Китайский стиль
Китайская традиция паркостроения длительное время существовала изолированно и теперь насчитывает более 3000 лет. Учение Конфуция (6-5 вв. до н.э.) и Лао-Цзы (7-6 в.в. до н.э.) проповедовали любовь к природе и покою и оказали огромное влияние на формирование культурного ландшафта Китая. Главное в искусстве создания Китайского сада – умение в «меньшем видеть большее». Необходимо найти возможность выделить самобытность каждой, даже самой незначительной вещи, что достигалось применением принципа контрастности. Существовало представление о саде, как о мире в миниатюре.
«Внутри сада есть еще сад». Каждый элемент сада несет в себе смысловую нагрузку и являлся определенным символом. Человек растит сад – сад растит терпение человека и покой его души. Поэтому сады Китая отличаются необыкновенным разнообразием. Условно их разбивают на 6 типов (сады при императорских дворцах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых).
Но китайские мастера придерживаются двух основных школ садово-паркового искусства – северной и южной. Для южной школы характерны миниатюрные сады, внутри которых располагались архитектурные сооружения, мостики, водоемы, скалы, гроты (Сады в Шанхае, Су-Чжоу). Северная школа проектировала сады на обширных пространствах, используя крупные формы рельефа и огромные водоемы (парк Ихэюань, под Пекином). Основной прием в Китайском ландшафтном проектировании – принцип заимствованного пейзажа – разбить сад нужно так, чтобы за «пределами вида имелся еще вид». «Не выделяй пустых мест, пусть все вокруг будет словно подернуто дымкой – вот это и есть мастерство», - писал Цзи Чен. Еще одна интересная черта средневекового ландшафтного проектирования Китая - канонизация наиболее выразительных ландшафтов.
Вода – зеркало мира, воплощение покоя, с другой стороны она – символ вечного движения и перемен. Это обязательный элемент любого китайского сада. Водоемы не имеют облицовки. Павильоны, как бы «вырастают» из воды. Дорожка вьется над самой водой, через ручьи перекинуты верблюжьи мостики. Гладь воды покрыта нимфеями и лотосами. Камень – создан природой, но поддается обработке человеком. Он также играет ведущую роль при создании садовых пейзажей и уравновешивает природные стихии дерева, воды и знаки человеческого присутствия архитектурные сооружения. Правильное расположение в саду камней было равнозначно введению пространства сада в космический круговорот. И только через камень сад становился миром в миниатюре.
В 12 веке Линь Юлинь создал специальный каталог, который насчитывал сотни разновидностей декоративных камней, которые включались в садовые композиции. Камни созерцали, слушали, ощущали. Особым элементом, характерным только для китайской традиции являлись искусственные горки из камней без применения растительности. Здесь важна была гармония и мера. Одним из основных принципов проектирования ландшафта в Китае являлось единение архитектуры и пейзажа. Архитектура сводилась к строгим геометрическим линиям, которые должны были уравновешивать друг друга (круглый дверной проем уравновешивает прямоугольное помещение и связывает его с плавными линиями сада). Через окна или дверной проем сад должен был открываться дому, а дом саду.
Традиционный китайский сад имел богатый флористический состав. Растительность в саду также была наделена определенным символизмом. На первое место ставили сосну – символ благородства. Слива и персик – представляли собой «деревья счастья». Присутствовали обязательно бамбук, гингко, ива, тополь, магнолия, банановые. Цветовая гамма сада была довольно сдержанна. Особое внимание уделялось форме и нюансам света и тени. Газон, как пустое пространство – чужд китайской традиции.
Декоративное цветоводство отвечало исследовательскому духу, стремлению испытать свойство растений. Сюда же относится и традиция бонсай., позже распространившаяся в Японии. Наибольшее поклонение из цветочных вызывал пион, считавшийся «царем цветов». Из водяных растений предпочитали лотос. Повсеместно выращивались хризантемы, гортензии, розы. Существовала иерархическая традиция окружения растений. У каждого благородного цветка должна быть подобающая свита. Для пиона – это роза и шиповник, для белого пиона – мак и алтей, для сливы – камелия и магнолия, для хризантемы – бегония. Восприятию смены времен года были посвящены отдельные уголки сада. «Зимние» пейзажи составляли сосны и цветущая в это время года слива. Весенние – вишня, жимолость, миндаль, ранние розы, фиалки, нарциссы. Летняя часть была представлена дубом, буком, ясенем, платаном и летними цветами. Осенью любовались мандариновыми деревьями.
Тема: Вертикальное озеленение
План:
1. Специфика вертикального озеленения.
2. Особенности подбора растений для вертикального озеленения.
3. Особенности посадки и ухода за растениями.
4. Опоры для растений.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 2746;