Гуманизм и общество будущего

Представления о будущем всегда играли важную роль в истории как русской, так и мировой общественной мысли. Особое значение предвидение будущего имело в перелом­ные эпохи истории человечества. Вот и сейчас, на рубеже тысячелетий проблема будущего земной цивилизации при­обретает особую актуальность.

Развитие России неотделимо от развития человечества. Русская идея и идеал России всегда выступали в органичес­ком единстве. Русская идея в своей длительной эволюции проявлялась в различных формах: в западничестве, славяно­фильстве, почвенничестве, евразийстве и т.д. Русская идея — это тяжкий путь познания Россией своего прошлого, насто­ящего, будущего, это путь постижения смысла и своего предназначения. Давно замечено, что Россия развивается как бы по кругу, от деспотии к свободе, от демократии к тоталитарному режиму, и в этом, по мнению многих, и за­ключается особый путь России. Хотелось бы верить, что, взяв новый старт, Россия вырвется из замкнутого круга «вечного возвращения» и укажет путь себе и другим к подлинно человеческому, гуманистическому будущему. Хо­чется надеяться, что Россия станет духовным центром гу­манистической цивилизации, единством идеологий и культур Востока и Запада. «То, что есть только в России и чего нет по отдельности ни на Востоке, ни на Западе, — отмечает В. С. Полосин, — это ее особая историческая миссия быть местом соединения восточной и западной культур, созерцания и рационализма, интуиции и расчета, чувства и слова. Россия как бы некий всемирный Алтарь, на котором долж­но произойти чудо единения человечества и обретения всем человечеством того смысла и той цели бытия, которые лишь частично возникали на исторических путях западных и вос­точных народов»1.

Таким образом, после распада СССР, как и тысячу лет назад, перед Россией встала проблема выбора пути разви­тия. По какому пути она пойдет? По пути, указываемому идеологами современных западных стран, или по пути, про­писанном в манифестах коммунистических и социалистиче­ских партий? А может, для России возможны другие пути развития, учитывая исторические тенденции ее восточной ориентации? Все это ставит проблему выбора Россией сво­его пути развития в зависимость от конкретно-историчес­кой ситуации, от выбора руководством и народом страны правящей или государственной идеологии.

Можно предположить, что будущее России, как и всего человечества не будет связано с технотронным обществом, абсолютизирующим технологическую сторону прогресса, с коммунистической перспективой, где человек превращается в безликую часть тоталитарного государства, а будет наце­лено на гуманистическое общество, которое должно стать подлинно человеческим обществом достойных и свободных людей, стремящихся к знаниям. Это будет цивилизация но­вого типа гуманизма — социального. Как справедливо от­мечает академик В. Е.Давидович: «Знаменем, под которым можно собрать пестрое человечество, могла бы послужить идея формирующегося глобального гуманизма. Она еще только возникает, что называется, проклевывается, она могла бы вобрать в себя многое, что накоплено в гуманистике и естествознании, в мировых религиях и дерзаниях вольно­думцев, в Западной цивилизации и на Востоке. Пожалуй, накопление, начинающее свой исторический бег в XXI сто­летии, постарается оформить, отточить, вылепить эту идею. А XX век лишь поставил эту задачу».

Подлинной целью и основой будущего российского гума­нистического общества будет являться действительно целос­тно развитая личность. Личность нового общества будет творческой индивидуальностью, представляющей собой сво­его рода микрокосм, в котором отражается макрокосм. Эво­люция Вселенной имеет направленность на самопознание, потому что человек и его общество являются неотъемлемой рефлективной частью мироздания. В целом Вселенная — это субстанция, познающая через людей самое себя, также как и человек, познавая Вселенную, осознает самого себя. В результате спонтанной эволюции Вселенной возник уни­кальный феномен — разум человека, предназначенный для самопознания. Человек порожден Вселенной для ее само­познания, в этом космический смысл и предназначение че­ловека в мироздании.

Главная ценность будущего российского общества, дума­ется, должна заключаться в достоинстве и свободе челове­ка; достоинство личности должно лечь в основу образова­ния и развития всех отношений гуманистического общества. Достоинство человека будет определяться не знатным про­исхождением или материальным богатством, а знаниями, освоенными и добытыми им в процессе его жизни. Гума­нист — это и есть достойный человек, стремящийся к зна­ниям. Достоинство, знания, творчество, свобода, справедли­вость и человеколюбие станут главными ипостасями целост­ной гуманистической личности будущего общества. Без принципа человеколюбия не могут в полной мере быть ре­ализованы другие принципы. К примеру, достоинство мо­жет превратиться в самолюбие, знания могут стать опасной для людей антигуманной силой. Абсолютная свобода, без уважения достоинства и свободы других личностей, приве­дет к необузданной свободе одного индивида. Только один пример сравнения: важнейшая нравственная заповедь хрис­тианства «Возлюби ближнего своего» прошла через века, в то время как нравственный принцип разумного эгоизма нового и новейшего времени привел к «озверению» совре­менного общества, культу насилия современной цивилиза­ции. Можно сказать, что абсолютизация нравственных прин­ципов протестантской морали, особенно индивидуальной свободы, в западных странах приводит к «гипериндивидуализ­му». По мнению американского социолога П. Бергера, зна­чительная правовая свобода субъектов частного контракт­ного права может восприниматься как некая социальная аномалия. «Критики современного капитализма как справа, так и слева, — отмечает П. Бергер, — тем не менее правы, заявляя, что освобождение от коллективной солидарности обошлось весьма дорого. Его цену Маркс назвал "отчуж­дением", а Дюркгейм — "аномией". Она связана с появле­нием личностей, оторванных от общины, предоставленных самим себе, взаимодействующих с такими же обособленны­ми и мобильными людьми. Если эта цена каким-то образом не минимизируется, то в итоге возникает так называемый «гипериндивидуализм, который — что неудивительно —вос­принимается незапалными наблюдателями и внутренними критиками капитализма как патология современного капи­талистического общества»1, В обществе, где действует прин­цип материального обогащения, к духовному богатству, как правило, относятся безразлично, а то и враждебно, ибо ду­ховное богатство не приносит прибыли.

Принцип человеколюбия всегда имел особое значение в истории мировых идеологий, а не только в христианстве. Так, древнекитайский гуманист Конфуций считал, что но­вый благородный человек будущего идеального государ­ства должен прежде всего обладать человеколюбием, наря­ду с такими чертами новой личности как знания, предпола­гающим освоение культурного богатства, а также таким качествам человека как творческая индивидуальность. Для будущего гуманистического общества принцип человеколю­бия должен играть важнейшую роль. Знания, творчество, достоинство, свобода, человеколюбие и справедливость лич­ности должны стать определяющими нравственными и пра­вовыми принципами будущей гуманистической цивилизации.

Будущее гуманистическое общество станет своего рода обществом знания, «градом знания» на Земле и в Космосе. Глобальная гуманистическая цивилизация Земли будет своего рода сферой знаний нашей планеты, о которой говорил В. И. Вернадский, называя ее ноосферой. Ноосфера — это и есть сфера знаний, которая будет распространяться на другие космические сферы. Разумеется, «град знания» че­ловек должен воздвигнуть вначале в себе самом. В новом обществе должно быть гармоническое соответствие между духовным и материальным богатством человека при опре­деляющей роли первого, так как духовные деяния прежде всего определяют наши достоинства. Великий русский писа­тель и мыслитель гуманист А. П. Чехов еще сто лет назад призывал к созданию нового общества социального гуманиз­ма, основанного на духовном богатстве. «Признание всякого человека в духовной деятельности, — утверждал он, — в постоянном искании правды и смысла жизни. Сделайте же для них ненужным грубый, животный труд, дайте им почувствовать себя на свободе, и тогда увидите, какая, в сущности, насмешка эти книжки и аптечки. Раз человек сознает свое истинное призвание, то удовлетворить его мо­гут только религия, наука, искусство... Не грамотность нужна, а свобода для широкого проявления духовных способнос­тей. Нужны не школы, а университеты... Конечно. Мы выс­шие существа, и если бы в самом деле мы осознали всю силу человеческого гения и жили бы только для высших целей, то в конце концов мы стали бы как боги»'.

Личность будущего гуманистического общества должна также развивать в себе физическое богатство, физическое совершенствование, т.е. личность должна будет обладать богатством человеческого здоровья. Эта форма человече­ского богатства должна основываться на духовном богат­стве. Наряду с духовным, материальным и физическим бо­гатством личность будущего общества должна формиро­вать и развивать свое экологическое богатство на основе совместного гармонического развития природы, общества и человека. Как справедливо отмечает Н. Н. Моисеев, «наше будущее состоится лишь в том случае, если мы усвоим ак­сиому: «Человек — элемент биосферы и может развиваться только в развивающейся биосфере». «Этот принцип, — подчеркивает автор, — я называю принципом коэволюции че­ловека и биосферы. Его выполнение — необходимое усло­вие сохранения человека на Земле. Я думаю, что в настоя­щее время это важнейшая проблема фундаментальных зна­ний... Это высшая задача гуманитарных знаний — знаний, которые будут опираться на современное естествознание, на физику, биологию, химию. Но все-таки это задача преж­де всего гуманитарных знаний, поскольку речь должна идти о поведении человека, о его способности гармонично впи­саться в жизнь биосферы и воспитании в рамках опреде­ленных стандартов»1.

Важнейшим принципом гуманистического общества дол­жен также стать принцип свободы творчества личности во всех ее формах. Общество должно обеспечивать одинако­вые социальные «стартовые» условия для всех, а далее все зависит от способностей, трудолюбия и потенциальных воз­можностей человека в процессе его свободного труда и твор­чества. Для свободного творческого труда должны суще­ствовать определенные стимулы. Одним из них должно стать справедливое вознаграждение за труд, причем, чем более труд является творческим, тем больше он должен стоить, значить для человека и для общества.

Разумеется, в будущем гуманистическом обществе не все люди будут заниматься творческим трудом по производ­ству новых знаний. Творческим может считаться также та­кой труд, который как бы заново воспроизводит ранее по­лученные знания, например, творческая деятельность педа­гога, ученого, деятеля искусств, актера и т.д. Более того, в будущем обществе будут также различия по степени твор­ческого содержания труда, т.е. интенсивность творческого труда будет различной. Интенсивность творческого труда зависит не столько от количества произведенного знания в процессе этого труда, сколько от качества знаний (степени творческого содержания). Великое открытие и разработка прикладного характера — и то и другое — творческий труд, но различного качества. Нетворческие виды труда останутся, но они не будут играть решающего значения в обществе. Люди, занимающиеся нетворческим трудом, умственным или физическим по форме, не будут определять прогрессивное развитие гуманистического общества. Конечно, желательно, чтобы все люди будущего нашли себя в каком-либо творче­ском труде в соответствии со своими способностями и инте­ресами. Это идеальный вариант, к которому и необходимо будет стремиться в гуманистическом обществе.

Рассмотрение главных принципов организации будущего общества подводит нас к выводу, что важнейшей, опреде­ляющей основой гуманистического общества будет являться идеологическая структура, включающая в себя учение, ре­гулирующее развитие нового общества на основе знаний о мире и роли человека в нем. Это знание будет представлять собой единство философского, научного, художественного, нравственного, правового, политического, экономического и экологического знаний. Подобное гармоническое единство должно давать целостное, а не одностороннее знание. Идео­логию гуманизма можно представить как систему ценнос­тей и ценностных ориентаций, идеалов и директив действия, идеологических чувств и веры. Идеологическая структура гуманистического общества с необходимостью должна вклю­чать в себя систему идеологического воздействия и идеоло­гические регулятивы действия личностей во всех сферах об­щества, а также идеологические органы и организации, ко­торые будут осуществлять творческое развитие идеологии, т.е. производить идеологическое знание и внедрять его в массовое сознание. В процессе становления нового обще­ства должна осуществиться переориентация общества с про­изводства материальных благ на производство духовных ценностей. Поэтому главной задачей общества гуманизма станет повсеместное производство знаний как важнейшей государственной задачи, а производство материальных то­варов — как результат производства знаний. Производство знаний в государственных масштабах составит главное от­личие гуманистического общества от современных обществ западного и постсоциалистического толка. Гуманистическое общество будет обществом знаний. Достижение материаль­ного благополучия общества всеобщего потребления для гуманистов не является самоцелью. Для гуманистов главное, чтобы на основе удовлетворенного материального ин­тереса формировались и развивались духовные интересы личности. В гуманистическом обществе материальное богат­ство отойдет на второй план, а на первый план выйдет формирование, развитие, совершенствование духовного бо­гатства личности и общества. В новом обществе личность освободится от материального бремени добывания хлеба насущного через переход к предметно-творческому произ­водству и замкнутым технологическим циклам. Гуманисти­ческие личности займутся самым главным, сущностно-чело-веческим делом — формированием и развитием самого че­ловека. В будущем обществе такие ценности как свобода, демократия, творческая инициатива, плюрализм мнений, на­циональное достоинство, художественное и духовное само­выражение, технотронная революция и другие необходимо будет переориентировать, развернуть на достижение духов­ного, а не только материального богатства.

В будущем обществе производство знаний будет осуще­ствляться во всех сферах жизни общества, а не только в области духовной культуры. Для этого современное обще­ство необходимо преобразовать, перестроить так, чтобы зна­ния, культурные ценности создавались в его духовном, со­циально-политическом и материальном производствах. Выс­шей целью нового общества явится формирование и развитие целостной личности, а сущность человека опреде­ляться совокупностью знаний, освоенных индивидом, а не совокупностью, по Марксу, всех безличных общественных отношений'. В гуманистической личности совокупность ос­военных ею знаний должна представлять собой целостное знание как гармоническое сочетание теоретических и обы­денных форм знаний.

К сожалению, решение вышеназванных проблем в со­временной России выглядит далеко не лучшим образом. Об этом убедительно пишут В. Дикевич, А. Ю. Тупицын, А. Фе­тисов: «Одной из сущностных особенностей современной со­циокультурной ситуации в России, отмечают они, — явля­ется забвение правящей элитой антропологических проблем. Между тем человек, понимаемый как высшая общественная ценность, становится сегодня конечным основанием и кри­терием любой общественно значимой деятельности. Произ­несенные в начале нашего столетия слова Макса Шелера о том, что "никогда в истории человек не становился настоль­ко проблематичным для себя", именно в конце XX века оказались чрезвычайно актуальными. Можно утверждать, что лишь те общественные практики, которые будут сораз­мерны антропологическим изменениям в современной соци­окультурной ситуации, определят лицо и XXI века, и всего следующего тысячелетия».

Если сущность человека определяется совокупностью ос­военных и добытых им знаний, то их производство превра­щается в высшую цель и задачу всех сфер и структур гуманистического общества. Второй по значению после иде­ологической структуры общества остается сфера духовной культуры, или свободное духовное производство, которое будет состоять из таких отраслей духовного производства как искусство во всех его видах, наука (в которой будут осуществляться фундаментальные исследования, не имею­щие идеологического характера), система образования (сред­няя и высшая школы, вузовская наука).

Роль науки в жизни общества огромна, от ее потенциала зависит будущее любого общества. Как отмечают авторы коллективной исследовательской работы «Россия: нацио­нальная стратегия и социальные приоритеты»: «Общеприз­нанно, что научно-технический потенциал любой страны есть большее богатство, чем запасы полезных ископаемых или накопленное веками мастерство работников традиционных отраслей производства. Наука является самым современ­ным инструментом материального и духовно-нравственного процветания, индикатором интеллектуального и морального уровня развития общества. Судьба России как государства, являющегося составной частью мирового сообщества, все­цело зависит от состояния и перспектив ее интеллектуаль­ных ресурсов»2. К сожалению, в современной России на­блюдается резкое снижение затрат на развитие науки и образования, что приводит к сокращению объемов фундамен­тальных и прикладных исследований, закрытию ряда про­ектных институтов, НИИ и даже целых отраслей. Разруше­ние российского научного потенциала может произойти в ближайшее время, если доля расходов страны на науку в течение 5—7 лет не будет превышать i % от ВВП. Финанси­рование научного потенциала нашей страны в последние годы составило: 1992 г. — 0,57%, 1993 г. — 0,52%, 1994 г. — 0,47%, 1995 г. — 0,41%, 1996 г. — 0,53% от национально­го валового продукта. В Германии, Англии, Франции, Япо­нии доля расходов валового продукта на науку составляет в среднем 2,7—3,1%, тогда как Россия находится на уровне таких государств как Аргентина (0,3%), Румыния (0,45%), Болгария (0,5%)'.

В духовном производстве гуманистического общества будет осуществляться освоение и производство знаний во всех его разнообразных видах. Сфера духовной культуры в будущем будет являться главной сферой по производству и распространению знаний. В ходе перестройки этой сферы общества все нетворческие виды духовного труда будут пе­реданы компьютерным системам обслуживания творческой деятельности людей, занятых в свободном духовном произ­водстве. За человеком, действующем в сфере духовного производства, останется подлинно человеческий творческий труд, производящий знания и духовные ценности. Этот твор­ческий труд и будет являться основой формирования и раз­вития гармоничной личности как главной цели гуманисти­ческого общества. Творческий труд, осуществляющийся в сфере духовного производства, должен в соответствии с за­коном стоимости по количеству и качеству творческого тру­да быть самым высокооплачиваемым. Знания, освоенные и добытые человеком в сфере духовной культуры, и будут определять его сущность и достоинство.

В сфере социально-политического производства будут создаваться и функционировать политические ценности и отношения по поводу власти и управления. Эта сфера так­же будет определяться идеологической структурой гуманис­тического общества. К социально-политическому производству следует отнести деятельность нескольких групп про­фессионально занятых в этой области людей. Одна из них представляет собой управленческий аппарат министерств и ведомств. Ко второй группе следует отнести людей, осуще­ствляющих деятельность, связанную с государственной вла­стью. Это деятельность людей, обеспечивающих обществен­ный порядок, государственную оборону и безопасность. К третьей группе следует отнести деятельность людей, осу­ществляющих правовое регулирование общества и работа­ющих в органах суда, прокуратуры, адвокатуры и других подобных им организациях государственного аппарата.

В будущем российском обществе нетворческие виды уп­равленческого труда также будут «переданы» компьюте­рам, входящим в автоматизированные системы управления общественными процессами. А за личностью останется под­линно человеческая творческая управленческая деятельность в сфере управления и регулирования социальными процес­сами. Этот творческий управленческий труд, производящий знания и политические ценности, будет определять сущность и достоинства целостной личности, действующей в социаль­но-политическом производстве. Разумеется, чем выше сте­пень творческого содержания управленческого труда, тем оно будет больше стоить по сравнению с нетворческим уп-равленческим трудом, который все же будет иметь место в сфере управления, но уже не будет определять ее стратеги­ческое развитие.

Наибольшей реформе в гуманистическом обществе под­вергнется экономическая сфера, или материальное произ­водство. Как известно, в условиях современного НТП уже происходит изменение места и роли человека в технологи­ческом процессе производства. В машинном производстве человек является частью технологического процесса, его деятельность является частичной. Личность, формирующая­ся на основе нетворческой частичной деятельности пред­ставляет собой частичную личность. Чтобы личность сфор­мировалась целостно, необходимо изменить процесс произ­водства так, чтобы личность вышла из технологического процесса, стала над этим процессом. Для этого необходимо, чтобы нетворческая деятельность, не производящая знаний, была передана машинам, функционирующим по замкнутым технологическим циклам с использованием не только меха­нической, но и физической, химической, биологической форм движения. В современных развитых странах мира замкну­тые технологические циклы с использованием многих форм движения уже создаются как в промышленности (так назы­ваемые заводы «под замком»), так и в сельском хозяйстве. Но даже самые совершенные технологические процессы бу­дут устаревать, поэтому необходимо будет создавать новые. Разработка и создание новых технологий, направленных на дальнейшее преобразование природы на основе коэволю­ции человека и биосферы, предполагает, что в сфере мате­риального производства должна существовать целая систе­ма предметно-творческого производства, в котором будет осуществляться подлинно человеческая творческая, произ­водящая знания деятельность. Материальное производство будущего гуманистического общества можно будет опреде­лить как гигантскую научную лабораторию, функциониру­ющую в единстве с замкнутым технологическим процессом, производящим в автоматическом режиме предметы потреб­ления, т.е. промышленные товары. В предметно-творческом производстве будут осуществляться в основном приклад­ные исследования. Произойдет своего рода слияние научно-исследовательских и проектных институтов с производством. Наука станет производственной, а производство научным. Фундаментальные исследования в основном будут осуще­ствляться в духовном производстве, в сфере академической и вузовской науки, имеющей общегосударственную систему обеспечения. В догуманистических обществах в материаль­ном производстве знания использовались для производства товаров. В будущем обществе главным будет производство знаний для создания новых технологий, а товары будут уже следствием производства знаний. Осуществится преобразо­вание экономической сферы — перемещение с производ­ства материальных благ на производство духовных ценнос­тей и знаний. Закон стоимости по количеству и качеству творческого труда будет стимулировать людей на произ­водство знаний как самых главных ценностей в обществе. Причем этот закон будет регулировать процесс производства знаний во всех сферах общества, а не только в эконо­мической. Как отмечает А. И. Колганов: «Экономическая и общественная системы должны быть ориентированы на то, чтобы творческий потенциал каждого человека встречал наи­большие возможности для своего свободного развития — будь то в производстве, науке, системе просвещения или в создании благоприятных экономических условий. Такой под­ход предполагает, что методы экономической и социальной мобилизации ресурсов российского общества будут подчи­нены в первую очередь не задаче наращивания объемов производства, ускоренного экономического и технологиче­ского роста, а стремлению создать условия для самоосуще­ствления человека»1.

Таким образом, в будущем обществе на основе творче­ского труда, производящего знания, будет формироваться целостная личность — как главная цель гуманистического общества. Экономической основой свободного целостного раз­вития личности будет являться ее личная собственность, тогда как остальные формы собственности ориентированы на под­держание развития личной собственности человека. Особое значение приобретет интеллектуальная собственность, свя­щенная и неприкосновенная. Поэтому произведенные чело­веком знания, являющиеся его собственностью, должны ох­раняться государством и законом.

Предложенная здесь абстрактная модель будущего гу­манистического общества должна обрести свои конкретно-исторические формы развития, т.е. национальные модели со своими особенностями и спецификой в каждой стране. Ло­гично предположить, что гуманистические страны войдут в различные региональные объединения. Историческая мис­сия России при реализации подобного сценария заключает­ся в том, чтобы стать центром, объединяющим Восток и Запад на духовной основе, т.е. новой целостной идеологии гуманизма. В этом суть Великой Русской Идеи, объединяю­щей идеи Мира. Мировая идея социализма оказалась разъ­единяющей идеей, она разорвала Мир на системы капита­лизма и социализма, ведущие между собой бескомпромиссную идеологическую борьбу. В отношениях между страна­ми следует отличать идеологическую конфронтацию как бес­компромиссную агрессивную войну, борьбу идеологий и идео­логическую конкуренцию, предполагающую сосуществова­ние и взаиморазвитие идеологий.

Говоря о человеческой цивилизации, о ее будущем, сле­дует отметить, что равнодействующая прогресса человече­ства ведет к возникновению цивилизации глобального гума­низма. Будущее России и человечества в целом, таким об­разом, не за обществом техники, даже гуманизированной, не за обществом всеобщего потребления, не за обществом казарменного социализма, а за подлинно человеческим об­ществом гуманизма.

 

 

СЛОВАРЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Авторитарный (от лат. autoritas — власть) — основан­ный на личной власти, личной диктатуре.

Агенты (акторы) — действующие социальные субъек­ты, а иногда также организации и институты.

Адаптация социальная — приспособление личности или социальной группы к общественной среде, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участвующих в нем субъектов.

Альтернативы (франц. alternative, от лат. alter — один из двух) — в социологической анкете — варианты ответов-подсказок, из которых необходимо выбрать один или несколько.

Аномалия (греч. anomalia) — отклонение от общей за­кономерности, неправильность, негативная сторона социального явления.

Аномия (от. франц. anomia) — отсутствие закона, орга­низации), состояние индивидуального и обществен­ного сознания, которое характеризуется разложени­ем системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречи­ем между провозглашенными целями и невозможно­стью их реализации для большинства (понятие вве­дено Э. Дюркгеймом, теория разработана Р. Мерто-ном).

Анонимность (от греч. anonymos — безымянный) — в социологическом опросе обязательное условие для ис­следователя не требовать от респондента его фами­лии, имени и отчества.

Антропология (от греч. anthropos — человек и logos — учение) — наука о происхождении и эволюции человека, а также о дописьменных культурах.

Апатия (от греч. apatheia — бесстрастие) — безраз­личное, безучастное отношение к окружающему.

Аскетизм (от греч. asketes —упражняющийся в чем-либо) — ограничение или подавление чувственных желаний, сознательное воздержание как система философских убеждений.

Ассимиляция — постепенное слияние группы меньшин­ства с доминирующей культурой.

Ассоциация (от. позднелат. assotiatio — соединение) — психологическая связь между двумя или несколь­кими образами, мыслями, чувствами.

Атрибуты (от лат. attributum — придаю, наделяю) — необходимое, существенное свойство.

Аутсайдер (англ. outsider — посторонний) — отстаю­щий, самый неавторитетный в группе.

Белые воротнички — служащие, работники преиму­щественно умственного труда.

Бизнес-слой — вся совокупность людей, занимающих­ся бизнесом, предпринимательством.

Бизнес-элита — высшая прослойка класса бизнесме­нов.

Блокирование — препятствование чему-либо, задерж­ка, непропускание.

Брак — исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посред­ством которой общество упорядочивает и санкцио­нирует их половую жизнь и устанавливает их суп­ружеские и родственные права и обязанности.

Бюрократия — организация, деятельность которой пре­дусматривает разделение иерархически упорядочен­ных ролей, складывающихся на основе четких пра­вил и процедур; социальный слой, непосредственно осуществляющий функции управления обществом.

Валидность — основная характеристика качества из­мерения в социологии, одна из составляющих надежности социологической информации. Различают теоретическую (концептуальную) и эмпирическую (валидность по критерию).

Вассал (от позднелат. vassus — слуга) — в средневе­ковой Европе феодал, находящийся в личной зави­симости от другого феодала, которого в этом случае называют сеньором.

Взаимодействие социальное — способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предпо­лагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факто­ры его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре об­щества и т.п.

Владетельный (действительный) — дворянин в России, имевший земельный участок.

Власть — способность навязывать свою волю другим и мобилизовывать ресурсы для достижения цели.

Власть традиционная — власть, основанная на тради­циях и обычаях.

Вторичная группа — обозначение всех больших соци­альных групп или социальных организаций, где от­ношения между людьми носят формально-служеб­ный характер.

Выборка — часть населения (популяции), строго отра­жающая особенности и соотношение всех элементов генеральной совокупности (исследуемого сообщества в целом).

Выборка случайная — выборка, составленная таким образом, что каждый элемент структуры населения (и любое сочетание элементов) может быть включен в нее с одинаковой вероятностью.

Выборка целевая — выборка, в которой исследова­тель отбирает людей для опроса из заданных целя­ми исследования групп.

Выборочная совокупность— множество людей, кото­рых социолог опрашивает.

Гедонизм (от греч. gedone — удовольствие) — в Древ­ней Греции система философских представлений о том, что наслаждение выступает высшей целью и основным мотивом человеческого поведения.

Гезельшафт (от нем. «Geseilschaft» — общество) — термин Тенниса, характеризующий отношения в ин­дустриально-урбанистическом обществе, основанные на стремлении к личной выгоде, при этом порядок поддерживается на базе формальных законов; фор­мируется специализация профессиональных ролей и светские ценности.

Гемайншафт(от нем. «Gemeinschaft» — общинность) — термин Тённиса, характеризующий отношения всельских общинах, где люди живут в соответствии с их семейными и общественными обзанностями; ос­новное значение придается обычаям и религиозным ценностям; разделение труда ограниченно.

Тендер— совокупность социальных характеристик пола.

Тендерныйидеал — ожидание определенного поведе­ния мужчин и женщин, присущее данной культуре.

Генеральная совокупность— все население или та его часть, которую социолог намерен изучить, опираясь на выборочную совокупность.

Геноцид— умышленное массовое уничтожение пред­ставителей определенной расы или национальности.

Геронтология — наука о старости.

Гипертрофированный— преувеличенный.

Гипотеза — предположение о взаимосвязи между не­зависимой и зависимой переменными.

Государство— социальный институт и совокупность социальных организаций, осуществляющих управле­ние обществом и распределяющих общественные ресурсы.

Государство авторитарное— государство, в котором власть находится в руках монарха или диктатора, управляющего с помощью насилия.

Группа— совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь, совокупность, воспри­нимаемая другими как некое сообщество.

Группа вторичная— совокупность людей, между ко­торыми почти отсутствуют эмоциональные отноше­ния, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей.

Группа контрольная— в эксперименте испытуемые, с которыми обращаются как с испытуемыми из экс­периментальной группы, но наних неоказывает вли­яние независимая переменная.

Группа малая— совокупность людей, между которы­ми имеются непосредственные контакты.

Группа первичная— небольшое количество людей, между которыми устанавливаются прямые контак­ты, отражающие многие аспекты их личностных свойств, и складываются устойчивые эмоциональные отношения.

Группа этническая— часть общества, члены которой осознают себя (или считаются с точки зрения дру­гих) носителями общей культуры.

Девиация(от позднелат. deviatio — отклонение) — от­клонение в поведении человека от общепринятых норм.

Деградация— постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных качеств.

Деиндивидуализация— процесс оставления своей гражданской сущности.

Декларативный (от лат. declaratio — объявление, провозглашение) — широковещательный, чаще все­го существующий на словах, а не на деле.

Делинквентность— (от. лат. delinquens — совершаю­щий проступок) в социологии и юриспруденции обозначение противоправных действий трудновоспитуе­мых подростков, состоящих на учете в милиции или замеченных полицией за регулярно совершаемые нарушения, способные повлечь за собой уголовное наказание.

Демография (от греч. demos — народ и графия — описываю) — наука, при помощи статистики изуча­ющая рождаемость, смертность, долгожительство, плодовитость, брак, миграцию и другие процессы населения конкретной страны.

Демократия представительная— государство, где на­род на определенные сроки делегирует свою власть избранным лицам, которые впоследствии должны быть переизбраны. Для таких государств характер­ны следующие особенности; признание прав индиви­дуальности, наличие конституционного правительства; согласие со стороны тех, кем управляют; лояльная оппозиция.

Демонстративный (от лат. demonstratio — показывание) — намеренно показной, выпячивающий жест или по­ступок.

Депривация — лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни.

Десоциализация — разобучивание, утрата прежних на­выков и манер поведения.

Деструктивный (от лат. destructio — нарушение) — разрушающий нормальную структуру чего-либо.

Диада— состоящая из двух человек малая группа.

Дискриминация — социальное подавление, ущемление в правах или несправедливое обращение с членами групп общественных меньшинств или непривилеги­рованного большинства.

Дистанцирование— сознательное отгораживание, от­даление одного человека, как правило, занимающе­го высокий статус, от другого, с меньшим статусом.

Дисфункциональный — противоречащий или наруша­ющий основные функции (цели) организации.

Дисциплинатор — тот, кто занимается укреплением дисциплины.

Дифференциация —- деление общества на общности, фрагментация человеческой жизнедеятельности на множество относительно ограниченных культурных пространств, конкретных функций и социальных за­нятий.

Драматургический подход — взгляд на интеракцию, согласно которому социальные ситуации рассматри­ваются как драматургические миниатюры, по ходу действия которых люди стремятся создавать о себе определенные впечатления, формируют свой образ в глазах других.

Единица выборки — единица отбора и анализа дан­ных при выборочном обследовании.

Заражения теория — объяснение коллективного пове­дения тем, что люди в толпе иррациональны и под­вержены эмоциям, которые распространяются, словно вирус.

Значимое действие — действие, основанное на истол­ковании значения ситуации или события.

Ид — согласно Фрейду, подсознательное «Я», которое является источником энергии, стимулируемой стрем­лением к удовольствию.

Идеальный тип — определенный образ-схема состоя­ний и процессов, как если бы они происходили без отклонений и помех, которая рассматривается как наиболее удобный способ упорядочения эмпирическо­го материала (понятие введено в социологию М. Ве-бером).

Идентификация (от позднелат. identificio — отожде­ствляю) — признание тождественности, опознание, в социологии — процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образом.

Идеология— система взглядов и идей, в которых осоз­наются и оцениваются отношения людей к действи­тельности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закреп­ление или изменение (развитие) данных обществен­ных отношений.

Иерархия(от греч. hieros — священный и arche — власть) — расположение частей или элементов це­лого в порядке от высшего к низшему.

Иммиграция— перемещение людей в данное обще­ство извне.

Имперское сознание— характерные для восточных дес­потий, авторитарных и тоталитарных режимов при­тязания высших эшелонов власти и части простого населения на исключительность, непогрешимость, повелевание другими; сложный комплекс социаль­но-психологических установок.

Индекс— количественный показатель, обобщающий первичную социологическую информацию, получен­ную в ходе измерений спомощью одной или несколь­ких шкал.

Индивидуализм — тип мировоззрения, в основе кото­рого лежит противопоставление отдельного индиви­да обществу.

Индивидуальность— сочетание психологических осо­бенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей.

Инициация(от лат. initiatio — совершение таинств) — обряд посвящения подростков во взрослые.

Инноватика— новообразование, внедрение новшеств.

Инновация— в теории Мертона — реакция на анома­лию, которая предполагает согласие с целями об­щества, но отрицает социально одобряемые способы их достижения.

 


 

Институт социальный — устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, регулирующих различ­ные сферы человеческой деятельности и организую­щих их в систему ролей и статусов, образующих со­циальную систему; совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности.

Институционализация — закрепление практики или об­ласти общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Институция — установление, обычай, порядок, приня­тый в обществе.

Инструментальные (контакты, зависимость) — прак­тически ориентированные, выгодные.

Интеграция — объединение.

Интеграция социальная — совокупность процессов, бла­годаря которым происходит соединение разнородных взаимодействующих элементов в социальную общ­ность, целое, систему; формы поддержан ля соци­альными группами устойчивости и равновесия об­щественных отношений; способность социальной си­стемы к самосохранению перед лицом внутренних и внешних напряжений, затруднений, противоречий.

Интенциональность (от интенция — намерение) — нео­сознаваемое достижение цели.

Интеракционизм — одно из главных направлений в зарубежной социологии, сводящее сущность обще­ства к межличностному взаимодействию.

Интеракция (англ. interaction) — взаимодействие лю­дей в группе, обществе.

Интервью — целенаправленная беседа, цель которой — получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследований.

Интернализация (англ. internalization — усвоение) — в социологии принятие элементов поведения или культуры, усвоение.

Информация социальная — знания, сообщения, сведе­ния об отношениях людей, состоянии и характере развития социальных процессов, условиях жизнеде­ятельности, общественном положении индивидов и социальных групп, взаимодействии их интересов.

Иррациональный — неразумный, противоречащий ра­зуму и логике.

Исследование социологическое — вид социального ис­следования, способ изучения социальных установок и поведения (деятельности) индивидов на основе си­стемы логически последовательных методологических, методических и организационно-технических проце­дур, направленных на получение достоверных дан­ных об изучаемом объекте или процессе для реше­ния конкретных теоретических и социальных проблем.

Капитализм — социально-экономическая система, при которой особое значение придается отношениям и праву частной собственности, накоплению капитала и получению прибыли.

Квазиобщество — обозначение мирового сообщества, которое по многим признакам похоже на обычное общество.

Класс — большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу.

Когнитивное развитие — процесс формирования мыс­лительной деятельности личности.

Компетенция (от. лат. competo — соответствую, подхо­жу) — круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному должностно­му лицу или органу; знания и опыт в той или иной области.

Конвенциональный (от лат. conventio — договор, со­глашение, сделка) — общепринятый, покоящийся только на договоренности между людьми, на услов­ных правилах и ни на чем более.

Конвергенции теория — I) в исследовании коллектив­ного поведения взгляд, согласно которому сама по себе толпа не способствует проявлению необычного поведения. Она привлекает определенные типы лю­дей, и таким образом реализуется поведение, к ко­торому они были предрасположены; 2) В исследова­ниях развития обществ конвергенция означает воз­растание сходства по мере экономического развития традиционных обществ.

Конвергенция — возрастание сходства в развитии раз­ных социальных объектов или возбуждение реализа­ции поведенческих предрасположенностей.

Консенсус (от лат. consensus — согласие, единодушие) — принятие конечного решения на основе общего согласия участников или сторон, всеобщее согласие.

Консонанс (франц. consonance — созвучие) — гармо­ния, согласованность представлений, мыслей, эмо­ций (противоположно диссонансу).

Конструкт (от лат. constructio — составление, построе­ние) — искусственно созданное нечто, в котором ча­сти связаны в единое целое.

Контент-анализ (от лат. content — содержание) — в социологии количественный анализ текстов газет или книг.

Контракт — договор, соглашение.

Контркультура — субкультура, нормы или ценности которой противоречат главным составляющим гос­подствующей культуры.

Контроль переменных — способность исследователя со­знательно регулировать и изменять условия экспе­римента.

Контроль социальный — совокупность норм и ценнос­тей общества, а также санкций, применяемых в це­лях их осуществления. Цель — предотвращение девиантного (отклоняющегося) поведения путем наказания или исправления.

 

 

.

Конфликт— столкновение интересов различных соци­альных общностей, форма проявления социального противоречия.

Конфликт социальный (отлат. conflictus — столкно­вение) — столкновение интересов различных соци­альных обязанностей, частный случай проявления социального противоречия.

Конформизм— некритическое принятие иследование господствующим мнениям и стандартам, стереоти­пам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам и т.д.

Конформистский— приспособленческий, согласующий­ся с другими.

Конформность(от позднелат. conformis — подобный, сообразный) — приспособленность, пассивное при­нятие существующего порядка вещей, господствую­щего мнения, некритическое следование чужим об­разцам.

Концепция(от лат. conceptio — понимание, система)

— определенный способ понимания, трактовки яв­
лений, основная точка зрения, ведущий замысел.

Кооптация— инструмент урегулирования организаци­онного конфликта, представляющий собой вовлече­ние неудовлетворенных сторон в процесс принятия решений.

Корреляционный анализ— количественное изучение статистических связей между признаками социальных объектов.

Корреляция(от позднелат. correlatio — соотношение)

— взаимная связь, взаимозависимость эмпирических
признаков, свойств, черт, показателей (в социологии).

Коррумпированный— продажный.

Коррупция (отлат. corruptio — подкуп) — процесс, связанный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (подкуп чиновников, дача взя­ток).

Коэффициент корреляции — мера плотности корреля­ционной связи. Когда каждому значению одного при­знака соответствуют различные, но близкие значе­ния другого признака, т.е. тесно располагаются око­ло своей средней величины, — связь более полная.

Кредо — определенная система убеждений.

Ксенофобия — страх и ненависть ко всему чуждому для образа жизни данного общества.

Культ — религиозная секта, придерживающаяся край них воззрений и призывающая к радикальным изме­нениям верований личности, общества или того и другого одновременно.

Культура — система ценностей, жизненных представ­лений, образцов поведения, норм, совокупность спо­собов и приемов человеческой деятельности, объек­тивированных в предметных, материальных носите­лях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

Культура массовая — форма культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются сре­ди широкой публики, без учета региональных, рели­гиозных или классовых субкультур.

Культура элитарная — форма культуры, включающая изящные искусства, музыку, литературу и предназ­наченная для высших слоев общества.

Культурная диффузия — распространение особеннос­тей, свойств данной культуры на другие культуры.

Культурный релятивизм — убеждение, что культуру можно понять лишь на основе ее собственных цен­ностей в ее собственном контексте.

Латентные (от лат. latent) — скрытые.

Легитимизировать (от лат. legitimus — законный) — придавать чему-либо законный характер, узакони­вать.


Легитимность — характеристика признания членами общности существующего социального порядка, на­деление престижем, который диктует нормы и уста­навливает образцы поведения.

Легитимный — законный.

Личность — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт обще­ственного развития (социализации) и включения лю­дей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

Личность авторитарная — совокупность черт личнос­ти, которая стремится проецировать чувство собствен­ной неполноценности и слабости на членов другой группы и проявляет враждебность к этой группе.

Лобби — организация, оказывающая политическое дав­ление в процессе принятия политических решений или мер, которые затрагивают интересы определен­ной группы.

Лонгитюдное исследование — вид повторного исследо­вания, при котором ведется длительное периодичес­кое наблюдение над одними и теми же социальны­ми объектами.

Люмпен — деклассированный человек, полностью выб­рошенный из общества и утерявший обычные ценно­сти, нормы, стандарты отношений и поведения (пре­ступник, нищий, бомж и т.п.).

Мазохистский — самоистязающий (названо по имени

австрийского писателя Л. Захер-Мазоха). Макросоциология — область социологического знания,

изучающая крупные элементы социальных структур, их состояния и взаимодействия.

Макроуровень — в социологии — описание крупных явлений, процессов и структур, охватывающих боль­шие социальные группы и народы; миграция насе­ления, кризис институтов, переход от одного типа общества к другому и т.п.

Макроуровень социологического исследования — со­средоточение внимания на крупномасштабных соци­альных структурах и институтах.

Манипулировать (от лат. manipulos — пригоршня, горсть) — пускаться в ухищрения, махинации, зас­тавлять других делать то, что полезно тебе.

Маргинальность — промежуточность, "пограничность" положения индивида между разными социальными группами.

Маркетинг — (от англ. market — рынок) — организа­ция сбыта и производства новой продукции, изуче­ние спроса, потребительского рынка.

Метапотребности — сверхпотребности, стоящие над обычными.

Метод — систематизированный способ достижения те­оретического или практического результата, реше­ния проблемы или получения новой информации на основе определенных регулятивных принципов позна­ния и деятельности, осознания специфики изучае­мой предметной области и законов функционирова­ния ее объектов. Он очерчивает путь к достижению цели (истины) и включает в себя стандартные и од­нозначные правила (процедуры), обеспечивающие надежность и достоверность полученного знания. Различают всеобщие и конкретно научные методы.

Методология — теоретическое учение о научных мето­дах.

Методология исследования — стратегия научного по­иска, опирающаяся на осознание задач, метода или методов его проведения, программных установок, ценностных характеристик, нормативов и регулято­ров теории изучаемой предметной области.

Миграция — территориальное перемещение каких-либо групп населения.

Микросоциология — область социологического знания, изучающего преимущественно межличностные, внутригрупповые и повседневные взаимодействия людей.

Микроуровень — в социологии — описание малых яв­лений, процессов и структур, характеризующих бли­жайшее окружение человека: семья, круг друзей, общение, малая группа.

Микроуровень социологического исследования сосре­доточение внимания на мельчайших элементах меж­личностного общения.

Мобильность (от лат. mobilis — подвижный) — в со­циологии — перемещения людей из одной группы, общности, города, страны и т.п. в другие группы.

Мобильность вертикальная — изменение положения индивида, которое вызывает повышение или пони­жение его социального статуса.

Мобильность горизонтальная — изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Мобильность индивидуальная — изменение положе­ния индивида в системе социальной стратификации.

Мобильность интергенерационная — переход профес­сионального статуса от родителей к детям.

Мобильность коллективная (групповая) — измене­ние положения социальной группы в системе соци­альной стратификации.

Мобильность социальная — переходы людей из одних общественных групп и слоев в другие (социальные перемещения), а также их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (со­циальное восхождение), либо движение к более низ­ким иерархическим позициям (социальное нисхож­дение, деградация). Различают групповую и инди­видуальную формы мобильности.

Модернизация — совокупность технологических, эко­номических, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование обще­ственной системы в целом.

Моногамия (от греч. monos — один и gamos — брак) — единобрачие, историческая форма брака и семьи, возникшая из парного брака в эпоху распада первобытнообщинного строя.

Монородительские(от греч. monos — один) — семьи содним родителем: отцом или матерью.

Наблюдение— метод социологического исследования и получения информации путем прямой и непосред­ственной регистрации событий и условий их проте­кания.

Нарциссизм— любовь, влюбленное отношение к свое­му собственному Я.

Наука— социальный институт, обеспечивающий про­изводство и накопление знаний; одна из форм обще­ственного сознания.

Неравенство— положение, при котором люди не име­ют равного доступа к социальным благам.

Неформальный — основанный на личных отношениях, неписаных правилах.

Нигилизм(от лат. nihil — ничто) — отрицание обще­принятых ценностей и форм общественной жизни.

Номенклатура(от лат. nomenclatura — перечень, рос­пись имен) — перечень руководящих должностей, замещение которых производит вышестоящий орган.

Номинализм — направление в социологии, согласно которому все социальные явления получают реаль­ность только как реализация целей, установок, мо­тивов индивида.

Нонконформность(от англ. nonconformist — несоглас­ные) — несогласие, инноватииное приспособление.

Норма(от лат. norma — руководящее начало, прави­ло, образец) — в социологии совокупность всех пра­вил, которые формально или неформально приняты в группе или обществе.

Норма социальная— средство социальной регуляции поведения индивидов и групп.

Нуклеарная семья— (от лат. nucleus — ядро) — се­мья, состоящая из родителей и детей, т.е. социальногои биологического ядра, достаточного для вос­производства потомства и общественных связей.

Обмена теория— концепция о социальном взаимодей­ствии, согласно которой наповедение людей влияет то, как оно вознаграждалось впрошлом.

Обработка данных— совокупность операций и проце­дур анализа первичной социологической информации.

Образование— институционализированный процесс, на основе которого передаются ценности, умения и зна­ния от одного человека, группы, сообщества — к другим.

Обряд— совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и цен­ности и вызывающих определенные коллективные чувства.

Общественное движение— организованные коллектив­ные усилия, которые способствуют или препятству­ют социальным изменениям.

Общество— объединение людей, имеющее закреплен­ную совместную территорию, общие культурные цен­ности и социальные нормы, характеризуемое осоз­нанной социокультурной идентичностью (самопричис­лением) ее членов.

Община— первичная форма социальной организации, возникшая наоснове родовых связей и характеризу­емая неопосредованным типом социальных отноше­ний.

Общность— совокупность людей, связанная сходством жизненных условий, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной идентичности (самопричислением).

Объективный— существующий вне нас какобъект.

Обычай— воспринятая изпрошлого форма социаль­ной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов (различные обряды, праздники, производ­ственные навыки и т.д.).

Опрос— метод сбора первичной информации посред­ством обращения с вопросами к представителям оп­ределенной социальной группы. Бывает сплошным ивыборочным.

Организация — крупная вторичная группа, образуе­мая для достижения определенных целей

Оргнабор— существовавшая в эпоху развитого социа­лизма форма государственного распределения рабо­чей силы на «ударные стройки» (ключевые объекты экономики).

Остракизм(от греч. ostrakisrnos, ostrakon — черепок) — в Древней Греции изгнание отдельных граждан из города по решению народного собрания; гонение, преследование.

Отношения социальные— отношения между людьми и группами людей, занимающими различное поло-жение в обществе.

Отчуждение в сфере труда— состояние работников, которое заключается в чувстве бессилия, ощущении, чтотруд не имеет смысла, в отстранении психологи­ческой невключенности в свою работу.

Ошибка репрезентативности— расхождение между ге­неральной и выборочной совокупностями, отклоне­ние одной от другой.

Панельное исследование— способ сбора информации посредством нескольких опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели).

Парадигма— знание, которое дает обобщенную мо­дель постановки проблем и их решений.

Партократ(от лат. partio — делю, разделяю и греч. kratos — сила) — человек, опирающийся или взы­вающий к силе политической партии.

Патерналистский(от лат. pater — отец) — патерна­лизм характеризует попечительский, заботливо-оте­ческий, покровительственный стиль отношения, осо­бенно в менеджменте.

Патология(от греч. parthos — страдание и logos — учение) — учение о болезнях; отклонение от нормы. Патологический — больной, ненормальный.

Пенитенциарная(от лат. poenitens — раскаивающий­ся) — предупреждающая преступления, исправи­тельная система.

Первичная группа— в социологии описывает ближай­шее окружение человека: семья, круг родственни­ков, друзей и знакомых.

Переменная— признак исследуемого объекта, кото­рый может принимать различные значения (пол, воз­раст) доход, профессия, статус и т.д.). Различают зависимые (те, которые следует объяснить с помо­щью эксперимента или иным способом) и независи­мые (вызывающие реальные изменения или объяс­няющие их) переменные.

Персонификация(от лат. persona — личность) — пред­ставление отвлеченных свойств и явлений в образе человека.

Пилотажное исследование— пробное исследование пре­имущественно методической направленности, цель ко­торого — проверка качества социологического инст­рументария.

Плотность населения— число жителей наквадрат­ный километр.

Плутократия(греч. plutokratia, от plutos — богатство и kratos — сила, власть) —политическое господство богачей.

Побратимство— обычай родового строя, по которому двое или несколько мужчин, не состоявших в кров­ном родстве, сцелью взаимной поддержки устанав­ливали между собой связь, приравниваемую к род­ственной.

Поведение коллективное— относительно стихийное инеорганизованное поведение группы людей, реаги­рующих на неопределенную или угрожающую ситу­ацию.

Повторные исследования— долговременное изучение по единой программе некоторого объекта.

Полиандрия(от греч. poli — много и andros — муж) — многомужество, редкая пережиточная форма груп­пового брака, при которой женщина имеет несколь­ко мужей, обычно братьев.

Политическая социализация— процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности.

Политическое устройство — совокупность институтов и идеологий, регулирующих политическую деятель­ность внутри общества.

Предикат(от лат. praedicatum — сказуемое) — то же, что свойство.

Предрассудок— суждение о группе или ее членах в соответствии со стереотипными установками.

Прибавочнаястоимость — согласно Марксу, разница между общей стоимостью продукта и стоимостью сырья, средств производства, рабочей силы (себес­тоимостью).

Проблемаисследования — сформулированное проти­воречие между состоянием социальной действитель­ности иее теоретическим представлением, требую­щее для своего разрешения использования научных методов, процедур и приемов уточнения знания.

Проблема социальная— социальное противоречие, осознаваемое субъектом как значимое несоответствие между существующим и должным.

Программа исследования— изложение его целей, об­щей концепции, исходных гипотез вместе с логичес­кой последовательностью операций для их провер­ки.

Пролетариат(лат. proletari, от proles — потомство) — в Древнем Риме низший неимущий слой граждан, при капитализме — рабочий класс.

Промискуитет — беспорядочные половые сношения.

Протообщество — период человеческого стада.

Профессионализмы — лексические системы, свойствен­ные профессиональным группам.

Процесс социальный— последовательная смена со­стояний общества или его отдельных систем.

Разделение труда— дифференциация видов деятель­ности, складывающаяся в обществе в процессе ис­торического развития.

Ранжирование— способ оценки переменной, когда еезначению приписывается место в последовательнос­ти величин (ранг), определяемое при помощи поряд­ковой шкалы.

Рационализация— переход от спонтанных, субъек­тивных традиционных способов поведения к органи­зации деятельности согласно рационально установ­ленным требованиям.








Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 1577;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.168 сек.