ПОСЛЕСЛОВИЕ, ИЛИ ЛИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРА
Человек и культура неразрывны. Именно Человек — великая творческая сила, созидающая многоликий образ культуры. "После возникновения человека эволюция радикально изменила свой ход: она больше не творит новые виды, посредством человека она творит новые миры" [46, с.78]. Но новые миры может творить не каждый: это дело личности.
Итак, культура есть творение личности. Но при этом и личность — творение культуры. С первых секунд бытия над нами властвует ее язык — и не только "язык речи", но и язык музыки, сказки, жеста, улицы, своей первой, еще неловкой мысли, своего первого, еще пугающего шага. Этот нерасторжимый круг — территория жизни каждого из нас. Вот что писал об этом Х.Л.Борхес: "С годами человек заселяет пространство образами провинций, царств, гор, заливов, кораблей, островов, рыб, жилищ, орудий труда, звезд, лошадей и людей. Незадолго до смерти ему открывается, что терпеливый лабиринт линий тщательно слагает черты его собственного лица" [142, с.133].
Культура жива лишь деяниями личности. Личность может жить лишь в пространстве культуры. Но само это пространство — не результат, а процесс, требующий новых и новых попыток. Потому культура всегда векторно направлена в будущее. И реализовывать эту направленность всей своей жизнью — дело человека. Не случайно Г.Марсель назвал человека "homo viator" (человек-пилигрим). Быть личностью — значит, находиться в бесконечном пути на протяжении всей своей конечной жизни.
Человек — гениальный неудачник. Неудачник — потому что его гигантские свершения так и не достигли высшей цели. Всеми силами он пытался добраться до Эдема, но попытка оказалась безуспешной; выйдя из материнского лона природы, он ринулся к звездам — и не достиг их. Но именно здесь — на полпути к Небу — его силами вознеслась Вавилонская башня культуры, подняв вместе с собой Человека. И в этом — его гениальность. Оттуда, сверху, он смотрит на благолепный мир природы, понимая, что ему уже никогда туда не вернуться. Отсюда, снизу он смотрит на небеса, зная, что ему никогда не постичь замысла Творца. Но он упрямо продолжает класть кирпичики. И вместе с башней он становится все выше, обретая свое великое достояние — личность. Ибо личность возникает лишь в неудержимом порыве ввысь.
Каждый из нас — художник, оставляющий на холсте культуры изображение. Это может быть фрагмент монументальной фрески, а может быть мазок. Разве дело в количестве? Но отпечаток себя оставляет лишь тот, кто "двинулся" на свой страх и риск. Тем самым личность дает культуре шанс состояться. Тем самым культура дает возможность состояться личности.
1 Прото — от лат. "пред".
[2] Архетип (греч.) — прообраз, первоначало. В аналитической психологии К.-Г.Юнга — своеобразные когнитивные и при этом бессознательные образцы, общие для человечества; структуры, содержащие в себе коллективный эмоциональный опыт.
[3] Инкультурация — (терм. М.Дж.Херсковица) процесс вхождения индивида в культуру его социума
[4] Герменевтика — 1) теория и методология истолкования текстов; 2) современная отрасль философии.
[5] Оксюморон — литературный прием, заключающийся в сочетании несочетаемого (например, "живой труп").
[6] Архетипы — когнитивные образцы интуитивного поведения человека, "пульсирующие точки" коллективного бессознательного.
[7] Стиль культуры — это принцип взаимосвязи, соотношения, согласования и распределения, т.е. принцип организации, интегрирующий целостность культуры.
[8] "О дивный новый мир!" — название антиутопии О.Хаксли, где показан тоталитарный мир, выстроенный в соответствии с революционными идеалами "светлого будущего".
[9] Основные слова — в Ветхом Завете особые слова, которые, будучи изреченными полагают бытие. Произнесший их есть участник акта сотворения мира.
[10] Доминаннта (термин А.Ухтомского) — системная реакция, осуществляемая созвездием нервных центров. В гуманитарном аспекте — учение о направленности сознания на поступки определенного рода.
[11] Мысли, лежащие в основе последующих выводов, принадлежат не только автору; они рождены совместно, в диалоге с моими учениками, студентами БГУ культуры В.Янушевской, В.Сащеко, И.Скрипко.
[12] Различные авторы трактуют "повседневность" по-разному. Здесь мы используем этот термин в соответствии с его разработкой А.Шютцем, П.Бергером и Т.Лукманом.
[13] Причина сродства этих терминов в том, что они указывают на одно общее качество — на человека как целостность ( от лат. in-divido — нераздельность; внутреннее неразделенное ядро человека).
[14] Экзистенциалия — способ существования, категория человеческого бытия.
[15] В силу строго определенного объема этого пособия мы вынуждены ограничить свой анализ преимущественно феноменом западно-европейской культуры
[16] "Культура стыда" — термин Р.Бенедикт, означающий тип общинно-групповой культуры, где главную роль играет страх неодобрения и важность оценки со стороны окружающих, в противовес "культуре вины" как типу индивидуально-личностной культуры, где основополагающим критерием является индивидуальная категория совести
[17] С лат. — "Написано Рафаэлем".
[18] Studia humanitatis — из Цицерона, "гуманитарные учения". Смысл, вкладываемый в это понятие, можно определить как ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа.
[19] Этос — образ мышления и действий, стиль жизни социальной группы.
[20] Идеальный тип (по М.Веберу) — методологическое средство; упрощенная схема явления, строящаяся на основе усугубления одних и игнорирования других его характеристик с целью построения логически непротиворечивого мысленного образа. В реальности И.т. не встречается.
[21] В 20-21 вв. появляется огромное количество "учебников манипулирования" людьми, самые известные из которых принадлежат перу Д.Карнеги. Также популярны "пособия" Н.Хилла, К.Тернера, С.Паркинсона, Н.Козлова и многих др.
[22] Строго говоря , человек эпохи Интернет — вовсе не обязательно имеет отношение к "всемирной сети". Сходное самосознание родится и в результате противоречивой информации, поставляемой масс-медиа. В данной формулировке Интернет — лишь символ современной культурной ситуации.
[23] Как правило, под "культурной маргинальностью" понимается положение и особенности жизнедеятельности групп и людей, чьи ценности одновременно соотнесены с разными, порой противоречивыми культурными системами. Здесь мы используем это понятие в его буквальном смысле — отторжения индивида от культуры его социума, позиции "на краю" (от лат. marginalis — "находящийся на краю").
[24] "Memento mori"(лат.) — помни о смерти.
[25] Ars moriendi (лат.) — искусство умирать.
[26] Футорошок (автор термина А.Тоффлер) — стресс и дезориентация, свойственные человеку в стремительно меняющемся обществе.
[27] Теодицея (греч.) — оправдание Бога за допущение мирового зла
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 829;