Истинные цвета НАСА

 

Вы видите увеличенный (рис. 11-1) черно-белый план изображения Лица на Марсе (ЕОЗ-00824), полученного MGS 2001. Он был составлен Кейсом Лейном и Ричардом Хоглендом путем комбинирования трех видеокадров (всего было пять последовательных снимков), сделанных спутником «Марс Одиссей 2001». Снимок «Одиссея» был официально обозначен номером JPL/ASU V0 3814003.

 

 

Рис. 11-1.Композитный снимок, полученный в результате обработки изображения, сделанного MGS в мае 2001 года, и пятиполосного цветного снимка от 23 июля 2003 года, полученного «Марс Одиссеем 2001». Заметьте аномально яркие, геометрически очерченные структурные элементы с восточной стороны справа (ASU/Лейн/Хогленд).

 

Пять кадров, начиная с близкого «ИК» конца оптического спектра к «фиолету», были сделаны аппаратом «Одиссей» в момент его полета над Сидонией 24 октября 2002 года, ровно через год (по Гринвичу) после его выхода на марсианскую орбиту. Это та же самая дата, которая была заявлена при публикации ночного ИК-снимка Сидонии на Хеллоуин. Как мы уже комментировали в прошлой главе, маловероятно, что данный ночной снимок был на самом деле получен в этот день. Но еще сложнее было определить, был ли сделан в этот день новый цветной снимок?

Значимость этого снимка в том, что впервые за все поколение космический аппарат НАСА получил многоспектральные фотографии Лица при утреннем свете, когда солнце появляется с восточной стороны (рис. 11-2). То, что было обнаружено благодаря солнечному свету, падающему под особым углом, можно назвать как минимум прорывом в исследовании. Даже при обычном рассмотрении Лица в «новом свете», можно увидеть две новые жизненно важные детали:

 

Рис, 11-2. Черно-белая версия пятиполосного ИК-снимка V0 3814003. Обратите внимание на очень яркое освещение Лица и Д и М лаже на этом предварительном изображении (ASU).

 

1. Восточная сторона, даже в предрассветных лучах, невероятно отражается.

2. На нижних контрастных снимках видно, что источник этого невероятно «высокого альбедо» находится в необъяснимых геометричных «панелях».

Но основным параметром, который делает этот снимок таким особенным, является «дата», когда он был получен. Тщательно изучив «информационный блок» к изображению V0 3814003 на сайте THEMIS Государственного университета Аризоны (ASU)140, мы точно установили, что оно было сделано камерой «Одиссея» в 4.39 утра по местному марсианскому (сидонийскому) времени. Сделанная в дальнейшем надпись показывает, что «фазовый угол», который является геометрической связью между солнцем, марсианской поверхностью, находящейся точно под спутником к востоку от Лица, и самим «Одиссеем», составлял 90,3°. Если угол в 90° (при точной расположенности аппарата сверху) может указывать на то, что солнце находится точно на восточной линии горизонта, то слабое отклонение означает, что на самом деле солнце находилось на 0,3° ниже горизонта, когда был сделан снимок (и даже еще ниже по отношению к самому Лицу),

Последняя строчка в описании: «Сидония — Лицо ночью» подтверждает данную геометрию. Технически получается, что нижний снимок «Одиссея» был получен сразу после восхода, когда солнце все еще оставалось спрятанным за линией горизонта Сидонии. Простая неоспоримая геометрия отмечает повышенную яркость восточной стороны Лица еще до восхода солнца, она поразительная. Так мы подходим к главному вопросу: каким образом «усредненная марсианская возвышенность — mesa» (ссылка на Карла Сагана) могла дать такую невероятную отражаемость... даже в полутени сумерек Сидонии?

При боковом сопоставлении (рис. 11-3) видно полное несовпадение этого светящегося объекта. В официальном снимке НАСА V0 3814003 (слева) Лицо как бы «вычищено» с освещенной (восточной) стороны, несмотря на то, что кадр был сделан до восхода солнца. В интерпретации Лейна-Хогленда (справа) после значительных попыток снизить уровень яркости, некоторые детали поверхности остаются различимыми даже под яркими бликами.

Принимая во внимание, возможно, произошедшую перенасыщенность приборов THEMIS и сумерки, что-то в этой естественной отражаемой марсианской поверхности (согласно данной геометрии) должно было быть по-настоящему «аномальным». Почему Лицо при таком слабом освещении, даже если учесть увеличивающие возможности камеры «Одиссея», так невероятно сильно освещено? И почему эта непонятно отражающаяся восточная поверхность имеет явные геометрические очертания?

 

Рис. 11-3. Боковое сопоставление Лица со снимка V0 3814003. Слева— необработанная версия. Справа — была только уменьшена яркость, в результате чего проступили странные геометрические панели, обрисовывающие восточную часть (откос) Лица. К изображению справа не была применена никакая другая техника (ASU).

 

Чтобы объективно оценить процесс обработки информации и анализа Лица, необходимо понять, что эти впечатляющие результаты были получены путем обычного снижения уровня яркости на снимке V0 3814003, полученном «Одиссеем», после чего мы использовали ЗХ пиксель, наложив на образец (чтобы выровнять «неровности»). Мы не применяли ни фильтры, ни какие-либо увеличивающие техники. Поэтому стандартная ложь по поводу «обработки артефактов» не может относиться к геометрии, выявленной простым путем снижения яркости.

Со временем яркость уменьшилась примерно до десяти процентов относительно первоначальной официальной версии, и именно тогда стала появляться трехмерная структура восточной стороны Лица (рис. 11-4).

Принимая во внимание то, что у нас не было доступа к фотометрическим функциям видеокамеры «Одиссея», эту технику также можно было использовать для нанесения верхних границ на полностью отраженную поверхность Лица. Если мы приравняем поверхностную яркость почвы вокруг Лица к опубикованным НАСА данным по усредненной отражаемости в районе Сидонии (около двадцати процентов согласно заявлениям на Конференции НАСА перед запуском «Пасфайндера»)141, то сможем приблизительно определить относительную отражаемость на новом снимке, начиная с момента, когда поверхность «исчезнет» в результате нашего эксперимента по удалению яркости.

Исходя из того, что это всего лишь «грубая оценка», данная техника позволяет определить, что Лицо отражает целых 99,9 % падающего на него света, в отличие от 20 % среднего поверхностного отражения! Ни одна скалистая местность не может даже теоретически иметь такой уровень естественной отражаемости под прямым углом, а восточная часть Лица должна действовать как система соединенных вместе искусственных зеркал. Путем исключения мы были вынуждены сделать вывод, что некоторые виды промышленных высоко «направленных» стекол и металлических поверхностей на Лице, где углы всех сохранившихся элементов, кроме кривых подземных структур, могли перенаправлять небесные блики вместе, вертикально, под особым углом, и таким образом создавали этот поразительный оптический феномен, увиденный камерой «Одиссея».

 

Рис. 11-4.Крупный план ярких геометрических очертаний восточной части Лица. Видна симметрия от центральной оси, это не результат сканирования. Особенная светящаяся геометрия этого необработанного снимка похожа на х-лучи, оптически проявляющие одинаковые архитектурные подструктуры Лица, заметные и при худшем разрешении (10Х) на ночном ИК-снимке THEMIS (ASU).

 

Кроме того, цветное, «призматическое» изображение этих удивительных 3D «панелей» могло объяснить возникновение полупрозрачного преломления на этом неизвестном материале, из которого состояла вся структура. Это абсолютно соответствовало предположениям Хогленда о том, что специфическая конструкция Лица имела полностью искусственное происхождение. В свою очередь Марк Карлотто в своем раннем фрактальном анализе рассматривал Лицо как наиболее очевидный объект неестественного происхождения площадью в 15 000 квадратных миль. В «Монументах» Хогленд утверждал, что Карлотто, похоже, получил свои результаты, «случайно наложив затененные (искусственные) пирамидальные структуры на подлежащую mesa...» Другими словами, эта огромная часть Лица состояла из большого количества многоугольных объектов, похожих на современные компьютерные 3D модели со множеством углов, которые в настоящий момент (после длительной эрозии) демонстрируют нам бесчисленные, выступающие наружу детали своей внутренней геометрической структуры.

Конечно, по этому поводу напрашивался вопрос: может, существует простое объяснение такой необыкновенной яркости в восточной части Лица, что-то похожее на модель Кристенсена о «выпавшем снеге», упоминавшуюся выше. Этот вариант мы можем сразу же опровергнуть.

Согласно наблюдениям Канадского метеорологического центра142, свежевыпавший снег имеет альбедо около 83%. Старый, «лежащий годами» снег отражает всего 50% падающих на него солнечных лучей. По количественным показателям восточная сторона Лица имеет отражающую способность 99%,это фактически исключает любое альбедо естественного происхождения либо рассеянные по ламберту (во все стороны) поверхности, созданные снегом или льдом (водой или замерзшим С02), как объяснение для отдельно выступающей восточной части Лица. И даже если бы «снег» и лежал на Лице, когда был сделан снимок (что довольно сомнительно, учитывая официальное время снимка в северном марсианском полушарии, а именно северное лето), почему этот же снег не выпал на теневую сторону, когда ее зафиксировал «Одиссей», или на какую-нибудь другую близлежащую mesa?

По видимому, «что-то» вокруг защищенной восточной части поверхности Лица (записанное «Одиссеем» в момент точной проекции восходящего солнца и освещения, производимого спутником) могло создавать зеркальное отражение, видимое на расстоянии 250 миль вверх, еще до того, как солнце появится над горизонтом Сидонии. «Снег» на это просто не способен.

Другое довольно простое объяснение необычного свечения Лица перед восходом солнца заключается в том, что это вовсе не свечение. Такая яркость может быть результатом усиливающей функции камеры при переключении. Близкое изучение самого снимка (рис. 11-2) доказывает, что такой аргумент не совсемверен. При сравнении Лица с его «ближайшим соседом» — возвышением mesa на юго-востоке — видно, что в то время, как восточная сторона Лица сияет, mesa справа едва освещена. Хотя источник освещения для обоих объектов одинаковый: свет восходящего солнца, только появившегося над горизонтом.

Кроме того, такая поразительная разница в освещенности не может быта результатом большой разницы в высоте. Как видно на снимке, основное освещение рельефа происходит с довольно широкого участка неба — несколько градусов выше точки восхода солнца. Поэтому небесное освещение обоих объектов на снимке V0 3814003, несмотря на их высоту, фактически одинаковое.

Следует отметить, что только один объект на цветном изображении может сравниться по яркости (альбедо) с Лицом — Пирамида Д и М. В нижней левой части V0 3814003 «Одиссей» смог захватить северо-восточный сектор Пирамиды с разрешением примерно двадцать метров на пиксель (в два раза превышающим разрешение «Викинга»), плюс в цвете. Возможно, наиболее важным является то, что в отличие от предыдущих снимков ДИМ («Викинг» и «Одиссей»), которые были сделаны при солнечном освещении слева, на данной фотографии Пирамида освещена справа, со стороны вот-вот восходящего солнца. Становится очевидно, что на этом снимке Д и М почти так же ярко освещена (под этим углом зрения), как само Лицо.

Понятно было и то, что в этом рассеянном свете восходящего солнца все проступающие черты Лица и Пирамиды оказывались слишком необычными. Такая неестественная отражательная способность поддерживала идею о том, что Лицо состояло как минимум из нескольких серий гладких (возможно, отполированных ветром), геометрически очерченных искусственных панелей. Это также подтверждало открытия, сделанные ранее на ночном инфракрасном снимке, где Лицо казалось чем угодно, но только не конструкцией, напоминающей геометрический, скрытый короб. Если бы Лицо представляло собой структуру из панелей, похожих на стекло или металл, а не было бы «разрушенным скалистым выступом», то оно никак не смогло бы удерживать тепло в течение ночи. Его аномальная освещенность на данном снимке является подтверждением такой же аномальной неспособности удерживать тепло на ночном ИК-изображении. Другими словами, Лицо — это что-то совсем не похожее на «гигантскую скалистую кучу».

Трудно поверить, что д-р Кристенсен не обратил внимания на световую геометрию этого снимка, когда получил его. Мы подозревали, что он «привел впорядок» это особенное свечение, так как ожидал увидеть что-то необычное, но кажется невозможным, что он собирался получить изображение углекислого снега перед восходом солнца. Принимая во внимание, что только такая необычная освещенность могла выявить очертания геометрических панелей в восточной части Лица, становилось непонятно, как Кристенсену пришло в голову взять этот снимок? Панели не были заметны ни на одном из «улучшенных» снимков д-ра Малина, хотя их можно было разглядеть как минимум единожды.

На этом снимке Лица, полученном MGS, по сравнению со снимком этого же района с «Одиссея», лучше заметно особое, яркое трехмерное изображение восточной геометрии, зафиксированной «Одиссеем». Помимо этого угадываются похожие прямоугольные очертания на поверхности Лица на дневном снимке при разном световом и более высоком разрешении. Это важное сходство, хотя на двух абсолютно разных уровнях, предполагает, что яркие отражающиеся элементы, различимые на двадцатиметровой цветной версии «Одиссея», на самом деле могли быть более масштабными, массивными внутренними структурами, зафиксированными под конструкциями, видимыми на пятиметровом снимке MGS.

Это было бы возможным из-за особого угла освещения на этом снимке. Свет восходящего солнца, скользящий почти горизонтально по пористой и разрушенной эрозией корке восточной стороны, был зафиксирован «Одиссеем», находящимся сверху точно под прямым углом. Чтобы лучше это понять, представьте, что вы заглянули сквозь густую оконную сетку внутрь хорошо освещенной комнаты, когда на улице сумерки, а плетение сетки настолько мелкое, что почти неразличимо на фоне массивных освещенных деталей комнаты.

Общий эффект этого снимка «Одиссея» мог бы в точности соответствовать внутренней световой системе и напоминать эффект, образуемый рентгеновскими лучами, позволяющими с первого взгляда увидеть скрытую архитектурную конструкцию Лица.

Поэтому, исходя из того, что у нас не было достаточно доказательств, что именно снимок MGS (по крайней мере, опубликованный) мог вызвать интерес у д-ра Кристенсена, мы были вынуждены заглянуть за политический занавес в ожидании, что он «появится там первым». Проведя небольшое расследование, мы нашли причину — «Марс Экспресс» от ЕКА (Европейское космическое агентство).

«Орбитер Марс Экспресс» должен был выйти на орбиту Марса в конце декабря 2003 года. По причине, возникшей на самой орбите, он так и не смог занять положение, чтобы заснять Сидонию в течение нескольких лет после своего выхода. В любом случае он был оснащен цветной камерой, которая была на порядок совершеннее устройства, установленного на «Марс Одиссее 2001». Бортовая стереокамера с высоким разрешением могла получать изображения в цвете, со звуком и разрешением до двух метров на пиксель. Это означало, что, если бы снимок Лица был сделан им в тех же световых условиях, мы бы получили цветные стерео-снимки, очень похожие на цветной снимок «Одиссея», с пространственным разрешением как на лучших фотографиях MGS.

Так как этот полет осуществлялся вне сферы влияния НАСА, мы ожидали получить от него качественные данные. Мы, как минимум, надеялись, что эта информация будет гораздо честнее, чем та, что на протяжении многих лет подбрасывало нам НАСА, да еще в цвете.

 

Истинные цвета НАСА

 

Причина, по которой мы так увлеклись цветными снимками, заключалась в том, что с самого начала исследования Марса, проводимого НАСА, у агентства были явные проблемы с получением верных цветовых изображений. Собирая вместе данные за большой период времени, мы пришли к выводу, что эти проблемы были не технического, а политического характера. По какой-то причине НАСА отказывалось показывать людям «настоящие цвета Марса».

Но самым печальным в этой ситуации были, возможно, противоречия все еще витающие вокруг первого цветного снимка, сделанного посадочным модулем «Викинга», опубликованного лабораторией JPL. Спустя всего несколько часов после выхода этой исторической публикации первой цветной фотографии поверхности Марса была выпущена еще одна поспешно «слепленная» версия, предположительно с целью корректировки первоначальных «цветовых данных» предыдущего снимка.

Пройдет некоторое время, и один из представителей JPL будет рассказывать совсем другую историю по поводу случившегося. Свидетелем был сын научного сотрудника, руководящего одним из трех биологических экспериментов «Викинга» Labeled Release Experiment. Главным исследователем в этой сфере был д-р Жильбер Левин. Его сын, д-р Рон Левин, в настоящий момент работает физиком в Массачусетском технологическом институте (MIT).

Летом 1976 года (когда «Викинг» совершил посадку в столь знакомый нам «ритуальный день» 20 июля) Рон только что закончил высшую школу и навещал своего отца в лаборатории в течение того незабываемого лета «Викинга». Там же находился и Хогленд, он готовился поведать необычную историю космического аппарата миллионам читателей самого крупного издания и в нескольких телевизионных передачах.

Воспоминания о том деле, написанные собственноручно д-ром Жилем Левином, были недавно напечатаны в книге ученого-писателя Барри ДиГрегорио143. В книге Левин пишет о реакции JPL в ответ на наивные попытки Рона Левина «исправить» то, что ему показалось намеренным искажением полученной «Викингом» информации. ДиГрегорио рассказывает:

«Примерно в 14.00 первый цветной снимок поверхности другой планеты, Марса, начал появляться на цветных видеомониторах лаборатории, расположенных во многих соседних корпусах, специально установленных для того, чтобы сотрудники и медиаперсонал смогли увидеть данные, полученные «Викингом». Жиль и Рон Левины находились в главной комнате контроля, где десятки видеомониторов и взволнованных техников с нетерпением ждали первый цветной снимок. Как только изображение появилось на экранах, все присутствующие бурно встретили это незабываемое историческое событие — Марс в цвете. Картинка на фотографии напоминала Аризону: голубое небо, коричневато-красная земля и серые скалы с зелеными вкраплениями.

«Жиль Левин произносит, обращаясь к Патрисии Страат (его компаньону) и сыну Рону: «Посмотрите на эту фотографию! Она напоминает Аризону» (цветное фото 21).

«Спустя два часа после того, как первый цветной снимок появился на мониторе, техник резко изменил картинку с голубым небом и похожим на Аризону пейзажем на стандартную оранжево-красную гамму неба и ландшафта. Рон Левин недоверчиво наблюдал, как тот переходил от монитора к монитору, меняя изображение. Подождав минуту, Рон пошел за ним следом, восстанавливая первоначальные цвета. Разговор Левина и Страат прервал звук ссоры. Это был Рон, получивший выговор от самого руководителя проекта «Викинг», Ижеймса С. Мартина. Младший Левин спросил, что происходит. Оказалось, что Мартин застал Рона за исправлением изображений на цветных мониторах. Он предупредил Рона, что, если тот попытается вновь совершить что-либо подобное, его вышвырнут из лаборатории. Затем директор попросил инженера, ассистента команды биологов вернуться вместе с Роном к каждому монитору и поменять изображение обратно на красные тона.

Но Жиль Левин, Рон и Патрисия Страат не знали (до момента выхода этой книги), что приказ об изменении цветов поступил напрямую от руководства НАСА, самого д-ра Джеймса Флетчера. Спустя несколько месяцев Жиль Левин разыскал того техника из лаборатории, который поменял изображения, и спросил, зачем он это сделал. На что сотрудник ответил, что он получил инструкцию от членов группы «Викинг» о том, что небо и ландшафт Марса должны иметь красный цвет, и ему необходимо обойти все мониторы и переключить цветовой тумблер. На вопрос Левина, почему на измененном снимке поле американского флага багрового цвета, техник заявил, что это атмосфера Марса исказила цвет и поэтому флаг выглядит именно так» (курсив автора).

Хогленд находился в лаборатории в тот же самый день и очень хорошо запомнил свое удивление, когда снимок «Аризона-Марс», первоначально высветившийся на экранах JPL, вдруг приобрел вид марсианского «красного квартала». Он до сих пор корит себя за то, что не задал по этому поводу больше вопросов. Но даже если бы и задал, «это был 1976 год, и мы в то время все доверяли НАСА».

Один из вопросов, который напрашивался в первую очередь, касался работы физиков JPL, которые стояли за этим резким изменением цвета. Вот что говорит Жиль Левин об этом в книге ДиГрегорио:

 

«Если бы атмосферная пыль рассеивала красный свет, а не голубой, то небо было бы красного цвета, и если бы красный со временем хотя бы частично рассеялся, то свет бы достиг поверхности, и его отражение придало бы поверхности более голубой тон, чем красный. При прямом солнечном освещении осталось бы довольно мало красного света. A как насчет отчетливых теней от скал, которые видны на вчерашних, черно-белых фотографиях? Если бы на Марсе происходило значительнов рассеивание света (при огромном количестве красной атмосферной пыли), то мы бы не увидели резких теней на снимках, или они были бы в лучшем случае размытыми в процессе атмосферной диффузии» (курой автора).

 

Левин описал хорошо известный феномен «рассеивания Рали», где одинаковые по размеру молекулы всех планетарных атмосфер (будь то первичный азот на Земле, углекислый газ на Марсе или водород в атмосферах Юпитера и Сатурна), пропуская через себя солнечный свет, образуют голубое небо. Есливы изучите все фотозаписи Марса, куда входят сотни тысяч снимков, полученных десятками обсерваторий еще до того, как началась космическая эпоха, то увидите очевидное подтверждение слов Левина в отличие от JPL.

В 1997 году до высадки космического аппарата «Исследователь Марса» (Mars Pathfinder), первого, после «Викинга», отправленного НАСА на Марс, телескопу Хаббла было поручено сделать серию снимков с «погодными прогнозами» перед посадкой. Это длительное обследование спрогнозировало и пылевую бурю примерно за месяц до прибытия «Исследователя», ее сильный ветер мог стать значительной помехой для входа в атмосферу и приземлению аппарата. Сотрудник Хаббла, работающий с изображениями «Исследователя», доктор Филип Джеймс из Университета Толедо, отметил значительное воздействие на его полет после того, как буря благополучно рассеялась:

«Если пыль рассеется к месту посадки, то небо может стать розового цвета, подобно тому, что произошло с «Викингом»... в ином случае (основываясь на снимках Хаббла) Пасфайндер, скорее всего, увидит голубое небо и светлые облака»144.

Другими словами, опираясь на изображения, полученные Хабблом прямо перед посадкой, астрономы НАСА, изучив данные телескопа, ожидали, что с поверхности будет видно голубое небо. Вместо этого, когда Исследователь совершил посадку, небо оказалось более красным и «запыленным», чем на снимках «Викинга» двадцатилетней давности (цветное фото 22).

В промежуток времени между полетами «Викинга» и «Исследователя» некоторые из космических аппаратов НАСА смогли передать достаточное количество цветных изображений Марса. Следует отметить, что на всех этих снимках присутствует очевидное доказательство основного принципа рассеивающей модели Рали (этот голубоватый лимб вокруг планеты в местах наибольшей протяженности атмосферы).

У нас возникло противоречие. Если небо Марса голубого цвета и с поверхности картинка похожа на «Аризону», то почему НАСА продолжает получать снимки в красном цвете? Что заставляет их вводить людей в заблуждение насчет настоящего цвета планеты? Ответ мы найдем, если вернемся к книге «Марс: Живая Планета».

Выходит, что заявление ДиГрегорио о том, что за происшествием с мониторами стояло руководство НАСА, основывалось на словах одного официального источника: бывшего пресс-секретаря JPL Джурри Дж. Ван дер Вуда, это была странная и довольно мрачная точка зрения. В своем письме ДиГрегорио (оно упоминается в книге) Ван дер Вуд пишет:

«Мы вместе с Роном Вичелманом (из лаборатории обработки изображений при JPL) были ответственными за контроль качества цвета на фотографиях посадочного модуля «Викинга», когда д-р Томас Матч, руководитель группы, работающей со снимками «Викинга», сказал нам, что ему звонили из администрации НАСА с просьбой о том, чтобы мы испортили негатив с голубым небом Марса, полученный из цифрового оригинала» (курсив автора).

Это странное стечение обстоятельств наводило на множество тревожных подозрений. Например, почему директор НАСА был так озабочен сокрытием «настоящего» цвета Марса от американского народа и всего мира в 1976 году? Почему он приказал руководителю имиджевой команды «Викинга» буквально уничтожить одно из важнейших исторических доказательств из официального архива миссии — первоначальный «голубой негатив», если этот первый выпуск был всего лишь технической ошибкой? Эта запись, возможно, сыграла бы значимую роль в окончательной, триумфальной истории ученых НАСА, которые исправили возникшие в начале научные погрешности и продолжали свою работу по исследованию пограничной и инопланетной среды иного мира. И почему молодого парня (сына одного из ведущих специалистов по полету «Викинга») фактически вышвырнули из лаборатории из-за того, что он просто переключил пару цветовых мониторов?

По правде говоря, ни один факт из истории Рона Левина (и даже подтверждающие слова Ван дер Вуда) не имеет научного смысла до тех пор, пока некоторые личности из верхушки НАСА по каким-то тайным причинам продолжают во что бы то ни стало скрывать информацию о настоящем виде марсианской поверхности.

Кроме этого, существует еще более важная «биологическая проблема» с традиционной точки зрения НАСА, касающаяся настоящего цвета и окружающей среды Марса. Левин предположил, что на Марсе есть и другие цветовые оттенки, а не только коричневые и красные. Это подтвердили члены имиджевой группы «Викинга», утверждая, что на снимках видны зеленые пятна на склонах гор, которые менялись в зависимости от поры года145. Единственное рациональное объяснение этим «изменяющимся пятнам» на скалах, меняющим цвет с повышением и падением сезонной температуры и атмосферного содержания влаги, имеет биологическую основу, подобно тому как растения и лишайники реагируют на изменение биосферных условий.

Если так и есть на самом деле, то Левин, несомненно, может выступать с разносторонними и потрясающими аргументами, которые поставят под сомнение традиционный (читай, НАСА) взгляд на Марс как на «холодный безжизненный ад».

В недавние 50-е годы основной была концепция «Лоуэлла», рассматривающая Марс как возможное «место, где есть жизнь». Эта теория названа в честь астронома Персиваля Лоуэлла, который еще в XIX веке провел первое научноеисследование Марса с помощью старого телескопа и увидел холодную, высохшую и суровую, но не безжизненную планету. Несмотря на то, что его исследование сетевых каналов было фактически опровергнуто, многие верили в теорию лоуэлловского Марса, которая хоть и была практически забыта, но все же продолжала существовать. Ключевой идеей этой концепции была так называемая сезонная «волна потемнения», которая надвигалась с полюсов обоих полушарий в направлении экватора в то время, когда там наступала весна. Эта волна двигалась вокруг планеты со скоростью тридцать пять миль в день, причиной ее могли быть тающие снежные шапки на полюсах, которые отдавали влагу в атмосферу, тем самым «пробуждая» растительную жизнь на планете. Этот взгляд вызвал множество споров, так как позже было обнаружено, что южная шапка состояла полностью из углекислого льда. Как бы то ни было, новые наблюдения «Одиссея» 2001 вызвали предположение, что на планете в больших количествах существовала вода в замерзшем виде, которая могла спровоцировать эти темные волны. В то время как вопрос о волнах оставался спорным, никто не мог отрицать, что некоторые пятна на Марсе и в самом деле темнели летом и весной.

Противоположная точка зрения НАСА на Марс (которую молча приняли большинство планетарных ученых как внутри, так и снаружи НАСА) рассматривает его как «высохшую, мертвую, пустынную планету» с такой слабой атмосферой, что на ее поверхности вода в своем жидком состоянии может удерживаться в течение всего нескольких секунд. Такая концепция возникла после первого полета НАСА, когда был получен первый крупноплановый снимок. «Маринер-4» прибыл на Красную планету летом 1965 года и обнаружил суровый ландшафт с бесплодной, испещренной кратерами пустыней. Полученные в тот раз замеры предполагали, что атмосфера на планете очень разрежена, чтобы удерживать жидкую воду, и на 100% состояла из углекислого газа, что не оставляло практически никакой возможности для существования жизни.

Эта точка зрения оставалась главной до полета, совершенного «Викингом» в середине 70-х, когда были высажены два модуля с целью взять пробы почвы на предмет существования микробов. Многие этого не помнят, но оба теста оказались положительными. НАСА сразу же постаралось скрыть эту информацию и представить новую «альтернативную» версию о том, что полученные результаты были «ошибочными» по причине произошедшей химической реакции и абсолютно не доказывали существование жизни на Марсе. Со своей стороны д-р Левин всегда настаивал на том, что пробы, полученные его устройством, доказывали существование жизни и не были результатом непонятного «химического взаимодействия». Это дело вновь вышло на свет в 1996 году, когда НАСА объявило о том, что были найдены микроископаемые в составе метеорита, полученного с Марса. Очевидно, что если на Марсе когда-то жили микроорганизмы, то почему бы им не жить на Марсе сейчас? Единственным весомым аргументом против было предполагаемое отсутствие «биологически положительной» среды, т. е. влаги.

Д-р Левин несколько раз спорил о том, что с его стороны это был никакой не доклад. Он представил бумагу с описанием обстоятельств, при которых на Марсе могла находиться жидкая вода. Он указывал на то, что концепция НАСА о невозможности сохранения воды на поверхности Марса основывалась на ошибочном заключении о том, что влага была распределена равномерно по всей атмосфере, а не только «в нижнем слое от одного до трех км», как показывал «Пасфайндер».

Реальность состояла в том, что, в то время как мы собирали многочисленные доказательства того, что Марс был способен накапливать воду, НАСА на самом деле уже об этом знало (еще с 1976 года). Столь решительные усилия НАСА скрыть эти сведения, казалось, шли вразрез с внутренними правилами агентства. Это, конечно, не противоречило стандартам секретности, за которые отвечал Брукингс и которые могли оправдывать такое поведение как выработанный за долгие годы условный рефлекс — не разглашать правду до тех пор, пока общественность не будет к этому «готова».

И как показал 2003 год, мы не были к этому готовы. В 2003 году два марсохода, «Спирит» и «Опортьюнити», должны были высадиться в Кратере Гусева и в районе Равнины Меридиана соответственно, оба вблизи экватора. Пркдложенная официальная причина выбора места высадки — поиски воды, или, по крайней мере, мест, где она могла когда-то существовать. От нас не укрылось, что эти две точки находились прямо на линии истоков наших предполагаемых марсианских приливных океанов. Если НАСА и собиралось подтвердить нашу модель, места высадки на Марс были выбраны идеально. «Спирит» первым успешно совершил посадку (в Кратере Гусева) 4 января 2004 года. И cpaзу же на поверхность «всплыли» цветовые противоречия.

В этот же день HACA/JPL показали первый официальный полноцветный снимок места посадки, и снова мы увидели красное небо и «измененную на красную» искаженную калибровку. Из-за этого всё, даже горы, казалось красноватым. Почти моментально в Сети появилась информация, которая указывала на то, что цветовая калибровка была неверно наложена на изображения, полученные на Земле. Причиной этому могло стать то, что НАСА выбрало фильтры в инфракрасном спектре вместо того, чтобы использовать оптические на цветовом преобразователе «Раnсаm», в результате чего и появился этот ужасный красноватый кошмар, который мы увидели на снимках, продемонстри-рованных агентством.

НАСА не отреагировало напрямую, а поручило заняться этим своим представителям, в том числе астроному д-ру Филу Плейту, который возглавлял разоблачительный сайт «Плохая Астрономия». Снабдив его и других своих «заместителей» информацией о Раnсаm, Плейт заявил, что именно ИК-фильтры стали причиной красноты и что в дальнейшем также не представляется возможным получить верные цвета из-за неточной настройки в данных условиях на Марсе.

Несмотря на это, Кейс Лейн (он занимался обработкой МОС-изображений, полученных с места высадки) и другие ученые также работали с новыми цветными снимками. Используя записи Левина как основу для своей цветовой калибровочной техники, Кейс мог получить довольно приличные результаты. Он обнаружил, что слова Плейта по поводу цветовых особенностей Pancam не соответствовали правде. Усложняло процесс не то, что цвета были неправильно отфильтрованы, а то, что НАСА использовало не те фильтры для каждого из цветовых (красный, зеленый, синий) каналов, делая их абсолютно недоступными для корректировки. Если вы не знаете, как настраивать даже самую небольшую погрешность, вы никогда не получите правильный цвет всего изображения. Нам повезло, что Кейс знал, как делать корректировку, и он мог получить цветное изображение Марса, которое было бы намного точнее и правдоподобнее, того, которое предложило нам НАСА (цветное фото 23).

Как видно из снимков (цветная вставка), в противовес заявлениям Плейта, с помощью преобразователя Pancam и техники Лейна можно не только получить более точные изображения, «максимально приближенные» к настоящим, но и придать им определенную последовательность. HACA/JPL пока еще не удалось, используя все свои возможности, получить хотя бы один снимок, подобный тем, которые делал Лейн на своем ноутбуке. К сожалению, если вы заглянете на официальный сайт, то не увидите ни одного цветного снимка с места высадки, преобразованного Pancam, который бы хоть немного отличался от этих «красных картинок», которые так защищал Плейт.

Изображение Марса, полученное Лейном после обработки, совсем не походило на инопланетный, заброшенный ландшафт, а, скорее, напоминало привычный и не режущий глаз пейзаж. Мы даже могли поставить нас рядом с марсоходами, которые мирно передвигались по каменистому полю и скалистому саду на марсианской земле.

Так какой же снимок был наиболее правдоподобным? Изображение, тщательно обработанное Лейном на основе записей двух уважаемых ученых, или «техниколоровская» абсурдная цветовая картинка «Красной планеты», похожая на второсортные фильмы 50-х? Если Лейн смог это сделать, то почему НАСА не может? Ну, конечно же, может.

Мы обнаружили несколько цветных снимков, обработанных Pancam, и полученных на Земле с использованием тех же фильтров, как и в случае со снимками Марса. Каким-то чудесным образом НАСА удалось подкорректировать красноту на этих фотографиях, чтобы они выглядели полностью нормальными. Это обстоятельство, похоже, ускользнуло от их взгляда во время работы со снимками Марса, но оно не осталось не замеченным независимыми исследователями, такими как Лейн.

Так существует ли причина подозревать НАСА в игре в прятки с настоящими цветами Марса? Или это, по словам Плейта и его приспешников, всего лишь небольшое недоразумение со стороны запутавшихся «псевдоученых» типа Лейна и д-ра Левина? Ответ, как всегда, можно найти внутри НАСА, если хорошенько присмотреться.

Мы просто сделали то, до чего НАСА и Плейт, по-видимому, не додумались: мы провели небольшое сравнение объектов, цвет которых уже был нам известен. В результате мы обнаружили, что пневмоподушки «Спирита» и «Опортьюнити» имели далеко не красно-оранжевый цвет на снимках с места их высадки, они были на самом деле яркого белесого оттенка.

Более того, видеоимитация, полученная в Коонеллском. Унтлверситете, изображает их белыми146. Точно такого же цвета они на сайте JPL, в записи тестовых испытаний147. Вам достаточно просто взглянуть на цвет руки и инженера, проводящего испытания, чтобы понять, что все цвета настоящие (цветное фото24)148,149.

Напротив, если вы зайдете на сайт, посвященный марсоходам, и посмотрите на первый же цветной снимок с места высадки «Спирита», то не увидите даже намека на использование ИК-фильтров или что изображения даны в верном цвете. На самом деле HACA/JPL уже изменили фотографии с тестовых испытаний подушек роверов, придав им тот же красный оттенок, что и на испорченных официальных снимках.

Это так же легко проверить. На фоне подделанного снимка с пневмоподушкой (взятого на сайте марсоходов)150 находится фиксирующее устройство, хорошо знакомое всем, кто работает в аэрокосмической индустрии. При его тщательном рассмотрении вы увидите, что на все серебристые детали этого механизма нанесен слой красновато-оранжевого оттенка. Это полностью противоречит правилам фабричной окраски таких устройств151. На самом деле на тестовых страницах можно встретить множество снимков роверов, где заметны изменения их настоящего цвета на красный.

И если (как на том настаивают Плейт и др.) со стороны НАСА нет намерения ввести кого бы то ни было в заблуждение, то почему на съемке тестовых испытаний, сделанных на Земле (и, конечно же, без применения ИК-фильтра Pancam), подушки марсоходов изображены на снимках «Ровера» в оранжевом цвете? И почему нет упоминания о неверном цвете или ИК-фильтре в первоначальных пресс-релизах НАСА?

Ответ лежит на поверхности. НАСА специально изменило цветовой баланс на изображениях в пресс-релизе так, чтобы пневмоподушки были такого же цвета, как и на техниколоровских снимках с поверхности Марса. На самом деле они отошли от своего плана изменить цвет на снимках из пресс-релиза об испытаниях, чтобы подушки казались красными. И если бы они стали упоминать про ИК-фильтры или неточный цветовой процесс, то все бы догадались, что небо Марса вовсе не красного цвета. К счастью для нас, НАСА пропустило несколько фотографий, где воздушные подушки оставались в своем бледно-белом цвете.

Та же ситуация была и на страницах пресс-релиза. Первое упоминание «Настоящий цвет» появилось на странице 10 января 2004 года, когда был опубликован снимок после цветовой калибровки. Там ничего не говорилось об ИК-фильтрах, ни о ненастоящем цвете марсианского неба или о том, что цвета на этих снимках были фальшивыми. Понятие «примерно настоящий цвет» не использовалось прессой до 19 января, после того как цветовое несоответствие вышло наружу и НАСА начало получать огромное количество электронных посланий по этому поводу152. Но и тогда слова «примерно настоящий цвет», относящиеся к красному небу, были как минимум неправильными. Как показал Лейн, данная концепция НАСА была до смешного неверной.

Просматривая страницы пресс-релизов, мы, к своему удивлению, поняли, что НАСА вполне способно получить настоящий цвет, если бы захотело. Там была версия пресс-релиза про рисунок на американском флаге, который мы видели выше, его цвет передан в точности и почти совпадает с результатом Лейна. Конечно, безопаснее было оставить первоначальный цвет на снимке, где не было видно ни неба, ни горизонта.

Вне всякого сомнения, перед НАСА стояла длительная задача — давать людям ложное представление о настоящем цвете Марса. И эта хитрость им удавалась до настоящего времени. И когда аппарат «Марс Экспресс», запущенный европейским космическим агентством (ЕКА), передал одну из своих первых цветных фотографий Марса, мы, наконец, поняли причину.

 

«Спирит» и «Опортьюнити»

 

Примерно через две недели после того, как «Спирит» совершил посадку на Марс в «Кратере Гусева», аппарат «Марс Экспресс» воспользовался своей первой возможностью сделать снимок кратера в высоком разрешении. Наши надежды на то, что главный испытатель камеры HRSC д-р Гехард Неукум должен дать нам более честную информацию о Марсе, практически полностью оправдались. Аппарат подучил отличное изображение «Гусева» 16 января 2004 года и оно стало одной из первых полноцветных фотографий команды HRSC (в тотже день, 24 января, «Опортьюнити» сел на Меридиани). То, что мы увидели, было не просто удивительным, это было ошеломляющим.

Изображения «кратера Гусева», сделанные «Викингом» и «Глобал Сервейор», были черно-белыми. На этих снимках приблизительно в центре кратера были видны огромные темные пятна. Их очертания изменялись с момента, запечатленного «Викингом» в 1976 году, до снимка MGS в конце 90-х, указывая на то, что эти пятна имели мигрирующий и непостоянный характер. Но что было удивительным, так это цвет этих пятен. На снимке, сделанном аппаратом «Марс Экспресс», они были зелеными (цветное фото 25).

Реакция на этот потрясающий европейский снимок «Гусева» была мгновенной и очень противоречивой. Яркий «зеленый цвет» указывал на разнообразие растительной жизни на дне кратера. Линда Мултон Хоув, постоянный участник нашего Coast to Coast AM радио, выяснила кое-что сразу же после публикации изображения «Марс Экспресс»; ей удалось получить запись заявления153 Майкла МакКея, руководителя полетами Европейского космического агентства:

 

«Зеленый цвет на снимке Кратера Гусева... определенно вызывает предположение о том, что там могут быть водоросли... Это придает значительный смысл данному предположению, так как в ледниках на Земле, в Альпах, на Северном полюсе мы также можем видеть данные водоросли, которые могут быть и розового, и серо-зеленого цвета. Стоит только собрать вместе наблюдения с Земли и данные о Марсе, которые мы начали получать, как сразу многое приобретет смысл, и люди начнут серьезнее относиться к данной теме и попытаются найти окончательные ответы на многие вопросы...» (курсив автора).

 

Следует отметить, что сразу после этого крайне решительного и провокационного заявления цвета на официальном снимке «Гусева», полученном «Марс Экспресс», на сайте Немецкого космического агентства были странным образом «откалиброваны заново»154, и почти одновременно был изменен официальный сайт ЕКА, на котором был вывешен «зеленый» снимок, с комментарием: «Зеленая окраска изображения является эффектом процесса обработки…»

Непонятным образом снимок на сайте остался нетронутым. Исходя из того,что «перекалиброванная» версия этого же изображения заменила оригинал на официальном немецком сайте, данный факт сбивал с толку. До тех пор, пока он доказывал, что оригинальная зеленая версия снимка имела значение.

Наша реакция была более открытой. Для сравнения мы разместили на сайте Enterprise Mission совмещенные старый и новый снимки с «Марс Экспресс» и «цветное» изображение этого же района «Гусева»155. Последний был негласно получен из официальной THEMIS версии НАСА и раскрашен (согласно тем же данным) художником Доном Дэвисом, работающим на НАСА (цветное фото 25).

Уже после частичного сравнения стало очевидно, что у НАСА были проблемы с цветовым определением Марса. Даже после официальной попытки внести исправления на немецком сайте, в увеличенной версии измененного снимка «Марс Экспресс» все еще были заметны зеленые прожилки, хоть и более темные с голубовато-зеленым оттенком и фиолетовыми вкраплениями. Но что было самым поразительным, так это то, что на этом новом цветном изображении было видно, что «прожилки» «вырастали» прямо со дна кратера. Было понятно, что данные пучки каким-то образом связаны с кратером, что абсолютно не соответствовало модели НАСА, которая рассматривала эти извилистые темные линии на дне кратера как случайно образованные ветром борозды, которые получились путем выдувания более светлой пыли с темной подлежащей поверхности.

На самом деле сравнение снимков выявило обратное. Марсианские ветры избирательно сдували что-то темное со дна еще более темных кратеров и накапливали это на ровной поверхности между кратерами, образуя тонкие, сине-зеленые с фиолетовым прожилки (рис. 11-5). Это очень хорошо видно на измененном немецком снимке. И в этом единодушно были согласны две абсолютно независимые друг от друга обсерватории.

 

Рис. 11-5. Крупное изображение темно-зеленых прожилок изнутри небольших, кратеров Гусева («Марс Экспресс»). Были ли эти органические на вид полосы целью исследования ровера? (ЕКА/«Марс Экспресс»)

 

Когда 3 января 2004 года «Спирит» спустился на дно «Кратера Гусева, то на одном из цветных снимков поверхности, сделанных с очень высоким разрешением, мы увидели странное пятно «чего-то» лежащего в нескольких шагах от посадочного модуля (рис. 11-6). Ученые из группы, работающей с марсоходом, дали этому странному образованию название «волшебный ковер». После того как через несколько дней «Спирит» спустился с модуля, вместо того чтобы исследовать «волшебный ковер» вблизи, используя свои уникальные возможности, он получил команду как можно быстрее отойти от того места на несколько сот футов по направлению к «Кратеру Боневиль». Так загадка «волшебного ковра» осталась в стороне и никогда не была разгадана.

А что, если эти два момента взаимосвязаны? Что, если новый цветной снимок со странными прожилками в нескольких местах на дне «Кратера Гусева» («Марс Экспресс») каким-то образом связан с такими же провокационными исследованиями дна кратера и области «волшебного ковра», полученные «Спиритом»? Предположим, что «илистое образование на поверхности», зафиксированное «Спиритом», на самом деле и есть марсианский ил. Предположим, что под пыльной, скалистой поверхностью и ниже некоторых участков старых марсианских кратеров находится слой высококонцентрированного соляного раствора. Значит, возможно, когда-то внутри кратера было древнее озеро.

Если принять во внимание, что «Спирит» совершил высадку в районе «Гусева» во время марсианского лета, то можно предположить, что этот подземный соляной раствор мог подтаять (поверхностная температура на Марсе может достигать 70° F) и образовать слой ила под покрытой пылью и скалами поверхностью. Представим: «Спирит» спустился... воздушные подушки тянутся за ним по частично влажной и очень липкой поверхности, и — вуаля! — «Спирит» делает первый снимок настоящей «илистой лужи» на планете Марс.

 

Рис. 11-6. «Волшебный ковер» в месте высадки «Спирита». Почему «Спирит» не стал изучать эту очевидную «грязную лужу» на планете, где вся вода предположительно находится в замерзшем состоянии? (JPL)

 

Так что же в этом случае делать с «зеленым» цветом и извилистыми прожилками и их явной связью с кратерами? Если «волшебный ковер» на самом деле был следом, оставленным солеными «грунтовыми водами», которые находились под поверхностью древнего высохшего озера в «кратере Гусева», то внутри каждого кратера в этом районе, если проникнуть на определенную глубину сквозь покрывающую их корку, можно будет обнаружить еще более глубокий соленый слой. На Земле такую же ситуацию можно было бы представить относительно всех видов примитивных (и даже сложных) растений в начале их роста — в частности, для некоторых видов водорослей. Некоторые типы земных водорослей крайне приспособлены к соленым условиям156 и часто воспроизводятся спорами, которые разносятся ветром, образуя другие колонии157.

Если кратеры в этом районе (как, например, «Гусев») на самом деле были способны создавать начальные условия для роста некоторых видов водорослей глубоко на уровне грунтовых вод, то можно легко предположить, что во время марсианских весны и лета эти водоросли начинали прорастать внутри кратера и в конце концов размножаться. Их споры уносились ветром из кратеров и собирались вместе, образуя длинные тонкие прожилки по всей прилегающей поверхности. «Прожилки» могли принадлежать колониям водорослей, споры которых были разбросаны между кратерами.

Это объясняло причину, почему НАСА решило высадить «Спирит» именно здесь, посреди этих темных органических прожилок.

Было очевидно, что это и стало негласной причиной, почему «Гусев» был выбран местом высадки одного из марсоходов. НАСА хотело первым выяснить происхождение темных полос и узнать, были ли они на самом деле примитивными растениями. Но после публикации зеленого снимка «Гусева» команда «Марс Экспресс» «раскрыла» настоящие планы НАСА. Возможно, у агентства уже были неприятности с ними (помните, НАСА запуталось в цветовых несоответствиях, связанных с изображениями рельефа, полученными Спиритом»), и поэтому была выпущена «исправленная» версия снимка, но ни не забыли про первое ярко-зеленое изображение.

Для нас это было подтверждением, что ЕКА собирается занять примерно нейтральную позицию в этих горячих политических спорах. Это могло означать, что мы никогда не услышим заявления о том, что Сидония искусственного происхождения, но, по крайней мере, получим честную информацию. НАСА в свою очередь не собиралось разбрасываться правдой.

В это время второй марсоход «Опортьюнити» успешно совершил посадку на Равнине Меридиани. В тридцать третий день пребывания на Марсе, ровeру было поручено начать тщательное исследование участка скалистого выступа на краю небольшого кратера, где он произвел высадку 25 января 2004 года. Выступ, который был на несколько дюймов выше и выдавался примерно на 180°: от внутренней стены кратера, был прозван командой JPL «Риф Опортьюнити» Особый участок для изучения ровера, который находился в центре этого выступа и возвышался на десять дюймов, назвали «Эль Капитан».

Перед тем как начать движение к Эль Капитану, чтобы взять пробы и сделать замеры с помощью самых современных приборов, «Опортьюнити» получил команду сделать серию крупноплановых снимков нетронутой поверхности скалы, установленной на рукаве черно-белой микрокамерой. На одной из этих фотографий мы увидели нечто удивительное: марсианское ископаемое (рис. 11-7).

 

Рис. 11-7. Сегменты марсианского ископаемого типа криноид на скале Эль Капитан. Вместо того чтобы изучить эту поразительную находку, НАСА закопало ее поглубже (JPL).

 

При более крупном увеличении обнаружились приблизительные очертания тела, были видны как минимум пять цилиндрических сегментов, что вселяло надежду на существование других похожих окаменелостей, скрытых под скалистой поверхностью, налицо были все типичные признаки давно жившего организма. После того как мы обнаружили и 2 марта 2004 года опубликовали начальную версию этого открытия на сайте Enterprise, как и следовало ожидать, нам посыпались письма со всего мира. Писали как любители, так и профессионалы, и все они указывали на почти невероятное сходство между марсианской находкой и всем известным ее земным аналогом. Вот что пишет коллекционер Джеймс Кальхун:

«Вот уже тридцать четыре года я коллекционирую останки морских ископаемых, я, конечно же, любитель, но с достаточно большим опытом. Когда я увидел фотографию «Ископаемого» (на сайте Enterprise), мне сразу же бросилось в глаза наличие всех основных признаков фоссилизации. Показатель RCH точен, «чешуя не в счет», физические характеристики очевидные, и мне жаль, что команда марсохода не предоставила профессионального палеонтолога, чтобы прокомментировать эту находку. До меня доходили разные предположения насчет того, к какому виду могло принадлежать данное ископаемое, начиная от членистого червя (кольчатые) и заканчивая креветкой (ракообразные). Я хотел бы вам посоветовать обратить внимание на симметрию объекта, так как это мог быть древний криноид, морской организм, похожий на растение с фильтром питания, имеющий карбонат-кальциевый экзоскелет (это, конечно же, земные характеристики, марсианский вариант мог иметь отличный минеральный состав экзоскелета). Я приложил пару снимков для сравнения и ссылку на чешуйчатость. Учтите треугольную симметрию «ответвлений», я не имею в виду сегменты, и то, что чешуя «размером с чернику». Ваше мнение будет наиболее ценным. Спасибо за вашу работу и за то, что уделили мне время».

Когда мы увидели присланные Джеймсом фотографии, у нас волосы встали дыбом, если можно так сказать. Его криноиды были точной копией нашего марсианского «ископаемого». Криноид (иногда его называют «морской лилией» из-за его внешнего сходства с распустившимся цветком) являлся, как описал Кальхун, организмом, похожим на растение с фильтром питания». Криноиды появились в первобытных морях на Земле более 500 миллионов лет назад, в так называемую «Кембрийскую эру», и находились на верхней ступени развития в течение следующих 150 миллионов лет, прежде чем стать земными ископаемыми.

Криноиды жили в океане, на глубине от нескольких футов до нескольких миль, удерживаясь стеблем за дно и поглощая любую пищу, проплывающую мимо. Если вы сопоставите план с указанием мест посадки обоих роверов JPL и карту, где с помощью спектрометра гамма-лучей «Одиссея» обозначены водные районы в верхнем метровом слое марсианской поверхности, то вам сразу же бросится в глаза, что роверы на самом деле исследуют не что иное, как отмели наших двух предполагаемых экваториальных приливных океанов. Было такое ощущение, как будто это было специально спланировано.

Не надо было прилагать даже малейших усилий, чтобы представить, что на этом месте много миллионов лет назад находился спокойный приливной водоем, заполненный мирно плавающими морскими обитателями, пока однажды не произошла катастрофа, из-за которой этот водоем и вся планета навсегда изменились.

Что же предпримут НАСА и команда, руководящая марсоходами, после такого необычного открытия? Созовут ли они пресс-конференцию и обнародуют свою находку? Или они направятся в Белый дом к президенту, чтобы доложить о самом значительном научном открытии в истории всего человечества? Нет.

Они сразу же вызвали «чистильщика» (на техническом языке — «Устройство для шлифовки камней» RAT) и стерли все в порошок. Вместо того чтобы подчистить несколькими дюймами правее и левее от объекта, они подтерли само ископаемое, полностью уничтожив его.

Прежде чем назвать это преступлением науки против человечества, можно было бы предположить, что это была простая ошибка. Теоретически, они могли просто не заметить, что там было на самом деле, и не было рядом никого, кто бы распознал очертания ископаемого организма. Такой сценарий возможен, но неправдоподобен, принимая во внимание «умышленную предрасположенность» как минимум кого-то одного из всей ровер-группы...

В 2000 году Джефри Лэндис, ученый НАСА, прикрепленный к Исследовательскому центру им. Гленна при НАСА, написал свой первый научно-фантастический роман про Марс — «Mars Crossing». Лэндис был главным руководителем эксперимента, проводимого во время миссии аппарата «Mars Pathfinder Sojourner» в районе истока древнейшего водного канала Ares Vallis. В результате в его романе Марс получился «абсолютно настоящим», его восхваляли как ветераны научной фантастики, так и планетарные ученые. Один из них писал:

«Высококачественное научно-фантастическое произведение, правдиво написанное внутри НАСА... Лэндис описал наше собственное ближайшее будущее...»

Джефри Лэндис сейчас является членом действующей научной ровер-группы при JPL, занимающейся «атмосферными явлениями». Это придает его произведению шестилетней давности интерес, но и только. На протяжении трех частей романа главный герой Лэндиса Брандон Вебер скитается по безводным марсианским просторам с бесконечными дюнами и пылью. Уставший и испуганный, астронавт, наконец, взбирается на невысокий холм, чтобы забрать свои вещи, и делает неожиданное и удивительное открытие.

«В центре холма он увидел трещину; одна ее половина была на два фута выше, чем вторая. Это было настоящее сиденье, сделанное природой. Без всякого удивления или подозрения, он дотянулся до него и дотронулся. Замурованное в слоистый песчаник и выступившее на поверхность в результате разлома, оно прекрасно сохранило останки какого-то ископаемого. Оно было похоже на пучок блестящих черных «шлангов», соединенных вместе снизу и разветвляющихся на десяток щупалец вверху. Там же он увидел еще несколько, разных по размерам, начиная от очень маленьких и заканчивая до трех футов в длину. Были и другие ископаемые, еще более мелкие, разных форм и т.д., какое-то странное разнообразие.

«Я назову вас — Живые Брандонии Марса, — сказал он».

Как мог об этом знать Лэндис, ученый, работающий на НАСА в проектах Pathfinder и MER Rover Mission, еще за четыре года до посадки «Опортьюнити»? И почему ни он, ни кто-то другой из его научной группы не сказал об этом ничего или хотя бы не попытался опровергнуть эту теорию?

Несомненно, ровер-группа видела ископаемого криноида. Он не только стал основным направлением для исследования, но ему было придумано название — «Гваделупе». Наша Дама Гваделупе являлась иконой римской католической церкви, она — фактический аналог египетской богини жизни Исиды. После того как были найдены останки ископаемого, которое могло подтвердить существование сложной жизни на Марсе в далеком прошлом, и даже после того как ему было дано имя в честь «богини жизни», они его уничтожили. Так как «Опортьюнити» не был оснащен устройством поиска признаков жизни (он был запрограммирован только на геологические работы), уничтожение Гваделупе имело не совсем научные цели. Много лет назад эта маленькая жизнь оказалась затерянной среди окружавших ее возвышенностей. Единственным доказательством ее существования были так хорошо различимые очертания ее формы в скале, но НАСА их стерло.

Казалось, что целью игры было обнаружение доказательств внеземной жизни, а не всяческое этому препятствие. Агентство, по-видимому, придерживалось тщательно разработанного плана, который не включал в себя пункт о поиске жизни на Марсе. «Спирит» и «Опортьюнити» были посланы с одной целью — обнаружить признаки существования воды в прошлом (и льда в настоящий момент) на Марсе, и на этом все. Как видно из примера «Викинга», обнаружение признаков жизни было бы политически неприемлемым. Агентство придерживалось модели Брукингса о предварительной обработке информации во избежание «непредсказуемой» реакции, которая могла возникнуть после подтверждения «признаков жизни».

За все годы исследования Марса, начиная с 1976 года, НАСА уже находило доказательства существования микробов во время двух экспериментов, проводившихся «Викингом». Было обнаружено, что влага в атмосфере преобразуется в жидкую воду на поверхности планеты в настоящий момент («Пасфайндер»). Кроме этого, с орбиты было получено изображение, доказывающее существование водорослей и спор («Марс Экспресс»), найдено подтверждение соленой илистой поверхности на дне мелкого кратера («Спирит»), выявлено огромное количество (возможно) органически образованного метана атмосфере («Марс Экспресс»), а также обнаружено очевидное ископаемое, аналогичное форме жизни, существовавшей на Земле («Опортьюнити»). В каждом случае, при каждом столкновении с фактом, они предпочитали разоблачить, проигнорировать, задавить и даже уничтожить доказательства, которые могли бы помочь найти жизнь на Марсе. За все это время один-единственный раз они равнодушно поддержали находку окаменелой бактерии, существовавшей четыре миллиарда лет назад, в составе метеорита на Земле (которая по всей вероятности, была заразной), а потом быстро отказались даже от этого несмелого заявления.

Очевидно, что любая удачная миссия на Марсе предполагала пусть слабое, но продвижение вперед, но даже после «Аполлона-10» НАСА не позволило нежелательным открытиям сбить себя с намеченного пути, просто потому что «было еще не время». Как бы то ни было, вскоре после знаменательной находкики криноида мы поняли, что время надо держать в своих руках.

 

 

Глава двенадцатая








Дата добавления: 2015-07-24; просмотров: 736;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.08 сек.