Творчество как свободная деятельность человека

 

Как мы уже говорили, "природной" сферой человека является сфера культуры. Именно с помощью культуросозидающей деятельности человек вырывается из оков природных детерминаций. Хорошо ли это для него? Безусловно, хорошо: он становится хозяином собственной жизни. Плохо ли это для него? Безусловно, плохо. Теперь он не уткнется в колени матери-природы. Он не сможет ее упрашивать, жаловаться и надеяться на ее подмогу. Он осиротел. Что ж, это обратная сторона его независимости. Теперь ему остается лишь искать другие средства укорененности. И он ищет их в том единственном, что получил он в итоге разрыва с природой — в свободе.

Понятия свободы и деятельности глубинно связаны. Свобода есть деяние личностного поступка, и именно в этом смысле она является основанием творчества. Ведь творчество не обусловлено никакими внешними требованиями. Ни природа, ни культура, ни общество, ни другие люди не вправе потребовать от человека, чтобы он творил.

Если труд и практика изначально определяются внешними потребностями человека, то творчество возникает "ниоткуда". Его происхождение покрыто тайной. Способность человека к созданию нового всегда стоит за всеми фактами наследственности, психической структуры, биографии. Н.Бердяев говорил, что каждый человек гениален от рождения. Но эта внутренняя интуиция, "гениальность" может проявиться, а может погибнуть, так и не выразившись в создании каких-либо продуктов. В чем же мы гениальны? В нашей изначальной способности к творчеству. "В человеке как бы заложено движение к тому, чего нельзя знать в принципе. Это движение в сторону того, что можно узнать, лишь проделав какой-то путь и оказавшись в такой-то точке, можно назвать свободой творчества" [102, с.87]. По Ю.Лотману, творческое сознание — это интеллектуальное устройство, способное выдавать новые сообщения, т.е. те, которые не могут быть однозначно выведены из какого-либо другого сообщения при помощи некоего заданного алгоритма.

Творчество — создание еще "небывалого" в мире. Это всегда творчество из ничего. "Ничто стало тем-то, небытие стало бытием" [22, с.155]. Не случайно силой, давшей человеку этот талант, на протяжении истории человечества, считали духов, богов, и, наконец, Бога. Ведь и сам мир был созданием абсолютно нового.

Три основных точки зрения на природу творчества таковы:

1. Первопричиной творения является Бог. Человек как существо, созданное по его образу и подобию, обретает творческую силу от него. Ведь "зародыша" творческого акта нет и не может быть в предшествующем состоянии мира. Так считал Р.Декарт.

2. То, что для Декарта является Божественным состоянием, для атеиста Ж.-П.Сартра имеет чисто человеческое происхождение. Человек живет в отсутствие Бога, он "заброшен" в пустую и грозную действительность. Потому его высшее достоинство в том, чтобы брать на себя на себя ношу свободы. Ведь, кроме него, больше некому нести тяжесть мира. Отсюда — сартрово понятие "безусловного авторства" человека в отношении всего, с чем он связан в своей жизни". А значит, он самопорождается как творец и не имеет права отказаться от творчества.

3. К.Ясперс примиряет эти точки зрения: мы существуем в свободе не сами по себе, но дарованы себе в нашей творческой свободе Богом. При этом ее реализация —самостоятельное дело человека.

Значит, даже если личность — не автор мира, как считает Сартр, то, по крайней мере, соавтор. Соавтор не только мира, но и самого себя. Благодаря творческой свободе, человек может обходиться со своим существованием, как с материалом. Потому он не подчинен миру: ведь именно его личностный поступок прерывает животную жизнь и начинает человеческую, т.е. культурную. Тем самым человек — единственное существо во Вселенной, способное превзойти себя и мир.

Может ли человек реализовать свою свободу каким-либо иным образом, кроме как через творчество? Э.Фромм говорил о том, что человек, не способный к созиданию жизни, способен к единственному — к ее разрушению. Помните, как яростно завистливый ребенок топчет замок из песка, построенный другим детьми? Обе эти страсти — созидать и разрушать — коренятся в природе человека. Это своего рода ответы на человеческую потребность в творчестве. Только созидатель в этом — удачник, а разрушитель — всегда неудачник. Удовлетворение потребности в творчестве ведет к счастью; разрушение ведет к несчастью, в том числе и для самого себя. Не случайно болезнь всех тиранов — мания преследования. Посредством разрушения человек уничтожает произведения (вспомним Герострата и множество последующих "геростратов"), другого человека, историю и себя. Посредством творчества человек создает произведение, себя, других и мир истории.

Цель творчества — достижение соизмеримости человека и мира. Ведь данный нам эмпирически, не обжитой человеком мир есть Хаос, неупорядоченный поток действительности, нуждающийся в оформлении. Да и сам "изначальный" человек хаотичен, не имеет жестко фиксируемой субстанции. Не будь он творящим существом, пойди он на поводу хаотичности внутри и вне, он остался бы "несовершенным животным". Да и в силу самого этого несовершенства — надолго ли? Единственный для него выход — организация мира и себя в динамическое целое посредством создания "органов культуры". Первоисток творчества — в самой пограничной ситуации, в которую человек попадает, как только возникает в чуждом и угрожающем мире. В этой ситуации, когда эмпирическое оказывается недостаточным и человеку грозит уничтожение, он совершает первый творческий шаг — акт "включения" мысли. С этого мига он отказывается "плыть по течению", как делают это его предшественники-приматы. М.Бубер писал о том, что из всех животных человек — единственное, могущее сказать действительности "нет". А значит — захотеть ее изменить.

Первопричина творчества — страх не сбыться., не означить свое присутствие в мире. Исчезнуть без следа. И потому творчество и самосознание человека идут рука об руку. Правда, нередко этот страх столь мучителен, что мы предпочитаем его не испытывать. Тогда мы избираем для себя животный путь приспособления. Мы предаемся своей недостаточности, пренебрегая избыточностью. В этом случае человек живет в культуре, как в природе, — "не высовываясь", соблюдая ее нормы и правила, но не созидая ценностей. Этот способ жизни — попытка бегства от тоски по "другой родине" (М.Мамардашвили). Что же это за "родина"? Это место, где происходит выход за пределы себя и наличного мира. Это идеал, ввиду которого мир "перетворяется" человеком, а человек — собой. Эта родина — творческая ответственность человека. Ее кредо — "Стать выше себя".

Значит, творчество предполагает элемент свободы, благодаря которому только и возможно создание нового; элемент ответственности, понимаемой как предназначение; и элемент сотворенного уже мира, который дает человеку материал для созидания. Однако, последний из них — не то, что бесконечно требует переделки или переформировки. Любое, даже самое что ни на есть творческое преобразование, должно иметь свои пределы. Ну, сотворили бы мы беспрецендентный по масштабу поворот северных рек, и что же? Реки обмелели бы, местами превратились бы в болота, иссякла бы рыба… Словом, бедствия, привнесенные безгранично понимаемой свободой, оказались гораздо большими, чем то "планов громадьё" (В.Маяковский), ради которых и творил человек. Значит, ответственность заключается не только в том, чтобы творчески перобразовывать, но и в том, чтобы творчески сохранять? Именно это творческое сохранение М.Хайдеггер и называл "заботой". Ведь бытие человека определяется не только возрастанием (превосхождением), но и поддержанием (воспроизведением) — сочетанием динамики и статики, традиции и инновации.








Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 683;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.