Самоактуализация как творчество себя
Самоактуализация — это "делание себя актуальным", реализация человеком заложенного в нем потенциала. Это стремление человека стать собой "по максимуму", тенденция полного личностного развития и раскрытия себя как существа, значимого для мира. В самом этом термине уже заложены три важнейших качества понятия самоактуализации: процессуальность; свобода само-решения человеком себя (на это указывает префикс "само"); деятельность (от лат. "акт" — "действие). "Самоактуализация — непреднамеренное следствие интенциональности человеческой жизни", — писал В.Франкл [165, с.59]. Мы живем как самоактуализующиеся личности, лишь поскольку наше сознание направленно. Иначе нельзя говорить не только о самораскрытии, но даже и о наличии в нас сознания.
Процесс самоактуализации включает в себя процессы самопознания, самовоспитания и самосозидания. Именно в их своеобразном взаимодействии и являет собой потенциальность личности. О самопознании человека мы уже говорили. Потому напомним лишь одно: его целью является осознание себя как самоценного "Я". Но ведь возможно, что сам этот "момент истины" приведет человека в ужас! Вот что писал об этом В.Ходасевич в стихотворении "Перед зеркалом":
Я, я, я… Что за дикое слово?
Неужели вот тот — это я?
Разве мама любила такого,
Желтосерого, полуседого
И всезнающего, как змея?
Разве мальчик, в Останкине летом
Танцевавший на дачных балах, —
Это я, тот, кто каждым ответом
Желторотым внушает поэтам
Отвращение, злобу и страх?
Как знать, что увидим мы, заглянув в зеркало своей души? Возможно, нечто такое, что заставит нас отшатнуться от самих себя. Однако, мы не случайно подчеркнули, что самопознание — это не результат, а длящийся всю жизнь, неотрывный от самовоспитания и самосозидания процесс. Человек волен и способен усовершенствовать "отражение", облагородив свою душу.
Еще И.Гердер говорил, что будучи безошибочной машиной в руках природы, человек отличается от других природных существ тем, что сам становится для себя целью и предназначением обработки. Ведь единственный, кто может воспитать человека, по большому счету, — это он сам. Однако, при этом нельзя недооценивать роли культуры и социума. Усваивая образцы, ценности, идеалы культуры общества, человек совершенствует себя ввиду них. Потому самовоспитание неотрывно от самопознания и самосозидания. Лишь воспитывая себя ввиду эталонов и идеалов группы, человек постепенно приходит к осознанию собственной неповторимости, уникальности. И только в единстве этих двух составляющих — культуры общества и собственной индивидуальности — он самосозидается как гармоничное единство особого и всеобщего, т.е. как личность.
В моральном отношении самосозидание означает "давание себе самому обета" (Г.Марсель). Тем, что мы берем на себя какое-либо обязательство, мы определяем свое особое положение в жизни и придаем ей фундаментальную форму. Не имей человек такой формы, он бы духовно и психокультурно распался. Вспомним героя одного из рассказов Р.Брэдбери — марсианина, который мог существовать на Земле лишь в том обличье, в котором жаждали видеть его люди — в образе их дорогих умерших. И марсианин послушно воскресал, на время становясь погибшей дочерью, покойным братом. И что же? Так много людей желали видеть в нем именно тех, кого им не хватало, что марсианин был вынужден постоянно менять форму. Кончилось тем, что не способный воплотить в своем облике разнообразные требования людей, собрать себя устойчивое целое, он погиб. И вот тут-то, в смерти, он обрел свое настоящее лицо — лицо марсианина.
Итогом самосозидания является обретение самоценного, независимого, творящего новый мир "Я"— личности. Но достижение этого высшего "Я" — тяжкий труд. Не случайно тот же В.Ходасевич писал:
Не легкий труд, о Боже правый,
Всю жизнь воссоздавать мечтой
Твой мир, горящий звездной славой
И первозданною красой.
Самопознание, самовоспитание и самосозидание трудно разделить. И это понятно: ведь они — лишь стороны одного всеобъемлющего процесса — процесса самоактуализации.
Еще К.-Г.Юнг писал о необходимости для человека этого процесса (Юнг называл его "индивидуацией"), целью которого является собирание в единое целое всех архетипов[6] и своеобразной "переплавки" их в центр личности, в "самость". В этом процессе в гармоничном единстве должны слиться все противодействующие силы и тенденции человека — как сознательные и бессознательные. Значит, самоактуализация — в первую очередь, "собирание себя" в непротиворечивое единство. Каким же способом мы можем это сделать? Юнг предлагает в качестве этих путей самоанализ и медитацию. Однако, при этом он отмечает, что полноты своего существования достигает очень малое количество людей. Случайно ли? Ведь человек — homo agens, существо действия, а особенно — человек Запада, по сути своей являющийся преобразователем. Созерцание для него является лишь подспорьем к действию.
С учетом этого была создана другая концепция самоактуализация. Ее автор, американский психолог А.Маслоу считал, что наиболее универсальная характеристика человека — творчество. Способность человека творить, по Маслоу, заложена в нас имманентно, от рождения. Высшим стремлением человека является творчество собственной личности — самоактуализация. Это желание человека стать тем, кем он может стать "по максимуму". Однако, такой максимальной реализации достигает меньее одного процента населения земного шара. Причины этого носят не только психологический, сколько социальный характер: многие просто не знают своего потенциала в силу унифицированного воспитания и образования. Более того, нередко люди даже боятся своих способностей: они страшатся выделиться из массы и тем самым навлечь на себя гнев общественной группы. А социума, который бы всецело способствовал своим представителям в "саморазвертывании" их сущностных сил, в истории не существовало. Другое препятствие связано с устройством человеческой психики. Человек — существо, нуждающееся в стабильности и безопасности, в законе и упорядоченности. Но самоактуализация — всегда зона риска, зона беспокойства, зона мужества.
Потребность в самоактуализации — высшая из потребностей человека. Но недаром классический афоризм гласит: "Высшее не стоит без низшего". Нередко самоактуализация недостижима именно вследствие невозможности удовлетворить другие потребности человека —физиологические потребности; потребности в безопасности (выживание и стабильность); потребности в принадлежности и любви (присоединение и принятие); потребности самоуважения (самоуважение и уважение другими). Многие из них невыполнимы или выполнимы лишь частично, и вина за это в большой степени лежит на обществе.
С другой стороны, все перечисленные потребности выполняют в отношении самоактуализации подсобную роль. Собственно, она — уже не потребность, а ценность. Лишь на пути к ней мы и можем стать выше себя самих. И хотя в идеале хорошо бы, конечно, сперва удовлетворить все низшие потребности, а после приступить к реализации этой основной ценности, да не тут-то было! Она мешает им, а они мешают ей. Вот и получается, что у нас есть выбор: заняться удовлетворением насущных нужд или самоактуализацией. Другое дело, что удовлетворение многих потребностей входит в основную ценность человека: так, можно самоактуализоваться в профессии, в любви, в заботе о других. Но нельзя, например, реализоваться в самосохранении. Приходится выбирать — полнота бытия или личный комфорт. И тут-то мы видим разницу между самоактуализацией в любви — и пониманием любви как средства создания уютного обустроенного быта, разницу между самоактуализацией в профессии — и пониманием профессии как того, что ты должен делать для того, чтобы заработать деньги. Безусловно, деньги могут быть признаком того, что человек самоактуализовался. Признаком, но не мерилом. Вот, к примеру, самоактуализовался ли Крез? Мы знаем, что был он богатейшим царем Земли. А в итоге — все потеряно: и сын, и золото, и царство. Почему? Да потому что самоактуализация — это процесс "мыследействия". Крез считал, что ни мыслить, ни действовать ему незачем. Ведь он может позволить себе утолить любую потребность, не шевельнув и пальцем. И боги жестоко отомстили царю, решив его судьбу "за него". А вот нищий Сократ самоактуализовался. Он не дал возможности "решать себя" другим — ни Ксантиппе, ни афинским гражданам, ни даже богам. Правда, это стоило ему жизни. Но — и жизнь стоила того!
"Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим", — писал К.Ясперс [165, с. 59]. Самой человеческой природой мы обречены идти по этому пути, который никогда не кончается. Ведь человек устроен странным образом. Он не только предпосылка своих действий, но одновременно и их результат. Характер человека проявляется в его поступках, но только в них он и формируется. Благородный человек поступает достойно, но он становится благородным только в поступке. Талантливый человек обретает себя в качестве такового, лишь когда он реализует свой талант. Мы очень часто сочувствуем одаренным людям, которые ничего не сделали в жизни. Вот например, даны человеку способности к поэтическому творчеству. В юности этого вполне хватает для того, чтобы считать себя поэтом. Но чем далее, тем более нужно, чтобы человек не спал ночей, мучаясь неподдающейся строкой; отказывал себе в развлечениях, жертвовал комфортом — и писал, писал, писал! Если этого не происходит, мы уже не можем говорить о таланте. Ибо талант не существует ни до, ни после, а только в миг его реализации. Человек — не есть данность. Он есть процесс актуализации. Нельзя сказать "самоактуализовавшийся человек", а лишь — "самоактуализующийся".
Но помимо отказа от "мыследействия" есть и другое препятствие нашей нереализованности. Это то, что Э.Фромм назвал "бегством от свободы". Мы боимся свободы. Боимся ошибиться и рискнуть. Боимся трудностей. А главное — боимся покинуть уют защищенности, стать "не как все" и быть наказанными за это одиночеством среди людей. Это очень серьезные и известные каждому из нас опасения. И если мы проживем жизнь, руководствуясь ими, это будет не обязательно плохая жизнь. Правда, следует учесть, что решать в ней опять будем не мы, а за нас… что ж, может, оно и лучше? Но наступит миг (а он наступает в жизни каждого), когда человек задумается: "Правильно ли я жил?" И увидит, сколько он потерял, укрывшись в укромность своего существования, как ребенок — в шкаф, играя в прятки. Только это — игра в прятки с жизнью. В этот миг человек увидит, что он такое. Человек, испугавшийся творить. Испугавшийся любить. Испугавшийся испытать самое рискованное приключение — приключение жизни. Словом, нищий.
Нет несчастней того,
Кто сам себя испугался,
Кто бежал от себя,
Как бегут из горящего дома, —
писала об этом М.Перовых.
Не так давно в СССР была написана книга со странным названием "Как стать гением". Один из ее авторов, инженер Г.Альтшуллер, создатель новой науки — ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), был известен и как писатель-фантаст Генрих Альтов. Случайное ли это совпадение? Нет, потому что и изобретатель, и фантаст — люди, в первую очередь, живущие для будущего. И в первой же главе мы наталкиваемся на фантастическую по дерзости фразу: великим открывателем доступно стать каждому. А почему же не становимся? Дело в том, что пол-жизни мы живем в ложной уверенности, что еще успеем. Всегда есть более "насущные" дела, чем самотворчество. А потом возникает совершенно противоположное ощущение — "уже поздно". В связи с этим М.Мамардашвили писал, что мы рождаемся в мир, где уже все поздно. Это значит, что мы входим уже в готовый мир с его нормами, ценностями, правилами — в то, что мыслители называют "потоком жизни". Этот поток увлекает нас собою, и мы поступаем так, как того требует он. Но есть, продолжал философ, один день, когда "еще не поздно". Этот день как бы "вертикален" по отношению к горизонтальному струению потока. Это день нашего движения к себе. И этот день — сегодня. Сегодня я должен начать становиться собой.
Наша беда, пишет Г.Альтшуллер, в том, что мы не решаемся поставить перед собой Цель. Ведь именно цель и является началом реализации сущностных сил человека. Какой же она должна быть? В первую очередь, новой, "еретической". Ведь все открытия творились именно "еретиками" — теми, кто, с точки зрения здравого смысла, был обречен на поражение. Она должна быть конкретной: мы не имеем права растратить жизнь на приблизительные пустяки. Она призвана превышать силы и возможности человека. Ведь только таким образом мы в ее исполнении становимся выше самих себя. И наконец, она должна быть позитивной и иметь выход к общечеловеческой проблематике. И самое странное — полностью цель невоплотима в одной жизни. Поскольку мы — конечные существа, ждать ее абсолютной реализации не приходится. Она — лишь начало целей, которые порождает. Именно об этом — афоризм А.Камю: "Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы наполнить сердце человека".
Пути к достижению Цели, по Г.Альтшуллеру, таковы:
· Рациональное планирование. Так, академик Обручев, помимо основной области своих исследований — географии и геологии — попутно увлекался литературным творчеством. Этот "побочный продукт" выразился в более чем 2.5 тыс. листов, уж не говоря о плодах научного творчества, насчитывающих 600 научных трудов, 323 научно-популярных произведений, более 160 геологичесих карт и схем. Секрет такой немыслимой производительности прост: академик ни разу в жизни не нарушил установленного им распорядка, ни разу не проигнорировал отведенные работе часы.
· Хорошее образование (самообразование). Ведь образование — это не зазубривание фактов. В первую очередь, это обучение стилю познания.
· Получение направленной информации. При этом получение сведений — не есть самоцель. Информация набирается ради выяснения неких скрытых закономерностей, что реально только при большом статистическом материале и невозможно без катологизации информации. Следовательно, тому, кто хочет "стать гением" необходима картотека. Так, картотека Обручева содержала почти полтонны листочков тетрадного формата. После Ж.Верна осталась картотека в 20.000 карточек. А японский ученый Хиросава за 30 лет исследовал, расписал по карточкам, проанализировал 600 000 стоп: в итоге он ставил невероятно точные диагнозы болезней человека по стопе.
· Обязательный элемент планов — контроль их выполнения. Так, биолог Любищев имел глобальную цель — разработать в биологии естественную систему организмов, аналогичную периодической системе Менделеева. Для ее достижения он вел строжайший учет времени: сколько времени ушло на работу, сколько на вспомогательную литературу, сколько на отдых и т.д. Каждый месяц Любищев составлял для себя отчет, каждый год — баланс времени и план на следующий период. Он вел эту систему учета 56 лет. В итоге Любищев успел сделать неимоверно много, не отказывая себе ни в сне, ни в чтении, ни в общении с семьей. Его секрет был прост: благодаря строгому контролю, у него не было "отходов" времени.
· Отсутствие пассивного отдыха — замена его переключением на другие занятия, в том числе на различные хобби.
· Обязательность физических упражнений для увеличения сил и для самодисциплины.
Но ведь цель может быть разной! Например, можно избрать цель праздности. Цель существования по принципу: "День прожит и ладно". Цель гедонистического превращения жизни в череду удовольствий. Может ли человек самоактуализоваться таким образом? И здесь перед нами встает вопрос: а ввиду чего осуществляется самоактуализация? Реализуя себя, мы реализуем смысл. Смысл своей жизни.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 742;