Основные философские интерпретации сущности человека
В рамках натурализаторской концепции Человек рассматривался как элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с нею законам функционирования; законы общества и культуры объяснялись посредством аналогии с организацией природных сообществ. При этом человек мог оцениваться по-разному: как «венец природы», как «несостоявшееся животное», как «тупик природного развития».
Рационалистическая парадигма видела в Человеке, прежде всего, носителя разума, сознания, целеполагающей деятельности.
Социологизаторская программа (философия марксизма) рассматривала Человека как продукт не столько биологической, сколько социальной эволюции, «совокупность всех общественных отношений». Человек предстает здесь как элемент и производная функция от обуславливающих его различных социальных структур и политических факторов и обретает себя только в обществе, где в процессе социализации реализуются его генетически унаследованные качества.
Экзистенциально-персоналистская стратегия видит в Человекеособое начало, сущность которого может быть объяснена лишь с точки зрения его индивидуально-неповторимого опыта и судьбы, уникальности, подлинности, свободы выбора, таких феноменов человеческого бытия, как страдание, страх, одиночество...
Для современного этапа характерен синтетический подход, при котором Человек выступает как своеобразная точка пересечения различных проекций человеческого бытия, включающего в себя природные, социально-культурологические и личностно-уникальные измерения. Обобщая эти стороны сущности человека, можно сказать, что каждый человек — неповторимая индивидуальность и вместе с тем частица и носитель родовой общечеловеческой сущности, субъект исторического процесса.
Сущность человека не является некой постоянной величиной, а изменяется в процессе общественно-исторического развития.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 811;