ОПЕРАЦИИ НА НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ
Уже давно исследования хирургов направлены на поиски средств и операций, способствующих развитию коллатерального кровообращения. Наибольшее практическое значение имеют меры хирургического воздействия на регуляторы тонуса сосудов, в частности на симпатическую нервную систему, с целью расширения их просвета, поскольку периферический ангиоспазм играет важную роль в развитии ишемического синдрома при заболеваниях сосудов конечностей.
Дискуссия по вопросу об эффективности, механизмах действия и целесообразности применения поясничной симпатэктомии ведется уже полстолетия с момента публикации первых работ. Большинство авторов, оценивая эффект поясничной симпатэктомии по клиническим данным, указывают, что операция улучшает кровообращение в конечностях и дает хорошие и удовлетворительные результаты: ближайшие — у 60—95% больных и отдаленные — у 42—74 % больных (Д. Ф. Скрипниченко и М. Ф. Мазурик, 1972).
Общепризнано положение, что поясничная симпатэктомия эффективна у тех больных, у которых функциональный компонент заболевания — ангиоспазм — превалирует над анатомическим, а также в случае органических поражений сосудов при отсутствии быстро прогрессирующей гангрены стопы и некроза.
Многие авторы указывают на эффективность симпатэктомии, но считают ее противопоказанной у больных с прогрессирующим некрозом и гангреной стопы (Ф. М. Плоткин, 1950; В. Н. Березин, 1966; К. А. Гри- горович, 1966; А. В. Бондарчук, 1969, и др.). М. П. Вилянский с соавторами (1975) считает, что в условиях быстро прогрессирующей гангрены стопы поясничную симпатэктомию следует производить одновременно с ампутацией на уровне верхней трети голени или нижней трети бедра.
Наши наблюдения также показывают, что операция менее эффективна и не всегда гарантирует успех лечения и сохранение конечности у этой группы больных. Однако при облите-рирующем эндартериите у больных молодого возраста мы применяем ее в сочетании с эпинефрэктомией, длительной внутриартериальной инфу-зией путем катетеризации ветвей магистральных артерий и малыми ампутациями, проявляя определенную настойчивость в лечении, чтобы сохранить конечность от высокой ампутации. Симпатэктомия приостанавливает распространение гангрены у большинства больных, позволяет ограничиться малыми и низкими ампутациями, способствуя заживлению культи (А. В. Серкина с соавт., 1971; А. Н. Шабанов с соавт., 1971; Г. Н. Захарова, 1972; Palumbo и Lulu, 1963, и др.).
О положительном клиническом эффекте поясничной симпатэктомии у больных облитерирующим атеросклерозом сообщают многие хирурги (Palumbo и Lulu, 1963; Lee с соавт., 1973, и др.). Было бы наивным ожидать заметного расширения атеро-склеротически измененных артерий у этих больных под влиянием симпатэктомии. Терапевтическое воздействие операции заключается в стимуляции развития новых коллатералей (М. П. Вилянский, 1959, 1975; А. В. Бондарчук, 1969, и др.).
Авторы отмечали заживление ише-мических язв и некрозов, исчезновение боли в покое, увеличение дистанции ходьбы и исчезновение парестезии, зябкости пальцев, нормализацию цвета кожи у больных с перемежающейся хромотой. У некоторых больных появлялась периферическая пульсация.
Улучшение регионарного кровотока конечности под влиянием поясничной симпатэктомии подтверждается данными изучения кровообращения различными объективными методами исследования.
Операция вызывает значительное повышение температуры кожи, особенно дистальных отделов конечности на стороне вмешательства, что можно объяснить увеличением кожного кровотока и выключением потоотделения (М. П. Вилянский с соавт., 1975; Lee с соавт., 1973, и др.).
Усиление кровотока в дистальных отделах конечностей выявляют также с помощью реовазографических исследований (М. П. Вилянский с соавт., 1975, и др.).
Прямое измерение кровотока в магистральных сосудах конечности методом электромагнитной флоуметрии показало значительное увеличение кровотока сразу после поясничной симпатэктомии (Lee e~ соавт., 1971; Sproul и Pinto, 1972). Увеличение кровотока отмечено у больных облитерирующим атеросклерозом в стадии перемежающейся хромоты, а также при распространенном атеросклерозе бедренно-подколенной области и артерий голени в стадии тяжелой ишемии, у больных диффузным атеросклерозом в сочетании с сахарным диабетом и развивающейся гангреной стопы (Lee с соавт., 1973).
Однако значительного увеличения мышечного кровотока под влиянием симпатэктомии, по-видимому, не происходит. Так, Hoffmann и Jepson (1968) не выявили изменения кровотока в мышцах голени, исследуя клиренс изотопа Хе 133 (методика Lassen с соавт., 1964) до и после симпатэктомии у больных облитерирующими заболеваниями артерий нижних конечностей. Авторы пришли к выводу, что операция улучшает только кровоток в коже, существенно не влияя на мышечный кровоток. Поэтому после этой операции не наблюдается значительного удлинения дистанции ходьбы при перемежающейся хромоте и улучшения при тяжелой ишемии тканей в покое. Подобной точки зрения придерживаются и другие авторы (Nie-lubowicz, 1974).
Механизм влияния симпатэктомии на кровообращение конечности заключается в следующем. Симпатэкто-мия прерывает сосудосуживающие импульсы, передающиеся по симпатическим нервам к мышцам сосудов конечности. Это обеспечивает максимальную дилатацию артериальных сосудов, усиление кожной микроциркуляции, уменьшение периферического сопротивления кровотоку, вследствие чего несколько увеличивается приток крови к конечности. Поясничная симпатэктомия ликвидирует состояние артериального гипертонуса у больных облитерирующими заболеваниями сосудов и тем самым улучшает регионарную гемодинамику.
Терапевтический эффект поясничной симпатэктомии обычно наибольший при максимальном увеличении кровотока в дистальных отделах конечности. В некоторых случаях может наблюдаться обратный эффект в результате перераспределения крови в пределах сосудистого бассейна одной конечности. Так, при аорто-под-вздошной окклюзии поясничная симпатэктомия без реконструкции сосудов может не улучшить кровоток в дистальных отделах конечности или даже ухудшить его вследствие увеличения перфузии расширенных сосудов мышц бедра при ограниченном притоке крови. Поэтому в таких случаях рекомендуют применять поясничную симпатэктомию только в сочетании с реконструкцией аорто-подвздошно-го сегмента (Vollmar и Laubach, 1966, и др.).
Механизм стимуляции развития коллатерального кровообращения под влиянием симпатэктомии у больных облитерирующими заболеваниями артерий конечностей заключается в расширении относительно «здоровых» артериальных ветвей и усилении кожной микроциркуляции. Разумеется,
для развития новых коллатералеи необходимо определенное время.
При облитерирующих заболеваниях гипертонус симпатических нервов препятствует сосудорасширяющему действию медикаментов. После симпатэктомии артерии приобретают повышенную чувствительность к гуморальным факторам, в частности значительно усиливается эффект сосудорасширяющих средств на сосуды конечности (Lee с соавт., 1973).
В то же время после обширных симпатэктомии с повреждением пост-ганглионарных вазомоторных волокон значительно повышается чувствительность к адреналину и симпатину гладких мышц артерий и эффекторных нервных аппаратов (Д. Ф. Скрипничен-ко и М. Ф. Мазурик, 1972), что может обусловить отрицательный эффект операции.
Существует точка зрения, что в результате симпатэктомии возникает постоянное раскрытие и расширение артерио-венозных анастомозов кожи конечности. В. Н. Березин (1966), К. А. Григорович (1966) и другие считают, что в результате сброса крови через постоянно открытые и расширенные артерио-венозные анастомозы уменьшается перфузия капиллярного русла и ухудшается кровоснабжение дистальных отделов конечности. Lee с соавторами (1973) отрицает шунтирование крови в обход капиллярной системы, поскольку в таком случае не наблюдался бы положительный клинический эффект — уменьшение перемежающейся хромоты, заживление некрозов.
При исследовании методом капилляроскопии выявлено улучшение микроциркуляции под влиянием симпатэктомии: раскрытие нефункционирующих капилляров, ускорение капиллярного кровотока, изменение фона (М. П. Вилянский с соавт., 1975). У больных с тяжелой ишемией конечности, обусловленной атеросклерозом, после поясничной симпатэктомии не наблюдалось заметных изменений микроциркуляции. При обли- терирующем эндартериите положительные сдвиги микроциркуляции у больных с развивающейся гангреной стопы также обычно нестойкие. Таким образом, пока нет достоверных точных данных о влиянии поясничной симпатэктомии на состояние артерио-венозных соустий. Однако не вызывает сомнений тот факт, что после симпатэктомии значительно увеличивается кровоток в коже и подкожной клетчатке дистальных отделов конечности на стороне операции, что способствует заживлению поверхностных ишемических некрозов, язв и более быстрому отторжению нежизнеспособных тканей. Существенное увеличение мышечного кровотока в конечности после симпатэктомии ставят под сомнение.
При определении показаний к операции поясничной симпатэктомии мы руководствуемся следующими основными принципами.
Как самостоятельную операцию симпатэктомию выполняют у больных облитерирующими заболеваниями в случаях, когда не показана реконструктивная сосудистая операция в связи с поражением дистальных сосудов, особенно артерий голени, или распространенными поражениями артериального русла всей нижней конечности.
У больных облитерирующим энд-артериитом операция показана во II, III, IV стадиях заболевания, то есть при резко выраженной перемежающейся хромоте, наличии боли в покое, некрозов или гангрены отдельных пальцев.
Мы согласны с теми авторами, которые считают поясничную симпатэктомию оправданной и показанной при безуспешном консервативном лечении облитерирующих заболеваний 'артерий нижних конечностей в стадии тяжелой ишемии, не подлежащих реконструктивному лечению (М. П. Ви-лянский с соавт., 1975; Lumbo и Lulu, 1963; Lee с соавт., 1973, и др.). В случае язвенно-некротических изменений и ограниченной гангрены опера-
цию обычно сочетаем с длительной внутриартериальной инфузией и при необходимости с экономными ампутациями в области стопы. При быстро прогрессирующем течении заболевания с развитием гангрены стопы следует выполнять одновременно ампутацию на уровне верхней трети голени, нижней трети бедра или вообще отказаться от симпатэктомии и произвести высокую ампутацию конечности.
При определении показаний к симпатэктомии как самостоятельной операции у больных облитерирующим атеросклерозом мы руководствуемся следующими условиями: возраст больных обычно не больше 60—65 лет; распространенные окклюзии бедрен-но-подколенно-берцовых сосудов или окклюзия берцовых артерий, не подлежащие реконструкции при условии контрастирования коллатеральных сосудов.
Симпатэктомию выполняем также у некоторых больных при повторных тромбозах сосудов после их реконструкции, чтобы облегчить состояние больного в острый период ишемии, рассчитывая на последующее включение компенсаторных механизмов.
Целесообразность сочетания реконструктивных операций на сосудах с поясничной симпатэктомией получает все большее признание хирургов, особенно в случае ослабленного дистального кровотока вследствие их окклюзионного поражения или спазма (Г. Н. Захарова, 1969; М. П. Вилянский с соавт., 1975; Bartos, 1972, и др.). Симпатэктомия способствует уменьшению периферического сопротивления сосудов и увеличению кровотока в восстановленном сосуде,1 что подтверждается данными флоуметрического измерения кровотока во время реконструктивных операций до и после выполнения симпатэктомии (Lee с соавт., 1973, и др.). Значительное возрастание кровотока отмечено также в случае поражения дистальных сосудов, что особенно ценно, так как уменьшается опасность послеоперационного тром- боза и увеличивается эффективность реконструктивной операции у больных с тяжелой ишемией конечности.
Таким образом, симпатэктомия является ценным дополнением к реконструктивным операциям у больных с сочетанными окклюзиями двух-трех сегментов, поражением артерий голени, язвенно-некротическими изменениями кожи стопы, а также в сочетании с малыми ампутациями в области стопы с целью создания лучших условий для заживления культи.
У больных с поражением сосудов обеих нижних конечностей мы обычно выполняем поясничную симпатэкто-мию вначале слева или на стороне более тяжелой ишемии, рассчитывая на возможное улучшение периферического кровообращения другой конечности в результате операции и комплексного терапевтического лечения. Следует учитывать также возможность нарушения половой функции у мужчин после двусторонней поясничной симпатэктомии.
У больных с поражением сосудов нижних и верхних конечностей производим поэтапные поясничные и грудные симпатэктомии.
Техника поясничной симпатэктомии.Предложено много доступов к пограничному симпатическому стволу. Их можно разделить на две группы: чрезбрюшные и внебрюшные. Основ-ные доступы описаны в монографиях И. П. Шаповалова (1958), Д. Ф.Скрип-ниченко, М. Ф. Мазурика (1972). В настоящее время применяют преимущественно внебрюшные доступы, достоинство которых состоит в малой травматичности и низкой частоте послеоперационных осложнений.
Если симпатэктомию выполняем как самостоятельную операцию, применяем поперечно-косой забрюшинный доступ (рис. 127). Подобный доступ используют также другие хирурги (М. П. Вилянский с соавт., 1975; Eastcott, 1969).
Положение больного на боку,"противоположном месту операции. Если симпатэктомию выполняют дополни-
Рис. 127.Этапы операции поясничной симпатэктомии:
а — схема кожного разреза; 0—О — этапы послойного разделения по ходу волокон мышц брюшной стенки; е — расположение поясничного ствола по отношению к аорте и нижней полой вене
тельно к реконструктивной операции на артериях нижних конечностей — положение больного на спине с приподнятым с помощью валика боком. Разрез кожи проводят в поперечном направлении на уровне пупка от переднего конца XI ребра до наружного края прямой мышцы живота. Рассекают апоневроз наружной косой мышцы живота и частично саму мышцу по ходу волокон. Расслаивают последовательно без пересечения по ходу волокон внутреннюю косую и поперечную мышцы живота. Тупым путем, обычно правой рукой, отделяют брюшинный мешок вместе с внут-_ренностями кнутри до обнажения боковой поверхности позвоночника. Мочеточник отодвигают вместе с брюшиной. Затем устанавливают два крючка: один — кнутри, концом на позвоночник, отодвигая несколько аорту или нижнюю полую вену, другой — вверх, концом несколько латераль-нее позвоночника.
Слева пограничный ствол лежит в жировой клетчатке кнаружи от аорты, справа — под наружным краем нижней полой вены. Слева обнаружить и выделить пограничный ствол обычно всегда легче, справа отводят нижнюю полую вену медиально и позади нее отыскивают симпатические узлы в клетчатке. Под ствол подводят нить и приподнимают его и затем освобождают с помощью диссектора и длинных изогнутых ножниц.
Размеры ганглиев могут быть различными, а ствол между ними тонким, количество узлов колеблется от 1 до 5, обычно их 4 или 3. Ствол пересекают вверху над I узлом или внизу под III или IV, после чего последовательно освобождают ствол соответственно вниз или вверх, пересекая ножницами боковые ветви. Если ствол проходит позади поясничных вен, его проводят под венозной ветвью. Мы удаляем обычно II, III, IV или III и IV поясничные ганглии. Гемостаз осуществляем с помощью диатермии. В забрюшинном пространстве оставляем резиновый выпускник, который проводим через отдельный разрез по задне-боковой поверхности стенки живота, после чего послойно зашиваем рану.
Операция обычно непродолжительная и нетравматичная. При необходимости симпатэктомию выполняют последовательно с двух сторон в один этап или двухэтапно.
При реконструкции аорто-под-вздошного сегмента с использованием забрюшинного доступа по Rob производим левостороннюю симпатэктомию.
Увеличение кровотока наблюдается сразу после операции и через некоторое время он может еще более усиливаться (Lee с соавт., 1973). Про-
должительность эффекта зависит от характера и течения облитерирую-щего заболевания и других факторов. Через несколько недель тонус сосудов обычно частично восстанавливается, однако температура кожи остается повышенной и ликвидируется состояние артериального гипертонуса.
Эффективность операции больше у тех больных, у которых значительно выражен функциональный компонент заболевания — ангиоспазм, а также при хорошо развитых коллате-ралях у больных с окклюзией магистральных артерий конечности даже при распространенном поражении бед-ренно-подколенно-берцовых сосудов.
Наряду с хорошими результатами у определенного процента больных поясничная симпатэктомия оказывается неэффективной. Неудовлетворительные результаты лечения зависят прежде всего от тяжести ишемии .и степени деструкции тканей. Следует помнить, что симпатэктомия улучшает главным образом кровоток в коже и подкожной клетчатке дистальных отделов конечности. ..
Неудовлетворительные результаты поясничных симпатэктомий в большинстве случаев связывают с особенностями строения симпатической нервной системы. Между системой пограничных узлов правой и левой стороны существует большое количество связей; этим можно объяснить неудачи при односторонней симпатэктомий и обосновать необходимость выполнения в таких случаях двусторонней операции.
Полной десимпатизации конечности путем удаления нескольких поясничных гангл]ев достичь невозможно, учитывая вариабельность строения симпатической нервной системы. Причины неудач симпатэктомий в ряде случаев можно объяснить особенностями течения заболевания (острое прогрессирование), распространенностью поражения магистральных и коллатеральных сосудов, а также необратимыми изменениями микроциркуляции. После поясничной симпатэктомии наблюдаются следующие осложнения: кровотечение из поясничных артерий и вен обычно у больных, которые принимают антикоагулянтное лечение; эмболия сосудов нижней конечности атеросклеротическими бляшками, мигрирующими из аорты, вследствие травмирования ее крючками; невралгия, клинически проявляющаяся болью в области передне-латеральной поверхности бедра (почти у 20% больных), которая проходит, как правило, через 1—6 мес. У некоторых больных после двусторонней симпатэктомии бывают нарушения эякуляции (сухой оргазм). Летальность больных после операции низкая, меньше 1%.
Не преувеличивая значения этой операции, можно все же утверждать, что своевременно произведенная сим-патэктомия улучшает коллатеральное кровообращение конечностей и является ценным методом лечения об-литерирующих заболеваний артерий как самостоятельная операция или как дополнение к реконструктивным вмешательствам.
Операции на периферических нерваху больных облитерирующими заболеваниями артерий нижних конечностей в настоящее время применяют редко.
А. Г. Молотков (1924, 1928) предложил производить невротомию. М. П. Вилянский с соавторами (1975) одновременно с поясничной симпат-эктомией производит у больных с выраженной деструкцией тканей при гипоксии III—IV степени сафеното-мию с целью перерыва афферентной части рефлекторной дуги и снятия спазма артериального русла конечности. Авторы выделяют п. saphenus и вводят эндоневрально 2 мл 96% спирта, достигая тем самым временной «химической невротомии».
У некоторых больных с распространенным окклюзионным поражением артерий нижней конечности в стадии перемежающейся хромоты, неоперабельных в смысле сосудистой
реконструкции, выполняют иногда де-нервацию голени (Szyfelbain, Olzew-ski, 1966, и др.). Сущность операции состоит в пересечении в подколенной ямке двигательных веточек седалищного нерва к камбаловидной и икроножной мышцам. Это позволяет выключить функцию определенной части мышц при ходьбе, уменьшая тем самым потребность в крови, что удлиняет дистанцию ходьбы. После операции походка обычно нарушается незначительно.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 2330;