Основные принципы, законы и категории диалектики; их роль в научном познании

(см. вопрос 9)

Фундамент диалектической логикисоставляют основные принципы диалектикипринципы развития и взаимосвязи. Сущность данных принципов:

Во-первых, любое сущее подвержено закономерным и необратимым качественным изменениям ― развитию;

Во-вторых, оно находится в связи (непосредственной или опосредованной) с другими вещами и явлениями и определенной зависимости от них.

На основе всеобщих принципов диалектики, определяющих способ действия субъекта познания, формулируются регулятивные принципы, нормативные требования и предписания, к которым, прежде всего, относятся:

Объективность – диалектический принцип, основанный на признании действительности в ее реальных закономерных и всеобщих формах.

Всесторонность – диалектический принцип, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности.

Историзм – диалектический принцип, методологическое выражение саморазвития действительности в его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства прошлого, настоящего и будущего.

Принцип противоречия – диалектический принцип научного познания, имеющий основой реальные противоречия, выступающие источником развития вещей и явлений.

Конкретность – философская категория, выражающая вещь или систему вещей в совокупности всех их сторон и связей, отражающая как чувственно-конкретное (эмпирический этап), так и мысленно-конкретное (теоретический этап) в познании.

Базисные принципы диалектики в процессе научного исследования проявляются и дополняются системой законов диалектики. Это законы, отражающие наиболее существенные, необходимые и всеобщие связи и зависимости, определяющие развитие мира и отдельных его сторон. К основным законам диалектики относятся:

Закон единства и взаимодействия противоположностей(раскрывает причину развития): основным источником (причиной) развития сущего служат его внутренние противоречия и взаимодействие противоположных элементов, свойств, связей.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений(раскрывает механизм развития): постепенные количественные изменения любого сущего (например, рост объема научного знания) рано или поздно нарушают его меру (устойчивое единство количественных и качественных характеристик), что и вызывает скачок переход от старого качества в новое качественное состояние научная революция»). Это, в свою очередь, оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений (дальнейшее развитие «нормальной науки»).

Закон отрицания отрицания(определяет форму и направление развития): выражает поступательный, циклический, преемственный характер развития; его форма – спираль, а не круг и не прямая линия. При этом развитие предстаёт как процесс, как бы повторяющий пройденные ступени, но иначе, на более высокой основе. Т.о., любое развитие есть, с одной стороны, движение сущего вперед, к новому качеству, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств старого, "возврат якобы к старому", что обеспечивает преемственность в развитии. В динамике научного познания, «развитие по спирали» осуществляется как движение «тезис – антитезис – синтез»; «теория – практика – новая теория», где каждый третий виток есть отрицание отрицания.

Вопрос 56. Эвристические методы научного познания.

Недедуктивные логические выводы

По признаку доминирования определенных процедур и правил деятельности все методы решения творческих научных задач можно разделить на два ряда: а) логические методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д.; б) эвристические – интуитивные, недедуктивные выводы и методы. Логические методы базируются на алгоритмах, которые жестко детерминируют наши действия и гарантируют в случае их точного выполнения достижение успеха в решении соответствующего типа задач. Эвристические методы задают лишь наиболее вероятное направление поиска решения, но не гарантируют его успеха.

Эвристические методы – это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности, стимулирующие интуитивное мышление в процессе решения и генерирования новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач.

Термин «эвристика» (от греч. heuresko – отыскиваю, открываю) используется в нескольких значениях: как

1) научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность;

2) метод обучения;

3) один из способов создания компьютерных программ.

4) приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности; обычно они противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математические алгоритмы;

Эвристические приемы как готовые схемы действия составляют объект эвристической логики, а реальный процесс эвристической деятельности – объект психологии. Поэтому эвристические приемы могут быть представлены в виде определенной логической схемы и описаны математическим языком, в то время как эвристическая деятельность пока не имеет своего математического выражения.

Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономерностей, механизмов, методологических средств конструирования нового задания на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего. К эвристическим относятся методы, не имеющие предписывающего значения (в отличие от алгоритмических методов), а предоставляющие больше самостоятельности и творческого поиска. Характерное свойство эвристических методов – их ориентация на объяснение и понимание происходящих событий. Поэтому эвристические методы применяются на ранних этапах научно-исследовательского цикла, тогда как сфера действия алгоритмических методов охватывает его заключительные этапы. Использование эвристических методов творчества в компьютерной инженерии позволяет развить творческое воображение, сделать первые шаги к изобретательству и созданию новых технических решений.

Процесс решения задач с помощью метода эвристических приемов состоит из четырех последовательных этапов:

1) постановка задачи научно-технического творчества;

2) выбор подходящих приемов на основе анализа недостатков, дефектов и противоречий прототипа – аналога, наиболее близкого по смыслу и достигаемому эффекту;

3) преобразование прототипа с помощью выбранных приемов и нахождение (формирование) новых научных (технических) решений;

4) анализ осуществимости и эффективности использования новых решений.

Основные эвристические методы

1. Метод «мозгового штурма», или «мозговая атака»; его основные принципы и правила – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение реплик и шуток.

2. Метод коллективного поиска оригинальных идей – базируется на следующих психолого-педагогических закономерностях и соответствующих им принципах:

а) принцип сотворчества: в процессе решения творческой задачи руководитель группы, опираясь на демократический стиль общения, поощряя фантазию и неожиданные ассоциации, стимулирует зарождение оригинальных идей и выступает как их соавтор;

б) принцип доверия творческим силам и способностям участников, выступающих на равных: шуткой, удачной репликой руководитель поощряет любую инициативу членов творческой группы;

в) использование оптимального сочетания интуитивного и логического: ослабление активности логического мышления и всяческое поощрение интуиции, чему способствуют такие правила, как запрет критики, отсроченный логический и критический анализ генерированных идей.

Несомненное достоинства метода коллективного поиска в том, что он уравнивает всех членов группы, снимая авторитарность руководства, рутинное мышление, устанавливая доброжелательный психологический микроклимат, активизирующий интуицию и воображение. Недостатки метода в том, что идея выдвигается в самом общем виде и не разрабатывается.

3) Метод эвристических вопросов или метод «ключевых вопросов». Применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Для сбора полной информации о каком-либо событии достаточно поставить перед собой следующие семь ключевых (эвристических) вопросов и ответить на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

Достоинство метода эвристических вопросов – в его простоте и эффективности для решения любых задач; эти вопросы развивают интуицию мышления. Недостатки и ограничения: он не дает особо оригинальных идей и решений и не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач.

4) Метод многомерных матриц, или метод «морфологического ящика», или метод «морфологического анализа». Исходная идея метода: поскольку новое часто представляет собой иную комбинацию известных элементов (устройств, процессов, идей и т.п.) или комбинацию известного с неизвестным, то данный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно. Метод базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в процессе матричного анализа исследуемой проблемы. Достоинство метода: он позволяет решить сложные творческие задачи и найти много новых, неожиданных, оригинальных идей. Недостатки и ограничения: даже при решении задач средней трудности: в матрице могут оказаться сотни вариантов решений, выбор оптимального из которых затруднительно.

5) Метод свободных ассоциаций. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая компоненты прежнего опыта творческой деятельности лиц, участвующих в коллективном решении проблемы. В результате процесса зарождения новых ассоциативных связей возникают творческие идеи решения проблемы. Пример метода: руководителю группы рекламы необходимо повысить эффективность рекламы выпускаемой продукции. Он предлагает слово «студент», вызывающее несколько ассоциаций и, соответственно, идей того, как активизировать рекламу. На основе ассоциаций генерируются следующие идеи: необходимо шире рекламировать продукцию среди студенческой, учащейся молодежи; для рекламы необходимо привлекать самих студентов; необходимо чаще публиковать рекламу продукции в изданиях, которые читают студенты и учащиеся.

6) Метод инверсии ориентирован на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом. Базируется на принципе дуализма – единстве и оптимальном использовании противоположных процедур творческого мышления: анализа и синтеза, логического и интуитивного, статических и динамических характеристик объекта исследования, внешних и внутренних сторон объекта. (Если не удается решить задачу с начала до конца, попытаемся решить ее от конца к началу). Несомненное достоинство метода инверсии – то, что он позволяет развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, находить оригинальные, весьма неожиданные решения. Ограничение: метод требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта.

7) Метод эмпатии или метод личной аналогии. Эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение другого. В решении творческой задачи эмпатия, или личная аналогия, понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом. При применении метода эмпатии объекту приписывают чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например, природы – со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом. Т.о., в основе метода эмпатии лежит принцип замещения исследуемого объекта (процесса) другим. Метод эмпатии – один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания» в образ, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать.

8) Метод организованных стратегий применяется в связи с тем, что одним из главных психологических барьеров в решении творческих задач является инерция мышления, неспособность решающего отказаться от наиболее очевидного способа и найти новый подход, новое направление в поисках идей решения. Данный метод в определенной мере помогает преодолеть инерцию мышления. В основе метода лежат: а) принцип самоуправления личности в выборе новых стратегий решения творческой задачи; б) принцип отстранения – рассмотрение объекта, предмета, процесса с неожиданно новой точки зрения.








Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 4299;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.