Обширное гравийное поле может выражать некое негативное пространство (пустоту, отсутствие, несуществование).
В яаонском саду запрещается использовать сложное, замысловатое, мелкую проработку деталей, т.к. они могут символизировать искусственность и насильственность.
Всевозможные оттенки зеленого символизируют глубину, таинственность, яркие цветущие растения необходимы только чтобы оттенить зелень. В дзенском сухом ландшафте этот принцип срабатывает с одними только камнями и гравием.
Широко используется метод «недосказанности», выражающийся в избегании полного выражения, скрывании части, чтобы лучше познать целое. Данный принцип отдает предпочтение легкому несовершенству формы, чтобы у созерцателей было время подумать, в то время как полное совершенство может оставить зрителя равнодушным.
В японском саду все всегда пропорционально, соразмерно и близко человеку и ничто не подавляет его. Вместо абсолютных размеров на сознание и подсознание действуют «три силы»: горизонтальные, вертикальные и наклонные плоскости. На каждую из них мы реагируем по-разному: горизонталь ассоциируется с земным простором или водным зеркалом, спокойным, небыстрым движением и душевной безмятежностью. Вертикаль – это напряжение и энергия, необходимые для движения вверх - к небу. Чистая акцентированная вертикаль редка в японском саду. Диагональ или наклонная плоскость выражена старым деревом, склонившимся под тяжестью лет или склонами с каменными осыпями и быстро бегущими ручьями, вызывающими динамические ассоциации.
Мосты олицетворяют переход из одного пространства в другое, из прежнего состояния в новое, из прошлого и прожитого в неизведанное будущее. Вступивший на мост, оказывается перед выбором: перейти на другой берег, задержаться на мосту или вернуться.
Назначение большого парка менялось: то там была лодочная прогулка, во время которой можно любоваться чудесными пейзажами, то длительные путешествия вдоль тропинок парка, и, наконец, любование одним из восхитительных пейзажей с определенной видовой точки вблизи дома или из него. Все эти правила впоследствии стали основой ландшафтных парков Европы.
Вода в японском саду. Выдержка из японского трактата по садоводству «Сакутейки»: «Чтобы берег пруда был похож на дикое побережье, начни с расположения нескольких больших, грубых камней у кромки воды. Затем положи камни поменьше в воду у самого берега так, чтобы казалось, что они вырастают со дна. Еще несколько камней нужно разместить подальше от берега как одинокие острова.» При устройстве пруда важно определить оптимальный уровень воды в нем. Камне не должны выглядеть утонувшими в пруду и не должны слишком сильно выступать над поверхностью, оголяя основания. При устройстве островов важно, чтобы их верхушки не оказались на одном уровне.
Большое внимание уделялось водопадам, их различают не менее десяти видов – по количеству и расположению струй, характеру движения воды, по композиции камней. Устраивать водопад лучше чуть поодаль от дома, так, чтобы доносился звук воды и сквозь листву можно было различить блеск струй на солнце или под луной.
Устройство ручьев и потоков – «Сакутейки»: «Чтобы создать впечатление речного ландшафта, придай руслу такую извилистую форму, как если бы это был след от хвоста дракона или змеи. В том месте, где русло меняет направление, положи большой камень красивой формы, от того, насколько он удачен, будет зависеть облик всего ручья».
В небольшом саду можно выделить уголок для низкой каменной чаши цукубай, она будет служить декоративным элементом и символизировать очистительный источник. Даже в этом небольшом объеме воды японец способен увидеть безбрежность океана с бушующими волнами, а посреди него - недоступные райские острова.
Значение камня в японском саду. Использование камня можно разделить на 3 основных направления: первое – имитация дикой природы, второе – наделение символическим значением, третье – утилитарное (в качестве визуальной преграды, разделения, усложнения пространства, делать более естественными изменения направления дорожек и регулировать скорость передвижения, могут служить фоном для других элементов сада).
Необработанные и обработанные камни используются для мощения и устройства мостов. Плоские камни часто находят применение как шаговые камни. Камень используется для изготовления садовых изделий – фонарей и цукубаев.
Неотъемлемая черта японских садов – каменные светильники. Маленький фонарик (Оки-гата) располагают у самой кромки воды, средний икекоми-гата устанавливается среди невысоких растений, рядом с цукубаи; фонари на каменном пьедестале (тачи-гата) ставят в узловых местах сада – на развилках дорожек и у лестниц; высокие фонари катсуга обозначают путь и должны быть видны издалека.
Дорожки – один из ключевых элементов сада. От того, как они устроены, зависят не только скорость передвижения и ритм шага, но во многом и само восприятие сада. По ровной дорожке можно быстро преодолеть значительное расстояние и пропустить много мелких, но важных деталей. Если дорожка сделана из небольших шаговых камней, уложенных на неудобном для размеренного шага расстоянии, идущий не только замедлит шаг, но и неизбежно будет смотреть под ноги. Неровные шаги отвлекут от нежелательного вида или напротив помогут увидеть нечто важное. Для того, чтобы повороты дорожек смотрелись естественно и их не хотелось срезать, они должны иметь цель: вести к какому-то объекту или огибать препятствие, например камень, возвышенность, дерево или заросль кустарников. Если при планировке все же допущен промах и дорожка кажется бесцельной, а повороты ее неестественными, ситуацию можно исправить с помощью несложных в изготовлении бамбуковых изгородей.
Виды японских садов:
- сад с холмами и водоемами;
- плоский сад с водоемами и островами;
- плоский сад без водоемов.
В японских трактатах по садово-парковому искусству рекомендовался следующий баланс территории дворцово-паркового ансамбля: под здания – 40% от общей территории, под открытые пространства сада или парка – 30%, под закрытые пространства – 30%.
Создатели садов и парков стремятся к копированию природы, к естественному равновесию, гармонии свободного и заполненного пространств, предпочитают мягкость общего зеленого или серого тонов. В японском саду нет скульптуры, ее роль играют скалы и камни, а солистами служат каменные фонари, мосты, мощение из плит. Используется теория контрастов двух сил - активной и пассивной. Высокий камень означает господствующее, активное начало, лежащий камень – пассивное. Они должны быть противопоставлены. По теории контрастов высокий фонарь обязательно ставится около низкого развесистого дерева.
В Японии существовали в основном четыре типа садов:
- императорские;
- сады при монастырях:
- миниатюрные садики при жилых домах;
- сады чайных церемоний.
Сад для чайной церемонии. Это место, имитирует уход от суетной городской жизни в удаленный домик, путь к которому лежит сквозь густой лес, покрывающий каменистые холмы.
Чтобы путешествие через воображаемые холмы казалось длинным, небольшое пространство между входными воротами и чайным домиком включало не только извилистую дорожку, но и систему символических порогов, из которых каждый последующий призван возвышать и заострять чувство расстояния и проникновения во все более высокие уровни некоего нового мира.
Первый порог совпадает со входом в сад – крытыми воротами, отделяющими чайный сад от внешнего мира. В день чайной церемонии последний из приглашенных гостей запирает ворота в сад на засов. Стук засова сообщает хозяину, что все гости собрались. Для гостей же это говорит о том, что они перестали быть частью внешнего (суетного) мира.
Затем гости собираются в небольшой крытой беседке и молча ждут, им дается время окончательно привести дух и мысли в надлежащее состояние (умиротворенности, отрешенности от мирской суеты). Теперь гости готовы пройти через следующий – средний – порог. Они входят в небольшую калитку, стоящую на полпути между входом в сад и чайным домиком. Часть сада между входом и этой калиткой – это внешний сад. Пространство между калиткой и чайным домиком – внутренний сад.
Пройдя через невысокую калитку, гости омывают руки и полощут рты водой из низкой каменной чаши (цукубай), этим ритуалом они окончательно очищают дух и тело перед входом в чайный домик. Путь от входа до чайного домика называется – путь чая – с его реальными (пошаговая дорожка) и символическими порогами (ворота и калитка), омовениями (цукубай) и поклонами (внутренняя калитка, цукубай) гость входит в домик совершенно другим человеком. Здесь дух его спокоен, тело свежо, а чувства утонченны и настроены на восприятие материй, невыразимых словами.
В садах для прогулок большое значение придается дорожкам, по которым путешествуют от места к месту (от открытия к открытию). Такой сад обычно занимает большую площадь и имеет в центральной части причудливой формы пруд с островами, окруженный рукотворными холмами и долинами, по которым проложены «маршруты» путешествия, отсюда второе название этого сада – «сад холма и пруда».
Данный тип сада сложился, когда власть запретила путешествия внутри Японии, и состоятельные люди стали заказывать сады, по которым можно было бы совершать воображаемые путешествия по символическим миниатюрным копиям знаменитых пейзажей.
Дорожки в саду должны были вызывать ощущение отправления в длительное, таинственное путешествие, но в отличие от чайного сада, они должны уводить во внешние, неизведанные пространства.
Виды сада для прогулок должны раскрываться перед посетителем как перелистываемые страницы незнакомого фотоальбома, а устройство дорожек должно подсказывать зрителю, куда посмотреть и где остановиться. В зависимости от размера сада таких картин может быть от нескольких штук до нескольких десятков. Конечным итогом авторы сада старались объяснить суть красоты пейзажа, причину его притягательности.
3. Пейзажные парки Англии XVII-XVIII вв.: Парк Кью, Парк Стоу, Гайд-Парк
Факторами, влияющими на формирование пейзажных парков стало:
- знакомство с дальневосточным искусством паркостроения;
- вырождение регулярных композиций, сказавшееся в чрезмерной сухости плана, чопорности, витиеватости, перегруженности декоративными элементами, в потере масштаба и чувства меры при создании больших пространственных композиций;
- пробудившийся интерес к красоте естественных ландшафтов.
К XVII в. идеи и принципы пейзажного парка до конца сформировала только Англия, английские пейзажные парки стали своеобразным протестом против французского классицизма.
Природные условия. Климат мягкий влажный. Ландшафт с невысокими холмами, обширными луговыми просторами пастбищ, рассеянным освещением и частыми туманами, которые создают особые эффекты воздушной перспективы.
Растительность. Уже к XVIII в. в Англии почти не осталось лесов, поэтому для ее пейзажей характерны отдельно стоящие среди сочной зелени лугов и холмов деревья (например, ливанский кедр, акклиматизированный уже в то время там и ставший лучшим украшением ландшафтов) и группы (из бука, граба, дуба и т. п.), а также живые изгороди (в основном из боярышника), разделяющие сады, пашни, пастбища.
Луга английских парков имели как утилитарное значение, так и играли роль декоративных пастбищ. На них выпускали стада овец, которые уплотняли почву и тем самым укрепляли газон. Такие луга не нуждались в подстрижке.
Приемы композиции. План сада всецело подчиняется природным условиям. Слияние с окружающей природой возводится в принцип, уничтожается даже ограда, которая заменяется рвом или ограждением, спрятанным в замаскированный ров. Естественный ландшафт служит продолжением парка.
Парк насыщается всевозможными романтическими и сентиментальными затеями. Смена настроения, обязательная для этих парков, достигалась разнообразными приемами. Открытые поляны чередовались с густыми темными лесными массивами, где стояли руины или ложные могилы. На искусственных холмах ставились засохшие деревья, напоминающие о тленности всего земного. В парк вводились разрушенные, обгоревшие постройки, убогие хижины, водопады, мшистые утесы, пастбища, мельницы и всевозможные павильны разных стилей и назначений.
Территория парка должна была быть максимально изрезанной. Если естественный рельеф не удовлетворял требований разнообразия, то он насыпался искусственно. В насыпных холмах, в каменных нагромождениях устраивались пещеры и гроты. Дорожки обязательно извилистые, часто делались углубленными. Прием террасирования заменялся плавным изменением рельефа. Контурам воды придавались естественные очертания, стремясь к максимальной извилистости водоемов, ручьев. Падающая вода оформлялась в виде естественных водопадов. Русла протекавших по парку рек изменялись путем устройства плотин и запруд. Фонтаны, архитектурно оформленные каскады, водяные партеры исчезают совсем.
Зеленые насаждения группировались как естественные массивы. Существующие насаждения упорядочивались и разнообразились. Основным приемом была группировка насаждений, где соответственно подбирался колорит деревьев и кустарников, учитывались светотень, группы располагались с учетом перспектив и рельефа. Главным в компоновке зелени был учет открытых пространств полей, объемных групп и массивов деревьев и кустарников. С развитием цветоводства в большом количестве начинают применяться цветы. Стремление к разнообразию пород заставляло все более и более расширять ассортимент деревьев и кустарников путем акклиматизации новых растений.
Основные черты:
- широкое использование газонов;
- на первом плане устройство регулярных элементов в виде партера, перголы или стриженных форм для подчеркивания волевого участия архитектора в изменении природы;
- непрерывно меняющийся вид посредством изменения рельефа и распределения деревьев;
- доминирующая роль отдельных деревьев;
- сложные очертания в искусственных водоемах.
Парк Кью.
Парк Кью построен в 1758 году. Он расположен на берегу Темзы. Занимает площадь 160 га. Природные условия неблагоприятны, местность однообразна. Живописность ей можно было придать только при помощи группировки рощ и построек. Самые красивые участки находятся около китайской пагоды на берегу небольшого ручья. Пагода расположена на небольшой площадке, куда радиусами сходятся широкие аллеи. Аллеи, включая дорожки, покрыты газоном – отличительная особенность парка. В углах аллей растут ливанские кедры, зонтичные кроны которых гармонируют с плоскими крышами пагоды.
Павильон в виде ротонды, с круглым куполом, поставлен на невысокий холм на берегу пруда. Он сочетается с окружающими рощами и красиво отражается в воде пруда. На продолговатом неправильной формы участке расположено извитое озеро с водяными растениями, лучшее украшение парка. Пагода помещена в дальнем и наибольшем удалении от Темзы, за нею размещены заросли.
В Садах Кью (Kew Gardens) центральное место занимает Пальмовая оранжерея (Palm House). Эта конструкция из стекла и стали служит домом для тропических джунглей, где растут бананы, папайя и манго. В Оранжерее Принцессы Уэльской (Princess of Wales Conservartory) воссозданы природные условия десяти различных климатических зон, там же можно увидеть гигантскую амазонскую водяную лилию, алое-вера и несколько плотоядных растений. В садах находятся два королевских дворца: Особняк Королевы Шарлотты (Queen Charlotte's Cottage) и Дворец Кью (Kew Palace), а также еще два восточных строения: Пагода (Pagoda) и Японские ворота (Japanese Gateway), точная копия ворот в Киото.
В настоящее время это один из наиболее известных в Европе ботанических парков. Отличительная особенность парка – дорожки, покрытые газоном.
Парк Стоу.
Рис. 1. Схема планировки парка Стоу
Общая площадь парка — 100 га, а с окружающей территорией, которая составляет с ним одно целое владение, — 500 га.
Он находится в 96 км от Лондона, и перепланировка его относится к 1738 г. Здесь раньше находился регулярный парк, построенный по проекту архитектора Ванбрега, затем его стал переделывать, согласно новым веяниям в садово-парковом искусстве, архитектор Бриджмен, но окончательному завершению композиции, дошедшей до наших дней, мы обязаны Вильяму Кенту. Замысел парка Стоу — слияние парковой территории с окружающей природой — лугами, виднеющимися вдали деревьями — при подчинении всей композиции главному зданию дворца классической архитектуры.
Центром композиции является здание дворца. К северу от него со стороны подъезда расположена большая лужайка. К югу от дворца также тянется лужайка удлиненной конфигурации. Она служит началом композиционной оси всего ансамбля и соединяет главный композиционный центр — дворец с прудом и с раскрывающейся к югу далекой перспективой. По сторонам лужайки групповые и одиночные насаждения, своего рода «зеленые клинья», образуют кулисы и направляют взгляд на водоем. Постепенное сужение лужайки не случайно, оно задумано с целью зрительного удлинения перспективы.
Композиционная ось делит всю территорию парка на две части — восточную и западную. Каждая из этих частей решена по-своему, но их объединяет единый композиционный прием, т. е. чередование открытых и закрытых пространств, лужаек и групп или куртин деревьев. В период работы Кента и его помощника Броуна предпочтение отдавали буку с его мягкой воздушной линией, дубу, грабу, вязу и сосне обыкновенной. Лишъ впоследствии в парке Стоу, как и в других композициях, стали вводитъ экзоты и разные декоративные породы, особенно красиво цветущие каталъпу, паулонию, магнолию, иудино дерево, каштан и ряд хвойных — кедр ливанский, ель сербскую, кипарис болотный и др.
Большое значение в ландшафтной композиции парка имеет прогулочный маршрут, объединяющий между собой различные участки территории. Он сделан с таким расчетом, чтобы одна пейзажная картина постепенно переходила в другую.
Важным принципом является разнообразие этих картин: одни виды рассчитаны на рассмотрение с небольшого расстояния, в замкнутом пространстве, другие были более масштабными и воспринимались с дальнего расстояния. Например, небольшой водоток, протекающий под пологом насаждений к востоку от кулисы, ограничивающий центральную поляну, задуман как очень замкнутое пространство, где взгляд ничем не отвлекается и все внимание сосредоточено на журчании ручейка и отдельных бликах солнца, проникающих сквозь кроны деревьев. В пейзажах на перспективу, окружающая местность иногда открывается постепенно, иногда неожиданно (применяется «ах-ах»).
Вся парковая композиция очень тонко задумана и легко воспринимается посетителем.
Расположение декоративных элементов продумано. Например, ротонда Ванберга, является центром большой западной поляны, придавая ей особую законченность и вместе с тем служит видовой точкой, позволяющей обозревать водоем и периферийные насаждения.
Палладинский мост, завершающий систему водоемов, воспринимается на фоне восточного паркового массива, совпадает с прогулочным маршрутом, с моста обозреваются и водоемы и пейзажи восточной поляны.
Храм Согласия находится в северной части парка, вблизи дворца, но он отделен от него густыми насаждениями. Перед храмом тянется небольшая удлиненная лужайка. Она подчеркивает, моделирует архитектуру здания. Кулисы насаждений по краям лужайки обрамляют раскрывающуюся к востоку перспективу.
Для полного слияния пейзажа парка с естественным ландшафтом ряд декоративных сооружений находится вне территории парка.
Прекрасна длинная подъездная дорога, обсаженная вековыми буками, позволяющая уже издали как бы в дымке обозревать дворец, после чего дорога делает крутой поворот к западу, огибает парковую территорию и лишь на севере подходит к дворцу.
Гайд-парк
Рис. 2. План Гайд-Парка и Кенсингтонских садов. А – Кенсингтонские сады: 1 - Кенсингтонский дворец, 2 – Круглый пруд, 3 – Длинный пруд; Б – Гайд-парк: 4 – пруд Серпентайн, 5 – Участок Хрустального дворца, 6 – администрация парка, 7 – Мраморная арка и Уголок ораторов
Гайд-парк создан в 1730 году, занимает 170 гектаров - территории бывшего леса. По проекту Бриджмена была сооружена дамба на р. Вестбурн и образован большой пруд Серпантин. С южной границы Кенсингтонского сада (площадь 140 га) располагается Альберт холл – зрительный зал вместимостью до 10 ты. мест. Большие открытые поляны - для митингов. Полоски асфальта в парке образуют уголок ораторов: со всех сторон окружает жилая застройка, откуда в парк ведут многочисленные входы. Территория парка изрезана большим количеством дорог, пересекающих ее во всех направлениях, в результате образовалось несколько композиционных центров.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 1558;