Определение идеологии
С появлением понятия «идеология» в философской, социологической и политологической мысли сложились различные подходы к ее определению. История идеологических уче-ний говорит, что понятия «идеология» до начала XIX века не было, хотя идеологическая структура как таковая существовала во всех обществах. Историческим типом идеологии с древнейших времен была в различных своих видах религиозная идеология, и учение о религии представляло собой идеологоведение в религиозной форме. Это учение, как правило, входило в состав теологии или мифологии, в зависимости от конкретно-исторических условий существования той или иной религиозной идеологии и ее оболочки. Предпоня-тиями идеологии, выражающими сущность идеологии, являлись мифология и теология. Понятие религиоведения появилось в новое время, практически одновременно с понятием «идеология». Особое значение в учениях об идеологии имело понятие «философия религии», выполнявшее промежуточную роль между предпонятием идеологии (в форме мифологии и теологии)и понятием идеологии.
Термин «идеология» начали употреблять в конце XVIII — начале XIX веков во Франции. Понятие «идеология» было введено в научный оборот Антуаном Дестютом де Траси в его работе «Этюд о способности мыслить». Позже, в другом своем фундаментальном четырехтомном произведении «Элементы идеологии» де Траси подробно рассматривает «идеологию» как науку об идеях, о том, как они возникают, и о законах человеческого мышления. Дестют де Траси считал, что идеология, как наука об идеях, представляет собой науку такого же типа, как и физика, математика, зоология. Но в то же время идеология является философской наукой, анализирующей причины и законы формирования идей. Де Траси утверждал, что идеология должна служить теоретической основой для политической, нравственной, педагогической наук. Кроме того, идеология, по де Траси, имеет большое политическое значение, так как она учит правильному мышлению политических деятелей. Поэтому, утверждал он, идеология должна стать теоретическим фундаментом политической и экономической жизни, а также быть руководством для политической деятельности руководителей государства.
Главной заслугой де Траси в разработке идеологического процесса является то, что он сделал, пожалуй, пока единственную попытку создать единое, целостное идеологическое учение Запада. Так, еще 20 июня 1796 г. в Париже в Национальном институте наук и искусств де Траси выступил с докладом «Проект идеологии», в котором он предложил обобщить и систематизировать учения Бэкона, Локка, Кондильяка, Гельвеция и других в виде особой «теории теорий» или науки об идеях — идеологии. Важнейшее значение в его трактате занимали мысли об использовании идеологии для улучшения общественного устройства нации.
Здесь самое время обратиться к фигуре Наполеона Бонапарта. Именно он, критикуя идеологов как пустых доктринеров, оторванных от реальной жизни, увидел в их деятельности опасность для созданного им политического режима. Своим выступлением против группы «идеологов» Наполеон положил начало традиции западной критики идеологии. Понятию «идеология» стали придавать негативное значение, понимая под ним абстрактное доктринерство, непрактичность, фантазии, чуждые действительности, т.е. ложное, оторванное от практической жизни сознание идеологов. Такое понимание идеологии было присуще философской и социальной мысли во времена деятельности К.Маркса и Ф. Энгельса.
В теоретическом наследии классиков марксизма по вопросу об идеологии можно выделять два подхода. Первый — это использование понятия «идеология» в традиционном смысле, для обозначения искаженного, превращенного сознания. Разумеется, Маркс и Энгельс не считали, как Наполеон, что идеология, будучи ложным сознанием, бессодержательна и бессмысленна; они видели, что в такой превращенной форме отражается историческое развитие. Второй же подход обнаруживается тогда, когда они, развивая свое материалистическое понимание истории, рассматривали общественное сознание в качестве отражения общественного бытия. Столкнувшись с проблемами реализации идеологического учения К- Маркса и Ф. Энгельса в России еще в начале своей политической и теоретической деятельности, В. И. Ленин пришел к выводу о необходимости введения понятия «научная идеология». Под научной идеологией В. И. Ленин понимает, разумеется, марксизм, а буржуазная идеология соответственно, по его мнению, была лишена научного, объективного характера.
В работах советских и зарубежных марксистов недавнего времени были проанализированы такие понятия, как идеология, общественное сознание, формы общественного сознания, социальная психология масс и духовная жизнь социалистического общества. Появились работы, в которых специально рассматривались проблемы создания марксистского идеологоведения. К этим работам прежде всего следует отнести исследования В. Иванова, Ж. Тощенко, М. Яковлева и других. К сожалению, после объявленной деидеологиза-ции советского, а затем и российского общества проблемам изучения идеологии стали уделять мало внимания. Более того, деидеологизация России, как отмечали ранее, привела к хаосу л беспорядку в социальной, политической и экономической жизни. Что касается «свободного» духовного производства российского общества, то после снятия диктата марксистско-ленинской идеологии оно влачит жалкое существование и находится на стадии духовной деградации и «вымирания» в условиях хронического безденежья российского бюджета.
Понимание идеологии как ложного, иллюзорного, превращенного сознания было свойственно видным западным философам и социологам, в частности, М. Шелеру, Э. Дюрк-гейму, М. Веберу, К. Мангейму, П. Сорокину, Т. Парсонсу и другим. Из них наиболее известным исследователем идеологического процесса остается Карл Мангейм.
Особое место среди критиков идеологии занимают представители Франкфуртской школы социальной философии. Так, Г. Маркузе, например, утверждал, что в настоящее время наука и техника полностью превратились в идеологию, а Ю. Хабермас считает, что наука и техника, выполняя задачи идеологии, воздействует на развитие общества железной логикой своего господства даже больше, чем прежние идеологии. Что касается сторонников социального учения постмодерна, то тенденция деидеологизации современного западного общества явно преобладает в их концепциях над теориями реидеологизации, все же имеющими место в социальных доктринах современного Запада. Как отмечает А. А. Зиновьев: «Западное общество считается неидеологическим. Существование особой западной идеологии отрицается. Но это на самом деле есть одна из идей западной идеологии. Она существует, причем является более мощной, чем была советская, по всем основным характеристикам — по числу занятых в ней людей, по средствам распространения и вдалбливания ее в головы людей, по пропитанности ею всей сферы общества... Идеология спрятана, растворена, рассеяна во всем том, что предназначено для менталитета людей, — в литературных произведениях, фильмах, специальных книгах, научно-популярных и научно-фантастических сочинениях, газетных и журнальных статьях, рекламе и т.д. Она слита с внеидеологическими феноменами настолько, что вторые просто немыслимы без нее. Это делает ее неуязвимой для критики. Она везде и во всем, и потому кажется, будто ее вообще нет... Люди там даже не замечают, что с рождения и до смерти постоянно находятся в поле действия идеологии. Они потребляют ее вместе со всем тем, что они потребляют для своего ментального питания. Делают они это без всякого усилия, без принуждения, свободно, без сборищ»',
В понимании идеологии сегодня становится самоочевидной необходимость освобождения от марксистских догм, зажатых в тиски искусственно сконструированного исторического материализма. Действительно, все рассуждения об идеологии, основанные на соотношении общественного бытия и общественного сознания, неадекватны реальному положению вещей. Неправомерен перенос основного вопроса философии — отношения сознания к бытию — на общество. Общественного сознания как самостоятельного общественного образования не существует; в реальности наблюдается философское, научное, нравственное, художественное, правовое, политическое сознание индивидов, а не общества вообще, т.е. «идеальной головы» общества нет. Вне индивида все идеи, теории, концепции, учения не являются сознанием, это опредмеченные формы сознания, ранее произведенные индивидами. Наука, философия, мораль, искусство, право, политика — специфические сферы деятельности человека (или, говоря языком культурологии, специализированные сферы культуры), в которых индивиды профессионально заняты познанием природы и общества, а не формой общественного сознания.
Разделение «общественного сознания» на обыденное (социальную психологию людей) и теоретическое (идеологию) также является неправомерным. Идеология в целом, и политическая, — в том числе, это определенная система философских, научных, художественных, нравственных, правовых, политических, экономических, социологических ценностей и знаний о мире, обществе, человеке, лежащих в основании формирования и развития общества и личности. Идеология дает также представление о месте и роли человека в мироздании, о смысле жизни личности, о лучшем устройстве будущего общества, к которому должны стремиться все граждане мира. Идеологические знания и ценности организуют, регулируют, направляют и интегрируют деятельность людей в духовной, политической, экономической, социальной и се-мейно-бытовой сферах жизни общества, объединяют страны с однотипной идеологией в цивилизации, направляют взаимодействие между регионами цивилизаций, обеспечивают целостность социосферы в целом. Идеологическая власть повелевает и управляет идеологической деятельностью индивидов, а также координирует и направляет деятельность государственной, политической, экономической форм власти общества Идеологические организации разрабатывают и внедряют в сознание личностей идеологическое учение, контролируют деятельность социальных сфер и различных ветвей власти в обществе. Идеологическая структура, таким образом, является определяющей силой развития и функционирования всех систем социосферы. Описав сущность идеологии, можно обозначить ряд ее характерных черт.
Таким образом, идеология в целом:
— всегда давала целостную картину мира, акцентируя внимание на месте и роли человека в этом мире;
— интегрировала знания, выработанные предшествующими поколениями, заимствуя ранее полученные знания и вымыслы из других идеологий;
— стимулировала и направляла человеческое поведение, интегрируя при этом действия людей и общества;
— является организующей формой общественной жизни, побуждает действовать и, следовательно, жить;
— определяла преобразование, развитие и функционирование общества в истории человечества.
Наконец, идеологические системы определяют директивы человеческой деятельности и поведения личности в социальном мире.
Для более четкого понимания роли идеологии в жизнедеятельности человека, в функционировании общественной системы необходимо определить ее функции. Их так же можно выстроить в следующий ряд.
Познавательная функция — определяет систему знаний, полученных в сфере духовной культуры и на основе опыта социальных групп. Создается та или иная модель социального мира и места человека в нем.
Оценочная (аксеологическая) функция — дает вполне конкретную оценку на основе социальных интересов различного рода ценностей и норм поведения, конкретно — нравственных, эстетических, правовых, политических, экономических и других.
Программно-целевая функция идеологии — показывает цели, разрабатывает программы их достижения и регламентирует тем самым поведение людей в обществе.
Футурологическая функция — моделирует будущее развитие общества, дает представление о лучшем устройстве общества, к которому необходимо стремиться как к идеалу.
Интегрирующая — обеспечивает формирование определенного подхода к явлениям социокультурной практики общества.
Защитная функция — обеспечивает конкурентное (либо борьба, либо сосуществование) взаимодействие с другими идеологиями.
Наконец, социально-организующая функция —определяет принципы организации и управления жизнью общества. Фактор идеологии «вписан» в мир общественной жизни и человеческой культуры, что очень хорошо просматривается в развитых и сложных цивилизациях.
Кроме характерных черт и функций идеологии следует также выделять уровни идеологии.
Теоретический уровень идеологии первый предполагает разработку, внедрение и функционирование в сознании личностей фундаментальных знаний и ценностей, являющихся основой той или иной идеологии. В большей степени этот уровень развития и функционирования идеологического учения связан с профессиональными идеологами, специально занятыми разработкой основополагающих идей и принципов идеологии.
Второй уровень идеологии связан с разработкой и внедрением общедоступных идеологических знаний и ценностей, приемлемых для массового изучения и внедрения в сознание масс народа. Часто данный уровень связывают с массовой идеологической пропагандой и агитацией, поэтому ряд исследователей данный уровень идеологии определяет как пропагандистский.
Третий уровень идеологии предполагает формирование и функционирование идеологических ценностей на уровне обыденных идеологических представлений и взглядов. Обыденные идеологические представления образуются двумя путями. Первый путь означает, что идеологи-профессионалы, в частности, пропагандисты разрабатывают простые, элементарные идеологические представления и идеи, рассчитанные на самый примитивный уровень усвоения идеологических идей и ценностей; второй путь предполагает, что идеологические взгляды и представления вырабатываются индивидами самостоятельно в их повседневной жизни; это обычно взгляды, формируемые личностями в сфере общения и быта (как правило, это рассуждения о политике в компании сослуживцев и друзей).
В любой идеологической системе следует выделять также такой уровень идеологии, который можно определить как идеологическую психологию. Этот уровень идеологии обычно отождествляют с политической психологией масс народа. К данному уровню идеологии следует отнести идеологические чувства и эмоции, которые могут формироваться индивидами самостоятельно. Во время противостояния идеологических систем отношение между идеологиями (на психологическом уровне) проявляется как психологическая война в бескомпромиссной борьбе идей.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 1129;