Коэволюционная стратегия взаимодействия природы и общества
Впервые идею коэволюции предложил советский биолог Н.В. Тимофеев-Ресовский (1968 г.). Именно «коэволюция», т.е. гармоничное развитие природы и общества, обеспечивающее стабильное развитие человека и окружающей среды, должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и остальной биосферы, их согласованное, терпимое, мирное, равноправное со-развитие, при котором благо живых существ и экосистем может быть достигнуто одновременно с удовлетворением человеческих потребностей. Концепция коэволюции природы и общества помогает избежать при этом двух крайностей: стремления к абсолютному господству человека над природой и полного смирения перед ней. Согласно принципу коэволюции, человечество, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять природу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. При этом гуманизм человека, согласно идее коэволюции, должен в той же мере проявляться в отношении к природе, как и в межчеловеческих отношениях.
Акад. Н.Н. Моисеев, один из авторов концепции коэволюции, понимает под этим понятием со-развитие (совместное развитие) элементов одной системы, сохраняющей свою целостность и естественный (эволюционный) канал развития. Применительно к природе и обществу, коэволюция предполагает такое их развитие, которое бы не разрушало стабильность окружающей среды и создавало бы необходимые условия для развития общества в рамках определенной системы экологических запретов и императивов.
Деятельность общества должна быть адаптирована, максимально приближена к естественным процессам, происходящим в биосфере. Человек должен считаться с законами природы, чтобы не совершать ошибок, за которые будут расплачиваться он или его потомки (например, мелиорация Полесья привела к опустошению плодородных земель и превратила их в торфяную пыль).
Эту проблему нельзя решить чисто техническими средствами. Необходимо качественно изменить сущность общества, сформировать новое (иное чем потребительское) мировоззрение, миропредставление, для которого органически присуще будут как экологические императивы (запреты), так и стремление к сохранению жизни человека.
Для реализации на практике принципа коэволюции человечество должно следовать двум императивам ― экологическому и нравственному. Экологический императив ― это «категорические повеления» морального отношения человека к природе; принятие человеком на себя всей ответственности за соблюдение «правил безопасности на Земле». Эти повеления базируются, в свою очередь, на «обращенности в будущее» и одном из основополагающих принципов экоэтики – принципе предосторожности. Поэтому императив включает в себя совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. Выполнение этих требований автор «экологического императива» академик Н.Н. Моисеев считает обязательным не только для тех, чья деятельность носит непосредственно хозяйственный характер, но и для политической власти, от которой зависят способы разрешения многих экологических проблем, и для каждого человека. Главные положения экологического императива:
· Природа, живая и неживая, является ценной сама по себе, признается субъектом, имеющим право на существование и процветание, вне зависимости от ее полезности, бесполезности или вредности для человека.
· Этические нормы и правила распространяются на взаимодействие человека и природы, которое строится на основе их равноценности и равноправия.
· Разумность и культура налагают на человека исключительные обязанности по отношению к природе.
· Природоохранная деятельность определяется в первую очередь необходимостью сохранить природу ради нее самой.
• Нравственный императив требует изменения мировоззрения людей, поворота к общечеловеческим ценностям и принципам, прежде всего, к принципу уважения любой жизни и нравственно-понимающему отношению к природе. Нравственный императив требует переоценки традиционных потребительских идеалов, перехода от субъект-объектного к субъект-субъектному отношению с природой.
Концепция устойчивого развития системы «общество – природа»
В 90-е годы ХХ века, после опубликования Международной комиссией по окружающей среде и развитию доклада Г.Х. Брундтланд «Наше общее будущее», получило широкое распространение понятие «устойчивое развитие». Доклад не только показал неразрывную взаимосвязь экологических, экономических, социальных и политических проблем, но и обосновал невозможность решения каждой из них в отдельности. Устойчивое развитие было представлено как такая модель человеческого развития, при которой потребности нынешних поколений удовлетворяются без лишения возможности удовлетворения жизненных потребностей для будущих поколений. В основу концепции устойчивого развития лег знаменитый принцип экологической этики О. Леопольда – принцип хронологической объективности.
В соответствии с принятой «Декларацией Рио» и «Повесткой дня на ХХI век» (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) во многих странах мира, в том числе и Беларуси, были разработаны национальные стратегии устойчивого развития и начали предприниматься конкретные шаги по их реализации. Так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический закон, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения в триаде «человек-хозяйство-природа».
Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечил бы устойчивость окружающей среды и при котором появилась бы реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Реализация новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает как минимум экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления на биосферу.
Переход к устойчивому развитию создает возможность выживания и дальнейшего непрерывного развития цивилизации, но в существенно измененной, биосферосовместимой форме, когда человек не разрушает природную среду своего обитания – эту естественную колыбель любой жизни, в том числе и разумной. Биосфера не должна рассматриваться только как поставщик ресурсов. Это фундамент жизни, сохранение которого должно быть обязательным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов.
В контексте устойчивого развития перед человечеством стоят задачи разрушить старое, потребительски-негуманное отношение к природе, основанное на антропологической парадигме мышления, и утвердить новое экологическое мировоззрение, основанное на том, что все, что делается во имя человека, не должно вредить природе. В его основе лежит идея не только взаимного уважения между людьми, но и забота о благополучии будущих поколений, о сохранении биосферы как «общего дома», в котором сосуществуют и человек, и другие виды живых существ. Именно такое мировоззрение может обеспечить устойчивое развитие человечества, т.е. сохранение в течение неограниченно долгого времени стабильной и благоприятной для жизни людей окружающей среды.
В этой связи важным аспектом жизни и деятельности людей становится построение экологически устойчивых человеческих сообществ, не вступающих в противоречие с природной способностью поддержания жизни. Вместе с тем на данный момент многие экосистемы настолько разбалансированы, что утратили способность противостоять естественным катаклизмам.
В течение более трех миллиардов лет экосистемы планеты выработали утонченные и сложные механизмы, обеспечивающие максимальную устойчивость. Суть экологической грамотности заключается в усвоении этой мудрости природы. Следует не только понимать принципы организации экологических сообществ, но и использовать эти принципы для поддержания устойчивости человеческих сообществ в сфере образования, науки, культуры, экологии, политики и т. д.
Одним из принципов организации экосистем является принцип взаимозависимости, заложенной в природе всех экологических взаимоотношений: поведение и жизнь члена экосистемы зависит от всего сообщества и наоборот. В человеческом сообществе принцип экологической взаимозависимости предполагает понимание взаимоотношений, складывающихся между людьми. Человеческое сообщество должно осознавать все множество этих взаимоотношений со своими членами, заботиться о них.
Другим принципом является принцип цикличности экологических процессов, когда в экосистеме взаимосвязаны пища и отходы; организмы непрерывно используют и перерабатывают одни и те же молекулы минералов, воды и воздуха. В человеческом сообществе этот принцип нарушается, порождая конфликт между экологией и экономикой: производство трансформирует природные ресурсы в товар плюс отходы, после продажи товара потребителям и его потребления появляются новые отходы. Следует максимально приблизить производство и потребление к циклическим процессам в природе, реорганизовав экономику и бизнес.
Еще один важный принцип организации экосистем – принцип гибкости. Гибкость экосистемы зависит от скорости восстановления баланса при отклонении от нормы, вызванном меняющимися внешними условиями, от готовности приспособиться. Все экологические колебания ограничиваются пределами допустимого, и всегда существует опасность разрушения системы, если она не сможет компенсировать вышедшие за пределы колебания. В человеческом сообществе нарушение принципа гибкости проявляется в конфликтных ситуациях, что ведет к стрессу, в свою очередь вызывающему повышение жесткости и напряженности во всей системе. Временный стресс является неотъемлемым аспектом жизни, продолжительный стресс – деструктивен. Для управления социальной системой (городом, экономикой, вузом) необходимы оптимальные средства и новые стратегии разрешения конфликтов, одним из которых является динамическое уравновешивание сторон.
Для того чтобы сообщество стало устойчивым, необходимо осознание взаимозависимости и необходимости всех его членов. В XXI веке выживание человечества будет зависеть от способности воспринять эти принципы и жить в соответствии с ними.
Вопросы и упражнения
1. В чем проявляется превращение человечества в «геологическую силу» планеты, о котором говорил В.И. Вернадский?
2. К основным характеристикам природы как самоорганизующейся системы относятся ее нелинейность, необратимость, открытость, кооперативность. Раскройте эти понятия.
3. Какие космологические модели Вселенной Вы знаете?
4. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «экософия»?
5. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Как Вы оцениваете эти слова Базарова?
6. Русский философ Н. Федоров утверждает, что «природа – наш враг временный, а друг вечный». Почему?
7. Определите и сравните понятия «ценность» и «самоценность» природы.
8. Определите ваше понимание основных принципов экологической этики.
9. «... Перестройка биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого... Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера"...» (В.И. Вернадский). Выскажите Ваше отношение к этому процессу. В чем разница между биосферой и ноосферой?
Тема 1.5. Проблема человека в философии
Вопросы
14. Человек как предмет философской антропологии. Стратегии познания человека в философии и науке. Основные концепции антропосоциогенеза.
15. Человек как единство биологического, социального и духовного бытия. Многомерность феномена человека: триединство тела, души и духа. Основные философские интерпретации сущности человека. Индивид, индивидуальность, личность.
16. Философское осмысление феноменов жизни, смерти и бессмертия. Проблема смысла жизни человека. Личностный выбор и проблема свободы как высшие ценности бытия человека
17. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Природа ценностей и их иерархия в бытии человека.
Вопрос 14. Человек как предмет философской антропологии.
Стратегии познания человека в философских концепциях антропосоциогенеза
Философская антропология(ФА) – это учение о человеке.Основные проблемы ФАсвязаны с выявлением места и роли субъекта в системе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений.
Проблема бытия человека принадлежит к разряду «вечных» философских проблем. Это вопросы о сущности человека, его происхождении, предназначении и месте в мире, о его ценностях, смерти и бессмертии, о смысле человеческой жизни… Проблемы эти вечные, но и вечно новые, поскольку изменяются условия жизни, ее содержание, научные знания, сам человек. Каждый раз это проблемы иного человека, живущего в других исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, иначе мыслящего, чувствующего и понимающего мир. Проблема человека концентрирует вокруг себя все другие философские вопросы, поскольку любой из них предполагает решение проблемы человека, его природы, положения в мире и обществе.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 5838;