Раздел III. Искусствоведческие аспекты краеведения. 3 страница

Почти каждый республиканский, краевой и областной центр Российской Федерации располагает своим художественным музеем или картинной галерей. Некоторые из них широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом, например, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Он был открыт в 1885 году и явился первым в провинции общедоступным художественным музеем. Интересными коллекциями обладают также Воронежский областной музей изобразительных искусств, Вологодская областная картинная галерея, Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Свердловская картинная галерея.

Будущий создатель Астраханской картинной галереи Павел Михайлович Догадин в 1895 году закончил Астраханское реальное училище, получив диплом инженера-механика. Работа инженера, видимо, совсем не удовлетворяла его: он то бескорыстно тратил свои сбережения на учреждение издательства, которое должно было выпускать книги по вопросам религии и морали, то занимался благотворительностью. В 1912 году он приступил к осуществлению своей главной мечты – созданию коллекции картин, которую мог бы подарить своему родному городу. Догадин начал скупать картины именитых русских художников: Н.Н. Шишкина, В.Д. Поленова, А.К. Саврасова, И.Н. Левитана, А.Н. Куинджи.

Кстати, в Астрахани не только Догадин занимался собирательством картин. Большие коллекции были у рыбопромышленника Сапожникова, коммерсантов Лианозова и Репина. Последний, между прочим, всю свою коллекцию, состоящую из нескольких тысяч работ прославленных мастеров, завещал городу.

Даже не имея художественного образования, Догадин мог порой еще в непризнанных художниках видеть будущих прославленных мастеров. Так, например, большой удачей оказалось приобретение им у М.В. Нестерова одного из первых эскизов к его известной картине «Видение отроку Варфоломею». Сама картина была куплена П.М. Третьяковым для его галереи в Москве. Некоторые критики даже полагают, что эскиз, купленный Догадиным, намного удачнее самой картины.

Но круг интересов Догадина не ограничивался только Нестеровым. Догадин приобретает одиннадцать этюдов Левитана, работы Куинджи, Шишкина, Репина, Поленова, Серова, Васнецова, Саврасова и многих других именитых и не очень именитых русских художников.

Долгое время Догадин вынашивал идею передать свою коллекцию родному городу. Он пытался найти понимание и у других меценатов и богатых коллекционеров, вел переговоры с наследниками рыбопромышленника Сапожникова, после смерти которого осталась великолепная коллекция картин, но бескорыстные идеи собирателя их не заинтересовали.

После Октябрьской революции Догадин оказался на перепутье: отдавать ли свою коллекцию новой, чуждой ему власти, или оставить ее у себя. Но и новая власть к этой идее коллекционера отнеслась с подозрением. Для ее представителей Догадин был просто купцом, то есть ненавистным эксплуататором, с которым партия и рабочие должны были вести борьбу. Но все же взаимонепонимание и подозрительность были преодолены, и Астрахань получила прекрасную коллекцию, а Догадин стал ее пожизненным хранителем.

Все свои имеющиеся сбережения Догадин потратил на дальнейшее приобретение картин. Лишь за 1919 год он приобрел их на 27 000 рублей. Но, к сожалению, Павел Михайлович прожил недолго. 31 декабря 1919 года он умер и был похоронен за казенный счет скромно и без стечения народа.

Рассказ об Астраханской картинной галерее был бы неполным без имени другого нашего земляка И.А. Репина.

В конце XIX века астраханцам было хорошо известно семейство Репиных. Аполлон Репин одно время занимал должность городского головы. Иван Репин был известным в городе коммерсантом и меценатом. Братья пользовались признательностью за свою благотворительную деятельность. В 1885 году Репины жертвуют городу 50 тысяч рублей на пособия пострадавшим в несчастных случаях, передают городу здание под богадельню и жертвуют 28 тысяч рублей на ее содержание. В феврале 1892 года Иван Репин передает городу свою драгоценную библиотеку и 15 тысяч рублей на устройство особого помещения для нее. Завещал Репин городу и свою уникальнейшую коллекцию гравюр, собранную в разных странах Европы. Она насчитывала около 9 тысяч эстампов, среди которых офорты Рембрандта и гравюры школы Рубенса. В 1927 году эти шедевры поступили в хранилище Астраханской галереи.

В 1925 году галерея пополнилась работами нашего земляка Б.М. Кустодиева, приславшего в дар 26 линогравюр и литографий. Позднее, после смерти художника, его жена передала городу еще несколько картин.

Вторая половина 20-х годов была очень продуктивной для галереи в плане новых приобретений. В 1927 году из центрального хранилища Государственного музейного фонда в галерею поступили портреты Боровиковского, Аргунова, Брюллова, полотна Айвазовского, Саврасова, Куинджи, Серова, Врубеля, Рериха. В этом же году из Ленинградского фарфорового фонда было передано 322 экспоната – образцы русского и зарубежного фарфора, фаянса, хрусталя. А через два года собрание галереи вновь пополнилось интересными работами Шишкина, Савицкого, Репина, Клодта и других.

И в последующие годы коллекция галереи активно пополнялась за счет приобретений, пожертвований, централизованных передач из других фондов. Такой богатой и разнообразной коллекции нет и в крупных городах. Здесь представлены практически все этапы отечественной живописи. В экспозиции есть работы прославленных портретистов XVIII-XIX веков Аргунова, Рокотова, Боровиковского, Венецианова, Брюллова. Довольно богата коллекция галереи работами художников-передвижников и вообще образцами живописи конца XIX века. Это работы Перова, Крамского, Саврасова, а также Левитана, Поленова, Шишкина и многих других.

В Астраханской галерее находятся шедевры А.Н. Куинджи, который приводил в восторг современников своим талантом передавать на полотне волшебство лунного света. Недоброжелатели художника обвиняли его в колдовстве и сговоре с дьяволом, а некоторые даже утверждали: Куинджи прячет лампу позади картины, чтобы она передавала яркость луны. Много в галерее марин – морских пейзажей, принадлежащих кисти Айвазовского и Боголюбова. Хорошо представлены работы художников круга «Мир искусства»: А. Бенуа, К. Сомова, В. Серова, М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова. Авангард представлен работами М. Шагала, В. Кандинского, К. Малевича, А. Лентулова. Имеется творчество так называемых художников «мусатовцев». Это работы Кузнецова, Крымова, Сарьяна и других. Их легко узнать по чрезмерной упрощенности и декоративной стилизации форм.

Одним из украшенией экспозиции являются работы нашего прославленного земляка, чье имя и носит картинная галерея – Б.М. Кустодиева. Это картины «Христосование», «Летний праздник».

Хорошо отражен в галерее и советский период. Это работы Архипова, Кончаловского, Дейнеки, Пластова и других известных художников.

Очень интересны работы нашей землячки, талантливой художницы Веры Владимировны Хлебниковой (1891-1941), сестры известного поэта Велимира Хлебникова.

Экспозиция Астраханской картинной галереи им. Б.М. Кустодиева – одна из лучших в Поволжье.

 

 


Вопросы к семинару.

 

1. Своеобразие художественных музеев.

2. Основные типы художественных музеев.

3. Государственный Эрмитаж.

4. Государственная Третьяковская галерея – история создания и знаменитые экспонаты.

5. Государственный Русский музей.

6. Известные художественные музеи России.

7. Создатель Астраханской картинной галереи – Павел Михайлович Догадин.

История создания галереи. Основные экспонаты галереи.


Музеи России. Архитектурно-художественные музеи, дворцово-парковые ансамбли, монастыри, музеи-заповедники и музеи-усадьбы: петербургские пригороды, север и центр России.

Большой популярностью пользуются историко-художественные, архитектурно-художественные музеи, музеи-заповедники и дворцово-парковые ансамбли. Как правило, они располагаются в знаменитых архитектурных комплексах, дворцах, крепостях или монастырях. Наиболее известные музеи имеются в Пскове, Новгороде, Ярославле, во Владимире, Суздале, Вологде, Ростове Великом и во многих других российских городах.

Жемчужинами российской дворцово-парковой архитектуры являются пригороды Санкт-Петербурга – Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина, Ораниенбаум.

Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа, расположенного в окрестностях Санкт-Петербурга, возник в первой четверти XVIII века на южном берегу Финского залива. Его замысел принадлежит Петру I. Это парадная летняя резиденция российских императоров.

В 1714 г. началось строительство летней загородной резиденции для Петра I. В 20-х годах XVIII века были возведены Большой дворец, дворцы Монплезир и Марли, павильон Эрмитаж, сооружена фонтанная система, заложены Верхний сад и Нижний парк. В результате двухвековых строительных работ был создан всемирно известный Петергофский дворцово-парковый комплекс, включающий 7 парков общей площадью свыше 800 га, более 20 дворцов и павильонов. Архитектурным центром ансамбля является Большой дворец. Главный его фасад обращен к морю и протянулся в длину на 250 м. В залах Большого дворца представлены коллекции произведений русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики.

«Русский Версаль» строили самые знаменитые архитекторы: Ж.Б. Леблон, М. Земцов, Ф. Растрелли. Так как, по замыслу Петра, Петергоф должен был стать парадной приморской резиденцией, все убранство дворцов и парков было посвящено морской славе России.

Шедевр садово-паркового строительства – Нижний парк - насчитывает 173 фонтана, среди которых знаменитый «Самсон». Особенностью фонтанов Петергофа является то, что с петровских времен и до наших дней они работают под давлением естественного тока воды.

Музей-заповедник «Царское Село» – блестящий памятник архитектуры XVIII века. «Жемчужина русского барокко» - Екатерининский дворец, создавался величайшим мастером этого стиля Ф. Б. Растрелли. Рядом с дворцом расположен Царскосельский лицей, элитарное учебное заведение начала XIX века, где воспитывался великий русский поэт А.С. Пушкин.

В состав ансамбля Царского Села входят также здания Холодной бани, Агатового павильона, Камероновой галереи, пандуса Камерона, Екатерининский и Александровский парки.

Дворцово-парковый ансамбль в Павловске складывался на протяжении пятидесяти лет – с конца 1770-х до конца 1820-х годов. В дальнейшем он практически не подвергался перестройкам, что придало ему целостный и завершенный вид. Это летняя резиденция императора Павла I. Дворец построен в стиле классицизма архитектором Камероном. Интерьеры дворца, украшенные бронзовыми изделиями, скульптурами, картинами и фарфоровыми сервизами, отражают безупречный вкус императрицы Марии Федоровны. Это единственный пригородный дворец Санкт-Петербурга, где полностью воссозданы все художественные интерьеры.

Павловский парк - ансамбль всемирного художественного значения, один из крупнейших пейзажных парков в Европе. Над его созданием трудились знаменитые архитекторы и известные ландшафтные декораторы.

Первые упоминания о Гатчине относятся к 1499 году. В 1766 году императрица Екатерина II подарила Гатчину своему фавориту графу Г. Орлову. Позднее, в 1783 году, выкупив Гатчину у братьев Орловых, Екатерина подарила ее своему сыну цесаревичу Павлу Петровичу. Еще в 1765 году архитектором Ринальди здесь был построен величавый охотничий замок с башнями, который затем перестраивался по проекту Бренна. Одновременно с перестройкой дворца велись работы в парке, строились знаменитые павильоны, здания Птичника, фермы, возводилась терраса-пристань. Гатчинский парк - первый пейзажный парк России. Он спланирован на берегах Большого и Серебряного озер. В парке расположены неповторимой красоты павильоны «Березовый домик» и «Павильон Венеры». Во дворце в разное время жили «самый романтичный русский император» Павел I и император Александр III. Сохранены парадные залы XVIII века, представлена богатейшая коллекция западноевропейского оружия. Романтический элемент дворца – подземный ход, ведущий к озеру.

Одна из самых необычных и знаменитых построек пригородов Санкт-Петербурга также находится в Гатчине и называется Приоратский дворец. Он был построен русским архитектором Николаем Львовым в 1798-99 годах и предназначался для приора – одного из высших чинов Мальтийского ордена. С 1530 года резиденция мальтийских рыцарей находилась на острове Мальта, но в 1798 году Наполеон изгнал их оттуда, и рыцарей приняла под свое покровительство Россия. В знак благодарности мальтийцы провозгласили императора Павла I главой ордена – гроссмейстером или Великим магистром. Здание Приоратского дворца выполнено в необычной технике, которую пропагандировал Львов: оно землебитное, т.е. сделано из земли с добавлением вяжущих веществ. Его высокие крыши и остроконечная башня создают таинственный романтический образ средневекового замка. Дворец отражается в неподвижных водах Черного озера, подходящего вплотную к его стенам.

Ораниенбаум (Ломоносов) находится в 39 км от Санкт-Петербурга на берегу Финского залива. В 1701 году Петр I подарил прибрежный участок князю А.Д. Меншикову. По его заказу архитекторы Фонтана и Шедель построили Большой (Меншиковский) дворец. В 1743 году Ораниенбаум стал летней резиденцией будущего императора Петра III, для которого был возведен ансамбль крепости Петерштадт с миниатюрным дворцом. В 1762 году императрица Екатерина II решила устроить здесь собственную загородную резиденцию. Архитектор Ринальди в 1762-64 годах создал для нее Китайский дворец и Катальную (Китайскую) горку с купольным павильоном. Все эти памятники – сочетание петровского барокко, изящного стиля рококо и классицизма - сохранились до наших дней с исключительной полнотой, и в этом их особая ценность. В павильоне Китайская горка имеется богатая коллекция западноевропейского фарфора.

«Золотое кольцо» России – это туристский маршрут, проходящий по древним русским землям: Владимирской, Суздальской областям, Иванову, Палеху, Плесу, Костромской области, Ярославской, Ростовской и Загорской. Даже по перечислению городов и областей становится понятно, что маршрут проложен по району множества исторических памятников, дворцов, храмов, монастырей – музеев под открытым небом.

Ряд выдающихся памятников зодчества, расположенных во Владимирской области, включен в реестр ЮНЕСКО всемирного культурного наследия. Это памятники XII века во Владимире – Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы, в поселке Боголюбово – церковь Покрова на Нерли и лестничная башня палат Андрея Боголюбского, в селе Кидекша – церковь Бориса и Глеба, в Суздале – Рождественский собор, Архиерейские палаты, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри.

Одно из прекраснейших сооружений владимиро-суздальской, да и всей древнерусской архитектуры – церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165. Она и сейчас стоит уединенно, поодаль от города, на берегу неширокой речки Старицы. Церковь проста – одноглавый четырехстолпный храм, но таких совершенных пропорций, что ее стройность может сравниться только со стройностью греческой статуи. Церковь вертикальна, устремлена ввысь, но высотность смягчена мотивом полукружья, которым плавно завершаются все ее вертикальные тяги. Стены оживляет рельеф: человеческая фигура с музыкальным инструментом, по бокам львы, грифоны, загадочные женские маски.

Во Владимирской области находится историко-архитектурный музей «Александрова Слобода». Это место пребывания Василия III и его сына Ивана Грозного. Построенная Василием III загородная резиденция Великого князя во времена правления Ивана Грозного на 17 лет становится фактической столицей Русского государства. Здесь творили лучшие зодчие и иконописцы, здесь царь принимал иностранные посольства. Время Ивана Грозного оставило много легенд и преданий, которые кажутся явью при посещении Александровой слободы: полет с царской колокольни первого русского Икара холопа Никитки, смерть наследника – царевича Ивана, тайна знаменитой царской библиотеки… Музей позволяет окунуться в атмосферу быта царского двора. В подлинных палатах Ивана Грозного каждому желающему предоставляется возможность стать участником ритуала малого царского приема, отметить именины по древним обычаям, увидеть обряд сватовства. От величественного Александровского кремля сохранились Троицкий собор 1513 г., надвратная церковь Федора Стратилата XVII века, Распятская церковь-колокольня XVI века и другие древние сооружения, частично входящие в музейный комплекс.

Огромное количество великолепных памятников архитектуры находится на русском Севере и центре России – в Архангельской, Вологодской, Псковской, Смоленской, Костромской, Рязанской, Ярославской областях.

Вологда – один из древнейших русских городов, первое упоминание о котором относится к 1147 году, ворота русского Севера, форпост Москвы. Иван Грозный стремился превратить город в свою северную резиденцию, поэтому в городе в середине XVI века началось строительство грандиозного Кремля, был заложен Софийский кафедральный собор (1568-1571 годы). В XVIII веке возле Софийского собора был завершен архитектурный ансамбль Вологодского Кремля – Архиерейский двор. Один из самых живописных и гармоничных архитектурных комплексов Севера – Спасо-Прилуцкий монастырь, построенный в XVI-XVII веках, расположился на окраине города, в излучине реки Вологды.

Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник расположен в Архангельской области. Город Каргополь – также один из древнейших городов русского Севера, первое упоминание о котором относится к 1146 году. В городе насчитывается три сотни памятников деревянного и каменного зодчества, в том числе религиозные святыни.

Город Пустозерск находится на границе тундры и лесотундры. Достопримечательности Пустозерска – стоянки древнего человека, заброшенное городище XI века – остатки первого русского поселения в Заполярье, руины города XV столетия, где был сожжен духовный глава старообрядцев, неукротимый протопоп Аввакум, и место ссылки опальных бояр при Иване Грозном.

 

Вопросы к семинару.

 

1. Особенности архитектурно-художественных музеев, дворцово-парковых ансамблей и музеев-усадьб.

2. Знаменитые пригороды Санкт-Петербурга: Петергоф, Царское Село, Гатчина, Павловск, Ораниенбаум.

3. Памятники «Золотого кольца».

4. Покрова на Нерли.

5. Александрова Слобода.

6. Вологда, Каргополь, Пустозерск.

 

 


Музеи России. Архитектурно-художественные музеи, дворцово-парковые ансамбли, монастыри, музеи-заповедники и музеи-усадьбы: север и центр России (продолжение).

 

Кижи – небольшой остров на Онежском озере. Спасо-Кижский погост (на северо-западе Древней Руси погостом называли большое село, служившее административным центром) известен с XVI века. В его состав входило около 100 деревень. Жемчужина Кижей – деревянная Спасо-Преображенская церковь, построенная без единого гвоздя. Основанием храма служит восьмигранный сруб – восьмерик, на котором поставлены еще два восьмерика поменьше. Их пересечения увенчаны двадцатью двумя главами-луковицами. Форма и размер глав меняются, создавая причудливый ритмический рисунок. Существует легенда, по которой строитель храма, мастер Нестор, по окончании работы забросил свой топор в озеро со словами: «Николи не было, николи не будет». Внутри церкви находится резной золоченый иконостас, в четырех ярусах которого расположены 102 иконы. Старейшие из них, «Преображение» и «Покров», относятся к концу XVII века.

Уникальность и культурная ценность кижского архитектурного ансамбля всегда была неоспоримой. Поэтому в 1945 году было принято решение о создании на острове государственного музея-заповедника. Из окрестных деревень сюда стали свозить старинные памятники деревянного зодчества: церковь Воскрешения Лазаря XIV века – старейшая культовая постройка русского Севера, несколько часовен, мельницы и более двух десятков крестьянских домов и хозяйственных построек, спасенных от исчезновения. Кижи называют уникальной исторической территорией, не имеющей равных на европейском севере России. С 1990 года архитектурный ансамбль Кижского погоста и его архитектурно-ландшафтная среда включены в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Псков – один из древнейших городов России, который в 2003 году отметит свое 1100-летие. Здесь сохранились уникальные памятники архитектуры: Кремль с Троицким собором, церкви XII-XX веков, гражданские постройки XVII века, крепость XII-XVI веков. Фрески работы византийских мастеров Спасо-Преображенского Мирожского монастыря – всемирно известный памятник XII века. Сам монастырь, построенный в 1153 году, по своим формам близок к греческим храмостроительным канонам.

Псковский историко-архитектурный музей-заповедник располагается в так называемых «Поганкиных палатах», памятнике архитектуры XVII века. Строились палаты по заказу первого владельца Сергея Поганкина, богатого и могущественного в свое время человека: управляющего Псковского денежного двора и кабацкого головы, возглавлявшего к тому же Псковскую таможню. Сегодня в здании Поганкиных палат демонстрируются редчайшие коллекции, в том числе собрание икон XIV-XVII веков, археологические находки со времен древних викингов и коллекция серебра.

Печорский район Псковской области практически является музеем под открытым небом; здесь имеется 18 памятников истории, 19 памятников архитектуры, 16 памятников культуры. Главная достопримечательность города Печоры – Псково-Печерский Свято-Успенский православный мужской монастырь XV века с 11 храмами и пещерным некрополем. В монастыре имеется богатая библиотека с уникальными изданиями, а также произведения древней живописи, прикладного искусства, ювелирного и литейного дела. Это единственный в России монастырь, ни разу не прекращавший своего существования со времен основания в 1742 году, а также единственный русский монастырь, расположенный в пещерах.

В 20 км от города Печоры расположена еще одна крепость, Изборск. Изборск является одним из древнейших поселений на Руси (862 год). Он был прозван «Железным городом» – ни одному завоевателю не удалось войти сюда. Ныне на территории крепости расположен Государственный историко-архитектурный природно-ландшафтный музей-заповедник, одной из главных достопримечательностей которого является Труворово городище с легендарным Труворовым Крестом – место, где похоронен варяжский князь Трувор.

Всего в пяти часах езды от Москвы на берегу Волги находится древний русский город Кострома. В этом году город будет отмечать свое 850-летие. Кострома была основана князем Юрием Долгоруким всего на пять лет позже Москвы, поэтому ее по праву называют младшей сестрой Москвы. Город построен по четкому плану, утвержденному в конце XVIII века.

В Костроме сохранился единственный в своем роде уникальный архитектурный ансамбль торговых рядов XVIII-XIX веков (Красные, Мучные, Рыбные, Табачные, Пряничные, Молочные ряды), действующий и поныне. Визитной карточкой города стала знаменитая Пожарная каланча, про которую Николай I сказал, что такой нет даже у него в Петербурге. Славится Кострома памятниками средневековья. Среди них шедевр архитектурного зодчества – церковь Воскресения-на-Дебре.

Недалеко от центра города возрождается женский Богоявленский монастырь, в кафедральном соборе которого хранится одна из величайших православных святынь – Чудотворная Икона Божией Матери – Федоровская.

Жемчужиной Верхнего Поволжья и самым посещаемым объектом является Ипатьевский монастырь XV-XVIII веков, знаменитый как колыбель династиии русских царей Романовых, в ансамбль которого входят Троицкий собор, палаты бояр Романовых, музей деревянного зодчества. Именно сюда весной 1613 года прибыло к Михаилу Федоровичу Романову посольство с приглашением на царство.

В Костромской области находится село Сусанино. В церкви Воскресения устроен музей, где воссоздана эпоха Смутного времени, представлен интересный материал о жизни уроженца этой земли Ивана Сусанина. О его подвиге напоминает часовня, построенная на месте избы героя в 1915 году усилиями крестьян-земляков.

Архитектурный ансамбль, ныне носящий сложное название «Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник», некогда вмещал совершенно иное содержание. Троице-Сергиев монастырь, располагавшийся на холме при слиянии речек Кончуры и Вондюги, был поистине оплотом веры. История его уходит в шестивековую давность. Монастырь был основан в 40-е годы XIV века монахом Сергием, получившим впоследствии прозвание Радонежского. Не только сам монастырь был новым для северо-востока Руси явлением: впервые в этих краях Сергий ввел «общежитийный» монастырский устав.

Троице-Сергиев монастырь тесно связан с русской историей. Отсюда уходили на Куликово поле монахи Пересвет и Ослябя. Сюда ссылали еретиков, в частности, здесь долгое время был заточен митрополит Зосима, а впоследствии – Максим Грек. В 1422 году, при обретении мощей святого, над могилой Сергия Радонежского был возведен каменный Троицкий собор, росписи и иконы которого были созданы лучшими мастерами русской иконописи – Андреем Рублевым и Даниилом Черным с учениками.

Монастырь не раз оказывался на пути войн. Предвидя это, зодчие еще при постройке обнесли монастырь высокой каменной стеной. После восстания Ивана Болотника монастырю был придан постоянный гарнизон, увеличивавшийся перед каждой войной. Монастырь ни разу не был взят штурмом или осадой.

Все эти века монастырь был своего рода собранием иконописи и произведений церковно-прикладного искусства. Иконы и духовные книги в богатых окладах, утварь и священнические облачения передавались сюда многими жертвователями. Так постепенно создавалось богатейшее на сегодняшний день собрание древнерусской живописи и прикладного искусства XIV-XVII веков. Впоследствии к этой коллекции добавились предметы искусства более поздних периодов – советского и отчасти постсоветского времени.

Город Рязань славится памятниками истории и архитектуры. Здесь находится более 240 старинных зданий и архитектурных комплексов, особое место среди которых занимает Рязанский Кремль, входящий в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Из комплекса кремлевских зданий выделяется Успенский собор, построенный знаменитым крепостным архитектором Яковом Бухвостовым. Иконостас собора является одним из самых высоких в Европе.

Другой составной частью музея-заповедника является городище Старая Рязань, расположенное в 50 км от Рязани. Это разрушенный древнерусский город, бывший центр Рязанского княжества, который называют «Русской Троей». Музей-заповедник включен в реестр особо ценных объектов культуры народов Российской Федерации.

Город Смоленск впервые упоминается в летописях в 863 году. К одной из самых интересных архитектурных достопримечательностей Смоленска относится Успенский кафедральный собор, построенный в XVIII веке. Великолепное зрелище представляют собой позолоченный резной иконостас и богатое убранство храма.

Из множества интересных музеев Смоленска самый своеобразный – это городская кузница XVII-XVII веков, которая расположена в здании самого древнего гражданского сооружения города.

Углич – старинный провинциальный город, красиво расположенный на изгибе Волги. По одному из преданий, Углич был основан в 937 году. Летопись XVI-XVII веков называет Углич «многострадальным». Здесь был убит последний сын Ивана Грозного – малолетний царевич Дмитрий. На месте, где была пролита кровь, стоит церковь Дмитрия на крови. В церкви находятся подлинные экспонаты, связанные с трагическими событиями 1591 года: набатный колокол, возвестивший о гибели царевича, икона-мощевик. Внутри храма – уникальная фреска XVIII века, рассказывающая о трагической гибели царевича. Стены трапезной при церкви покрыты фресками XVIII века на тему библейской легенды о сотворении мира. Неповторимость их в том, что впервые на стенах православного храма изображены обнаженные человеческие тела. Полы в этой церкви также необыкновенны – они покрыты чугунными плитами.

С именем царевича Дмитрия связана еще одна церковь - Дмитрия на поле. По преданию, она возведена на том месте, где из мощей благоверного царевича Дмитрия капнула капля крови на поле. Угличане до сих пор чтят память святого Дмитрия, считая его покровителем города и детей. Изображение Дмитрия фигурирует и на угличском гербе.

Гордостью Угличского Кремля является памятник архитектуры XV века – палаты удельных князей, украшенный узорчатой кладкой кирпича и резным крыльцом. Спасо-Преображенский собор Кремля выстроен в начале XVIII века. Гордостью собора является роскошный шестиярусный иконостас. Все иконы, выставленные в нем – XVII-XVIII веков.

В Угличе очень много уникальных музеев, подобных которым нет ни в одном другом городе России: музей «Библиотека русской водки» с дегустационным залом «Русская изба», музей-клуб «Россия – Волга», музей мифов и суеверий русского народа, музей кукол, музей часового завода, музей мыши, музей валенок.

В 12 км от Углича расположен единственный в России старообрядческий православный монастырь – Николо-Улейминский. Он также является единственным сохранившимся из монастырей, когда-то окружавших Углич и являвшихся крепостями на подступах к нему. Монастырь был основан в XV веке иноком Варлаамом «ради чудес образа Николая Чудотворца Мирликийского»

 

Вопросы к семинару.

 

1. Спасо-Кижский погост.

2. Псков, Печоры, Изборск.

3. Кострома, Ипатьевский монастырь, Сусанино.

4. Загорский Троице-Сергиев монастырь.








Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 1185;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.03 сек.