Раздел III. Искусствоведческие аспекты краеведения. 1 страница

 

 

История края как объект изучения туристического краеведения. Понятие об археологическом изучении.

 

Изучение истории края представляет собой область прикладной истории и отличается локальностью исследуемых исторических событий, материализованных в памятниках истории и культуры. Среди фактов местной истории принято выделять ряд самостоятельных направлений по тематико-хронологическому признаку. К ним относятся:

¨ Археологическое изучение края.

¨ Исторические события в крае в досоветский период.

¨ Советский период.

¨ Военно-исторические события в крае в период Гражданской и Великой Отечественной войн.

¨ Этнографическое изучение края.

(Следует отметить, что археологическое изучение края не означает проведение самостоятельных археологических раскопок. Это дело профессионалов, поэтому краеведы могут либо изучать уже добытое археологами, либо вести наблюдение на месте раскопок и в случае надобности оказывать посильную помощь специалистам)

Археология – это раздел истории, изучающий развитие человеческого общества. Научное познание прошлого возможно лишь на основе изучения источников, делящихся на несколько больших групп: письменные, вещественные и т.п.

Вещественные источники в массе своей обычно погребены в земле и составляют основной разряд памятников, исследованием которых занимается археология. Основной, но не единственный, т.к. для археологических исследований очень важны и письменные источники.

Чтобы воспользоваться археологическими источниками для объяснения и реконструкции прошлого, сначала необходимо эти источники из земли добыть. Один из крупнейших русских археологов Арциховский говорил, что археология – это история, вооруженная лопатой. Как правило, на местах своих поисков археологи бывают, минимум, дважды – вначале делают археологическую разведку, а затем из так называемого культурного слоя путем раскопок добывают свидетельства жизни прошедших поколений – археологические предметы. Совокупность вещей и археологических предметов, обнаруженная археологом в одном месте и относящаяся приблизительно к одному времени, называется археологическим памятником. В Законе об охране и использовании памятников истории и культуры перечислены следующие памятники археологии: городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

Археологов постоянно спрашивают, как эти вещи оказались в земле, как ушли под землю древние города и села, и даже целые цивилизации? Процесс этот прост и сложен одновременно. Земляной покров нашей планеты постоянно и неизбежно нарастает; особенно быстро это происходит в зоне жизнедеятельности человека, в местах его поселений. На естественной, коренной породе земли (так называемом «материке») лежат «слоеным пирогом» разновременные напластования, образовавшиеся в результате деятельности человека, и этот слой постоянно растет. Находки в наслоениях отражают уровень культуры общества, которое эти наслоения оставило, поэтому образовавшийся слой называют культурным; именно его исследуют археологи. Вещи, изучаемые при археологических раскопках, разнообразны: фрагменты керамики, орудия труда, оружие, украшения (целые или остатки), монеты, древние печати, надписи на твердом материале – граффити, остатки сооружений, одежды, сосуды и многое другое. Эти вещи, а чаще их фрагменты, находят, как правило, или в древних погребениях, или на местах древних поселений.

Поселения в древности были самыми различными: стоянки в пещерах или в горах, поселки на глинобитных площадках, на сваях посреди водных пространств и т.д. Неукрепленные поселения называются селищами, а укрепленные – городищами. Кроме поселений, к главным археологическим памятникам относятся древние погребения – различного рода могилы, раскопки которых позволяют судить не только о религиозных представлениях древних людей, но и о многих других сторонах их жизни. В древних могилах археологи, как правило, находят целыми те вещи, которые, по представлениям многих народов, должны сопровождать умершего в загробный мир (посуда, украшения, предметы религиозного культа, одежда, орудия труда, т.е. так называемый погребальный инвентарь). Иногда погребения представляют собой весьма сложное сооружение, с большим количеством погребального инвентаря – к таким относятся в первую очередь различные курганы.

Иногда при раскопках встречаются сохранившиеся деревянные сооружения – там, где природа создала особые условия, избыточно влажный культурный слой. Почти без доступа воздуха органические вещества (дерево, кожа, кости) отлично сохраняются многие сотни лет. Вот почему в Новгороде Великом и на переувлажненных участках культурного слоя других городов (Смоленска, Твери, Москвы, Коломны) археологи обнаружили хорошо сохранившиеся деревянные мостовые и частоколы.

Находки археологов позволяют определить характер ремесел, бывших наиболее популярными на исследуемой территории. Раскопки дают возможность представить средства передвижения наших предков – лыжи, санки, лодьи, лодки-долбленки. Вообще многое о том, как жили в своих городах и селах древние люди, стало известно историкам лишь благодаря археологам.

При раскопках древнерусских городов было найдено немало музыкальных инструментов. Археологи внесли неоценимый вклад в изучение древнерусского искусства, в первую очередь ювелирного дела. На века непревзойденными остались изделия ремесленников-ювелиров, украшенные эмалями, инкрустацией, позолотой, сканью, зернью и чернью. Особенно знамениты древнерусские перегородчатые эмали, секрет изготовления которых не раскрыт и поныне.

Наконец, одним из главных достижений археологии являются массовые находки берестяных грамот, позволивших создать широкую и правдивую картину быта и нравов древних людей.

 

Вопросы к семинару.

 

1. Аспекты изучения истории края.

2. Определение археологии, вещественных и письменных источников.

3. Культурный слой и археологические предметы.

4. Городища, селища, погребения и курганы.

5. Использование археологии для целей туризма.


Памятники истории и культуры как объекты краеведческого изучения.

 

Объектами краеведческого изучения являются памятники истории и культуры, связанные с историческими событиями в жизни края, развитием общества и государства - произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Памятники истории и культуры – явление социальное, отражающее процесс общественного развития. Они сохраняют следы исторических событий, рассказывают о жизни прошлых поколений, о многовековой истории страны и данного региона. В них воплощены, как правило, выдающиеся события эпохи. Памятники истории и культуры составляют также неотъемлемую часть мирового культурного наследия и свидетельствуют о вкладе народов, населяющих данный край или местность, в развитие мировой цивилизации.

Законом «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (статья 5) определены виды памятников, находящихся под охраной государства. К ним относятся:

¨ памятники истории – здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства;

¨ памятники археологии – городища, курганы, останки древних поселений, укреплений, производства, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического и культурного слоя древних населенных пунктов;

¨ памятники градостроительства и архитектуры – архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади и улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты;

¨ памятники искусства – произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;

¨ документальные памятники – акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

В 5-й статье Закона говорится также, что к памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Памятники истории очень многообразны. Их группируют по сходным признаком, выделяя в этой классификации предметную сущность памятника, т.е. содержание заложенной в нем исторической информации, его происхождение и внешнюю характеристику. Каждому отдельному памятнику присущи все названные признаки.

По существу отражаемых событий различают памятники исторические, военно-исторические, археологические и этнографические.

Среди памятников истории четко выделяются две большие группы. Первая – памятники-современники и «участники» событий, они не создавались как таковые, а выполняли определенные служебные функции в период происходивших событий и сохранили до нашего времени следы этих событий. Вторая группа – памятники, созданные впоследствии с целью увековечения событий. Если памятники первой группы содержат непосредственный (первичный) характер исторической информации, то памятники второй группы отличаются опосредованным характером информации, «пропущенной» через восприятие их создателей.

К первой группе относятся:

¨ письменные и печатные документы – летописи, законодательные документы, различные грамоты и акты, протоколы, судебно-следственные материалы, отчеты, рапорты, статистические данные, переписка, пресса, листовки, прокламации, материалы делопроизводства, личные документы и прочее;

¨ подлинные фотографии, документальные кинокадры, звукозапись;

¨ вещественные памятники (предметы) – орудия труда, ремесленные и промышленные изделия, предметы быта, оружие, одежда, украшения, монеты, печати, предметы прикладного искусства, личные вещи участников событий, боевые реликвии (ордена, медали, именное оружие, знамена и прочее), предметы гражданской и военной техники;

¨ памятные места исторических событий, происходивших в крае, а также места захоронений. Памятные места привязаны к конкретной территории: улице, площади, району, участкам местности (поле, лес, перевал, ущелье, река, болото и т.д.)

¨ различные сооружения: гидротехнические (плотина, шлюз, канал); военно-инженерные (кремли, бастионы, рвы, окопы, блиндажи, доты и дзоты, крепости и крепостные стены, надолбы, землянки, линии обороны, башни и прочее); транспортные (железная дорога, автострада, проселочная дорога, мост), отдельные здания и квартиры.

Вторую группу преимущественно составляют памятники монументального искусства – мемориальные комплексы, отдельные памятники, монументы, бюсты, обелиски, стелы, мемориальные доски; архитектурные сооружения, некрополи, холмы Славы и другие.

Военно-исторические памятники и памятники оборонного зодчества – кремли, башни, стены, окопы, рвы, надолбы, холмы Славы и прочее.

Памятники археологии – вещественные следы материальной и духовной культуры древних обществ – помогают путем научной реконструкции раскрыть закономерности общественного развития. Поскольку вся предшествующая появлению письменности история народов может быть изучена только по вещественным памятникам (период письменной истории составляет 5 тысяч лет, а люди существуют на планете 2 миллиона лет), то значение археологических памятников определено уже этим фактом.

Наиболее крупными памятниками археологии являются поселения и погребения. К ним относятся также мастерские, горные выработки, культовые сооружения (храмы, святилища, пирамиды), каналы, плотины, оборонительные валы, наскальные рисунки, места находок древних животных и прочее.

Памятники этнографии отражают этнические и культурно-бытовые процессы, происходившие в далеком прошлом и происходящие в наши дни, и показывают основные тенденции изменения национальных форм материальной культуры и быта.

 


Вопросы к семинару.

1. Памятники истории и культуры как объекты туристического краеведения.

2. Виды памятников, находящихся под охраной государства.

3. Классификация памятников истории.

4. Группы памятников истории: памятники-современники и памятники, созданные впоследствии.

5. Военно-исторические памятники и памятники оборонного зодчества.

6. Памятники археологии.

7. Памятники этнографии.


Искусство края. Народное искусство.

 

Изучение искусства края, в том числе и народного творчества, является составной частью краеведения. В памятниках искусства раскрывается настоящее и прошлое страны, неповторимые черты ее духовной жизни.

Объектами искусствоведческого краеведения могут служить все виды искусства, как профессионального, так и народного: архитектура, литература, живопись, графика и скульптура, декоративное и прикладное искусство, а также личность художника – писателя, живописца, актера, режиссера, музыканта, архитектора.

Все объекты искусствоведческого краеведения можно разделить на две группы.

Первая группа – это подлинные произведения искусства, имеющие самостоятельную ценность. Главной задачей краеведения в отношении этих объектов является изучение самого памятника, выявление его ценности (с учетом специфики вида и жанра, требований эпохи, метода, стиля, направления) и значения в истории художественной культуры края.

Вторая группа – это памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей искусства или получившие отражение в их произведениях. Здесь главная задача – изучение художественного наследия в аспекте общественной и культурной жизни края. Эти объекты позволяют личностно соприкоснуться с процессом художественного творчества, они опосредованно отражают роль и влияние местной культуры, природы, истории и экономики на становление и развитие таланта художника и на судьбу его творений.

Обе группы объектов следует рассматривать в двух планах: как источник знаний по истории и культуре края и как источник знаний о самом искусстве, его историческом развитии и значении, поскольку памятники искусства, помимо исторической, научной или какой-нибудь иной культурной ценности, имеют еще и художественную ценность. Именно в этом состоит специфика искусствоведческого краеведения, в отличие от других направлений, где объекты – это факт истории, явление природы, свидетельство уклада хозяйственной жизни и т.п.

Народное искусство представляет для краеведов особый интерес, так как, будучи связано с бытом, образом жизни и труда народа, с культурными традициями и обычаями края, оно дает возможность понять истоки и своеобразие местной культуры и искусства.

На ранних этапах своего развития искусство было непосредственно вплетено в трудовую деятельность, в процесс производства, что особенно ярко демонстрируют образцы народного декоративно-прикладного творчества. Краеведческое изучение народного искусства должно выявить его связь с крестьянским трудом или ремесленным цехом, специфику создания этих изделий, их назначение и использование, удивительное сочетание в них утилитарных и эстетических качеств.

Народное искусство создавали крестьянские мастера и посадские ремесленники. Характер крестьянского искусства, изделия которого сами создатели расценивали как нужные в хозяйстве и быту вещи, во многом определялся размеренным укладом жизни, близостью к природе. Нехудожественного творчества народ не знал, красота линий, формы, узора придавалась всему: и сохе, и прялке, и туеску, и корзине.

Центры художественных ремесел возникали в городах, вблизи природных источников сырья: гончарные – у залежей глины (Гжель, Скопин у Рязани), изделия из металла – в местах разработок различных руд (Великий Устюг, Тула), резьба по кости – на севере, где добывали моржовый клык (Холмогоры, Сольвычегодск, Архангельск). Эти произведения славились не только в России, но и за рубежом.

Жизнь народа всегда была слита с жизнью природы, которая давала доступный материал и способы его обработки, служила источником содержания, влияла на мотивы и эмоциональный строй. В руках народных мастеров самые простые материалы: глина, металл, кость, железо, лен, дерево – превращались в произведения искусства.

Благодаря фантазии реальная жизнь людей и природы приобретала в изделиях народных мастеров черты сказочности и служила основой своеобразного поэтического мира, в котором быль и вымысел слиты воедино. Через повседневную бытовую утилитарность в искусстве раскрывалось стремление народа постичь мир в целом, отразить свои представления о характере мироздания. Это искусство не украшало жизнь, а являлось ее органическим проявлением, и поэтому в этих памятниках мы видим отзвук народной жизни и образец глубокого постижения действительности.

В искусстве разных стран и народов существуют не только единые, общечеловеческие формы и принципы, но и отличия, присущие только определенной национальной культуре. Столетиями в народном искусстве отбирались и шлифовались лучшие формы, композиционные схемы, узоры орнамента, сочетания цветов, характерные именно для этого края. Невозможно спутать городецкую роспись с семеновской золотой хохломой, или с росписями Полхов-Майдана, как не спутаешь деревянную резьбу волжских и архангельских изб, деревянную скульптуру Литвы и Белоруссии, дымковскую и филимоновскую, болхорскую и самаркандскую глиняную игрушку, вологодские и балахнянские кружева. Аналогичные различия видны и в других видах искусства: суровый климат Севера требует иных типов архитектуры, чем мягкий юг России. Жители Карпат творят иначе, чем жители украинских долин. Художественные центры в долинах и горах Дагестана или Армении обладают яркой локальной самобытностью.

Необходимо отметить тот факт, что там, где живет народный промысел, лучше сохраняются и народные песни, танцы, национальная одежда, обычаи и другие неповторимые черты местной культуры.

Изучение народного искусства включает также изучение местных музыкальных и танцевальных особенностей. В музыке и танце ярко проявляются черты, присущие определенной национальной культуре, вернее, ее местному, локальному проявлению. Не случайно в нашем представлении национальная музыка связана с определенным рисунком танца, характером народного костюма и украшений, даже с образами природы края и физическим обликом исполнителей, а также с местными обычаями и обрядами. Эмоциональная сила и массовость исполнения народной музыки и танца объясняют необходимость краеведческого изучения музыкальной и танцевальной культуры края.

Краеведческое изучение народного искусства предполагает постановку целого ряда вопросов:

¨ учет особенностей природных условий, экономики и хозяйства края, приведших к возникновению определенного художественного промысла;

¨ определение истории промысла, его специфики, используемого материала, техники и технологии;

¨ выявление связей народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни и труда мастеров;

¨ определение утилитарных и эстетических качеств изделий народных мастеров, особенностей их создания и использования;

¨ особенности развития данного промысла в настоящее время (если оно есть) – проблемы традиций и новаторства, утеря бытового назначения изделий и преобладание сувенирного характера;

¨ проблемы коллективности народного творчества и индивидуальности современного мастера – необходимость сохранения типовых художественных особенностей промысла;

¨ значение промыслов в сохранении традиций местной художественной культуры в условиях научно-технического прогресса.

Традициями народного искусства питается и обогащается искусство профессиональное, в этом залог его социальной и эстетической зрелости. Хотя профессиональное искусство вышло из народного, со временем оно стало больше подчиняться законам межнационального характера, развиваясь в рамках общепринятых стилей и направлений. Кроме того, в профессиональном искусстве на первый план выступает личность художника, его индивидуальность, через призму которой и познается жизненное многообразие. А народное творчество не ограничено возможностями одного человека, что всегда, за исключением редчайших случаев гениальности, более ценно как опыт коллективный и выверенный временем. Поэтому именно народное искусство в любую эпоху составляет национальное своеобразие, художественную силу и, в конечном счете, – фундамент художественной культуры любого народа

 

Вопросы к семинару.

 

1. Цели изучения искусства края.

2. Объекты искусствоведческого краеведения.

3. Особая ценность и своеобразие народного искусства.

4. Сочетание народных промыслов, музыкальной и танцевальной самобытности.

5. Примерный план краеведческого изучения народного искусства.

6. Отличия и связь народного искусства и профессионального.

 


Искусство края: литературное краеведение, изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура).

 

Литературное краеведение носит массовый характер и ведется буквально в каждом крае. Краеведы разработали «литературную географию» нашей страны. Собранные сведения легли в основу многих экспозиций народных и государственных музеев, мемориальных квартир, усадьб-заповедников, позволили проложить маршруты путешествий и экскурсий.

Литература является мощным средством идеологического воздействия. Богатство, многообразие и гибкость художественных средств литературы, главнейшим из которых является слово, дает возможность сочетать в литературном произведении понятийную определенность с изображением конкретных жизненных явлений. Этот древнейший вид искусства первоначально существовал в форме устного народного творчества, являющегося и поныне свидетельством высокого художественного уровня мышления народа. Слову доступно отражение всех сфер действительности, поэтому главной особенностью художественного образа в литературе является многомерность, широта охвата различных сторон жизни, отражение действительности как исторического процесса.

Литература часто является основой других искусств: театра (драматургия), кино (сценарий), хореография (либретто), литературные сюжеты нередко лежат в основе живописных, скульптурных и графических произведений. Даже музыка, стремясь достичь более прямого и однозначного воздействия на человека, прибегает к синтезу со словом.

Художественной литературе в России с XIX века и до наших дней принадлежит ведущая роль в искусстве, она более четко улавливает пульс эпохи и непосредственно откликается на веяния духа времени, в ее произведениях раньше появляются новые типы и образы, рожденные развитием общественной жизни, раньше ставятся новые идейные проблемы.

В России, вероятно, нет ни одного края и города, с которым не была бы связана история русской литературы. Каждый край имеет литературные традиции, памятники, музеи.

Важным направлением литературного краеведения может быть собирание и изучение местных памятников устного народного творчества. Передаваемый из поколения в поколение фольклор доносит до нас воспоминания о древнейших временах. В этом можно убедиться, собирая местные пословицы и поговорки, а также самые древние формы фольклора: сказки, былины, предания, песни.

Не менее важным направлением является изучение современной литературы, особенно местного материала – творчества писателей-земляков. В историю развития художественной культуры края входят творчество и биографии писателей, родившихся или живших в крае, а также выявление и изучение памятных мест, связанных с произведениями художественной литературы. Иногда такой местный материал невелик по объему, но тогда он выступает в качестве краеведческого дополнения к определенной теме литературы.

Литературное краеведение помогает определить связь творческого метода писателя с определенными социально-историческими условиями, понять взгляды писателя на жизнь, отношение и непосредственное участие в общественных событиях. Занятия литературным краеведением расширяют представление об истории, помогают увидеть действительность в глубинных взаимосвязях прошлого и настоящего. Нередко в ходе краеведческой деятельности уточняются факты творческой или общественной жизни писателя, выявляется новый историко-литературный материал, а при изучении устного народного творчества – новый фольклор.

В отличие от литературы, изобразительные искусства (живопись, графика, скульптура) не обладают способностью изображать людей в действии, во времени. Эти виды искусства дают статичное изображение окружающего мира, т.е. памятники изобразительного искусства безмолвны, неподвижны и воспринимаются только зрением.

В живописи создается иллюзия трехмерного пространства на плоскости при помощи рисунка, перспективы, цветовых и светотеневых эффектов во всем богатстве и разнообразии чувственных впечатлений от окружающего мира. Однако наглядность живописи, богатые изобразительные возможности ее языка позволяют этому виду искусства достигать больших глубин образного истолкования действительности, передавать многоплановый мир человеческих чувств, взаимоотношений, характеров.

Произведения изобразительного искусства обогащают наши представления о природе, быте, человеческих отношениях, о самом характере развития края в тот или иной исторический период и, следовательно, представляют значительный интерес для краеведов. Как и художественная литература, они дают возможность уяснить жизненные истоки художественного творчества, взаимосвязи искусства с жизнью.

Объектом краеведческого изучения является также графическое искусство, в силу особой демократичности и доступности его, сочетания уникальности и массовости для ряда техник (возможность тиражирования печатной графики). Графика из всех видов искусств, как правило, наиболее тесно связана с жизнью края. В силу своих специфических особенностей: оперативности, мобильности, открытой публицистичности, возможности мгновенного отклика на события – графика имеет важное значение в общественной жизни. Не случайно в периоды общественных изменений: революций, войн, ударных строек и т.п., именно графика всегда играла основную роль («Окна РОСТа», «Агитплакат»). Специфика художественного образа в графическом искусстве, с его интимностью восприятия, создающего особый контакт со зрителем, делает этот вид искусства действенным средством пропаганды. Образ в графике всегда рассчитан на индивидуального зрителя, и потому самые насыщенные по общественной нагрузке образы в графике переживаются непосредственно, лично воздействуют на зрителя. Графическое искусство имеет особую ценность в искусствоведческом краеведении.

Скульптура, в отличие от предыдущих видов искусства, обладает осязательной силой убеждения, так как здесь не изображается, а создается реальный трехмерный объем – образ человека или животного в определенный момент движения. Поэтому скульптура обращается, прежде всего, к интеллекту зрителя и в меньшей степени – к его эмоциям, дает повышенное ощущение жизни. Бедная общей сюжетной тематикой, скульптура неисчерпаемо богата пластическими мотивами движения, призванными передать все многообразие человеческих чувств, переживаний, от тончайших нюансов печали и тоски, борьбы жизни и смерти, глубоких психологических конфликтов до высоких общественных идеалов и патриотических идей.

Памятники скульптуры, особенно монументальной, являющейся мощным средством пропаганды, в искусствоведческом и историческом краеведении составляют большую и многообразную группу объектов. Масштабность этих произведений, отражающих дух эпохи, грандиозность свершений, утрат и побед, определяет их большое значение в краеведческом изучении края.

Изучение местных памятников монументального искусства может происходить по следующей схеме: знакомство с автором или авторами монумента (скульпторами и архитекторами); история создания памятника, его выполнения и установки; поиск прототипов – реальных исторических лиц; исследование исторических условий и событий, увековеченных в памятнике. Все это поможет открыть новую страницу местной художественной культуры, прикоснуться к памятным датам биографии страны, узнать о жизни и подвигах знаменитых земляков.

Язык изобразительного искусства своеобразен, и восприятие его по сравнению с литературным языком более затруднительно. Поэтому краеведческое изучение изобразительных искусств дает возможность освоить сложную специфику и законы создания художественного образа, что приводит к более полному пониманию художественных произведений.








Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 2502;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.028 сек.