Жанры научных текстов
Основные первичные жанры научного текста – научная статья и монография.
· Монография – научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.
· Научная статья – сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования конкретной темы или ее части.
· В группу первичных жанров входят также доклад, диссертационная работа, курсовая и дипломная работы, относящиеся к учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, – быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию, в которой выделяются структурно-смысловые компоненты: название (заголовок), введение (вводная часть), основная часть, заключение
Название (заголовок) научного текста важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков:
· название общего характера (введение в терминоведение; беседы о физике);
· название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе;
· названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса (поэтическая энциклопедия алхимии).
Введение (вводная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается:
· выбор темы исследования;
· описываются методы исследования;
· формулируются цели и задачи работы.
В круг целей научного исследования входит раскрытие специфики объекта науки, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.
Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.
Заключение содержит выводы по данному исследованию или краткое резюме.
Основными жанрами научно-информативных текстов являютсявторичные тексты, которые составляются на основе уже имеющихся оригинальных, первичных текстов: реферат; аннотация; конспект; тезисы.
· Реферирование – интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Реферат – адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов – один из наиболее сложных видов самостоятельной работы; реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике.
Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.
Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения. Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом. Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу. Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.
Любой реферат имеет следующие признаки:
· содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;
· основная информация излагается точно, без искажений и субъективных оценок;
· реферат имеет постоянные структурные элементы (библиографическое описание; собственно реферативный текст; справочный аппарат) и определенную композицию.
1.Вступление, содержащее исходные данные текста, сведения об авторе, вскрывающее смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.
2.Перечисление основных вопросов и проблем, которым посвящен первоисточник.
3.Анализ наиболее важных вопросов, содержащихся в исходном тексте, причем необходимо обосновать важность выбранных вопросов, кратко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.
4.Общий вывод о значении темы или проблемы реферируемого текста.
Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части: 1) содержательную характеристику первоисточника, цель автора; 2) адресат аннотируемого текста. Кроме того, в аннотации могут отражаться и факультативные сведения о композиции, структуре первичного текста, иллюстративном материале первоисточника.
Конспектирование – процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта. Конспект – особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия) конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику – интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов: конспект-план; конспект-схема; текстуальный конспект. Составление конспекта предполагает соблюдение определенных правил и включает ряд этапов.
Этап 1. Выделяются смысловые части – информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.
Этап 2. В каждой смысловой части формулируется тема с опорой на ключевые слова и фразы.
Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.
Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).
Этап 5. При необходимости приводится дополнительная информация.
Правила составления конспекта:
1. Записать название конспектируемого произведения и его выходные данные.
2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
3. Составить план – основу конспекта.
4. Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.
5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
6. Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.
7. Применять определенную систему подчеркиваний, сокращений, условных обозначений.
8. Соблюдать правила цитирования: цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
Тезирование – один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.
Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются: преамбула; основное тезисное положение; заключительный тезис.
Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически. Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:
· использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых);
· с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы – внутренние причины);
· использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения).
С точки зрения нормативности тезисы являются одним из наиболее устойчивых жанров научного текста. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение. К типичным нарушениям относятся: подмена тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, а также смешение форм разных жанров, что свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.
Формы и структура научных текстов
Основной формой научных произведений является монолог, в наибольшей степени соответствующий содержанию и задачам научных произведений. Основными типами монолога являются: описание, повествование и рассуждение. Кроме этих трех типов, характерных и для других книжных стилей, выделяется четвертый тип, характерный только для научной речи – критико-полемический – способ изложения, который направлен на оценку различных точек зрения и отстаивание своей. Монолог – главная, но не единственная форма научного стиля.
Научный диалог, по сравнению с монологом, имеет ряд преимуществ: 1) он позволяет оперативно обмениваться суждениями по тем вопросам, по которым в науке нет однозначного решения; 2) дает возможность свободно переходить от изложения одной мысли к другой, даже без видимых связей между ними. Поэтому научный диалог – более свободная, раскованная форма, не требующая такого строгого подчинения законам научного стиля, как монолог. Выделяется несколько видов научного диалога: 1) интеллектуальная беседа, 2) научная дискуссия, 3) монография, построенная по схеме диалога, 4) элементы диалога в монологическом повествовании.
В диалоге отражаются основные черты научного стиля, которые свойственны и произведению монологической формы. Однако в диалоге они имеют специфическое проявление. Так, существенным отличием научного диалога от научного монолога является предельная выраженность в нем авторского «я». По некоторым показателям научный диалог сближается с разговорным, чему способствует не только его построение, но и условия, в которых он используется – устное, контактное общение. Влияние разговорного стиля на научный диалог особенно ощутимо в области синтаксиса: неполные предложения, повторы, подхваты и др. Менее заметно это влияние на лексическом и морфологическом уровне, однако и здесь оно неизбежно возникает. Так, диалог-дискуссия может включать следующие разговорные элементы: думаю даже, я не говорю уж, а ведь, в том-то и дело, не сказал бы и др.
Нередко элементы диалогической речи включаются в научный монолог. Характер и цель таких включений могут быть различными: это и отражение полемики с оппонентом, и средство привлечь внимание читателя к тексту. Наиболее часто этим приемом включения пользуются авторы научно-популярных работ.
Научно–техническая революция середины ХХ века вызвала «информационный взрыв» поток научных публикаций. Это обусловило необходимость до минимума сокращать объем статей, сообщений, докладов, публикуемых в периодических изданиях. Увеличивается издание тезисов и кратких сообщений. Уменьшение объема научного текста потребовало выработки особых приемов устранения в нем избыточности.
Самостоятельной формой научных произведений стала научно-информационная литература. Ее содержанием является переработка первичных научных публикаций или обзоров. Получают распространение научно-справочные издания. Кроме собственно научных текстов, написанных специалистами и рассчитанных на специалистов, существуют научно-популярные и научно-учебные произведения. Научно-популярные произведения пишутся не только специалистами в данной области, но и журналистами, писателями; они рассчитаны на распространение знаний среди широких слоев населения, поэтому для них характерен свой стиль изложения. Учебно-научные произведения рассчитаны на обучение специалистов, поэтому к задачам и условиям обучения приспособлены их содержание и стиль.
Структура научного текста должна быть четкой, логичной и последовательной. Последовательность предполагает определенную композиционную структуру, основными компонентами которой в порядке их расположения выступают: оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список использованной литературы, справочно-сопроводительный аппарат, приложения. Последовательностью обладает текст, в котором выводы непротиворечивы и вытекают из содержания; текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному. Если в научных текстах предлагается анализ, то за анализом обязательно должен следовать вывод.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 34816;