Авторский текст// Практикум по философии: В 2-х ч. Ч.1. –Мн2004. С.375.
1)Какие можно выделить этапы развития белорусской мысли:
Историю белорусской философской мысли можно разделить на несколько этапов, которые тесно взаимосвязаны с историческими периодами социально-экономического и духовно-культурного развития Беларуси. Первый совпадает со временем существования Киевской Руси. Вся ее духовная жизнь под влиянием принятия в 988 г. христианства была пронизана религиозным мировоззрением. Важнейшей особенностью ее философской мысли был теоцентризм. Проблемы онтологии, гносеологии, философской антропологии тесно увязывались с основными догматами христианства и православного богословия. Да и сами ее представители были в своем большинстве деятелями церкви достаточно высокого ранга. Наиболее заметными фигурами философско-религиозной мысли этого периода были Климент Смолятич (первая половина XII в.) и Кирилл Туровский (1130-1193). Климент Смолятич получил образование в Константинополе, где ознакомился с традициями византийской богословско-философской мысли. Сделав быструю церковную карьеру и пользуясь поддержкой киевского князя Изяслава, Смолятич одно время возглавлял русскую православную церковь. До наших дней дошло только одно произведение Смолятича — «Послание пресвитеру Фоме». За внешними событиями еврейской и христианской истории, изложенными в Ветхом и Новом завете, мыслитель в духе византийского богословия пытается усмотреть высший смысл, определяющий предназначение и цель всей истории и жизни каждого человека. Второй этап развития Белорусской философии мысли тесно связан с распадом Киевской Руси в результате нашествия во 2-й половине 13 века монголо-татарских завоевателей и включением ее западных в состав нового государства ВКЛ. В ожесточенной борьбе с Тевтонами и татарами в 14-15 вв. оно сумело сохранить свою независимость и стать в 15в. Одним из самых мощных в Европе.
2)Почему 16век можно назвать «золотым веком» в истории белорусской культуры и философии:
16 века был «золотым веком» белорусской культуры в целом и философской и общественной мысли в частности. Во-первых, являясь языком делопроизводства ВКЛ, белорусский язык развивался. Перевод Скориной Библии с церковнославянского на старобелорусский язык превратил его в основу для развития всей духовной культуры. Во-вторых, ВКЛ было совершенно уникальным государством, где существовал пусть ограниченный но диалог католичества и православия. В-третьих, относительная слабость государственной власти создавала условия для развития личных и сословных прав граждан ВКЛ, способствовало интеллектуальной атмосфере свободной философской дискуссии, в которой принимали участие не только Ф. Скорина, С. Будный, А. Волон, но и Л. Сапега.
3)Какие негативные последствия для белорусской культуры связаны с образованием Речи Посполитой:
Утрата статуса белорусского языка –статуса государственного и постепенно утратил статус государственного и постепенно стал терять свое культурное значение. Наступление католицизма – явление, которое получило название Контрреформации, - превратило Беларусь в арену конфессиональной борьбы. Процессы окатоличивания и ополячивания верхних социальных слоев белорусского общества значительно усилились после принятия Брестской церковной унии.
4)В чём заключается особенность концепции белорусского национального Возрождения, выдвинутых революционерами-демократами во второй половине 19-20 веков? Почему эти иди сохранили свое значение и для времени:
Альтернативой пропольски ориентированной и проимерски настроенной части белорусского общества явились философские и общественно-политические взгляды революционеров-демократов К. Калиновского, Ф. Богушевича, И. Луцевича, К. Мицкевича. Они все более связывают задачи национального освобождения и возрождения отечественной культуры с решением вопросов социальной справедливости, равного доступа для всех членов национальной и мировой культуры.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 1192;