Садово-парковое искусство Греции
Природные условия. По своему географическому положению Древняя Греция занимала часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и часть Малой Азии. Рельеф гористый, ряд горных гряжей отделяет одну область от другой; без широких речных долин, морской берег изрезан. Климат средиземноморский с засушливым жарким летом и достаточно мягкой зимой. Воздух прозрачный и ясный, что обеспечивает видимость на большом расстоянии.
Растительность. Из естественных насаждений преобладают низкорослые деревья на горных склонах, на месте бывших дремучих лесов. Из древесных культур выращивали, в основном, маслины, сосна приморская, дуб, платан, кедр, тополь, кипарис, вяз, гранатовое и инжирное деревья, лавр, мирт; из цветочных: махровые розы, левкои, хризантемы, гвоздику, анютины глазки, водяная лилия.
Строительный материал. Из строительных материалов использовались белый и голубовато-серый мрамор, темно-фиолетовый мраморный известняк.
Приемы композиции. Города строились по регулярному плану. Архитектурные комплексы и храмы возводились на основании ордерной системы (дорических, ионических, коринфских).
Для садово-паркового искусства Греции характерны следующие типы озеленения:
1) Священные рощи (нимфеи и герооны). Нимфей – богопочитаемое место - дубовая, кедровая или маслиновая роща с водным источником в центре. Источник украшался скульптурой, колоннами или небольшим сооружением садового типа. Например, роща Афины Паллады располагалась близ дороги, имела луг, окружающий источник, где стоял алтарь в тени четырех тополей. Героон представлял первоначально рощу, посвященную герою, служил местом его захоронения и носил мемориальный характер. Они украшались статуями знаменитых личностей и колоннадами вдоль беговой дорожки. В честь ушедших из жизни людей устраивались гимнастические игры и состязания. Герооны стали прообразом спортивных парков.
2) Гимнасии. Часть из них была преобразована из героонов и вначале они представляли собой места для занятий физическими упражнениями, затем стали использоваться просто для встреч или философских бесед, постепенно перерастая в философские сады. Гимнасии чаще всего представляли собой цветущие сады со множеством деревьев и лужаек. Известен случай, когда гимнасии были устроены на верхней палубе корабля. Здесь были размещены различные цветочные растения, на дорожках были устроены беседки из плюща и виноградных лоз, они обеспечивали тень, недостающую на корабле.
3) Озеленение территорий общественного значения (городские площади, улицы). Оформление городских площадей и улиц в Греции стали проводить V в. до н.э. Их оформление зеленью складывалось из рядовых посадок платанов вдоль дорог и сооружений.
4) Философские сады преобразовывались из гемнасий или возникали как самостоятельные объекты, находились в парках, обсаженных платанами, маслинами, тополями и др. насаждениями. Их планировка представляла собой зачатки пейзажного стиля. Там проводились ученые беседы и проводились занятия.
5) Частновладельческие сады. Они носили чисто утилитарный характер, но там использовались элементы художественно-декоративной обработки. Например: Дом Демона в Афинах был садом, где наряду с овощными культурами выращивали лилии, розы, фиалки, из древесных пород – платаны, гранатовые и инжирные деревья.
Садово-парковое искусство Греции оказало воздействие на развитие мировой архитектуры, градостроительства и паркостроения в целом:
1) утилитарность, но вместе с тем прочность, красота и выразительность художественного образа
2) новые типы общественных объектов: гимнасии, стадионы, общественные сады т пр.;
3) регулярный композиционный прием оформлялся с мастерским учетом и подбором красивого ландшафтного оформления.
Была разработана система пропорций – принципы «золотого сечения» и модуля пропорций как соотношение частей и целого, а так же принципы равновесия, ритма и симметрии.
Рис. 3.План Акрополя (I в. н. э.): 1. Храм Афины Ники. 2. Статуя Агриппы (римского государственного деятеля I в. до н. э.). 3. Пропилеи. 4. Пинакотека (картинная галерея). 5. Священный округ Артемиды Бравронии. 6. Пропилон (преддверие). 7. Халкотека (хранилище бронзовой жертвенной утвари). 8. Священный округ Зевса Полиея (Городского). 9. Парфенон. 10. Храм богини Рима. 11. Святилище Зевса Пандия. 12. Мастерская. 13. Алтарь Афины. 14. Гекатомпедон (древний храм Афины, воздвигнутый на фундаменте дворца микенского времени). 15. Пропилон. 16. Эрехфейон. 17. Храм Пандросы (богини росы, дочери Кекропса). Здесь росла священная олива Афины и помещалась гробница Кекропса. 18. Дом аррефор. 19. Статуя Афины Воительницы. 20. Помещения жрецов Афины и остатки гидротехнических сооружений. http://www.sno.pro1.ru/lib/kol
Рис. 4.Общий вид | Классическим примером гармонии рельефа и ансамбля является Акрополь. Он расположен на скалистом холме и представляет собой комплекс храмов. Различные размеры храмов и других архитектурных форм, их свободное размещение определили живописное начало в пространственной композиции. В таком расположении кроется определенная последовательность восприятия архитектурных объемов, их ракурса и пластики, ориентированная на линию движения. В ансамбле преобладают точки восприятия с угла, а весь Акрополь воспринимается постепенно, по мере раскрытия картин, каждая из которых включает только одно господствующее сооружение. |
Весь ансамбль согласуется с ландшафтном путем подчинения осей храмов рельефу или побережью. Использование всех этих принципов не утратило своей важности и в современном ландшафтном искусстве. |
Характерные особенности ландшафтного строительства Древней Греции:
· использование горной местности для устройства террас;
· создание искусственных гидросооружений – фонтанов, бассейнов;
· применение в парках цветов, архитектурных форм и скульптур, специально приспособленных к фону зелени или гротам.
По сравнению с Египтом в греческих садах – их террасообразное, уступчатое решение, более свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, обилие украшений, витые листницы. На террасах – посадки больших деревьев, цветы и фонтаны, приводимые в действие сложными гидравлическими машинами. Парки состояли из рощ, живописно расположенных и гармонично вписывающихся в соседние горные уступы.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 1145;