Садово-парковое искусство Китая
С приходом из Индии в Китай буддизма (в I в. н. э.) садовое искусство развивалось в направлении формирования пейзажных композиций, выражающих природу и несущих определенные настроения. Построенные пейзажные композиции подчеркивали красоту естественной природы и создавали «бесконечное разнообразие меняющихся видов». Комбинируя такие природные элементы, как камень, воду, деревья и цветы, с искусственно созданными элементами архитектуры, живописи и поэзии, мастера стремятся достичь отвечающего принципам баланса и гармонии Человека и Природы. Садовники в Китае не просто подражают Природе: они стараются создать идеальный ландшафт в миниатюре - с горами, озерами, деревьями, даже энергетикой - и объединить его с жизненным пространством человека.
Природно-климатические условия Китай – страна гор. Климат на западе континентальный, а на востоке – муссонный. Пейзажи очень разнообразны в связи с чередованиями возвышенностей и низин.
Растительность. Ассортимент растений разнообразен. Здесь произрастают различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, ива, кедр, груша, вишня. Из красивоцветущих кустарников – камелия, азалия, рододендрон. Предпочтение отдавалось сдержанным, приглушенным цветам садовой флоры, а растительность в саду не должна быть слишком густой и буйной. Акцент делается на формы растения, его аромат, оттенки цветов и игру света и тени - прообраз внутреннего просветления светом сознания темных телесных микровосприятий.
Сосна - символ неувядающей стойкости и благородства духа.Особенно славились высокие и прямые сосны, привезенные с гор. Вслушиваться в шум ветра в ветвях сосны означало вникать в утонченную «музыку небес»; шероховатая поверхность ствола рождала ощущение мудрой твердости (чешуя дракона). Перед домом рекомендовалось сажать сосну «с белой корой», поместив в ее корнях декоративный камень, а вокруг насадив нарциссы, орхидеи и разные травы.
Бамбук- упругий и полый внутри, является олицетворением животворной пустоты. «Высаживая бамбук, нужно прежде насыпать возвышенность, окружить ее ручейком и перебросить через ручей наискосок маленькие мостики. «Ибо в бамбуковую рощу надо входить, как бы поднимаясь в гору, а в самой роще земля пусть будет ровная: на ней можно сидеть или лежать с непокрытой головой и распущенными волосами, подражая отшельникам, обитающим в лесах». При помощи посадок бамбука создавался эффект экранирования пространства.
Персик - «дерево счастья», отвращающее вредоносные силы, - в паре с персиком часто сажается грушевое дерево, радовавшее глаз своим нежным цветом. Цветы персика – символ юной девушки, пляшущей и поющей. Цветы груши - символ девы-небожительницы.
Плакучие ивы - воплощение животворного начала ян, магнолии, банановые деревья, дающие густую тень, софора, привлекающая опущенными листьями, абрикосовые и мандариновые деревья, а также ароматические кустарники.
Цветущая слива-символ душевного целомудрия и чистоты, спутники – камелия и магнолия.
Сажать деревья следует очень осторожно и обдуманно, чтобы в каждом из них отразились следующие философски значимые принципы:
· Деревья должны расти естественно, так как красота их заключается в их истинном облике.
· Одиноко растущее дерево ничем не хуже рощи. Можно любоваться его формой и корой, листьями и цветками.
· Число деревьев в группе должно быть нечетным (три или пять).
· Деревья с раскидистыми, горизонтально ориентированными ветвями (кедр, ель) следует сажать в одиночестве.
· Деревья, устремленные ввысь (бамбук, кипарис), и плакучие деревья (иву, березу) не следует сажать рядом с раскидистыми деревьями.
· Для массовой засадки подходят только такие деревья, ветви которых образуют «балдахин» (дуб, вяз).
· Деревья с четко выраженными формами (тис, платан) следует сажать в одиночестве.
Цветы.Наибольший почет у пиона- «царь цветов», считается воплощением чистого ян, лучшими спутниками считаются шиповник и роза, для белого пиона - мак и алтей.
Начало инь - хризантема - символ покоя и долголетия, лучший спутник – бегония.
Повсюду разводятсяжасмин, гортензии, розы, нарциссы, гиацинты, гранаты, на юге – орхидеи. Из водяных растений предпочтение отдается лотосу, его стебли – символ силы жизненного роста (тянется из темной глубины вод к солнцу, пронизывая все этажи мирозданья), а цветы - символ душевной чистоты, неуязвимой для «грязи и тины» суетного света.
Цветы высаживаются в партерах, на клумбах, в виде зарослей у воды, в горшках.
В китайском саду нет травяных газонов - пустое пространство совершенно чуждо его эстетическим принципам.
Призвание садовой растительности в том, чтобы указывать на текучий, временной характер самой жизни. Деревья и цветы выступают знаком определенного момента, ситуации, настроения. В китайской книге по домоводству сказано: «Цветок растят круглый год, а любуются им десять дней».
В саду создавали уголки, предназначенные для посещения в разные времена года. Зимние пейзажи составлялись из сосен, слив и морозоустойчивых растений и цветов. Весенние - из цветущих в это время вишни, жимолости, миндаля, ранних роз, фиалок, нарциссов и др. В летних уголках выращивались летние цветы и лиственные деревья - дуб, ясень, бук, платан. В осеннюю пору наслаждались красотой пышных хризантем и благоуханием мандариновых деревьев.
Приемы композиции. Пространство китайского сада очень конкретно, он ограничен. Сад не рассчитан на дали, находящиеся за его пределами, от которых он отгорожен высокой стеной. В этом «пространстве в себе» создается очень высокая локальная активность. Сад постоянно дает вызов зрителю, он требует активного внутреннего и внешнего взаимодействия человека. Композиционно он представляет собой одну целостную зону, которая дробится затем на более мелкие локальные части.
Сад в Китае - это игра метаморфоз, бесконечная череда превращений, символизирующих собою многообразие и полноту жизни. Здесь часто встречается прием - уподобление камня облаку, это утверждало идею единства мира. Китайские пейзажисты изображали облака как горные ландшафты-миражи, а вершины гор - как низкие облака, этой же идеей руководствуются и при создании садов.
Особый раздел в искусстве работы с камнем составляло сооружение так называемых насыпных искусственных гор высотой более 3 м. Они складывались из отдельных блоков камней и обязательно ставились около водоемов, как символ древних представлений о Мировой Горе и Мировом Океане. Искусственные горы изобиловали пещерами и гротами - обителями небожителей, путешествующих между мирами (пещерами).
Характерные особенности садово-паркового искусства Китая:
- активное использование камня;
- обилие водных поверхностей:
- большое количество и продуманное размещение малых архитектурных форм;
- тщательный подбор декоративной растительности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа;
- создание садов путем совершенствования эстетической доработки красивых уголков живой природы;
- подчеркивание наиболее выразительных точек зрения на пейзаже специальными проемами – проникающими окнами, беседками, воротами;
- включение симметричных групп зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами.
Роль камня в китайском саду. Камни - одна из составляющий садовых пейзажей. Правильно расположенный камень в саду вводит пространство сада в космический круговорот энергии.
Камень мог символизировать хозяина сада (уподобление себя простому обычному камню или изысканным яшме или нефриту – как стремление к самосовершенствованию).
В китайских садах подчеркивается внимание к мини-композициям. Внимание уделяется камням причудливой формы - они считаются воплощением жизненной силы космоса. Их делили на пять основных типов в соответствии с идеей пяти первоэлементов (огонь, вода, небо, земля, человек). Камни определенных форм (к примеру, относящиеся к стихии огня) оказывали влияние на окружающий энергетический баланс сада. Поэтому сочетание камней различной формы, как между собой, так и с архитектурными постройками и общим видом сада тщательно продумывалось. Различали дырчатые, ноздреватые, морщинистые, пористые и продолговатые, «наполовину вросшие в землю», «убегающие», «стремящиеся навстречу друг другу». Разнообразны и способы расстановки камней.
Принцип расстановки камней: «Большой камень и маленький связаны между собой, словно шахматные фигуры на доске. Маленькие камни возле воды подобны стайке детей, охвативших расставленными руками гору-маму. В горах большой камень будто ведет детей. В этом и состоит родство между камнями...». Камни в китайском пейзаже и в саду представлялись «живыми».
Особенно ценились в камнях три свойства: «проницаемость», позволяющая ощутить их толщу; «худоба», оставляющая впечатление легкости, изящества; «открытость», т е. красота пустот и отверстий в камне, открывавших его навстречу окружающему пространству. Свойства камня раскрывались полнее в зависимости от способа его установки в саду: группами или одиночно, в качестве дополнения к архитектуре, взаимодействуя с водой или составляя самостоятельный элемент композиции и имея самостоятельное эстетическое значение.
Самые необычные по форме камни (с пустотами внутри) обычно располагались в центре небольшого водоема. По представлениям китайцев, камень являл собой мужское начало ян, а вода - женское начало инь. Вместе они составляли схему Великого Предела, воплощая игру метаморфоз. Часто одиночные камни ставились «наоборот» - в опрокинутом виде, так что верхняя часть была шире и тяжелее нижней. Подобная «опрокинутая» тектоника камня представляла собой «преднебесное» состояние материи (в китайском понимании для того, чтобы выйти за грань форм и явлений поднебесного мира, необходимо было совершить скачок, увидеть все вещи как бы наоборот, в их зеркальном отражении).
Стоячий пруд перенасыщен энергией инь. Для равновесия можно добавить энергию ян сада камней. Это сочетание символизирует традиционную пару «горы и воды», которая играет важнейшую роль в китайской философии.
Правила построения сада камней:
♦ Использование нечетного числа камней.
♦ Закапывать камни в землю не менее трети высоты.
♦ Размещать камни в соответствии с направлением роста кристаллов.
♦ Рядом с выпуклой стороной вертикально ориентированного камня помещать плоский камень.
♦ Выстраивать «пяты» соседних камней в одну линию.
♦ Не помещать круглых камней рядом с зубчатыми.
♦ В качестве «лицевой» стороны камня выбирать ту, которая выглядит наиболее выветренной.
Роль воды в китайском саду.Вода - обязательный элемент китайского сада, она символизировала вечное движение, текучесть. Это символ вечности, представленный в системе китайского космоса как непрерывный поток бытия, в который втекают отдельные струи времени. Второй образ, неразрывно связанный с водой, это-зеркало мира, т.е. «воплощение покоя пустоты и неведомого двойника всех образов, хранимого игрой отражения». В связи с этим вода должна была быть представлена в саду в двух ипостасях: статичной (водная гладь прудов) и динамичной (водопады, искусственные потоки, ручьи). Стоячая вода обладает способностью накопления животворной энергии ци и передачи ее зрителю, струящаяся - считается мощнейшим проводником ци. Распространена практика разведения в воде пруда красных и черных рыбок, своим цветом символизирующих полярность начал инь и ян.
Вода всегда активно включалась в композиционное решение любого сада. Павильоны и беседки возводились с таким расчетом, чтобы их отражение в воде являло собой целостную композицию. Крыши павильонов строились так, чтобы дождевая вода низвергалась с них наподобие водопада. Вода благодаря своим эстетическим свойствам была открыта небесному пространству, создавая некий диалог с небесами. Небо, отражаясь в водной глади, обретало себе двойника, включаясь в игру превращений.
Также вода имела и практическое назначение: из водоемов брали воду для хозяйственных нужд, их использовали для прогулок на лодках, а также разводили в них декоративных рыбок, созерцание которых поднялось до уровня отдельного искусства, полезного для развития чувствительности.
С точки зрения фэн-шуй, вода была необходимым элементом перед входом в дом. Жилые дома в Китае старались располагать рядом с водоемом. Сад, который не был ограничен природными и иными факторами, мешающими правильной компоновке (по фен-шуй), представлял собой в этом смысле идеальную схему фэн-шуй. Сложная конфигурация изломанных линий мостиков и дорожек через водоемы эстетически была подчинена требованиям направления циркуляции энергетики ци, исходящей от воды.
Это характерно для множества приусадебных садов. Практически каждый сад содержит извилистые потоки и небольшие водоемы. Так, «извилистый поток, огибающий беседку и орошающий бамбук», который растет позади нее, являет собой классическую иллюстрацию геомантической (по фен-шуй) формулы. Суть ее сводится к тому, что «дурные веяния, вызванные прямыми линиями гор и водных потоков, а также утесами и глыбами, могут быть нейтрализованы» и что «лучшее средство сдержать и поглотить такие ядовитые испарения - это посадить деревья позади вашего жилища и иметь водоем или бассейн, постоянно наполненный свежей водой, перед ним». Извилистость водного потока также не случайна, поскольку «вода, бегущая по прямой линии или сворачивающая на своем пути под острым углом, абсолютно неприемлема. Извилистые течения - лучшие предзнаменования благоприятных веяний».
Архитектура.Архитектурные постройки выражают присутствие человека в природе, поэтому они открыто и активно включаются в окружающую композицию, не подавляя природу, они служат элементами построения пространства сада.
Множество обособленных, разбросанных по всей усадьбе построек отображают все образы человека, всю его практику: семейную жизнь, досуг, труд, творчество. Каждая постройка имеет особую функцию, создает определенное настроение, помимо жилых зданий здесь имеются террасы для созерцания видов, павильоны и беседки для уединения, домики для ученых занятий, медитации, чаепития, музицирования, купания, приготовления снадобий и т. д.
В чайном домике - своя обстановка. Перед комнатой для чаепития надлежало иметь маленькую прихожую, с водой и посудой. Все принадлежности для чаепития вносили в комнату только тогда, когда в них возникала необходимость.
В кабинете для медитации и поклонения Будде ставились «фарфоровая ваза со свежими цветами, чашка с чистой водой, курильница, каменный светильник, колокол, кресло и прочие предметы, потребные для совершения обрядов и светлых мыслей.
Парковая композиция Китая строится с применением следующих принципов:
1) «инь» - действовать в зависимости от местных условий;
2) «цзе» - максимально использовать окружающую природу;
3) определять главное и второстепенное;
4) применять контраст;
5) в малом добиваться большого эффекта;
6) стремиться к достижению гармонии пропорций и последовательному раскрытию видов;
7) учитывать фактор времени при восприятии пейзажа.
Главный принцип ландшафтного решения - последовательность восприятия (инь). В соответствии с данным принципом сад выстраивается наподобие единой, непрерывной энергетической нити, к которой стекаются все каналы движения энергии ци. Внимание человека, идущего по саду, удерживалось тщательно продуманной сменой сюжетных композиций («кадр в кадре», когда в одном целостном пейзаже одновременно присутствовала часть другого, самостоятельного пейзажа). Например, виднеющаяся вдали пагода включалась в миниатюрный пейзаж, находящийся рядом со зрителем, как предмет, принадлежащий этому пейзажу, а не удаленный на значительное расстояние. Миниатюрные карликовые деревья выступали в роли древних исполинов, композиция камней одновременно была и горной грядой.
Согласно общепринятой формуле, сооружать сад следовало так, чтобы «за пределами вида имелся еще один вид». Для этого, прежде всего, требовалось обозначить границы видимого.
Здесь применялся принцип «экранирования», позволявший разбивать пейзаж сада на множество самостоятельных видов и создавать свои пространственные зоны даже на крохотной территории. В роли экрана могли выступать камни, архитектурные постройки, заросли.
Среди многообразия традиционных китайских садов можно выделить шесть их видов:
1) при императорских дворцах;
2) при императорских гробницах;
3) при храмах;
4) сады естественных пейзажей;
5) домашние сады;
6) сады ученых.
Архитектурные объекты садов при императорских дворцах отличаются крайней симметричностью, правильностью форм и четкой композицией. Бросается в глаза сознательно заданная регулярность его архитектурных объектов. Очевидно, что четко организованное пространство обладает гнетущим воздействием на психику человека. Сады при архитектурном комплексе в этом случае компенсировали подобное влияние, вовлекая посетителя в своего рода психологический диалог, некую игру. Они выполняют, таким образом, компенсаторную функцию, сглаживая влияние регулярности архитектуры. В садах абсолютно отсутствует заданность, предсказуемость, они выстраивались по принципу неожиданности явления, метаморфозы. Следует учитывать и то, что они были частью жилого пространства, связанного с бытом. В отличие от церемониальной ритуальности архитектуры дворцов и храмов сад представлял собой пространство для личной свободы и уединения, поддерживая психический баланс личности.
Частные сады, рассчитанные на то, чтобы подвести зрителя к сосредоточению на переживании своих внутренних эмоций. Частные сады миниатюрны и способны более лаконичными средствами выразить идею китайского сада. Здесь, как и в дворцовых ансамблях, геометрически правильно оформленная территория с четко ориентированной по сторонам света архитектурой и совершенно особым образом оформленное пространство природной среды. Попадая в природную среду сада, человек не мог предсказать, на какую композицию он выйдет. Китайский сад всегда строился по принципу неожиданно возникающего вида.
Анализируя описания садов и парков Китая, можно сделать вывод, что их пейзажи подразделялись на три основных вида:
1) устрашающий - создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нависающих над головой. Был слышен шум подземной реки, а вырванное с корнем дерево преграждало бурный поток. Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся;
2) смеющийся - за поворотом дороги темные ели и туи, закрывающие солнце, расступались и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадостный пейзаж переполнялся контрастами;
3) идеалистический, или романтический - навевал легкую грусть. Основой данного пейзажа могли быть «островок с хижиной рыбака или ажурная пагода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде».
Знатоки садового искусства подчеркивали, что в устроении садовых ландшафтов «не существует установленных правил» и что их создатель на девять десятых - «господин вещей» и лишь на одну десятую - мастер, повинующийся законам своего ремесла. Доводя до совершенства небесные и земные образы, человек совершенствовал самого себя, выражая тем самым свою внутреннюю природу. Именно поэтому китайский сад - это постоянный диалог культурного и природного начал. В нем всегда, независимо от размера, заключена идея всеобщей космической взаимообусловленности. Человек чувствует себя в саду хозяином, он перерабатывает материал природы и, узнавая его, обретает знания о себе.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 4167;