Человек как предмет философской антропологии
Образ человека в истории философии рассматривался различными философами, школами и направлениями по-разному.
Демокрит: человек — часть космоса, единого «порядка» и «строя» природы, микрокосм, отображение и символ Вселенной;
Аристотель: человек – живое существо, наделенное духом, разумом и способностью к общественной жизни («общественное животное»).
Рабле: человек – животное, которое смеется.
Декарт: специфическая особенность человека – в его разуме: «мыслю, следовательно, существую».
Франклин: человек – животное, производящее орудия.
Немецкая классическая философия: человек – субъект духовной деятельности, созидающий мир культуры, носитель общечеловеческого сознания, всеобщего начала — абсолютного духа, разума.
Шопенгауэр: человек — это трагическое животное, наделенное разумным познанием и инстинктом, правда, недостаточным для уверенных и безошибочных действий.
Ницше: человеке — это не его сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений.
Марксистская философия: человек есть продукт и субъект общественно-трудовой деятельности. Становление человека происходит через механизмы биологической и социальной наследственности, через приобщение к культурным, историческим традициям.
Таким образом, проблема человека – важнейшая проблема большинства течений философии ХХ-XXI вв., отводящих центральное место изучению не мира – объекта, а человеку – субъекту (экзистенциализм, персонализм, неофрейдизм и др.).
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 761;