Структура и полифункциональность сознания
Сознание – целостный процесс, реализующийся в функционировании элементов, находящихся между собой в определенных отношениях. В структуресознания выделяются следующие основные сферы: познавательная; эмоциональная; ценностно-волевая.
1. Познавательная сфера сознания включает:
А) чувственные процессы, возникающие в результате внешнего воздействия на органы чувств человека; к ним относятся ощущение, восприятие, представление.
Б) рациональное мышление (от лат. ratio — разум), к которому относят: понятийное мышление (мышление с помощью языка), образное мышление (воображение), внимание, память.
2. Эмоциональная сфера сознания включает: эмоции — кратковременные переживания, такие какрадость, страдание, восхищение, страх, печаль и др.; чувства — устойчивые, длительные переживания (любовь, ненависть, счастье, горе, сострадание и др.).
3. Ценностно-волевая сфера сознания включает внутренние цели человека и духовные усилия, направленные на достижение этих целей. Целями, к которым стремится человек, выступают определенные нормы, жизненные установки, ценности, идеалы, которые формируются в сознании человека. Способность осуществлять свои желания, стремление к достижению целей называется волей.
Иногда сознание структурируется по-другому: в структуре сознания выделяют уровни (чувственно-эмоциональный, интуитивно-волевой и рационально-дискурсивный) и проекции (когнитивная, аксиологическая и регулятивная), основными элементами которых являются, во-первых, формы чувственно-наглядного и ассоциативного сознания, во-вторых, формы абстрактно-логического мышления и, в-третьих, эмоционально-волевые регулятивы (эмоции, чувства, переживания), придающие сознанию человека неповторимый, индивидуально-личностный характер.
Кроме познавательной, эмоциональной и ценностно-волевой сфер в структуре сознания выделяют также: подсознание (инстинкты, рефлексы, сновидения, комплексы и т.п.) и сверхсознание (интуицию, озарение, совесть).
Наконец, структура сознания предполагает выделение в нем двух уровней: индивидуальное сознание (индивидуализированное духовное) и общественное сознание(объективированное духовное). При этом индивидуальное сознание(мысли, чувства, переживания человека) представляют собой субъективную реальность. Что касается общественного сознания, то различные его формы (политическое, правовое, религиозное, моральное, эстетическое и др. формы) складываются в ходе истории в процессе объективации мыслей, чувств, переживаний отдельного человека. Становясь достоянием многих людей и общества в целом, они начинают существовать независимо от воли и мышления отдельного человека и, более того, определять индивидуальное сознание. Так, язык, религия, мораль, искусство, наука, созданные людьми, существуют независимо от сознания каждого отдельного человека, то есть объективно.
Сознание обладает полифункциональностью. В качестве основных выделяют регулятивную, познавательную, аксиологическую, прогностическую функции сознания, целеполагание, самосознание и др. Подобная полифункциональность сознания свидетельствует о его неоднородности и многомерности.
Сознание, язык, коммуникация
Язык – это система знаков, обладающих значением и смыслом, т.е. несущих в себе определенную мысль и способствующих ее формированию и передаче в процессе речевой коммуникации. Принципиальная связь мышления с языком, в которой язык выступает не столько транслятором актов сознания, сколько «соавтором» их рождения в процессе речевых практик, характеризуют как лингво-логическое единство. Именно в этом противоречивом единстве сознания и языка скрыт источник творческих потенций человека.
В этой связи возникает вопрос о возможностях кибернетического моделирования мышления и создания «искусственного интеллекта», который не имеет однозначного ответа. В психологии интеллект определяется как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, ориентированная на решение когнитивных задач и его адаптации к жизненным условиям. «Искусственный интеллект», соответственно, –совокупность функциональных возможностей кибернетических систем решать задачи, ранее требовавшие обязательного участия человека. Речь идет о перспективах моделирования отдельных интеллектуальных действий человека (прежде всего, рационально-дискурсивных), создании систем «гибридного интеллекта», объединяющих мысленные действия разделенных во времени и пространстве людей с использованием информационно-вычислительной техники, распознаванием чувственно-наглядных образов, организацией диалога между машиной и человеком, возможном самовоспроизводстве кибернетических систем.
Несмотря на серьезные успехи в создании «искусственного интеллекта» вопрос о наличии аналогий между ним и человеческой психикой остается открытым. Если сторонники этой точки зрения делают акцент на радужных перспективах, связанных созданием «искусственного интеллекта», доводя их до наступления эпохи «социокультурного диалога человека и компьютера», то противники настаивают на том, что, используя известную фразу Ф. Ницше, сознание – это явление «человеческое, слишком человеческое», и никакой «эры трансгуманизма» – эры «очеловечивающей» искусственный интеллект и, соответственно, «расчеловечивания» человека, ожидать не приходится.
Вопросы и упражнения
1. Что такое материальное? Что такое идеальное? Как соотносятся идеальное и материальное в действиях человека?
2. К каким философским течениям принадлежат приводимые ниже определения:
а) сознание — такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь — продукт печени;
б) сознание является не физиологической функцией головного мозга, а свойством человеческого общества;
в) сознание — это этап развития абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе;
г) сознание — божественный дар человеку.
3. Справедливы ли следующие утверждения:
а) сознание есть отражение человеком окружающей его внешней среды?
б) сознание есть отражение человеческой сущности?
Противоречат ли эти положения друг другу? Поясните свой ответ
4. Закончите следующие предложения:
а) сознание – это свойство высокоорганизованной материи, высшая форма...
б) существенными свойствами сознания являются: вторичность, идеальность,...
5. Если сознание есть копия, снимок действительности, то как возможно творчество нового?
6. В чем проявляется всеобщая способность к отражению? Приведите примеры.
7. Какие аргументы Вы можете привести в доказательство того, что человеческое сознание выше, чем другие известные формы отражения?
8. Назовите основные характеристики сознания.
9. В чем состоят отличия сознания людей от психики животных?
10.Может ли машина "мыслить"? В чем преимущество человека перед машиной? В чем преимущество машины перед человеком?
11.Какие сферы можно выделить в структуре сознания?
12.Сознание, рассудок, интеллект, ум, мудрость... Раскройте содержание этих понятий. Являются ли они синонимами?
13.В чем, на Ваш взгляд, состоит отличие понятий "бессознательное", "неосознанное", "подсознательное", "надсознательное"?
14."Делай свое дело и познай самого себя" /Платон/. Почему самопознание считается самым сложным и важным актом человеческой рефлексии?
15.По 3. Фрейду, структура человеческого сознания включает в себя три инстанции: Оно /Ид/, Я /Эго/, Сверх-Я /Супер-эго/. Носителями каких начал является каждая из них? Ответьте, используя работу 3. Фрейда "Я и Оно".
16.Таинственные явления человеческой психики... Что Вы относите к этим феноменам?
17.Одним из любимых сюжетов американского писателя Стивена Кинга а является самостоятельная жизнь фантомов, созданных человеческим воображением, или вторичное существование душ людей, переживших физическую смерть. Как Вы относитесь к возможности реального существования духовного начала, независимого от материального субстрата?
18.В учении о Карме существование души вечно, а воплощение ее в конкретном человеке – временно, преходяще. Какую философскую позицию занимают сторонники этого учения? Как Вы к нему относитесь?
Темы 7–9. Cоциальная философия
Вопросы
21. Социальная философия. Предмет социальной философии. Основные философские стратегии исследования социальной реальности.
22. Специфика социальной реальности. Проблема объективного и субъективного в социуме.
23. Общество как система. Структура общества и основные сферы его жизнедеятельности.
24. Общество как процесс. Базовые факторы социальной динамики. Социальные противоречия и конфликты. Источники и движущие силы социальной динамики. Роль личности и масс в истории
25. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Социальный прогресс: основные концепции и критерии. Теории формационного развития и стадий роста.
26. Трансформация, модернизация, глобализация в развитии общества на современном этапе.Антропологический кризис в условиях глобализации
27. Феномен цивилизации; типы и классификация цивилизаций. Основные признаки цивилизации
28. Сущность цивилизационного подхода. Индустриальное, постиндустриальное, технотронное общество. Концепция информационного общества
29. Региональная версия цивилизационного подхода. Специфика западной и восточной цивилизаций. Особенности развития восточнославянской цивилизации. Историческое самоопределение Беларуси и приоритеты ее развития
Ключевые слова: социальная философия, социальное бытие, материальное производство, социальная структура, политические отношения и политическая структура
Вопрос 21. Социальная философия. Предмет социальной философии.
Основные философские стратегии исследования социальной реальности
Социальная философия – это теория и методология познания общества, выявляющая его природу, специфику, структуру, механизмы функционирования и развития.
Предмет и центральное понятие социальной философии – общество как целостная социальная система во взаимодействии всех ее сторон, а также законы функционирования и развития общества.
Задачи философского анализа общества:
– выявление специфики социальной реальности, особенностей взаимодействия социальных явлений и общественного сознания;
– поиск приоритетов и мировоззренческих ориентиров осознанного отношения к миру;
– построение и анализ различных моделей социальной онтологии.
В античности общество рассматривалось философами как часть природы, а его возникновение связывалось с естественной потребностью людей в совместной жизни. В Средневековье понятие общества заменилось понятиями «государство», «страна», «народ». В философских учениях рассматривались либо антропологические проблемы, либо отдельные стороны социального бытия — этические, политические, экономические и др. В Новое время, в эпоху становления капитализма, начинает формироваться представление об обществе как самостоятельной сфере бытия, обладающей специфическими чертами существования, отличающегося от существования природы и человека. В эпоху Просвещения в рамках философии истории формируется социологическая проблематика. Таким образом, с 18 века история стала рассматриваться не как последовательность изолированных друг от друга событий, а как закономерное течение взаимообусловленных социальных процессов. С начала XIX в. общество превращается в самостоятельный объект изучения. Философия истории Г.Гегеля — первое систематизированное учение об обществе. Гегель рассматривал гражданское общество как сферу «всестороннего переплетения зависимостей всех ото всех». В позитивистской философии О. Конта было провозглашено создание новой науки — социологии, где общество предстает как самостоятельный объект изучения.
Как теоретически обоснованная система философских знаний о существовании и развитии общества социальная философия формируется в конце XVIII – 1-ой половине XIX в. К этому времени сложились различные теоретико-методологические парадигмы (исследовательские программы) – системы принципов, идеалов и норм, определяющих механизмы описания и объяснения общественных явлений, критерии научности их познания и прогнозирования, выступающие трансляторами социально-философского знания в экономику, политику и другие сферы социальной жизни.
Основные исследовательские программы социальной философии:
• 1) натуралистическая (редукционизм, этноцентризм, органицизм);
• 2) культурно-историческая (культурно-центристская);
• 3) психологическая и социопсихологическая;
• 4) исследовательские программы марксизма;
• 5) программа социального действия М. Вебера;
• 6) программа структурного функционализма;
• 7) программа общественной рациональности и коммуникативного действия (Ю. Хабермас) и др.
1. Натуралистическая программа:рассматривает общество по аналогии с природой как естественное продолжение закономерностей природы, ее «венец», хотя и не самое совершенное ее образование. Методология естествознания распространяется на социально-гуманитарное знание, идеалы и нормы которого формируются по образцу естественных наук. Представлена тремя версиями: редукционистской, этноцентристской и органицистской.
• Редукционизм(от лат. Reduction — движение назад) — методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам. Поэтому тип общественного устройства определяется механическими (силовыми) взаимодействиями (Т. Гоббс, П. Гольбах), особенностями географической и природоклиматической среды (Монтескье, И. Мечников), химическими процессами ассоциации и диссоциации (М. Шевроль).
• Этноцентризмв роли ведущего фактора социальной динамики видит природно-национальные особенности. Подобные методологические подходы характерны для евразийства. С этой точки зрения Евразия как географическое понятие ассоциируется с местоположением особой евразийской культуры, ядром которой выступает культура восточнославянских народов — русских, украинцев, белорусов; Евразия характеризуется общностью исторических судеб населяющих ее народов и единым экономико-политическим будущим.
• Органицистская версия уподобляет общество организму и пытается объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями (Г. Спенсер). По аналогии с живым организмом обществу приписываются все его черты — единство, целесообразность, специализация органов (роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга — правительство, обмена веществ — экономика).
2. Культурно-историческая (культурно-центристская) программа:связана с осознанным различением социальной и природной реальности и развитием таких наук о человеке и обществе, как антропология, история, культурология, этнология, психология и др. Культура рассматривается как вторая (по сравнению с природой) онтологическая реальность — феномен, обеспечивающий формирование человека и социальных связей. В рамках данной программы общество рассматривается как сверхиндивидуальная реальность, в которой воплощены моральные, эстетические, духовные ценности, культурные смыслы и образцы, обусловливающие ход всемирной истории и деятельности индивидов.
Представители этой парадигмы (Кант, Гегель, Риккерт, Дильтей, Тейлор и др.) исходят из того, что, во-первых, «общественная жизнь по самому существу духовна, а не материальна» (С.Л. Франк), во-вторых, «природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем» (В. Дильтей), в-третьих, «при объяснении действительной закономерности социальной жизни» необходимо учитывать ее символический характер (П. Сорокин).
Одним из проявлений культурно-центризма можно считатьпсихологическую/социопсихологическую программу, которая пытается объяснить социальную жизнь на основе влияния на человеческое поведение психологических факторов. При этом определяющая роль отводится психологии индивида, его эмоциональным и волевым компонентам, сфере бессознательного, а также психологии групп («толпы») и межиндивидуальных отношений (Г. Тард, З. Фрейд, Э. Фромм, К.-Г. Юнг и др.).
3. Марксистская исследовательская программа социального развитиявозникает в середине XIX в. и включает в себя: классический марксизм (труды К.Маркса и Ф. Энгельса), ленинскую и сталинскую его версии, неомарксистские концепции (Хабермас, Маркузе). Исходным марксистской программы социального развитияявляется сформулированное К. Марксом материалистическое понимание истории, гласящее, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Иными словами, материальная жизнь общества, прежде всего, способ производства и те экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, в принципе определяют духовную жизнь общества – всю совокупность общественных взглядов, желаний и настроений людей. К. Маркс фокусирует внимание на том, что главным в обществе, с его точки зрения, является система общественных отношений, а основу общества составляют производственно-экономические отношения, которые К. Маркс называет также материальными и базисными.
Материальными они являются, поскольку складываются между людьми с объективной необходимостью, наличествуя вне и независимо от их воли и желания: чтобы существовать, люди, ведя коллективный образ жизни, должны вступать в отношения производственной кооперации, хотя могут и не осознавать их характер. Базисными же они выступают, поскольку определяют не только экономический строй общества, а также порождают и существенным образом влияют на соответствующую ему надстройку. К ней он относит возникающие на данном базисе и обусловленные им политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные, философские и др. отношения и соответствующие им учреждения (государство, политические партии, церкви и т.д.) и идеи.
Важнейшее место в марксистской программе социального развития занимает также учение об общественно-экономических формациях, роли классовой борьбы, социалистической революции и диктатуры пролетариата как способах решения социальных проблем. Философия марксизма создает материалистическую диалектику истории и вырабатывает диалектико-материалистическую картину социума. Материализм марксизма в том, что в основу общественного развития он кладет способ производства материальных благ. Диалектика марксизма в том, что развитие общества он рассматривает как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций.
4. Концепции социальной стратификации исходят из признания конституирующей роли в обществе социокультурных общностей и их мобильности. В узком смысле концепция социальной стратификации выступает как оппонент марксистско-ленинской концепции классов, призванный преодолеть «жесткость» деления общества на классы по отношению к собственности на средства производства. В широком смысле концепция социальной стратификации, включающая марксистскую и неомарксистскую теории классов в качестве версий, акцентирует внимание на структуре общества как форме связи между общностями, обеспечивающей целостность и стабильность развития общества.
В функционалистской версии социальной стратификации К. Дэвиса и В. Мура обосновывается ее позитивное влияние на социодинамику: слабая стратификация ведет к снижению творческого потенциала общества, а избыточная – к появлению аутсайдеров и социальной конфронтации. В дескриптивных и императивных версиях концепции (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) интересы нормального функционирования общества также предполагают его стратификацию, связывая воедино карьерный успех человека и выполнение им своих функций со стабильным существованием общества.
5. Программа структурного функционализма (функциональный подход) основана на стремлении построить законченную систему социального действия как объяснение эмпирических фактов социальной деятельности (Т. Парсонс и Р.К. Мертон). Парсонс исходит из того, что именно единичное социальное действие, структура которого включает актора (действующее лицо), цели деятельности, а также социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями, является системообразующим элементом общества. Поэтому общество выступает как система социальных действий субъектов, каждый из которых выполняет определенные социальные роли в соответствии с его статусом в обществе. Социальная система предполагает наличие трех подсистем: личностная система (действующие «акторы»); система культуры (ценности, обеспечивающие преемственность и последовательность норм и статусных ролей); физическое окружение, на которое общество должно ориентироваться.
Т. Парсонс ориентируется также не только на мотивы и смыслы индивидуальных социальных действий, но и на функционирование обезличенных структурных компонентов общества – его подсистем. К социальным системам он предъявляет четыре функциональных требования: 1) требование адаптации (к физическому окружению); 2) целедостижения (получения удовлетворения); 3) интеграции (поддержания бесконфликтности и гармонии внутри системы); 4) воспроизводства структуры и снятия напряжений – латентность системы (поддержание образцов, сохранение нормативных предписаний и обеспечение следования им). Эти функции, известные под аббревиатурой AGIL (адаптация – целеполагание – интеграция – латентность) обеспечиваются соответствующими подсистемами (экономика – политика – право – социализация), каждая из которых имеет специализированный характер и дополняет друг друга за счет символических посредников – «средств обмена», в качестве которых выступают деньги (А), власть (G), влияние (I) и ценностные приверженности, обеспечивающие общественное признание и доставляющие удовлетворение от занятия любимым делом (L). В итоге достигается равновесие социальной системы и стабильное, бесконфликтное существование общества в целом.
6. Концепция социального действияили«понимающая социология» М. Вебераподвергает анализу социальное действие и объясняет его причину. Понимание означает познание действия через его субъективно подразумеваемый и переживаемый смысл, в котором представлено все многообразие культуры (идеи, идеологии, мировоззрения, религии). Понять его – значит объяснить происходящее в обществе. Системообразующим элементом в теоретической модели общества М. Вебера, таким образом, становится социальное действие, которое, в отличие от обычных действий человека, обладает двумя обязательными признаками – «субъективным смыслом», который придает человек своему поведению и который мотивирует его поступки, а также «ожиданием», «ориентацией на Другого», его возможной ответной реакцией на предпринятое социальное действие.
М. Вебер выделяет четыре основных типа социальных действий индивидов:
1) аффективное, основанное на актуальных аффектах и чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами;
2) традиционное, побуждаемое традициями, обычаями, привычками и не являющееся достаточно осмысленным, имеющим характер социального автоматизма;
3) ценностно-рациональное, характеризующееся сознательным следованием принятой системе ценностей, независимо от реальных последствий;
4) целерациональное, определяемое сознательной постановкой практически значимой цели и расчетливым подбором соответствующих и достаточных для ее достижения средств, критерием чего выступает достигнутый успех действия.
7. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермасаориентирована на установление «универсального примирения» — принципиально ненасильственного способа социального бытия. Хабермас также выделяет четыре типа социального действия, рассматривая общество как результат их рационализации и объективации и характеризуя современное западное общество как диалектически противоречивое целое, в котором его компонентам соответствуют разные типы социального действия. Фундаментальное условие осуществления его программы «универсального примирения» — переориентация с субъект-объектных отношений на субъект-субъектную структуру межличностного общения. Субъект-объектные отношения ориентированы на достижение цели, что неизбежно предполагает прагматическое использование другого в качестве объекта (средства): это стратегическое поведение. Субъект-субъектные отношения предполагают принятие другого в качестве самодостаточной ценности: это — «интеракция» или коммуникативное поведение.
Вопрос 22. Специфика социальной реальности.
Проблема объективного и субъективного в социуме
Общественное бытие или социальная реальность – все то, что характеризует совместное существование людей и отличается от их природной, биологической основы. Вне взаимодействия людей общество не существует, как невозможно вне общества и становление человеческой личности.
Социальная реальность— это реальность особого типа, специфика которой в том, что по своему характеру она — совокупная субъективно-объективная реальность.С одной стороны, она субъективна, поскольку в обществе всегда действуют люди, обладающие сознанием и имеющие свои цели и интересы, и функционируют социальные институты, реализующие эти осознанные цели и интересы; с другой – она объективна, т.к. существует и функционирует независимо от воли и желания людей, между которыми складываются определенные, приобретающие объективированный, а потому нормативный характер отношения, влияющие на их деятельность.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 2097;