Недедуктивные логические выводы
Недедуктивные логические выводыбазируются на: индуктивной логике (индуктивном методе), вероятностной логике, логике решений, логике нечётких понятий (логике нечётких множеств, нечёткой логике), аналогии (умозаключении по аналогии).
В недедуктивной – индуктивной логике различают двоякую индукцию: полную и неполную. Благодаря полной индукции заключение делается от полного перечисления всех видов рода ко всему роду; при подобном способе умозаключения получаем вполне достоверное заключение, которое не может вызывать никаких сомнений и в то же время расширяет познание. Неполная индукция, идущая от частного к общему (способ умозаключения, запрещённый формальной логикой) даёт право лишь на вероятное заключение в той части утверждения, которая идёт далее уже исследованных случаев.
Индуктивные заключения легко ведут к ошибкам, проистекающим от множественности причин, в частности, от смешения временного порядка с причинным. В индуктивном исследовании мы имеем дело со следствиями, к которым еще нужно подыскать причины; их находка называется объяснением явления. Но следствие может быть вызвано не одной, а рядом различных причин. Ценность индуктивного исследования в том, что оно из множества логических возможностей позволяет выбрать наиболее реально возможную.
Тема 2.6. Наука как социальный институт
Вопросы
57. Наука как социальный институт. Научное сообщество и его дифференциация. Школы в науке. Классификация организационных форм науки. Академическая, отраслевая и вузовская наука в Республике Беларусь.
58. Научная коммуникация, ее специфика и формы. Диалог, полемика, дискуссия как формы устной коммуникации в научном сообществе. Культура ведения научной дискуссии.
Вопрос 57. Наука как социальный институт.
Научное сообщество и его дифференциация. Школы в науке.
Классификация организационных форм науки.
Академическая, отраслевая и вузовская наука в Республике Беларусь.
Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности, устойчивый комплекс формальных и неформальных правил и норм, регулирующих человеческую деятельность и организующих её в систему ролей и статусов. Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений (соглашения, переговоры) к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент.
Наука как социальный институт – это совокупность научных организаций и учреждений, объединенных принципами и методами профессиональной коммуникации, нормами научного этоса, сложной системой взаимосвязей между учеными, научным сообществом и обществом.
Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
Основоположником «институциональной» социологии науки принято считать Р. Мертона, обосновавшего особый статус науки как социального института тем, что только наука дает объективно-предметное и истинное знание. Основным механизмом, определяющим функционирование науки, считал Мертон, является совокупность норм и императивов, регулирующих профессиональную деятельность учёных как членов научного сообщества. Эти правила профессионального поведения обеспечивают своеобразие науки как социального института и гарантируют его стабильное функционирование, несмотря на то, что учёные рассредоточены в пространстве и времени и включены в различные социокультурные системы.
Институциональные формы научной деятельности, способы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении всего исторического развития науки. В античности научные знания растворялись в системах натурфилософов, в Средневековье – в практике алхимиков, смешиваясь либо с религиозными, либо с философскими воззрениями. Возникновение науки как социального института связывают с кардинальными изменениями в общественном строе, в частности с эпохой буржуазных революций, которая дала мощный толчок развитию промышленности, торговли, строительству и т.д. Как социальный институт наука возникает в Западной Европе в XVI-XVII вв. в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство. В системе общественного разделения труда она начинает претендовать на определенную автономию, отвечая за производство теоретического знания. Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования подрастающего поколения.
Наука как социальный институт включает в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации. Вструктуру науки включаются следующие компоненты:
– совокупность знаний и их носителей;
– наличие специфических познавательных целей и задач;
– выполнение определенных функций;
– наличие специфических средств познания и учреждений;
– выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;
– существование определенных санкций.
Институциональные структуры научной деятельности характеризуются:
• формами организации учёных, такими как научные школы, научно-исследовательские лаборатории и институты, «незримые колледжи» и др.;
• способами трансляции знаний, формами и методами научной коммуникации – внутри научных сообществ и в режиме их диалога с обществом в целом;
• разработкой эффективных систем ценностно-нормативной регуляции научной деятельности;
• исследованием этических и социокультурных аспектов науки, разработкой этических кодексов и т.п.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 1579;