Стратегии познания человека в философских концепциях антропосоциогенеза
Антропосоциогенез (от греч. человек–общество–происхождение) — исторический процесс превращения человека как антропоса, биологического существа, в члена общества, носителя его основных, в первую очередь производственных, нравственных и эстетических отношений. Антропогенез и социогенез — не два самостоятельных, параллельно протекающих процесса. Формирование человека (антропогенез) есть прежде всего становление всей совокупности общественных отношений, т. е. общества (социогенез). Социогенез есть сущность антропогенеза. Вместе с тем, представляя собой две неразрывно связанные стороны одного единого процесса, антропогенез и социогенез совпадают по времени. Свое конкретное воплощение эта идея нашла в «теории двух скачков», согласно которой в эволюции человека существуют два переломных момента.
Первый и основной — переход от стадии животных предшественников человека к стадии формирующихся людей, которыми являются архантропы (питекантропы, синантропы и другие сходные формы) и палеоантропы (неандертальцы). Второй скачок — происшедшая на грани раннего и позднего палеолита, примерно 35—40 тыс. лет назад, смена палеоантропов людьми современного физического типа – неоантропами, являвшимися уже подлинными, готовыми людьми. Первый перелом означал появление социальных закономерностей, второй — установление их полного и безраздельного господства. Коллектив формирующихся людей — архантропов и палеоантропов, уже перестав быть чисто биологическим объединением, в то же время еще не стал подлинным человеческим обществом. Формирующиеся люди (пралюди) жили в становящемся обществе, которое исследователи называют первобытным человеческим стадом, или праобществом. Генезис общества был процессом становления первой формы его существования — первобытнообщинной формации. Становящиеся социальные организмы были формирующимися первобытными общинами, или праобщинами.
С превращением палеоантропов в неоантропов эволюция человека как биологического вида прекратилась. С этого момента дальнейшее развитие людей стало безраздельно определяться социальными закономерностями, т. е. возникло готовое, сформировавшееся общество. С появлением неоантропов завершился одновременно как антропогенез, так и социогенез, закончился единый процесс Антропосоциогенеза.
Существует несколько подходов к решению проблемыпроисхождения и становления человека и общества, на основе которых складываются различные концепции антропосоциогенеза: креационистская, эволюционная, трудовая, игровая и др.
1. Креационистская концепция происхождения мира и человека (от лат. сreatio – творение, создание) разрабатывалась в рамках религиозного мировоззрения. Человек выступает здесь как результат Божественного творения, созданный по «образу и подобию» Бога. Обладая разумом, свободой воли, творческими способностями, человек занимает высшую ступеньку в иерархии существ. Креационизм акцентирует внимание на уникальности человека, несводимости его сущностных сил к характеристикам прочего сотворенного бытия. Творение человека – особый акт, в результате которого Бог непосредственно сообщает человеку «дыхание жизни», т.е. динамику существования, в котором биологическое соединено с духовным – свободной и сознательной самореализацией тварной личности через ответный, бескорыстный акт любви к Богу. В 60-80 г.г. ХХ в. в США в рамках неопротестантизма возникает «научный» креационизм, для которого характерны попытки обоснования версии творения с помощью интерпретации новейших данных естествознания и оценка эволюционного учения как «конкурирующей» концепции.
2. Эволюционная концепция была впервые разработана Ч.Дарвином. Его теория утвердила идею развития живой природы, которая не была создана раз и навсегда (как полагал креационизм), а прошла путь сложной эволюции, порождения одних видов «живого мира» другими. В этом контексте и сам человек трактуется как один из видов животных, генетически связанных с миром природы. Подтверждение этой связи Ч. Дарвин видел в подобии физических признаков человека и обезьяны; в известных антропологии феноменах «ненормальных возвратов» (случаях рождения детей, тело которых отличалось сплошным волосяным покровом и т.п.). Существенный недостаток дарвиновской теории –редукция феномена человека к его физической организации – телесности.
3. Трудовая теория антропосоциогенеза, разработанная Ф.Энгельсом, в рамках марксистского подхода объясняла возникновение человека действием двух факторов:
а) природно-биологические факторы включали в себя похолодание климата Земли и исчезновение обширных широколиственных тропических лесов, в которых обитали непосредственные предки человека. Сохранить свое существование они смогли, приобретя новые физические признаки. Среди них: прямохождение, что привело к изменениям передних конечностей и способствовало удерживанию орудий и манипулированию ими; изменившаяся в ходе эволюции гортань, которая стала приспособленной к извлечению членораздельных звуков; увеличение объема мозга, его структурная трансформация и появление второй сигнальной системы, обеспечившей человеку развитие речи;
б) социальные факторы, прежде всего, трудовая деятельность с использованием искусственно произведенных орудий; появление языка, позволившего фиксировать социально значимые характеристики объектов, хранить информацию о производственном, житейском опыте в объективированной знаковой форме и передавать ее от человека к человеку, от поколения к поколению; морально-нравственные запреты и табу на близкородственные половые связи и на убийство сородича; наконец, неолитическая революция, ознаменовавшая переход от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему.
4. Концепция культурогенеза, утверждающая, что именно культура формирует человеческий разум и человеческое тело, порождает отдельные формы культуротворчества – морали, искусства, философии и др., которые не вписываются в модель практической (трудовой) целесообразности. К этой концепции может быть отнесен ряд моделей.
• 5. Игровая модель видит важнейший фактор возникновения человека в игре. Анализ архаичных форм культуры приводит к выводу об их игровой природе, порождающей мир символических форм деятельности, сыгравших весьма значимую роль в процессе антропосоциогенеза. Игра рассматривается как основа происхождения религии, искусства, права, философии и др. форм творческой активности, где человек может реализовать свою свободу, отвлечься от практической целесообразности и выгоды. Всякая форма культуры есть игра, потому что она развертывается как свободный выбор и есть «действие, протекающее… по добровольно принятым правилам вне сферы материальной пользы и необходимости» (И. Хейзинга)
5. Психоаналитическая концепция З.Фрейда связывает появление человека и человеческой культуры с утверждением культа, в основании которого лежат тотем и табу. В результате «Эдиповой» драмы, разыгравшейся в первобытном обществе и связанной с восстанием сыновей против отца, произошло убийство предводителя общины, который был затем обожествлен в форме тотема как прародитель и защитник рода. В то же время табуируются сексуальные кровнородственные отношения, послужившие причиной сыновьего бунта. В результате религия и мораль, стыд и страх начинают определять развитие человека и культуры. Человек и человечество, с точки зрения Фрейда, проходят в своем развитии длительный период детства и зависят от него на протяжении еще более долгого срока.
6. Семотическая модель трактует человека как единственное существо, способное к построению знаковых систем. Культура рассматривается как знаково-символическая реальность, основу которой составляет язык. Посредством знаков языка выделяются те или иные объекты и процессы действительности, которые наделяется значением и смыслом. Восприятие реальности человеком оказывается, таким образом, возможным в перспективах и ракурсах, задаваемых языком. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком, причем в качестве языка могут выступать различные феномены, и язык становится подлинным создателем культуры и самого человека.
7. Уфологическая гипотеза антропогенеза, указывая на якобы избыточную сложность структур мозга, функциональных возможностей сознания человека по отношению к требованиям, предъявляемых человеческому роду со стороны земной цивилизации, связывает первоначальное появление разума с инопланетными мирами, откуда он якобы и был занесен на Землю.
Таким образом, Человек, представляя собой сложное, противоречивое существо, осмысливается в философии во всей полноте своих проявлений как биопсихосоциальный феномен. Человек как биологический вид принадлежит миру живой природы. Его разум укоренен в биологическом субстрате. Биологическая конституция человека жестко не запрограммирована, что позволяет ему приспосабливаться к самым различным условиям существования. Особенность биологического субстрата человека состоит в том, что он испытывает на себе влияние со стороны социальных факторов. Социальность человека проявляется прежде всего в том, что нельзя стать личностью, не общаясь с другими людьми, не осваивая созданные ими предметную среду, язык, системы моральных ценностей.
Вопрос 15. Человек как единство биологического, социального и духовного бытия.
Многомерность человека: триединство тела, души и духа.
Основные философские интерпретации сущности человека.
Индивид, индивидуальность, личность
В философской традиции человек рассматривался:
1) как природное начало, включенное в многообразие естественных процессов на уровне тела (био-);
2) как конкретно-индивидуальное начало, реализующее свою свободную волю, судьбу и предназначение (психо-);
3) как социальное начало, воспроизводящее в духовном опыте социокультурные связи и отношения (социо-);
Современная философия рассматривает человека в единстве этих трех начал как био-психо-социальное существо, что обусловливает многомерность человека.
Многомерность человека проявляется также в триединстве его тела, души и духа – неразделимом единстве телесного, психического и духовного начал, которые дополняют и конкретизируют друг друга и выступают проявлением диалектического единства общего, единичного и особенного.
Понятие тела выявляет прирожденные биологические основы человека, жизненно необходимую связь человека и природы, его особенности как биологического вида (общее). Одновременно тело человека представляет собой продукт и социокультурной эволюции,в процессе которой осуществлялось изменение телесной организации человека как вида. Поэтому тело человека выступает одновременно и как элемент природы, и как собственно человеческое тело, рассматриваемое через призму исключительно человеческих чувств и состояний (стыд, смех, плач, страдание и т.п.).
Понятие душиотражает психику человека, еговнутренний мир. Вфилософии тема души имеет глубинные корни:
– в школе Пифагора впервые формируется учение о бессмертии и переселении души;
– Платон доказывает бессмертие души тем, что душа есть принцип жизни и потому не может быть подвержена смерти;
– Аристотель считает, что душа есть источник жизни;
– в религии душа – это особая нематериальная основа, независимая от тела. Христианская традиция исходит из того, что человек создан по образу и подобию Бога и именно его бессмертная душа есть дыхание и свет Божий.
И в философских, и в религиозных учениях душа является субъектом свободы воли, той основой, которая индивидуализирует человека (единичное).
Понятиедухасвязано не столько с индивидуальностью, сколько с наличием особенного в человеке. Дух – это идеальная, правящая миром сила, к которой причастен человек. Царство духа – это система высших ценностей, сфера человеческой культуры с ее нормами, идеалами, смыслами. В отличие от “души”, “дух” относительно независим от эмоциональных переживаний, в нем акцентируется разумность, социальность, общезначимость и надындивидуальность. Это своего рода “Сверх-Я” в структуре человеческого опыта как проявление в нем социального начала.
Приоритетный интерес к одному из таких подходов обусловливал различные интерпретации сущности человека в разных философских концепциях.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 2020;