Самопознание человека

"Познай самого себя!" — гласит максима Сократа. И другая, противоположная, отвечает ей: "Я знаю лишь то, что ничего не знаю, а вы не знаете даже этого". Так и живет человек между необходимостью и одновременно невозможностью самопознания. Ведь он — изначально противоречивое существо: он не успевает познать себя из-за краткости жизни при том, что страсть к самопознанию и диктуется этой кратковременностью, требующей от нас успеть понять хотя бы себя.

Кроме того, человек — меняющееся существо. С одной стороны, он не может познать себя, т.к. является нескончаемым потоком становления. Потому в себя так же невозможно "войти", как и в гераклитову реку. Не случайно М.Хайдеггер говорил, что бытие человека — бытие-в-возможности. С другой стороны, "Я" стремится зафиксировать себя в определенном виде: ведь сама мысль о том, что внутри "Я" нет ничего цельного, невыносима. А значит, самопознание — и желанная, и одновременно невыполнимая задача. Познать себя раз и навсегда — не в силах человека. Но она выполнима в ином смысле. Я должен научиться себя "предвидеть", ориентироваться в себе в каждый момент жизни. Ведь жизнь, по определению Х.Ортеги-и-Гассета, — это выстрел в упор. И значит, самопознание — беспрерывный творческий процесс с учетом собственной изменчивости.

Для того, чтобы познать себя, человек должен "нащупать" внутри главное "ядро", которое способно устоять в мире, который, в свою очередь, тоже находится в вечном становлении. Значит, самопознание нерасторжимо связано с познанием мира. Каковы же пути, по которым может осуществиться совместное познание мира и себя? По Ж.Маритену, основные виды познания и самопознания таковы:

· практическое познание, судящее о явлениях морали и самом себе с точки зрения пользы (по принципу объяснения).

· поэтическое познание, в котором мир и Я познаются в творческой интуиции и реализуются в произведении (по принципу интерпретации).

· мистическое познание, ориентированное на Божественное, в котором и Бог, и человек познаваемы через любовь (по принципу понимания).

Итак, что же я могу знать? Или прав Сократ, и мы можем знать лишь то, что полное знание недостижимо? Прав, конечно. Но суть познания не столько в его содержании, сколько в стремлении к нему. Не столько в добыче истины, сколько в выработке смысла. Не столько в количестве информации, сколько в способе жить, понимая. Только в попытках познания человек по частицам открывает мир, людей и себя. И самобытность личностных открытий знаменует его перспективы в увлекательном приключении жизни.








Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 611;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.