Классицизм
Эпоха классицизма началась со второй половины 17 в. и достигла своего рассвета к середине 18 в. во Франции. Равнины Франции, покрытые широколиственными лесами, хорошие почвы, мягкий климат создали иные предпосылки для развития садово-паркового искусства. Кроме того, сад теперь должен был нести государственно-репрезентативную функцию – быть ареной дипломатических приемов, государственных праздников. Пространственно-планировочная композиция сада должна была отражать грандиозность и величие (Версаль, Тюильри, Сен-Клу). На первый план выходит зрительное восприятие пространства - оно должно казаться огромным. Для этого использовались специальные эффекты.
На смену камерным живым изгородям барокко пришли невидимые фортифицированные ограды «ах-ах» (ров с заграждениями внутри или наполненный водой). Таким образом, сад зрительно объединялся с окружающим ландшафтом. Система широких и длинных аллей также усиливала этот эффект. Центральная аллея , выделяясь размерами и оформлениям, как бы создавала ось симметрии для дворцово-паркового ансамбля. Аллеи не заканчиваются интересными объектами обзора, как это было в барокко, но открывают виды на далекие перспективы. Впервые используется радиально-лучевая планировка аллей. Они пересекаются на круглых парковых площадках. Дворец являлся центром парковой композиции, возвышался над парком на трех террасах и должен был быть виден отовсюду. По мере удаления от дворца постепенно изменялся архитектурно-пространственный тип парка (подобно римским садам использовался принцип зонирования территории).
В непосредственной близости от дворца (1-я зона) преобладало мощение больших площадок, скульптура, малые архитектурные формы, балюстрада, сложные водные и цветочные партеры – искусственное преобладает над естественным.
Далее, во 2-й зоне, пространственные элементы композиций укрупняются, роль архитектуры снижается. На первом плане появляются широкие каналы, протяженные аллеи, большие зеленые массивы - кенконсы (участок геометрической формы с насаждениями, высаженными в шахматном порядке с сохранением диагональной видимости. Стволы деревьев в кенконсе остаются открытыми) и боскеты (участок геометрической формы с насаждениями, плотно огороженный стриженой живой изгородью из деревьев или кустарников). В боскете могли размещаться фонтан, бассейн, плодовый сад или зеленый театр. 3-я зона представляет собой лесопарковую часть, наименее измененную. Она визуально объединяется с естественным природным ландшафтом.
Огромные территории, занимаемые парками французского классицизма затрудняли поддержание в течение всего года отличного качества растительной компоненты. Поэтому основной упор делался на применение декоративных газонов, а цветочные композиции присутствовали только в партере. Традиции барокко продолжает «зеленая архитектура и скульптура».
Вечнозеленая растительность образует топиарные формы. Используются ампельные растения.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 2773;