К. Калиновский// Практикум по философии: В 2-х ч. Ч.1. –Мн2004. С.396
1)Как связывает К. Калиновский задачи национального и социального освобождения белорусского народа:
Так из этого письма и видно, что мужики панские и казенные не должны платить ни чинша панам, ни оброка в казну за землю, ибо эта земля нам принадлежит; но когда будет война за нашу вольность, то тотчас же нужно всем идти на войну. А это для того, чтобы быстрее прогнать царя с его собачьим порядком и чтобы мужики никогда, никому, никакой барщины не отбывали и никакого оброка в казну не платили, и чтобы на веки веков народ наш был вольный и счастливый. А если вас кто будет подговаривать делать иначе: исправник, окружной, асессор или пан, то вы их не слушайте, ибо это явный обман со стороны того, кто за царские или панские деньги хочет вашей вечной гибели!
Мы сегодня все уже знаем, что человек вольный тогда, когда имеет кусок своей земли, за которую ни чинша, ни оброка не платит, ни барщины не отбывает; когда платит малые подати, и то не на царские конюшни, псарни, а на нужды всего народа; когда не идет в рекруты черт знает куда, а идет защищать свой край только тогда, когда какой-нибудь неприятель подойдет; когда делает все, что нравится и что не обижает ближнего и хвалы божьей, когда исповедует ту веру, которую исповедовали его отцы, деды и прадеды. Вот что означает вольность! Сегодня царское правительство уже не затуманит нас, ибо мы теперь не такие дурные, как были раньше, и познали, что нам не царские манифесты, а вольность нужна.
Вопрос 4:Советская философия в контекст истории философии 20 го века:
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 813;