Раздел III. Искусствоведческие аспекты краеведения. 4 страница
5. Рязань, Смоленск.
6. Достопримечательности Углича.
Усадебные ансамбли.
Усадебная культура в России стала формироваться к концу XVII века. В петровские времена попытки русских дворян, побывавших за границей, перестроить загородные усадьбы уже были довольно успешными, но активный процесс европеизации дворянских имений начался после Указа Петра III об освобождении дворян от обязательной службы (1762 год). С этого года начинается новый этап в истории русской дворянской усадьбы.
Сельские дворянские усадьбы – неотъемлемая часть русской культуры XVIII-XIX веков. Здесь соединялись архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство, развивались музыкальная и театральная культура, парковое строительство и культура ведения сельского хозяйства. Через российские дворянские имения шли процессы европеизации сельской жизни, оказавшие влияние на состояние русской культуры в целом по стране.
В эпоху Возрождения в Европе появились парки как модели земного рая. Со временем разные взгляды на их устройство выработались в английской и французской культурах. Если французский садовник, как и французский повар, демонстрировал свою власть над природойй, то английский отдавал предпочтение естественному перед искусственным. Англичане создали традицию не совершать излишнего насилия над природой, чрезмерно подчиняя ее воле человека. Они стремились сохранить в облике природы естественные черты, но до такой степени, чтобы она при этом была удобна для обитания.
Россия формировала собственную традицию садово-паркового искусства. Еще в «Слове о погибели Русской земли» (XIII век) в числе наиболее значительных красот, которыми славилась Русь, упоминаются монастырские сады, где росли яблони, виноградные лозы, цветы и душистые травы.
С середины XVII века в садоводство Москвы проник стиль голландского барокко. Сады в Московском Кремле располагались на разных уровнях, террасами, огораживались стенами. В ящиках росли редкостные растения, например, астраханский виноград, голландские тюльпаны. В Кремлевских садах пытались содержать попугаев.
Петр I впервые ввел скульптурные статуи в парки Петербурга. Москва боялась этого новшества, так как многие принимали статуи за идолов. В садах Петербурга XVIII века появились эрмитажи – места для уединения. Регулярные парки, в подражание французскому парковому искусству, после 70-х годов XVIII века стали дополняться пейзажными английскими.
Особенности российских ландшафтов, сохраняющиеся традиции в сочетании с пришедшим опытом Западной Европы послужили основой при создании загородных архитектурно-парковых ансамблей в дворянских имениях по всей стране. Многие из них сохранились до наших дней и вызывают восхищение у специалистов и туристов. Это своего рода информация о необычайно широком строительстве и культурных преобразованиях в русской провинции XVIII-XIX веков.
Самые известные подмосковные усадьбы-музеи – Архангельское, Кусково, Царицыно, Абрамцево.
Музей-усадьба «Архангельское», расположенный на берегу Москва-реки в 20 км западнее столицы, среди многочисленных подмосковных усадеб занимает исключительное место. Садово-парковое искусство здесь сочетается с интересной архитектурой и искусным внутренним оформлением помещений. Интерьеры дворца выдержаны в стиле позднего классицизма, характерного для 20-х годов XIX века. Декоративное оформление отличается четко выраженной симметрией, которой подчинены не только планировка дворца, но и развеска картин, расстановка мебели и скульптуры.
Важнейшую роль в декоре интерьеров играет картинная галерея, а также обширная коллекция предметов декоративно-прикладного искусства, среди которых особое место занимают изделия из хрусталя, майолики, фарфора и фаянса. Украшением усадьбы также служит редкое собрание скульптуры, охватывающее временной диапазон от VII века до нашей эры до начала ХХ века. В усадьбе сохранилась уникальная библиотека, насчитывающая более 16 тысяч томов русских и западноевропейских авторов. Заслуживает серьезного внимания коллекция мебели. Основу убранства залов составляют отдельные гарнитуры русской работы из золоченого резного дерева, полированного красного дерева и карельской березы. Особым очарованием отличается мебель, сделанная крепостными мастерами и расписанная яркими гирляндами и букетами.
C усадьбой Абрамцево связано немало интересных страниц в истории русской культуры. В 1870 году это имение у семьи Аксаковых купил Савва Иванович Мамонтов, представитель крупной купеческой династии, промышленник и тонкий ценитель искусства. Именно он стал основателем творческого объединения, которое вошло в историю под названием «Абрамцевский художественный кружок». Мамонтов собрал вокруг себя таких выдающихся художников, как Репин, Васнецов, Поленов, Нестеров, Врубель, Коровин, Серов. Каждый из них приезжал погостить в Абрамцево и вносил свой вклад в жизнь «артистической колонии». Было создано две мастерские: столярно-резчицкая и гончарная, целью которых было возрождение народных художественных промыслов. В 1872 году архитектор Гартман построил деревянный флигель для них – «Мастерская». Его украшала прихотливая резьба, напоминающая узор вышивок на русских сарафанах и рушниках. В абрамцевской гончарной мастерской Врубель воплотил свое увлечение искусством майолики (вид керамики; изделия из цветной обожженной глины, покрытые глазурью). Здесь им были созданы камины, печи-лежанки, парковые скамьи, небольшие статуэтки на сказочные темы.
В 1881-82 годах по проекту Поленова и Васнецова в Абрамцеве возвели небольшую церковь Спаса Нерукотворного, прототипом для которой послужил храм Спаса XII века близ Новгорода. Одноглавая каменная церковь с резным входом-порталом была облицована цветной керамической плиткой. Авторы сознательно сделали внешние стены немного кривыми, как у древнерусских построек, возводившихся без чертежей. Однако они не буквально заимствовали архитектурные элементы той или иной эпохи. Это всего лишь намек на древность, тонкая стилизация, фантазия художников. Абрамцевский храм стал первым памятником одного из направлений стиля модерн – неорусского.
В 18 км от Смоленска находится небольшое село Талашкино, которое на рубеже XIX и XX веков было важным художественным центром по изучению и возрождению традиций русского прикладного искусства. Здесь, в имении знаменитой меценатки княгини М.К. Тенишевой, работали Репин, Врубель, Коровин, Рерих, и именно здесь был создан первый историко-этнографический музей «Русская старина». (К сожалению, в 1917 году музей вместе с хозяйкой эмигрировал в Париж).
На хуторе Фленово сохранился теремок, построенный в 1901 году по проекту Малютина в русском сказочном стиле. Фасад домика украшен причудливым резным наличником с Жар-птицей посередине, Солнцем-Ярилой, коньками, рыбками и цветами. Церковь Святого Духа построена по чертежам и рисункам Рериха, Малютина и Врубеля. Рерих выполнил внутренние росписи. Увлеченный искусством Востока, образу Царицы Небесной мастер придал черты индийской женщины. К сожалению, фрески Рериха погибли. Но на фронтоне церкви сохранился великолепный мозаичный «Спас Нерукотворный», набранный по его эскизу.
Алупкинский дворец-музей возвышается почти в самом центре небольшого южного городка Алупки. Построенный в начале XIX века, он представляет собой уникальный памятник архитектуры эпохи романтизма, поражая зрителя оригинальностью и разнообразием архитектурных решений.
Этот дворец строился как летняя резиденция новороссийского генерал-губернатора Воронцова, который постарался украсить усадьбу множеством павильонов во всех возможных стилях. Корпуса дворца, первоначально задуманные в классическом стиле, были выстроены средневековыми и готическими.
В Алупкинском дворце находятся, помимо коллекции Воронцовых, картины, мебель, произведения декоративно-прикладного искусства из усадеб Романовых, Юсуповых, Строгановых.
В трех километрах юго-западнее Ялты, в живописном парке, находится белый Ливадийский дворец, который был летней резиденцией последнего русского царя Николая II. Кажется, что дворец перенесли сюда из эпохи Ренессанса, и он создан мастером времен итальянского Возрождения. На самом деле автором проекта ливадийского чуда был русский архитектор Краснов, а строили его в начале ХХ века. Выполнен дворец из белого инкерманского камня, добываемого под Севастополем. Сооружение настолько удачно вписывается в ландшафт, что все его стороны оказываются максимально открыты солнцу.
На самом краю Аврориной скалы мыса Ай-Тодор, на сорокаметровой высоте парит в воздухе замок в готическом стиле – знаменитое «Ласточкино гнездо». Это невероятное сооружение было построено в 1912 году по проекту архитектора Шервуда. Оно сильно пострадало во время землетрясения в 1927 году, но было полностью отреставрировано.
Знаменитыми музеями-усадьбами и домами-музеями России также являются Ясная Поляна, Тарханы, Спасское-Лутовиново, дом-музей Васнецова, центр-музей им. Рериха и многие другие.
Вопросы к семинару.
1. Формирование усадебных ансамблей в России.
2. Подмосковные усадьбы: Архангельское и Абрамцево. Талашкино.
3. Южные усадьбы: Алупкинский музей-усадьба, Ливадия, «Ласточкино гнездо».
4. Расскажите о других известных архитектурных музеях и усадьбах, о которых вы знаете.
Некоторые архитектурные достопримечательности Москвы советского периода.
Новый этап в русской культуре начался в 1917 году. Тогдашние условия жизни в стране поставили перед архитекторами и строителями новые задачи в градостроительстве, вызвали необходимость разработки ранее не существовавших типов жилых и общественных зданий. В 1918-1919 годах были созданы первые архитектурные мастерские – в Москве под руководством А. В. Щусева и в Петрограде под руководством И.А. Фомина.
Первое каменное сооружение в центре Москвы в новую эпоху – это мавзолей В.И. Ленина на Красной площади, место захоронения вождя революции 1917 года. Время строительства –1924 год (построен из дерева), 1929-1930 годы (построен из камня), автор проекта – А. В. Щусев. При создании этого сооружения им была решена сложнейшая задача – вписать мемориал XX века в ансамбль главной площади города, складывавшийся на протяжении пяти веков. Мавзолей в виде статичной ступенчатой пирамиды контрастирует с высокими башнями Кремля и куполами храма Василия Блаженного. Облицован мавзолей темно-красным гранитом, порфиром и черным лабрадором. Внешний его объем – 5,8 тысяч м3, внутренний – 2,4 тысячи м3. По обеим сторонам были сооружены гостевые трибуны на 10 000 человек.
В 30-х годах в Москве стал строиться метрополитен, что было связано с работами по реконструкции столицы. Создатели первого в России метро решали при проектировании архитектурного комплекса две основные задачи: построить общую композицию пути пассажира от наземного вестибюля к перонному залу и связать в архитектуре станции одной линии, учитывая их последовательное восприятие пассажиром.
Первые станции были построены в 1935 году. Это были станции Сокольнической линии – Красносельская , Комсомольская, Парк культуры.
Станция «Маяковская» выделилась среди других использованием новых материалов. Облицовка арок состоит из сочетания гофрированных лент нержавеющей стали с красным мрамором. Станция была открыта в 1938 году. Позднее она не раз использовалась для проведения общественных мероприятий.
Формирование облика новой Москвы шло интенсивно и сразу на больших территориях. Реконструктивные работы развернулись в центре столицы, охватив площади, прилегающие к Кремлю и улице Горького (ныне Тверской).
В те годы слово «ансамбль» было ключевым для советской архитектуры. Одним из первых монументальных зданий в центре стала в 1930-е годы гостиница «Москва», а точнее, комплекс зданий гостиницы. Авторами проекта являлись архитекторы А. В. Щусев, Л. Савельев, О. Стапран. Время строительства – 1935-1937 годы. В этот период вновь сооружаемые постройки все больше походили своим внешним обликом на здания эпохи Ренессанса или классицизма. Сейчас, по прошествии многих лет, фасад здания гостиницы воспринимается как неотъемлемая часть ансамбля Манежной площади.
Большим событием конца 1940-х годов явилось решение о строительстве в Москве высотных зданий. Несмотря на сложное экономическое положение страны после Великой Отечественной войны, перед архитекторами и строителями столицы была поставлена задача создать ряд высотных сооружений, пропорции и силуэты которых должны быть увязаны с историческим силуэтом города.
Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова в юго-западном районе столицы – один из самых крупных комплексов, построенных в Москве в послевоенное время и лучший ансамбль учебного заведения в России в 50-х годах. Время строительства – 1949-1953 годы, архитекторы – Д. Руднев, С. Чернышев, П. Абросимов, А. Хряков, инженер В. Насонов. Высотное здание МГУ стало достопримечательностью столицы, одним из красивейших вузов страны.
В одно время со зданием МГ, в 1952 году, было построено здание на Смоленской площади (архитекторы В. Гельфрейх и М. Минкус, инженер Г. Лимановский). И еще несколько ступенчато нарастающих зданий-башен украсили Москву в разных районах. Все высотки получили ярусную архитектуру, традиционную для древнерусского строительства. Впоследствии, уже в процессе монтажа, было решено увенчать эти здания шатрами и шпилями.
В период создания высоток были по-новому решены многие технические проблемы. Например, при сооружении здания МИДа на Смоленской был применен самоподъемный башенный кран, созданный по идее инженера Л. Щипакина.
Сегодня эти высотные здания в Москве – памятники архитектуры 50-х годов, архитектурные знаки столицы.
Наиболее заметные успехи в архитектуре были достигнуты в 60-70-х годах, когда развернулось массовое строительство жилых, общественных и промышленных зданий. Внимательнее, чем раньше, учитывались местные природно-климатические условия, решались вопросы взаимодействия с сохраняющейся исторической средой. Олимпийские игры в Москве в 1980 году привлекли внимание к архитектуре спортивных сооружений. Появились новые сооружения культурно-просветительного обслуживания, гостиницы. Шла реконструкция центров во многих городах.
В 80-90-х годах в разных городах России появились новые уникальные общественные сооружения. С 1985 года началась новая эпоха в истории архитектуры России. В 90-х годах многие высококвалифицированные архитекторы открыли собственные небольшие проектные фирмы. Множество негосударственных предприятий по выпуску строительных материалов создали богатую палитру для оформления фасадов и интерьеров новых зданий. Городскую среду украсили многочисленные малые архитектурные формы (киоски, скамейки, урны, павильоны остановок транспорта и т.д.).
Большие работы по реконструкции центра были проведены в Москве.
Вопросы к семинару.
1. Новый этап в русской культуре, в том числе архитектуре.
2. Мавзолей В.И. Ленина – первое каменное сооружение новой эпохи.
3. Московский метрополитен – музей под землей.
4. Реконструкция центра Москвы.
5. Знаменитые «сталинские высотки».
6. Храм Христа Спасителя – гибель и возрождение.
7. Архитектура новейшего времени.
Историко-революционные музеи (на примере музеев Санкт-Петербурга). Музеи России в ХХ веке.
Рассказывая о знаменитых музеях России, нельзя не упомянуть историко-революционные музеи. Это часть нашей истории, пусть неоднозначная, но знать ее мы должны.
Исторически так сложилось, что большинство историко-революционных музеев России расположено в Санкт-Петербурге и области.
Государственный музей политической истории России находится в бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской. Этот музей ведет свою историю от созданного в Петрограде 9 октября 1919 года первого в стране Государственного музея Революции. За прошедшие десятилетия неоднократно менялась идейная направленность экспозиций, выставок, да и само название музея.
Музей располагает уникальной коллекцией, среди которой собрание революционных знамен 1917 года, фонд редких плакатов первых лет Советской власти. В настоящее время музей активно собирает, изучает и экспонирует материалы, отражающие важнейшие события современной общественной жизни страны, деятельности политических партий, органов государственной власти, стремится восполнить «белые пятна» истории России.
Музей истории политического сыска России XIX-XX веков расположен на Гороховой,2 и является филиалом музея политической истории России. Он был образован в 1975 году. С 1875 по 1900 годы в здании размещалось Охранное отделение, с декабря 1917 по 1932 год – ВЧК и Петроградское ЧК-ОГПУ. Экспозиция музея рассказывает о развитии политической полиции России, о методах ее работы, о роли в жизни российского общества на протяжении двух последних веков под девизом «Охрана государственности до революции и после нее».
Санкт-Петербургский историко-мемориальный музей находится в знаменитом здании Смольного дворца. В комплекс мемориального музея входят: актовый зал, в котором в октябре 1917 года была провозглашена Советская власть и избрано первое Советское правительство; рабочий кабинет и квартира Ленина, которые сохранены как мемориальные ввиду исключительной ценности подлинного интерьера и предметов обстановки; выставочный зал, где постоянно организуются художественные и документальные выставки.
В Санкт-Петербурге много мемориальных музеев-квартир В.И. Ленина. Один из старейших находится на улице Ленина, 52. Он был открыт в 1927 году. Квартира принадлежала старшей сестре Ленина Анне Ильиничне и ее мужу М.Т. Елизарову; вместе с ними жили Мария Александровна и Мария Ильинична Ульяновы. Здесь поселились В.И. Ленин с Н.К. Крупской, вернувшись из эмиграции в Петроград в апреле 1917 года. В четырех комнатах квартиры воссоздана мемориальная обстановка. Музей проводит интенсивную выставочную работу и позволяет ознакомиться с бытом петербургского чиновника начала ХХ века.
Музей Ленина на улице Десятой Советской был открыт в 1938 году и создавался при активном участии С.Я. Аллилуева – хозяина квартиры. Благодаря этому многое сохранилось из подлинных предметов обстановки. Воссозданы интерьеры трех комнат квартиры: столовой, комнаты дочерей Аллилуева и комнаты, в которой жил Ленин, в таком виде, какой они имели в 1917 году. В январе 1995 года ко 125-летию В.И. Ленина музей открыл выставку: «В.И. Ленин. От живого образа к иконе». Основную ценность музея представляют документы и экспонаты, ранее находившиеся в спецхране Российского центра. Кроме того, музей позволяет ознакомиться с бытом петербургского рабочего начала ХХ века.
На улице Сердобольской, 1, в квартире большевички М.В. Фофановой, Ленин жил в октябре 1917 года. Именно отсюда 24 октября 1917 года вечером он ушел в Смольный, чтобы непосредственно возглавить уже начавшееся вооруженное восстание. Сейчас в этой квартире развернута документальная экспозиция.
Знаменитые музеи «Шалаш» и «Разлив» находятся в поселке Разлив. Музей «Сарай» был открыт в 1925 году. Здесь, на чердаке сарая, в июле 1917 года несколько дней скрывался Ленин. Представленная экспозиция рассказывает об его руководстве деятельностью партии большевиков в условиях подполья.
За озером Разлив, в сенокосном участке, в шалаше, под видом финна-косца Ленин скрывался в июле-августе. Сейчас на этом месте возвышается гранитный памятник «Шалаш» архитектора Гегелло. Представлены подлинные вещи, документы, фотографии, книги того времени.
На Каменноостровском проспекте, 26/28 находится музей С.М. Кирова. В 1956 году он был перенесен сюда из бывшего особняка Кшесинской. Здесь Киров проживал с 1926 года до своей гибели в 1934 году. Киров вошел в советскую историю не только как лидер ленинградских коммунистов, но и как жертва террористического акта 1 декабря 1934 года в стенах Смольного. В экспозиции представлены: мемориальная квартира с полностью сохранившейся обстановкой, представляющей историко-бытовую ценность; личные вещи Кирова; воссозданный кабинет в Смольном; материалы биографии и деятельности Кирова в Ленинграде в качестве секретаря Ленинградского ОК ВКП (б).
До 1917 года в России насчитывалось 150 музеев. После Октябрьского переворота в результате национализации частных коллекций последовал музейный бум. Только в 1918 году появился 101 новый музей, а в 1919 году – 58.
Российские музеи прошли трудный путь развития. В 1920-50 годах они сильно пострадали: некоторые ценные картины и предметы прикладного искусства по приказу правительства изымались из фондов и продавались в антикварные магазины и за границу. Делалось это потому, что стране нужны были золото и валюта, и советское руководство, не находя иного способа добыть их, распродавало российские реликвии.
Серьезные испытания музеи пережили в годы Великой Отечественной войны. Спасение и сохранение национального культурного достояния музейные сотрудники восприняли как свой гражданский и профессиональный долг. В 1941-42 годах была осуществлена грандиозная, невиданная в истории мировой культуры эвакуация музейных ценностей из районов России, которым угрожала оккупация, на восток, в глубь страны, где были устроены специальные музейные хранилища. Только из Государственной Третьяковской галереи в предельно сжатые сроки вывезли в Новосибирск и Пермь 634 ящика; в них находилось 18 430 картин, рисунков, скульптур, гравюр. Они были погружены в особый эшелон, усиленно охранявшийся зенитными пулеметами, установленными на платформах. Случались и непредвиденные казусы. Так, полотно русского художника А.А. Иванова «Явление Христа народу», навернутое на деревянный вал, не помещалось ни в один вагон. Поэтому картину положили на две платформы и тщательно укрыли брезентом.
Из Ленинграда в Горький было отправлено 300 тысяч наиболее значительных картин Русского музея. Для того, чтобы снять со стены, навернуть на вал и упаковать такие большие полотна, как «Последний день Помпеи», или «Бурлаки на Волге» требовалось не менее 15-20 человек. В Свердловск было эвакуировано 1 миллион 117 тысяч экспонатов Государственного Эрмитажа. Всего из западных областей СССР были эвакуированы коллекции 66 крупных музеев.
Но все же многие музейные ценности достались врагу: они были расхищены, вывезены в Германию, уничтожены. Пострадало 173 российских музея. Были полностью разграблены и сожжены музеи в пригородах Ленинграда. Только из Павловска немцы вывезли в Германию 43 тысячи экспонатов. Из Пушкина вывезена знаменитая Янтарная комната, судьба которой неизвестна до настоящего времени. Полностью погибла коллекция Сталинградской картинной галереи: пароход, на котором ее эвакуировали по Волге, был потоплен вражескими самолетами. Только из 15 крупных музеев России фашисты похитили, по неполным сведениям 269 515 экспонатов!
В годы войны фашисты разрушили и сожгли 1710 городов и поселков, свыше 70 000 сел и деревень. Выдающиеся памятники архитектуры погибли в Новгороде, Пскове, Смоленске, пригородах Ленинграда.
После поражения гитлеровской Германии на ее территории были разысканы и возвращены некоторые пропавшие музейные ценности. Но большая часть их утеряна безвозвратно.
В 1995 году в России насчитывалось почти 1800 музеев (только в Москве около 170). Наиболее крупные государственные музеи, имеющие федеральное значение, подчиняются непосредственно Министерству культуры Российской Федерации, остальные – государственным органам разного уровня. В 90-х годах получили широкое распространение коммерческие и частные музеи, в основном, художественные галереи. Только в Москве их более ста.
Вопросы к семинару.
1. Что такое историко-революционные музеи и зачем они нужны?
2. Расскажите об известных вам историко-революционных музеях.
3. Музей политической истории и истории политического сыска в Санкт-Петербурге.
4. Музеи, посвященные Ленину.
5. Есть ли историко-революционные музеи в нашем городе? Расскажите о них.
6. Послереволюционная судьба музеев России.
7. Музеи Росси во время Великой Отечественной войны.
8. Постсоветское время: расцвет музеев или упадок?
Россия на одной странице.
Столица – Москва.
Расположение – на востоке Европы и севере Азии.
Форма правления – республика.
Государственное устройство – федерация.
Глава исполнительной власти и Верховный Главнокомандующий – Президент.
Денежная единица – рубль.
Самый распространенный язык – русский.
Самые многочисленные народы(%):
· русские – 83%;
· татары – 3,8%;
· украинцы – 2,3%;
· чуваши – 1,2%;
· башкиры – 0,9%.
Самые длинные реки(км):
· Лена – 4320;
· Иртыш – 4248;
· Енисей – 4130;
· Обь – 3650;
· Волга – 3690;
· Амур – 2824.
Самая высокая точка– гора Эльбрус, 5642 м
Самые большие острова(тыс. км2):
· архипелаг Новая Земля – 82,6;
· Сахалин – 76,4;
· Новосибирский архипелаг - 38;
· архипелаг Северная Земля - 37.
Самые большие озера(тыс. км2):
· Каспийское – 376;
· Байкал – 31;
· Ладожское – 18;
· Онежское – 10.
Территория– 17 млн 75,4 тыс. км2 (%):
· леса – 45;
· сельскохозяйственные угодья - 13;
· оленьи пастбища - 19;
· прочие земли – 19;
· воды – 4.
Население городов-миллионеров(тыс. человек, 1996 год):
1. Москва – 8664;
2. Санкт-Петербург – 4801;
3. Нижний Новгород – 1376;
4. Новосибирск – 1368;
5. Екатеринбург – 1278;
6. Самара – 1175;
7. Омск – 1160;
8. Уфа – 1096;
9. Казань – 1085;
10. Челябинск – 1083;
11. Пермь – 1028;
12. Ростов-на-Дону – 1025;
13. Волгоград – 1003.
К ним вплотную приближается Воронеж (909 тысяч жителей).
Россия омывается:
морями Северного Ледовитого океана (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское);
морями Тихого океана (Берингово, Охотское, Японское);
морями Атлантического океана (Балтийское, Черное, Азовское).
В состав России входит:
· 89 субъектов федерации, в том числе:
· 21 республика;
· 6 краев;
· 49 областей;
· 2 города федерального значения;
· 1 автономная область;
· 10 автономных округов.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 621;