Феномены жизни, смерти и бессмертия

Жизнь — способ существования живого (организмов, животных, человека), выражающийся (как минимум) в обмене веществом-энергией с окружающей средой и размножении (воспроизведении себе подобных). У живых организмов и существ жизнь — биологическая форма деятельности, у человека — биосоциальная форма.

Существуют три уровня человеческой жизни или три жизни человека:

1. Растительная жизнь — питание, выделение, рост, размножение, приспособление.

2. Животная жизнь — собирание, охота, защита, половое и иное общение, уход и воспитание детей, ориентировочная деятельность, игровая деятельность.

3. Культурная жизнь или жизнь в культуре — познание, творчество, управление, изобретение, ремесло, спорт, художество (искусство), философия.

Эти три жизни относительно самостоятельны, одинаково важны для человека, взаимодействуют, взаимовлияют и опосредуют друг друга. В итоге мы имеем одну весьма многообразную, богатую, противоречивую, человеческую жизнь.

Жизнь есть способ бытия человека, пространство для раскрытия его сущности. Двоякая природа человека обусловливает то, что он как бы рождается дважды: вначале как биологическое существо, а затем — как социальное. Он способен как бы продлить земное существование, оставив после себя вещественные результаты своей деятельности (выращенные сады, возведенные здания и т.д.), а также идеи, переданные следующим поколениям. Сама жизнь осознается человеком как особая ценность, и в связи с этим фундаментальное значение приобретает «право на жизнь», провозглашенное Всеобщей декларацией прав человека.

Принадлежа к живым существам, человек смертен так же, как и все они. Но в отличие от них он осознает свою смертность. Большинство людей мирится с таким неизбежным исходом и даже усматривает в этом высшую мудрость жизни: так обеспечивается прогресс, смена поколений, в противном случае в обществе воцарился бы застой.

Строго говоря, смерть — это прекращение жизнедеятельности многоклеточного организма в результате совместного действия внутренних и внешних факторов жизни (естественного развития организма и неблагоприятных условий среды). Вместе с тем отношение ксмерти всегда наполнено драматизмом, высвечивая глубинные чувства человека, а сам факт смерти никого не оставляет равнодушным. Такое отношение к смерти определяется, во-первых, пониманием того, что смерть человека – это угасание «микрокосмоса» – «человеческой Вселенной», целого суверенного мира человеческой субъективности, без которого, согласно поэтической фразе, «мир не полон». Во-вторых, потому что обряд похорон – это не просто традиция погребения, а показатель цивилизованности общества и человека, символический акт благодарности уходящему, становящемуся прошлым, это акт демонстрации исторической «связи времен». В-третьих, потому что смерть рождает в душе живущего чувства сострадания, горести, сочувствия, пробуждает в нем те исконные качества, которые делают его человеком. В-четвертых, потому что смерть оттеняет главное в жизни, учит ценить ее и делать свое существование наполненным содержанием и смыслом. Таким образом, в отличие от медицины философия рассматривает смерть с точки зрения осознания смысла смерти как завершающего этапа человеческой жизни. Перед лицом смерти человек способен понять и оценить прожитую жизнь, наметить программу новой жизни на основе принятия иных ценностных установок и готовности их осуществить.

Смерть, которая порождается природной закономерностью и к которой человек приговаривается биологическими процессами, есть самое индивидуально-личное в человеке. Она есть, прежде всего, прекращение общения с другими людьми и космосом. Каждый человек должен пройти через трагедию смерти.

Фрейд утверждает, что цель, к которой стремится всякая жизнь, есть смерть. Парадокс смерти в том, что смерть есть самое страшное зло, которое больше всего страшит человека, но через это зло раскрывается выход к вечной жизни, или один из выходов. Парадокс смерти имеет не только этическое, но и эстетическое выражение. Смерть уродлива, она есть предельное уродство, разложение, потеря лица, потеря всякого облика, торжество низших элементов материального мира. И вместе с тем смерть прекрасна, она облагораживает последнего из смертных, она побеждает уродство пошлости и обыденности.

При рассмотрении проблемы смерти особо следует отметить роль философов-экзистенциалистов XX века: французов Сартра, Камю; немцев — Хайдеггера, Ясперса и др. Они рассматривают жизнь как «бытие к смерти». По их мнению, проблема смерти становится для людей актуальной в критических ситуациях, «пограничных» между жизнью и смертью. В подобных ситуациях человек может отдаться либо движению к смерти (самоубийство), либо проявить волю к жизни.

Угроза смерти, по мнению философов-экзистенциалистов, заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни. Перед лицом смерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. В этот момент, по их мнению, он способен обрести себя, свою сущность и свободу. Ценности, которыми он прежде руководствовался, теряют для него значение. Свобода, которую он обрел, позволяет ему определить свое будущее и наметить программу новой жизни. Обретенная свобода накладывает высокую ответственность на «просветленного» человека за все происходящее.

Таким образом, в экзистенциональной философии анализ проблемы смерти приобретает важное значение для постижения тайн жизни человека, определения ее смысла, обретения внутренней свободы и сопряженной с ней ответственности за свои действия и все происходящее в обществе. Это создает условия и возможности, чтобы человек из индивида, которым он был до возникновения «пограничной ситуации», стал подлинной личностью.

Для современного общества характерна тенденция забвения смерти, как будто ее не существует. На фоне пропаганды жизненного успеха и здорового образа жизни смерть оценивается как нечто недостойное внимания, как жизненная неудача. В целом отношение общества к смерти амбивалентно: с одной стороны, возникла целая «индустрия смерти», призванная облегчить умирающему и его близким расставание, с другой – растет безразличие к смерти, увеличивается число суицидов. В этой ситуации понятен протест Ф. Арьеса против забвения и угрозы смерти, ведущих к разрушению человечности, утраты современным человеком своей «самости».

Существуют и противоположные взгляды, высказываемые философами, богословами, учеными. В их числе — известный русский философ Н.Ф. Федоров, считавший победу над смертью общим делом человечества, русский биолог И.И. Мечников, неутомимо искавший способы продления человеческой жизни, и др. В литературе высказываются даже предложения о создании специальной науки о бессмертии — иммортологии. Пока сторонники концепции личного бессмертия не могут представить убедительные аргументы в пользу своей точки зрения.

Успехи медицины возродили старую мечту человечества о бессмертии. Вместе с тем в древности Эпиктет настаивал на обратном: «будь проклята жизнь без смерти!», ибо бессмертие – это чистая длительность, это невозможность умереть как наказание вечностью существования. Поэтому проблема в другом – в том, чтобы полнокровно прожить свою жизнь, оставив добрую память о себе: «Ведь то, что не умирает, не живет… Мертвые в каком-то смысле являются «бессмертными» ибо не могут больше умереть… Но кто позавидует такому «бессмертию»? (В. Янкелевич). О проблемах, порождаемых бессмертием, пишет и Ж. Сарамаго в книге «Перебои в смерти».

Жизнь, смерть, бессмертие — явления одного порядка. И если жизнь противоположна смерти, а смерть — бессмертию, то, следовательно, жизнь и бессмертие суть одно. Из этого умозаключения можно видеть, что бессмертие — не потусторонняя для жизни категория, а внутренне присуще ей. С другой стороны, смерть – не совсем внешнее явление для жизни, хотя и противостоит ей. Правильно поэтому сказать так: жизнь создает и разрешает противоречие между смертностью и бессмертием. В этой формуле — общее решение проблемы смертности и бессмертия.

Точка зрения, которая противопоставляет смертность и бессмертие, считает их несовместимыми, несоединимыми, в конечном счете, парализует волю и разум людей или заводит их в тупик. В самом деле, тот, кто отрицает смертность и верит в личное бессмертие (бессмертие души), тем самым обесценивает реальную жизнь, как бы сказать, совместную жизнь души и тела. А тот, кто считает, что человек только смертен, тот стремится жить одним днем, не заботясь о будущем, об улучшении жизни вообще, так как для него существует только понятие его конкретной, данной жизни.








Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 941;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.