно, он хотел, чтобы его «исповедь» записали заранее на тот случай, если однажды возникнут попытки официального «разоблачения». Иначе, зачем лично участвовать в таких явных «нападках на НАСА?».
Есть еще один, последний момент, который вносит ясность в это загадочное дело. Как сообщалось в промо-ролике Эн-би-си, Гленн сам обратился к группе «Фрейзера»... чтобы организовать это особое шоу.
Итак, разве это не смешно?
Есть и другие признаки того, что в рядах астронавтов не все ладно с «официальной историей» того, как НАСА летало на Луну и что там, в действительности, было найдено.
За последние несколько десятилетий многие астронавты написали книги о своих исторических миссиях, стремясь, понятное дело, увековечить наивысшие достижения в своей жизни и карьере. Некоторые из этих биографий являются, мягко говоря, непоследовательными, поскольку авторы явно стремятся оставить позитивную личную запись событий.
В некоторых из них на самом деле написана явная, неприкрытая ложь. Возьмем, к примеру, одного из астронавтов «Меркурия Семь», Алана Шепарда. Мемуары Шепарада «Лунный полет» (написанный в соавторстве с одним членом отряда «Меркурий Семь», Диком Слейтоном, и двумя заслуженными обозревателями темы космоса — Джеем Барбари и Говардом Бенедиктом) являются обычным рассказом «Good Staff», осложненным необычной медицинской историей Шепарда и Слейтона. Что касается Шепарда, то у него странное осложнение внутреннего уха, из-за которого он лишился возможности летать на шесть лет. До того времени как Шепард чудесным образом «исцелился» и вернулся в 1969 году, ему сделали тайную и по тем временам инновационную хирургическую операцию, что позволило ему в конце концов командовать «Аполлоном-14» в полете на Луну в 1971 году.
Вы должны помнить: во время последнего выхода для работы за бортом «Аполлона-14» Алан Шепард удивил НАСА и национальное телевидение, ведущее прямую трансляцию — и внес свой уникальный вклад в историю — своим знаменитым «...первым ударом по мячу для гольфа на Луне».
Что касается Слейтона, у него случилась хроническая сердечная аритмия, что даже после того, как он прошел отбор в «Меркурий», делало его непригодным для всех последующих космических полетов (в Хьюстоне в качестве символического утешения ему дали титул «Главный астронавт», и он занимался отбором других астронавтов для того, «куда сам никогда не попадет»). Конечно, он не был доволен поворотом судьбы, которая приковала его к Земле. Затем — в самом конце программы «Аполлон» — врачи экипажа из НАСА внезапно, по каким-то чудесным причинам, разрешили ему лететь... как pas вовремя, чтобы он успел занять последнее место на борту исторического совместного полета США/СССР в проекте «Союз-Аполлон» (ASTP) в 1975 году. Пока все хорошо.
Настоящие проблемы возникают, когда вы смотрите раздел фото совместного проекта «Лунный полет». Там, прямо посреди личных воспоминай Шепарда о его полете на Луну, совершившимся вопреки всем трудностям есть намеренно сфальсифицированная запись путешествия (рис. 12-4).
Рис. 12-4. Фальшивый «снимок с обложки» из книги Алана Шепарда «Полет на Луну». Участки лунного модуля «Аполлон-14» «Антарес» (слева) скопированы и перевернуты на правом снимке. Кроме того, астронавты, «мяч для гольфа», телевизионная антенна, тени и флаг — это добавленные «вырезки» из другого снимка «Аполлона-14». Здесь флаг направлен в противоположную, чем на настоящей фотографии, сторону (НАСА/ «Полет на Луну»).
Если вы внимательно изучите второй снимок с аннотацией, вы, в конце концов, зафиксируете большое количество «несоответствий» — в том числе основное несоответствие самого снимка; это должен был быть один из тысяч снимков, снятых на камеру Хассельблад астронавтами «Аполлона» на поверхности Луны, особенно в ходе миссии «Аполлон-14» снимок, когда Шепард «играет в гольф», верно?
Однако поскольку было только два астронавта «Аполлона-14», которые совершали посадку на Луну — Шепард и Митчелл — и только две камеры Хассельблад (по одной на каждого), кто сделал ЭТОТ снимок — напечатанный на развороте двух страниц (обратите внимание на сгиб в центральной части репродукции) в собственной «космической биографии» Шепарда? Ведь оба астронавта — Шепард и Митчелл — видны на этом фото одновременно?
Единственной камерой, которой мог быть сделан этот снимок, была цветная телевизионная камера, установленная Митчеллом на месте их посадки сразу после первого выхода из лунного модуля «Антарес» двумя днями раньше. В действительности эта камера посылала на Землю последовательность телевизионных изображений этого события параллельно с прямой радиопередачей Шепарда, когда тот ударил по мячу и хвастался, что «он пролетит много миль».
Так это кадр с этой камеры? Стало быстро понятно, что это не он. Помимо того что телеизображения имеют ужасное качество — которое, конечно же, никак не сравнить с черно-белой фотографией в «Лунном полете», мы, среди прочего, заметили, что флаг на фото направлен в другую сторону, положение тела Шепарда иное, изображение Эдда Митчелла поддельное — просто вырезано (и перевернуто) с другого, настоящего снимка AS 14-66-9103, ныне известного как «Митчелл под стеклом» (рис. 12-5).
Рис. 12-5. Сравнение показывает, что «Эдгар Митчелл» является фальшивым снимком из книги Алана Шепарда «Полет на Луну». Это просто перевернутый фрагмент снимка AS - 14 — 66 — 9301 «Митчелл под стеклом».
Дюжина других несоответствий для большинства читателей будут более чем убедительными свидетельствами того, что «фотография», которую разместили буквально как предмет гордости Шепарда во время его выхода на поверхность Луны — игра в гольф, — это откровенная фальшивка.
Нельзя не задать вопрос: Бога ради, зачем!
Зачем — если вы собираетесь делать большое дело — первый удар по мячу для гольфа на Луне, зачем фальсифицировать фото этого события? И зачем... прямо в середине своей собственной удачной истории самого удивительного события в своей жизни?
Если только... это не еще одно «послание»?
Когда мы увидели этот снимок впервые, размещенный в середине собственной официальной истории Шепарда, мы не могли поверить, что он такой плохой. В конце концов, если ты собираешься поступиться правдой — возьми достойный снимок твоего странного поступка, сделанного не по заданию НАСА, хорошую подделку?
Если только...
Вы специально не хотите, чтобы вас поймали. Если вы не хотите, чтобы люди заметили... и спросили «почему?».
Не только об этой явной «фальшивой» фотографии, но, быть может, обо всей программе «Аполлон». Некоторые, увидев эти (и другие «аномальные») лунные фото «Аполлона» и заметив важные несоответствия на этих официальных снимках, страстно за них ухватились, заявляя: «Смотрите, это доказывает, что НАСА никогда не было на Луне!»
Эту историю лунной мистификации мы наглядно опровергли еще во вступлении к этой книге. Так какое же еще «послание» от Шепарда мы имеем?
Может быть, что-то простое, например: «Есть и другие фальшивые снимки «Аполлона» и их специально сделали в НАСА— для того, чтобы скрыть то, что мы в действительности видели и фотографировали на Луне во время всех Лунных миссий… которые я не могу поместить в эту книгу».
Напомним, это (также цветное фото 5) настоящий снимок «Аполлона-14», на котором Алан Шепард запечатлел своего коллегу-астронавта Эдда Митчелла — когда Митчелл настраивал телевизионную камеру в начале их первого выхода за борт космического аппарата. Взгляните, что в действительности фотографирует Шепард — вверху и вокруг обоих астронавтов — во время своего удивительного полета на Луну с миссией «Аполлон-14».
Хотели бы вы — каким-либо образом — рассказать миру о том, что они пропустили?
Не так давно еще один бывший астронавт внес свою лепту в этот постоянно растущий список «инакомыслящих». Документальный фильм Би-би-си под названием «Впервые на Луну» был показан в Англии, а затем повторен еще раз в июле 2006 года на канале «Наука» в Америке. В этой программе Базз Олдрин, второй человек, шагнувший на Луну, признал и описал то, как экипаж «Аполлона-11» неожиданно столкнулся с «НЛО».
Он описал объект, который, казалось, следовал за «Аполлоном» в течение часа, как «сдвоенный эллипс» или «колоколообразный» объект. Экипаж был так обеспокоен им, что провел расширенные наблюдения (и, по-видимому, сделал фотографии, хотя о них в шоу не упоминалось) при помощи бортового телескопа в командном модуле. Они не смогли определить, что это за объект, и осторожно спросили НАСА передать местоположение использованной ей ступени ракеты S-IVB относительно их текущей позиции. НАСА, не поняв, зачем запрашивается эта информация, тем не менее сообщило экипажу, что S-IVB была где-то примерно в 6000 милях позади них, В шоу Олдрин сообщил, что ни один из двух других членов экипажа «Аполлона-11» — Армстронг и Коллинз — не поверил, что объект, о котором идет речь, мог быть так далеко. Когда Олдрин рассказывал о «тайне НЛО», на экранах демонстрировался фильм о другом объекте, снятом во время одной из последующих миссий.
В конечном итоге экипаж решил, что обсуждение в открытом канале с Хьюстоном может повредить миссии (Олдрин заявил, что он «боялся, что им прикажут возвращаться домой, не совершив посадку»), поэтому они согласились не говорить больше ничего об этом, пока их не спросят по возврате на Землю. Состоялся ли этот «разбор полетов», Олдрин не уточнил.
После этого всего мы начали гадать: было ли что-то особое у Сернанна и «Аполлона-17», «что-то», что потребовало его присутствия на сообщении о «Возврате на Луну» в 2004 году? Было ли что-то известное — но по молчаливой договоренности не разглашаемое — между ним и президентом, что вызвало странное и даже неуважительное поведение Сернана? Быть может, мы упустили что-то такое об «Аполлоне-17», что было значимым и требовало присутствия Сернана на церемонии... по «церемониальным» причинам?
Там, где спали Титаны.
К счастью для нас, двое наших коллег, Кейс Лейн и Стив Трой, какое-то время работали с материалами «Аполлона-17». Стив — геолог-любитель и художник из Южной Дакоты, а Кейс, как вам известно, — специалист по изображениям в HACA/Ames. Совместно они провели обширные фотоисследования миссии «Аполлон-17» на Тавр-Литтроу, получив много негативов первого поколения. Кейс даже разместил результаты всестороннего анализа этих данных на своем веб-сайте162.
Возвращаясь в 1998 год, подчеркнем, что поразило Хогленда в его первой первоначальной оценке миссии «Аполлон-17». Это невероятно опасный вид места посадки. Расположенная на 19,5° сев. широты и 31° вост. долготы, зона планируемой посадки находилась в узкой долине среди горных массивов Тавр-Литтроу. Это была самая рискованная посадка из всех миссий «Аполлон», поскольку Юджин Сернан должен был посадить лунный модуль «Челенджер» среди гигантских (6,500-8,200 футов высотой) гор на поверхности впадины, усеянной большими кратерами. Фактически район настолько опасный, что требовал уникальной навигации. Это выделяло данную посадку из всех других миссий «Аполлон». Только чтобы достичь места Тавр-Литтроу, НАСА пришлось отказаться от давних правил полетов, требующих траекторий «свободного возвращения» (траектории выхода на лунную орбиту, что должно позволить космическому аппарату облететь вокруг Луны и вернуться на Землю в случае, если двигатель центрального сервисного модуля (CSM) не сгорел), так же как и от запрета ночных запусков. Они даже пренебрегли правилами полетов, относящимися к неровности места посадки, чтобы все приспособить к желанию сесть на Тавр-Литтроу163.
С первого взгляда на снимки места посадки «Аполлона-17» с орбитального блока Хогленд стал задаваться вопросом: что могло быть такого значительного в том месте, чтобы в НАСА добивались такой ужасной посадки?
Похоже, ключом был ритуальный аспект места посадки на 19,5°.
Так же, как и при выборе места посадки «Пасфайндера» на Марсе через несколько лет, это было очень близко к тетраэдральным координатам 19,5 х 33, но 2 градуса на Луне составляют примерно сорок миль от места посадки в Тавр-Литтроу, и это место опиралось на долготу 31°, а не на 33°. Что же такого привлекательного именно в этом районе?
Несколько лет спустя, при более подробном изучении предложенного места посадки, Кейс Лейн понял, какая там была достопримечательность. Почти в центре эллипса места посадки находилась большая шестиугольная гора. Официально обозначенная для навигационных целей как «Южный горный массив», гора имела по крайней мере четыре явно различимых и почти равных по длине стороны, и подразумевалась еще две стороны, потерявшие очертания при обвале основной структуры (рис. 12-6).
Рис. 12-6. Сравнение фрагментов с места посадки «Аполлона-17». Шестиугольный «Южный массив» расположен рядом с центром. Обратите внимание на обрушившиеся боковые стенки массива и признаки шестисторонней геометрии. Пометки на правом снимке показывают предположительную шестиугольную реконструкцию (белые линии) и реальное место посадки «Аполлона» (белые точки).
При ближайшем рассмотрении Южного массива становится очевидным, что южная сторона структуры обрушилась вовнутрь, возможно, спровоцировав выброс светящейся породы, видимой из-под северной части структуры. Такой обвал вовнутрь весьма необычен для твердой скалистой горы (по предположению геологов, результата вулканического подъема). Вулканические конусы (Cinder cones) на Земле часто демонстрируют небольшие внутренние обрушения, но их деформации обычно округлые.
Следовательно, Южный массив представляет одну из наиболее необычных вулканических вершин, когда-либо обнаруженных. Как правило, вулканические вершины такого типа являются именно конусообразными подъемами вулканического происхождения с характерной круглой, как кратер, впадиной («воронкой») сверху. Редко случается, что лава принимает геометрические формы но авторы не знают ни одного когда-либо выявленного вулкана шестиугольной конфигурации. Более того, «воронка» Южного массива — если это воронка — представляет собой квадрат. Это также фактически беспрецедентный случай.
Видимой геологической причиной для выбора этого места посадки была возможность взять образцы «темной мантии», покрывающей поверхность долины. Предположительно это могло остаться со времени ранних воздействий, сформировавших бассейн Моря Спокойствия, которое окружала возвышенность Тавр-Литтроу.
На снимках местности, сделанных орбитальным блоком, видны огромные валуны, расположенные вдоль основания гор (в частности, Южного массива). Там также находится светящийся участок породы, лежащий на темном покрывале поверхности долины, протянувшись с северного конца массива на всем пути к извилистому Ущелью Линкольна (Lincoln Scarp). Отложения светящейся породы возникли, по-видимому, в результате разрушения горной структуры. Еще там были несколько темных кратеров с ореолом по краям, по нашему мнению, вулканического происхождения.
При заходе на посадку 11 декабря 1972 года в 19.54.57 по всеобщему времени, когда необходимо было опустить лунный модуль под крутым углом резко вниз среди гор и с минимально допустимым отклонением, Сернан вел лунный модуль «Челленджер» к посадке на внешнем краю эллипса посадки. Точное местоположение было на 20° 11' 26,88" северной долготы и 30° 46' 18,05", или сразу за магической точкой 19,5 (рис. 12-7).
Рис. 12-7. Место посадки «Аполлона-17» настолько близко к «магической долготе» 19,5 градуса, насколько могли попасть астронавты в пределах досягаемости аномальных шестигранных «гор», называющихся «Южный массив» — среди разрушенных «гор» Тавр-Литтроу (НАСА/Энтерпрайз).
Сернан сумел посадить «Челленджер» возле кратера Камелота. Место посадки романтически перекликалось с тем, что Джеки Кеннеди после безвременной гибели президента Кеннеди назвала весь короткий период президентства Камелотом. «Камелот» был просто одним из нескольких больших и опасных кратеров, угрожающих безопасной посадке, расположенных в долине Тавр-Литтроу между гигантскими горами, известными как Северный и Южный горный массив, «Рельефные холмы» и Монс Витрувиус.
Планы по работе за бортом космического корабля для этой миссии были наиболее обширными за всю историю «Аполлона». Научное лобби внутри НАСА потянуло за свои нити, чтобы геолог Гаррисон «Джек» Шмитт был повторно назначен в эту миссию, после того как предыдущая миссия «Аполлон-18» была внезапно отменена. У Шмитта и Сернана был плотный график, по которому им требовалось распаковать луноход, установить множество сейсмометров и взрывных зарядов в разных местах в Долине. При этом нужно было пройти и исследовать почти тридцать километров. У них также было задание провести загадочный секретный эксперимент, который получил название «Колокол часовни» и о котором буквально ничего не известно и по сей день.
Распаковав наборы инструментов (и американский флаг) и запустив луноход, Шмитт и Сернан направились на свою первую «геологическую станцию» рядом с кратером Стено. Взяв там несколько образцов, они вернулись в лунный модуль «Челленджер» и отдыхали до второго дня, который, как оказалось, стал самым важным днем миссии.
Во время второго выхода Сернану и Шмитту нужно было направляться прямо к Южному массиву и странному кратеру, который называется Нансен. После этого по графику им нужно было посетить местности в ущелье Линкольна, а затем остановиться у Малого кратера, одной из ключевых целей миссии.
Если рассмотреть снимки места посадки, сделанные с орбиты, становится вполне очевидным, почему эти местности (и запланированный на второй выход визит в Ущелье Линкольна) такие интригующие: на недавних увеличениях места посадки, сделанных с орбитальных снимков Лейном и Хоглендом, виден «коробкообразный узор» на поверхности почти всех «холмов» и «гор» в районе места посадки. Другие фото места посадки, сделанные панорамными камерами с высоким разрешением из командно-обслуживающего модуля «Америка», показали, что весь Южный массив перекрещен весьма необычными геометрическими рисунками, как на видимой стороне массива, так и на ее пустой внутренней части.
Новые увеличения, сделанные Хоглендом, показали, что по-прежнему стоящие боковые стены «массива с отдушинами» на самом деле нависают над пустым пространством внутри — как будто их до сих пор поддерживает внутренняя система опор!
Рис. 12-8. Снимок «Южного массива» панорамной камерой «Аполлона-17», вид к северу. Обратите внимание на геометрический ячеистый рисунок внутренней структуры и параллельный поднимающийся трехмерный рисунок на северной стороне. Внутренняя часть «горы» кажется полой, частично заполненной обломками катастрофического внутреннего обрушения. Красноречивое доказательство в пользу «модели разрушенной лунной аркологии» (НАСА).
Глядя на эти «отдушины», можно заметить участки, где не хватает материала внутри стен этой когда-то шестигранной горы, как будто гора была похожей на аркологию структурой. Но если это действительно была пустая внутри гора (или аркология), куда делся весь «недостающий» материал?
По мнению Лейна, обрушение вытолкнуло большое количество светлого материала из-под Южного массива через Нансен, создавая яркое покрывало осколков на дне долины к северу от массива. Это может быть частично верным, и часть материала, составляющая яркое покрывало, могла попасть также с вершин массива (рис. 12-8).
Посмотрите на снимок «Южного массива» панорамной камеры «Аполлона-17», вид к северу. Обратите внимание на геометрический ячеистый рисунок внутренней структуры и параллельный поднимающийся трехмерный рисунок на северной стороне. Внутренняя часть «горы» кажется полой, частично заполненной обломками катастрофического внутреннего обрушения.
Второй выход на поверхность — «Долина сюрпризов»
По плану миссии, во время второго выхода на поверхность нужно было сделать одну непродолжительную остановку, чтобы взять геологические образцы, снять гравиметрические показания, а затем астронавты должны были проделать по прямой путь к странному объекту у основания Южного массива, который назывался «Нансен».
В официальном списке он назывался кратером, но Кейс Лейн убедительно показал, что Нансен им не является. Рекогносцировочные фото Южного массива показывают Нансен как V-образное углубление у основания массива, над которым «край» Нансена кажется навесной полкой. Фото Нансена красноречиво свидетельствуют, что это — отверстие в основании Южного массива, вероятно, вход (или выход) в массив (рис. 12-9).
Рис. 12-9. Два орбитальных снимка Нансена (А) — основной цели работы за бортом на второй день.
Разумеется, если что и было необычного в Южном массиве, Сернан и Шмитт смогли бы найти это либо с «геологической станции 2», которая находилась у основания Южного массива над Нансеном, или по дороге на станцию.
Казалось, все волновались по поводу исследований для этого второго выхода.
Выдержки из журнала «Аполлона»164 показывают, что, когда астронавты готовили луноход для второго входа, управление полетом и Шмитт быстро обменялись этими словами:
141.02.06, Паркер: «И, Джек, если Джин работает там по складыванию SCB сколько бы там ни было — пять, да, до пяти — может быть, когда вы положите камеру, вы захотите снять несколько кадров на пятисотмиллиметровую пленку Северного и Южного массивов, если они будут выглядеть интересными. Я говорю не о ТВ. Может быть, будет возможность сделать пару».
141.02.27, Шмитт (скептически): «Если они будут выглядеть интересными?! Если они будут выглядеть интересными?! Ну и что на это можно сказать?»
Первой точкой их маршрута стал участок на ярком покрывале из материала к северу от Южного массива, который носил название «Дыра в стене». Это была небольшая возвышенность в восьмидесятиметровом Ущелье Линкольна между кратерами Лара и Кандид, которая позволила бы им приблизиться к Нансену (и основанию Южного массива») с востока. На других картах проходов этот участок у Нансена любопытно назван «Район доступа». Направлялись ли они к Нансену в надежде получить «доступ» вовнутрь массивной шестигранной конструкции?
Когда они приблизились к Южному массиву, Сернан продолжал делать наблюдения и передавать их по радио. Первое, что он заметил, была любопытная линейная геометрия поверхности массива:
141.52.03, Сернан: «Джек, ты видишь там, слева — я повернусь немного (чтобы было лучше видно) — на темном участке Южного массива эти линейные отпечатки? Видишь, они идут слева направо и вверх?»
141.52.11, Шмитт: «Да. Я понял, что ты имеешь в виду. Точно».
141.52.14, Сернан: «Это то, что я видел из своего окна».
141.52.15, Шмитт: «Да, они идут наискосок вверх под уклон».
141.52.20, Сернан: «Они больше похожи на линейные складки, это линейные складки».
141.52.22, Шмитт: «Да. Можно сказать, мелкие ячейки, на уклоне они выглядят похожими на те, что я видел с орбиты, глядя на темный участок... или, награни теней».
Позднее, при докладе о выходе, Шмитт «причесывает» эти комментарии: «Это была мозаика, видимые линии на склонах гор. Кое-кто, как я вспоминаю, делал некоторые предположения, строил модели, нанеся на поверхность в произвольном порядке несколько неровностей, а затем, посыпав их пылью, перемещал свет вокруг, и эти люди смогли создать почти видимые линии и положение света. В общем, мне кажется, люди не думают, что они представляют какую-либо подземную конструкцию — это просто посыпание пылью и освещение. У массива есть слои — слои осколков — и, я думаю, то, что вы видите, представляется зонами блоков на вершине. Это, вероятно, слой относительно твердого материала. Но это, в самом деле, огромные слои»165.
Вполне понятно, что Шмитт использует старый аргумент «игры света и тени» для объяснения совершенно аномальной структуры Южного массива. Как мы увидим далее, для астронавтов становится все труднее и труднее скрыть шок от того, что они видят:
142.12.30, Сернан: «Джек, взгляни на складки на Северном массиве».
142.12.34, Шмитт: «Да. Несомненно, там явно линии по всему массиву, в разных направлениях. Эй, погляди на Ущелье (sic), идущее вверх, в сторону (Северного массива). Явное изменение структуры».
142.12.46, Шмитт: «Собственно говоря, очерченности на Ущелье, которое мы видим, нет (sic), там, где оно пересекается с Северным массивом. Там признаков очерченности нет».
142.12.58, Сернан: «Ах да. Я понимаю, о чем ты сейчас».
Дата добавления: 2015-07-24; просмотров: 769;