Садово-парковое искусство раннего средневековья - сады Мавританской Испании.
Мусульманское искусство Востока отличается величественной монументальностью, схематизмом, абстрактностью. В ранний период развития исламского зодчества помещения мечетей, духовных учебных заведений группировались вокруг большого двора, оформленного крытыми галереями.
Арабы применяли ирригационные сооружения и сумели создать мощную гидротехническую систему, где использовали таяние снегов на горных вершинах, тем самым превращая безводную Испанию в цветущий край.
Природные условия. Климат жаркий и засушливый, что заставляло прибегать к ирригации. Частые суховеи, песок, пыль дали основание для возведения вокруг мощных стен.
Растительность. Предпочтение отдавалось вечнозеленым породам: самшит, мирт, из них создавали стриженные изгороди или бордюры; туя, лавр, олеандр, миндаль, апельсиновые и мандариновые деревья, кипарисы. Стены зданий холодных тонов служили фоном для лимонных деревьев и жасмина. Растений использовалось небольшое количество, но их расположение и группировка тщательно продумывались.
Строительный материал. Уделялось большое внимание мощению, оно было двуцветным, организовано речной или морской галькой. Использовалась майолика - цветные изразцы - ею выкладывались дно и края водоемов, облицовывались подпорные стенки и скамьи. Основные цвета – голубой, зеленый, желтый.
Приемы композиции. В Испании сформировался новый тип сада – испано-мавританский (патио). Он напоминает атриумно-перистильный сад Древнего Рима. Размер патио был от 200 до 1200 м², окружен стенами дома или высокой каменной оградой и представлял собой продолжение помещений под открытым небом. План его отличался строгой регулярностью. Главными декоративными элементами являлись бассейны, каналы, миниатюрные фонтанчики.
Большое значение придавалось воде. Идеальным садом считался тот, в котором было ее изобилие. Она обычно достигала кромки водоема или переливалась через нее. Правильна форма емкости с водой в центре сада или на пересечении дорожек символизировала стабильность.
Четыре струи, вытекающие из одного источника и текущие в четырех направлениях, символизировали бренность, течение времени.
Фонтаны изначально использовали в качестве фильтров, а впоследствии для визуального и слухового восприятий.
Типы водных устройств, используемых в Мавританской Испании: каналы, узкие потоки-полосы, бассейны, фонтаны.
Специфическая черта садов этого времени заключается:
- в композиционной взаимосвязи архитектуры здания и садов;
- в отсутствии общего осевого построения.
Интерьер слит с двориками настолько, что не всегда ощущается, находится посетитель внутри или снаружи, это достигалось устройством арок для оформления перехода из дома в сад, декорированием садиков с интерьерами одинаковыми растениями.
Характерными особенностями арабского садово-паркового искусства являются:
- геометрическая планировка на замкнутом пространстве с активными включениями различных видов оград в общую композицию;
- патио как новый тип сада;
- ассимиляция культуры паркостроения завоеванных народов;
- ограниченное применение декоративных устройств;
- использование рельефа (террасы) в качестве основных элементов ландшафта;
- использование воды в виде фонтанов и каскадов;
- учет индивидуальных свойств растений.
План Генералифа
Рис. 5. Схема планировки Генералифа: 1 – входы, 2 – нижняя терраса, 3 – двор с каналами, 4 - беседка, 5 – сад султанши, 6 – верхняя терраса, 7 - каскад
Генералиф расположен на склоне холма в виде террас, поднимающихся выше Альгамбры на 150 м.
Дворик интересен узким беломраморным каналом длиной 40 м, заполненным водой. С каждой стороны канала поднимаются ввысь тонкие струи воды, которые скрещиваются над ним и образуют водяной свод. По краям дворика высажены апельсины и кипарисы. Перспектива сада заканчивалась беломраморным портиком. Главный элемент закрытых садов Генералифа - разнообразие растительности и водные устройства.
Вьющиеся розы, глицинии, плющ покрывали каменные ограды; магнолии, олеандры, кипарисы, пальмы, столетники, жасмин, мимоза, ирисы образовывали неповторимые сочетания. С террас Генералифа открывался вид на Альгамбру и город.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 1828;