Раздел III. Искусствоведческие аспекты краеведения. 2 страница

 

 

Вопросы к семинару.

 

1. Отличия литературного краеведения от других направлений изучения края.

2. Специфика литературы.

3. Направления литературного краеведения: изучение фольклора, творчества земляков-современников.

4. Специфические черты изобразительного искусства.

5. Краеведческое изучение графики.

6. Скульптура. Примерный план изучения памятников.

 


Искусство края: архитектура.

 

Архитектура – вид искусства, наиболее доступный краеведению, так как каждый край, республика, область, город или село обладает памятниками этого типа. Изучение местных особенностей зодчества (культовых и общественных сооружений, старинных усадеб и современных построек) может дать интереснейший материал по истории культуры родного края.

Произведения архитектуры являются памятниками как материальной, так и духовной жизни общества, т.е. они сохранили особенность, присущую ранним этапам развития искусства, когда оно было непосредственно вплетено в трудовую жизнь людей.

Главное назначение архитектуры – создание искусственной пространственной среды для жизненных процессов: труда, быта, культуры, отдыха и общения людей. Возникновение тех или иных типов архитектурных сооружений определяется социальным назначением архитектуры, и мы можем благодаря ей познать социальные условия жизни общества в определенную эпоху. Изучая архитектурный памятник, следует задуматься об его конкретном историческом назначении, о том, какая общественная или личная потребность его породила.

В отличие от литературы и изобразительных искусств, архитектура не способна к прямому открытому языку. Формам архитектуры почти нет аналогов в природе, она не имитирует чужой язык, ничего не рассказывает, не изображает, а выражает основные идеи времени. В этом специфика художественного архитектурного образа. Так, в архитектуре Московского Кремля и храма Василия Блаженного нашла выражение идея борьбы за национальную независимость и государственное единство России.

Известно, что история архитектуры – это история ее стилей, сформировавшихся в каждой стране в определенные эпохи. Интересно отметить, как влияют на архитектурные формы местные природные условия (климат, ландшафт, рельеф, качество почвы). Так, природными условиями, как правило, определяется характер фундаментов (свайных или срубных) и покрытий (плоские кровли на юге и высокие шпили, шатровые крыши, шлемовидные и луковичные главки на севере, когда снег, соскальзывая, отбрасывается формой кровли в сторону от стены), ориентация и размеры светопроемов, даже ширина улиц (для южных стран характерны узкие улочки, дома, спрятанные в глубине сада, защищенные от солнца галереями, верандами, портиками и т.д.).

В архитектуре, так же, как и в декоративно-прикладном искусстве, хорошо проявляется идущее еще от народного творчества умение тонко чувствовать природные свойства местных материалов, использовать их возможности и особенности при создании произведений, а также вводить местные мотивы в структуру художественного образа.

Например, каменное строительство, появившееся на Руси с принятием христианства, принесло и византийскую строительную технику, и византийский строительный материал – плинфу (плоский кирпич, перемежавшийся толстыми слоями штукатурки, что давало эффект «полосатой кладки»), сохранившуюся в ряде древних памятников зодчества Украины, Западной и Юго-Западной Руси. Но местные архитектурные школы Владимира, Суздаля, Юрьева-Польского, Ростова Великого, Новгорода, Пскова и Ярославля выработали свою строительную технику и использовали местный строительный материал (белый камень), украшали стены храмов каменной резьбой. В более поздние времена в зодчестве Московской Руси встречается характерный прием сочетания плинфы с белым камнем.

Интересно проследить использование в разных областях страны и ближнего зарубежья такого строительного материала, как кирпич. В отличие от камня кирпич – пластически невыразительный материал. Поэтому архитекторы в декоративных целях прибегают либо к узорной кирпичной кладке, либо к пространственным комбинациям архитектурных форм (например, готика Латвии). В мусульманских постройках Средней Азии и Закавказья мы встречаемся с сочетанием цветного кирпича с глазурью, что вызывает эффект орнаментальной и колористической игры поверхности зданий. Иногда строители скрывают швы кладки штукатуркой, декорируют фасады колоннами и скульптурой (барокко и классицизм Львова, Киева, Петербурга).

Изучая архитектурные памятники и сравнивая их между собой, можно убедиться, что нередко сам строительный материал приводит к возникновению отдельных форм и конструкций в архитектуре. Например, стоечно-балочная конструкция, плоские перекрытия могли возникнуть только в «каменной» архитектуре, а вот кирпич потребовал появления арки, свода, а затем и купола. Характерные для архитектуры ХХ века материалы, такие, как железобетон, с его однородной поверхностью и конструктивной гибкостью, или металл (чугун, сталь, литое ковкое железо, алюминий) позволили перекрывать громадные пролеты и создавать грандиозное впечатление висящих в воздухе масс. Использование в больших масштабах застекленных площадей не дает оптического завершения пространства, тем самым зрительно увеличивая здание. Новые строительные материалы привели к возрастанию роли общих межнациональных черт в архитектуре.

Краеведческое изучение местных архитектурных особенностей строится по следующему плану:

¨ изучение типов архитектурных сооружений, их планов, конструкций и форм, характерных для края;

¨ характеристика местных строительных материалов и техники;

¨ анализ назначения архитектурных сооружений;

¨ выводы о причинах возникновения и времени строительства архитектурных памятников (связь с историческими условиями);

¨ описание наиболее колоритных и интересных с точки зрения туриста архитектурных памятников.

 

Изучение искусства края дает не только хорошее знание его истории и культуры. Работа с такими краеведческими объектами, как памятники искусства, имеет свою специфику и, прежде всего, обязывает хорошо понимать сущность искусства как общественного явления. Необходимо учитывать обусловленность искусства материальной жизнью общества и взаимовлияние таких форм общественного сознания, как искусство и политика, философия и идеология, нравственность и религия. Поэтому каждый памятник культуры следует рассматривать как явление духовной культуры края, в особенностях содержания и изобразительных средствах которого преломились актуальные гражданские, политические, нравственные, эстетические и художественные местные особенности и местные традиции.

Краеведческое изучение местного искусства во всех его многообразных проявлениях свидетельствует, что духовная жизнь края запечатлена во всем: в архитектуре и предметах быта, в скульптуре и живописи, в мотивах узоров и цветов одежды, в песнях и танцах, в способах рифмовки и ритма в словесном творчестве, в говоре и обычаях. Все это и создает ощущение неповторимости местной художественной культуры, изучение и пропаганда которой – задача туристического краеведения.

 

Вопросы к семинару.

1. Своеобразие архитектуры как вида искусства.

2. Назначение и специфика архитектуры.

3. От чего зависят местные особенности архитектуры?

4. Примерный план изучения архитектуры края.

5. Зачем специалисту по туризму изучение искусства края?


Искусство края: памятные места.

 

Памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей художественной культуры, занимают особое место среди объектов искусствоведческого краеведения. Михайловское и Тарханы, Ясная Поляна и Клин, Спасское-Лутовиново и Шахматово неразрывно связаны в нашем сознании с именами А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и П.И. Чайковского, И.С. Тургенева и А.А. Блока.

Каждый край нашей страны имеет свои культурные традиции и памятные места (известные и пока неизвестные), которые могут стать туристическими достопримечательностями. В разное время в городах и окрестностях, например, Пятигорска жили Пушкин и Лермонтов, Алябьев и Балакирев, Ярошенко и Шаляпин, Толстой и Прокофьев. Запечатлен в прозе Константина Паустовского Мещерский край, по территории Ярославской области проходит некрасовский маршрут «Кому на Руси жить хорошо», краем бунинской прозы можно назвать Липецкую область, маршруты путевых очерков и рассказов В.Г. Короленко пересекают Горьковскую область, с Устюжной связана творческая история «Ревизора» – список этот можно продолжать бесконечно.

Встреча с местностью и обстановкой, где жили и творили писатели и живописцы, музыканты и актеры, знакомство с подлинными документами и их личными вещами производят, как правило, сильное впечатление. Эффект присутствия в этих исторических местах вызывает ощущение личной причастности и прикосновения к творчеству.

Памятные места представляют туристический интерес либо как этапы биографии художника (например, усадьба Тарханы, где прошла половина жизни Лермонтова), либо если они получили отражение в его произведениях – как реальные свидетельства творческого процесса (например, дом Реброва в Кисловодске, описанный Лермонтовым в «Княжне Мери»). В любом случае интерес к творчеству художника перерастает в интерес к личности художника, к фактам его жизни. В свою очередь, знакомство с биографией художника помогает понять природу и истоки его творчества.

Объекты биографического характера различны по своей ценности. Прежде всего, интересны те, которые связаны с событиями из жизни художника, нашедшие отражения в мемуарных, эпистолярных и других источниках. Они дают возможность проследить этапы жизни и творчества. Например, дом Веневитинова в Москве, где Пушкин читал друзьям «Бориса Годунова», или дача Китаевой в Пушкине, где он написал «Сказку о царе Салтане» и слушал из уст Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», и т.п.

В ходе краеведческого изучения такого рода памятных мест возникает чувство причастности к жизни и переживаниям исторической личности, которой является художник, ярче вырисовываются отдельные черты его характера, понятнее становятся события его жизни.

Памятные места другого типа воскрешают образы героев и события, созданные художником в его творениях. Как невозможно изображать человека «вообще», т.е. без национальной, социальной, временной принадлежности, так и художественный образ места события несет неповторимые, конкретные черты прототипа. Художественное мышление невозможно без ясного представления о месте действия, среде обитания своих героев. Художник в описаниях природы, облика городов и сел запечатлевает черты определенной местности. Пейзажные зарисовки у писателя, художника помогают видеть красивое в окружающем мире. Личность художника, мысленное общение с которым через годы и века возможно в памятных местах, играет важнейшую роль в приобщении к историческим событиям, позволяет узнать культуру и быт края, лично соприкоснуться с фактами и явлениями. Роль памятного места в постижении самой сути творчества очень важна.

Памятные места не являются памятниками искусства сами по себе, но они дают зрительное, мыслительное и эмоциональное впечатление, позволяющее приобщиться к художественной традиции края. Поэтому памятные места составляют такую же сферу краеведения, туризма и экскурсий, как и материальные памятники искусства, культуры, истории.

Как правило, в памятных местах созданы музеи, усадьбы-заповедники, мемориальные квартиры. Они взяты под охрану государства. Назначение и использование памятных мест в настоящее время, состояние, степень сохранности, возможность или необходимость реставрации или реконструкции памятного места, его музейные и экскурсионные возможности, его историко-культурная ценность – вот круг вопросов, знать ответы на которые должен специалист по туризму, оценивающий туристический потенциал памятного места.

 


Вопросы к семинару.

 

1. Значение памятных мест для туризма.

2. Памятные места как биографические объекты.

3. Памятные места, описанные в произведениях или послужившие прототипами.

4. Музеи-усадьбы и усадебный туризм.

5. Как оценивается туристический потенциал памятных мест?

 


Музеи России. Естественно-научные и военно-исторические музеи.

 

Собирание произведений искусства, главным образом, скульптуры, было известно еще в Древней Греции, откуда и пошло само слово «музей». Дословно оно переводится как «храм муз». Систематическое коллекционирование зародилось, вероятнее всего, в Италии в XV веке. Затем оно распространилось и в других странах Западной Европы. Предметы искусства хранились в так называемых кунсткамерах, что в переводе с немецкого означает «собрание самых разнообразных редкостей».

В основном владельцами коллекций были богатые люди. Крупнейшие государственные музеи появились в XVIII веке. Так, знаменитый Британский музей в Лондоне основан в 1753 году, Лувр в Париже возник в 1791 году, Прадо в Мадриде – в 1819 году, Метрополитен-музей в Нью-Йорке существует с 1870 года.

Существует довольно условное деление музеев на естественно-научные, военные, исторические, военно-исторические, музеи-панорамы, художественные, архитектурно-художественные, музеи-заповедники, музеи-усадьбы, музеи-квартиры и т.д.

Первый музей в России – знаменитая Кунсткамера, или Кабинет редкостей, - открылся в Петербурге в 1719 году. Он создавался по воле Петра I «для поучения и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук». Царь определил и его задачи: «…впредь всякого желающего оную смотреть пускать и водить, показывая и изъясняя вещи». Начало этому музею – и музейному делу в России вообще – положила собранная еще в 1714 году самим Петром коллекция «разной всячины»: машин, станков, инструментов, медицинских препаратов, образцов минералов, чучел птиц и зверей, монет, оружия, книг. Позже во «всячину» попадает и найденная в 1721 году в сибирских курганах коллекция ценнейших ювелирных изделий VII-II столетий до нашей эры.

Со временем из Кунсткамеры выделилось несколько научно-естественных музеев. Прежде всего, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, крупнейший из подобных хранилищ в мире. Он основан в 1878 году.

Одним из самых ценных экспонатов Кунсткамеры является коллекция бытовых вещей с Гавайских островов, собранная экспедицией легендарного капитана Джеймса Кука. История ее появления на берегах Невы необычна. Корабли английского мореплавателя - правда, уже после гибели Кука, в апреле 1779 года, - на обратном пути в Лондон доплыли до берегов Камчатки. Местные жители встретили гостей радушно, снабдили всем необходимым, помогли отремонтировать поврежденные суда. В благодарность за оказанную помощь англичане подарили россиянам часть гавайской коллекции: опахала, мантии, накидки, оружие, одежду, в том числе плащ из птичьих перьев, принадлежавший правителю Гавайских островов. Коллекция была отправлена с Камчатки через Якутию в Петербург и пришла в столицу России на полгода раньше, чем корабли Кука прибыли в Лондон.

Но, естественно, основные коллекции музея были собраны русскими учеными и путешественниками – Петром Петровичем Семеновым Тян-Шанским, Николаем Михайловичем Пржевальским, Василием Васильевичем Юнкером, Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем и другими, побывавшими в труднодоступных местах нашей планеты.

Кунсткамера также стала основой Минералогического, Зоологического, Ботанического музеев Российской Академии наук. Сейчас сеть научно-исследовательских музеев обширна и разнообразна. Только в Москве находятся Государственный биологический музей имени К.А.Тимирязева, Государственный геологический музей имени В.В.Вернадского, Палеонтологический музей имени Ю.А.Орлова, Минералогический музей имени А.Е.Ферсмана и многие другие.

Итак, петровская Кунсткамера считается прародительницей российских музеев. Однако ее первенство оспаривает другой санкт-петербургский музей – Центральный военно-морской. Он также был организован Петром I в 1709 году как «Модель-камера» при Главном Адмиралтействе. В 1805 году преобразован в Морской музей (крупнейший в мире). Его экспонаты дают возможность проследить историю морского флота в России, начиная со знаменитого деревянного ботика Петра – «дедушки русского флота» – до реликвий Великой Отечественной войны. Уникальной является коллекция, содержащая около 2 тысяч моделей кораблей – от старинных парусников до современных ракетоносцев.

Сейчас в России десятки военных музеев. Одним из самых известных является Государственный исторический музей в Москве – главное и наиболее полное (около 4 миллионов экспонатов) хранилище исторического и военного наследия страны. Музей основан в 1872 году. Некоторые его коллекции имеют мировое значение, например, предметы VIII-II вв. до н.э., найденные во время археологических раскопок; собрание античных и средневековых монет, памятников письменности Древней Руси.

О военной истории страны и истории защиты России рассказывает Центральный музей Вооруженных Сил в Москве. С декабря 1919 года он действовал как выставка, в музей был преобразован в 1921 году. Его коллекции насчитывают около 700 тысяч экспонатов. На площадках у здания музея размещены танки, артиллерийские орудия, самолеты, ракеты. Наиболее почитаемая реликвия – Знамя Победы, которое было водружено в мае 1945 года над Рейхстагом в Берлине.

В мае 1995 года, к 50-летию Великой Победы, на Поклонной горе в Москве открылся Центральный музей Великой Отечественной войны. Он представляет собой монументальный комплекс, включающий различные архитектурные сооружения и скульптурные памятники.

Музеями воинской славы могут быть и огромные поля в сотни гектаров, с многочисленными сооружениями, зданиями и памятниками. Такими музеями являются Куликово поле в Тульской области, на котором русские войска сражались с татаро-монгольским войском в 1380 году; Бородинское поле в Подмосковье, где произошло знаменитое сражение русской и наполеоновской армий в Отечественной войне 1812 года; Прохоровское поле в Белгородской области. Здесь, у поселка Прохоровка, в июле 1943 года в ходе Курской битвы развернулось одно из крупнейших танковых сражений не только Великой Отечественной войны, но и Второй мировой войны в целом.

Военные музеи открыты во многих городах России, особенно в тех, через которые прошла война, - в Волгограде, Орле, Курске, Новороссийске, Смоленске и др. В Санкт-Петербурге находятся Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Военно-исторический музей им. А.В. Суворова, музей на крейсере «Аврора». Существуют и мемориальные музеи, созданные в память героев минувших сражений. Так, в городе Жуков Калужской области открыт музей прославленного военачальника, Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова.

Всего один день Отечественной войны 1812 года – 7 сентября – предстает перед посетителями в музее-панораме «Бородинская битва», единственной подобной экспозиции в России. Что собой представляет панорама? Это большое живописное полотно, имеющее форму замкнутого круга, длиной более 20 м и высотой 16 м. Чтобы показать столь гигантскую картину, нужно было построить для нее специальное круглое здание без окон. Внутри него, в куполе центрального зала, расположены мощные лампы, которые освещают полотно. Между полотном и смотровой площадкой размещается так называемый передний, или предметный, план, воссоздающий руины домов, окопы и другие укрепления, орудия, ядра, фигуры солдат. Они как бы входят в живопись полотна.

Автор панорамы «Бородинская битва» – выдающийся русский художник-баталист Франц Алексеевич Рубо. (1856-1928). Художник создал три панорамы: «Штурм аула Ахульго», «Оборона Севастополя» (находится в г. Севастополе) и «Бородинская битва». Панорама «Бородинская битва» была создана к столетию знаменитого сражения. С 1912 по 1918 годы она демонстрировалась в Москве в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах. К 1918 году здание пришло в полную негодность, полотно было снято и в течение многих лет не экспонировалось. Этот период не прошел для уникальной картины бесследно: полотно существенно пострадало, и его пришлось реставрировать. Восстановлена панорама была в октябре 1962 года, и с тех пор на Кутузовском проспекте находится постоянно действующая экспозиция.

Панорама «Бородинская битва» – грандиозное, захватывающее зрелище. На полотне воспроизведен кульминационный момент сражения – 12 часов 30 минут пополудни 7 сентября 1812 года, когда Наполеон предпринял вторую попытку разбить русскую армию на левом фланге, у деревни Семеновская. Рубо изобразил более 3 тысяч фигур, и ни одна из них не повторяет ни жестами, ни движениями другую. Картина написана исторически достоверно, с блистательным использованием законов перспективы, поэтому изображенные на ней люди и предметы зрительно кажутся удаленными на много километров.

А такой широкоизвестный музей, как Оружейная палата, несмотря на название, к военным отнести нельзя. Это один из старейших музеев России. Он основан в 1806 году. Почему же музей назван Оружейной палатой? Дело в том, что здесь в XVI-XVIII веках находились оружейные мастерские, в которых изготовлялись шлемы и кольчуги, боевые топоры и тяжелые мечи, рогатины и сабли. Сейчас Оружейная палата входит в объединение «Государственные музеи Московского Кремля». В музее есть коллекция старинного оружия, но она занимает лишь один из девяти залов. В остальных экспонируются предметы царского и княжеского быта, прикладного искусства, кареты, царские троны, посольские дары, ювелирные изделия. В музее хранится кольчуга легендарного казачьего атамана Ермака Тимофеевича, собранная из 16 тысяч крупных клепаных колец. Вес кольчуги – 12 кг. Сохранились сабли князя Дмитрия Пожарского и нижегородского купца Кузьмы Минина. Есть здесь и знамена, под которыми сражались русские воины, начиная с «Великого стяга» Ивана Грозного с изображением Спаса. Но, вероятно, самым знаменитым экспонатом Оружейной палаты является легендарная шапка Мономаха – золотой остроконечный убор, увенчанный крестом, отделанный собольей опушкой и украшенный драгоценными камнями. Изготовлена она в Византии и, по преданию, была подарена императором Константином Мономахом своему внуку, великому князю киевскому Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Шапка Мономаха – символ русского самодержавия. Ею венчали на царство великих князей и царей, начиная с 1498 года.

Вопросы к семинару.

1. Возникновение и условное разделение музеев.

2. Первый музей России – петровская Кунсткамера. Интересные экспонаты Кунсткамеры.

3. Наиболее известные военные музеи России.

4. Музеи-мемориалы – Поклонная гора, Мамаев курган, Прохоровка, Бородино.

5. Музей-панорама «Бородинская битва».

6. Оружейная Палата.


Музеи России. Художественные музеи.

Практически все музеи располагают коллекциями художественных произведений – картин, гравюр, скульптуры. Они являются как бы иллюстрациями экспозиций научных, краеведческих, исторических, военных и других залов. Однако значительную часть музеев России составляют и «чисто» художественные.

Художественный музей показывает нам памятники изобразительного искусства – живописи, графики, скульптуры, изделия народных промыслов и прикладного искусства. В этом отличие музея художественного от музеев исторических, театральных и литературных, в которых экспонаты носят вспомогательный характер и помогают посетителю лучше понять тот или иной творческий жанр или стиль, историческую эпоху, мировоззрение того или иного писателя, композитора. А в художественном музее показ полотен или статуй является не средством, а целью.

Во всем разнообразии художественных музеев можно выделить несколько основных типов. Отдельную группу составляют музеи, собрание которых посвящено какому-либо виду изобразительного искусства. Такова, например, Дрезденская картинная галерея или Музей д’Орсэ. Другая своеобразная группа музеев – музеи-усадьбы и музеи-дворцы, где произведения искусства представлены зрителю в той обстановке, в какой их можно было увидеть два или три столетия назад. Именно так в Алупкинском дворце-музее показаны пейзажи и портреты художников XVIII-XIX вв. Посвященный в основном церковному искусству - иконописи, резьбе по камню, серебряному и золотому делу – Загорский музей расположен в зданиях Троице-Сергиева монастыря, что само по себе подразумевает особую атмосферу этого музея.

Среди художественных музеев России бесспорное первенство принадлежит Государственному Эрмитажу, одному из крупнейших музеев мира, который находится в Санкт-Петербурге. Он основан в 1764 году как частное собрание Екатерины II, которая купила за границей большую коллекцию картин. Для публики музей был открыт в 1852 году. Ныне Эрмитаж насчитывает 2,7 миллионов экспонатов – шедевров живописи и скульптуры, гравюр и рисунков, военного обмундирования и доспехов, медалей и монет, произведений прикладного искусства и археологических материалов. Эрмитаж занимает пять зданий, в том числе Зимний дворец, который насчитывает 400 залов.

Коллекции Эрмитажа знакомят с творчеством наиболее талантливых художников разных стран и народов. К шедеврам мирового уровня относятся произведения скифского искусства, творения художников Древней Греции и Рима. Западноевропейская живопись охватывает XII-XX века. Одной из самых больших в мире считается коллекция нумизматики и фалеристики – медалей, орденов, памятных знаков.

Значительное место в экспозициях Эрмитажа отведено творениям русских мастеров и художников. Они сосредоточены в Отделе русской культуры – самом молодом подразделении Эрмитажа, история которого начинается только в 1941 году. Многое здесь связано со значительными событиями общественной, политической и культурной жизни России. Среди постоянных экспозиций отдела – «Военная галерея 1812 года», созданная в ознаменование победы в Отечественной войне; Малахитовый зал, где с июня 1917 года проходили заседания Временного правительства; Малая столовая, где в ночь с 25 на 26 октября был произведен арест его участников Военно-революционным комитетом. Основой фондов этих экспозиций стало богатейшее собрание Историко-бытового отдела, учрежденного еще в 1918 году при Русском музее.

Ежегодно Эрмитаж посещает более 3 миллионов человек.

Всемирно известная Государственная Третьяковская галерея – крупнейший музей русского изобразительного искусства. Это в полном смысле слова уникальный музей. Основателем галереи был русский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков. Большой ценитель искусства, он еще в конце 1850-х годов задумал создать первый в России музей национального русского искусства. Более 30 лет понадобилось ему для осуществления этой цели. Первые картины русских художников – всего две – появились у него в 1856 году, и именно этот год принято считать временем основания Третьяковской галереи. В 1892 году, когда Третьяков передал свое собрание в дар Москве, оно насчитывало уже около 2 тысяч произведений всех выдающихся представителей русского искусства конца XVIII-XIX веков. Сейчас Третьяковская галерея хранит более 100 тысяч картин, рисунков, скульптур. Коллекции размещаются в нескольких зданиях.

Наряду с Третьяковской галереей и Эрмитажем крупнейшим художественным музеем является Русский музей в Санкт-Петербурге (Михайловский дворец и Корпус Бенуа). Он был открыт в 1898 году и является сокровищницей отечественного искусства. Одно из самых популярных полотен, хранящихся здесь – это «Последний день Помпеи», написанное в 1833 году русским живописцем Карлом Павловичем Брюлловым. Появление картины имело огромное значение: она ознаменовала общеевропейское признание русской живописи, до того времени мало известной за рубежом. В настоящее время собрания Русского музея демонстрируются в четырех зданиях – дворцах города, расположенных недалеко друг от друга. Одно из них – Михайловский замок, который строился для надежной защиты императора Павла I. Однако именно здесь в ночь на 12 марта 1801 года он был убит. С 1817 года в замке находилось Инженерное училище, в котором учились многие люди, прославившие Россию, в том числе Ф.М. Достоевский.

Мраморный дворец также является филиалом Русского музея и представляет собой памятник архитектуры середины XVIII века. При оформлении дворца было использовано свыше 30 оттенков мрамора, и восхищенные современники назвали дворец «Мраморным». В его экспозициях представлены коллекции для любителей современного искусства, включая выставку русского авангарда.

Одним из знаменитых музеев России является также Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, открытый в 1912 году. Первоначально музей был учебным центром при Московском университете и экспонировал лишь гипсовые слепки со знаменитых античных и западноевропейских скульптур. Инициатором его образования стал профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Музей создавался на частные пожертвования, большую часть которых сделал промышленник Ю.С. Нечаев-Мальцев. В 1920-20 годах в музее была создана большая картинная галерея. В основном в нее вошли частные коллекции, прежде всего таких меценатов, как братья Морозовы и Щукины. Именно им отечественная культура обязана первоклассными всемирно известными произведениями французских художников-импрессионистов и постимпрессионистов: Ренуара, Моне, Гогена, Ван-Гога, Сезанна. Всего в музее насчитывается более 500 тысяч произведений искусства.

Кроме того, музей гордится своим филиалом, единственным в России – Музеем личных коллекций, открытым в 1993 году. Устроить его предложил ученый-искусствовед Илья Самойлович Зильберштейн. Он же передал музею личную коллекцию русской и западноевропейской живописи и графики – свыше 2 тысяч работ. Затем экспозицию пополнили дары художников и коллекционеров А.М. Родченко, Л.О. Пастернака, А.Г. Тышлера, Т.А. Мавриной и многих других. В музее представлено около 30 личных коллекций.








Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 1387;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.