Чтобы помочь следователю правильно ориентироваться в предметах антиквариата, предлагаем следующую их клас­сификацию.

- По видам: памятники истории, археологии, градострои­тельства и архитектуры, искусства, документальные.

- По типологическим признакам:

- изобразительное искусство: живопись, графика, иконопись, миниатюра, скульптура; декоративно-прикладное искусство;

- холодное и огнестрельное оружие; предметы нумизматики;

- киоты, рамы иконостасы (створки Царских Врат, тябла);

- культовая утварь (потиры, дискосы, кадила, лампады, кре­сты, дарохранительницы, дароносицы, подсвечники, паникадилы и т.п.);

- книги печатные, книжные блоки, рукописные книги.

3. По виду имущества, находящегося во владении и пользова­нии религиозных объединений:

- предметы из платины, золота, серебра, парчи, драгоценных и полудрагоценных камней;

- предметы, являющиеся исторической, художественной, музейной ценностью;

- остальные предметы, имеющие специальное назначение при отправлении культа (иконы, облачения, хоругви, покрова и т.п.);

- обиходные храмовые предметы (мебель, ковры, люст­ры и т.п.).

4. По классификации, рекомендованной Министерством культуры экспертам, производящим оценку произведений искусства культового назначения:

- иконы, произведения декоративно-прикладного искус­ства: металлопластика (складни, кресты, литье);

- напрестольные предметы в алтаре (металлические оклады Евангелий, кресты, дарохранительницы); сосуды для при­частия (чаши-потиры, дискосы, звездицы, тарелочки, ковши­ки, лжицы (ложечки));

- книги: (четьи-минеи, прологи, книги Ветхого и Нового За­ветов, сборники житий, творений отцов церкви, книги истори­ческого, юридического, естественнонаучного содержания);

- прочие предметы, применяемые при отправлении куль­товых обрядов: кадила, ладоницы, лампадионы, лампады, вен­цы венчальные, облачения престола, рипиды металлические, плащаницы шитые, хоругви металлические и вышитые, под­свечники, семисвечники, дикирии, подсвечники настольные,

- канделябры, бра, люстры, паникадила, а также оклады икон­ные, декоративные вставки, образки, киоты, комплекты обла­чений и др.

5. По классификации, представленной в ст.7 Закона Россий­ской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей»:

1) исторические ценности, связанные с жизнью народа, об­щества и государства;

2) предметы и их фрагменты археологических раскопок;

3) художественные ценности:

- картины и рисунки ручной работы;

- оригинальные скульптурные произведения;

- художественно оформленные культовые предметы, иконы;

- гравюры, эстампы, литографии;

- произведения декоративно-прикладного искусства;

- изделия народных художественных промыслов;

-части, фрагменты архитектурных и монументальных па­
мятников;

старинные книги, рукописи и документы;

- архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;

- уникальные музыкальные инструменты;

- почтовые марки, старинные монеты, ордена, печати;

- редкие коллекции флоры, фауны;

4) другие движимые предметы, в том числе копии, имею­щие историческое, художественное, научное или иное культур­ное значение.

6. По классификации, принятой Министерством внутренних дел Российской Федерации, применяемой при осуществлении учета похищенных и изъятых предметов антиквариата и их дальней­шего поиска:

Виды предметов антиквариата:

- иконы;

- картины, графика, миниатюры, рисунки;

- коллекции (бумажные денежные знаки, монеты, ордена, медали, марки, значки);

- бытовые изделия (часы, посуда, сервизы, технические и ос­ветительные приборы, предметы народного творчества, одежда);

- изделия из драгоценных, полудрагоценных металлов, кам­ней, а также металла, дерева, керамики;

- уникальные музыкальные, ювелирные изделия, украше­ния, фурнитура;

- старинные и редкие книги, рукописи, ноты, документы;

- холодное и огнестрельное оружие;

- предметы культовых обрядов, мелкая пластика.

Техника исполнения: масло, темпера, акварель, гуашь, ка­рандаш, пастель, уголь; санкирь, гравюра, ксамит, лавиё, ли­тье, дутье, ковка, чеканка, штамповка, резьба, лепка, огран­ка; эмаль, скань, финифть, филигрань, зернь, оброн, биск­вит, глазирование, канфаренье, инкрустация, мозаика, кси­лография, линография, литография, полиграфическая печать, роспись, фотография.

Материалы изготовления: золото, платина, бронза, латунь, медь, чугун, мельхиор, серебро, фольга; гранит, гипс, алебастр, поделочный камень, драгоценный камень, полудрагоценный ка­мень; фарфор, хрусталь, стекло, терракота, керамика; эмаль, ян­тарь, кость; бисер, перламутр; картон, бумага, кожа, ткань, меха.

Оформление предметов антиквариата:оклад, рама, риза, оправа, футляр, чехол, браслет, цепочка, подставка, альбом, ножны, паспарту.

Стиль исполнения: абстракционизм, авангардизм, антич­ный, барокко, возрождение, готика, египетский, классицизм, ориентализм (восточный стиль), реализм, романтизм, русский народный, сюрреализм.

Из рассмотренных форм классификаций предметов анти­квариата, где практически перечислены в различной последо­вательности все видовые наименования предметов, сложно выбрать одну и единственно правильную и оптимальную так как каждая классификация проводилась различными учреж­дениями и ведомствами в зависимости от решения конкретных задач (постановки на учет и взятия под охрану государством памятников истории и культуры, проведения оценки предме­тов антиквариата, пресечения вывоза антиквариата за рубеж, учета похищенного имущества и т.п.).

С целью приближения к нуждам следствия и оперативно-ро­зыскной деятельности, нам представляется, можно пользовать­ся следующей классификацией предметов антиквариата:

1. Произведения изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура).

2. Предметы для отправления религиозного культа (иконы, культовая утварь).

3.Предметы народных и художественных промыслов (ху­дожественные изделия из стали, лаков, эмали, керамики, фарфора, стекла, дерева, кости, а также одежда, ткань, ков­ры и т.п.).

4.Художественные, бытовые, научные приборы, инстру­менты, бытовая утварь (часы, весы, мебель, музыкальные инструменты и др.).

5.Русские и иностранные рукописи, рукописные книги и другие печатные издания, а также ноты, документы, письма.

6.Предметы нумизматики (отечественные и зарубежные
монеты и коллекции), ордена, знаки, медали, печати.

7. Редкие почтовые марки и блоки.

8. Предметы археологии и этнографии.

9. Уникальные изделия из драгоценных, недрагоценных камней и металлов, изделия из других материалов с художе­ственной обработкой (холодное и огнестрельное оружие, шка­тулки, скульптурные изображения, ювелирные украшения,
поделки и др.).

Криминалистическая характеристика преступления содер­жит описание таких признаков, как типичная обстановка со­вершения деяния, способы его совершения, сокрытия следов преступления, характеристика личности виновного и др. Зна­ние криминалистической характеристики краж антиквариата имеет большое значение для расследования и раскрытия кон­кретных преступлений, в частности, для разработки версий, проведения оперативно-розыскных мероприятий и следствен­ных действий.

Хищения предметов антиквариата из квартир граждан со­вершаются с предварительной подготовкой и выбором имен­но той квартиры и того потерпевшего, который обладает со­ответствующими ценностями. Порой за потерпевшим и его квартирой преступник устанавливает длительное наблюде­ние: изучает его режим жизни, а иногда следит и за прожи­вающими с ним в квартире членами семьи, родственниками либо соседями. Уровень предварительной подготовки во многом зависит от степени организации и квалификации преступной группы или вора-одиночки.

Конечно, предметы антиквариата могут быть похищены в про­цессе обычной квартирной кражи. Как показало исследование, квартирные воры нередко завладевают иконами, ошибочно по­лагая, что они представляют историческую или культурную цен­ность и за них можно выручить значительную сумму денег. Такие кражи мы рассматриваем как рядовые. Для нас интерес представ­ляют кражи предметов антиквариата, которые, как правило, со­пряжены со специальной направленностью умысла преступника на завладение конкретно определенными им чужими вещами. Поводами для возникновения преступного умысла могут быть:

а) случайная информация, позволяющая вору обнаружить возможность легкого похищения вещи, недостатки в ее охране;

б) появление спроса на «черном рынке» на конкретные предметы антиквариата;

в) предварительный запрос скупщика краденого о приоб­ретении определенных предметов антиквариата.

Реализация преступного умысла может осуществляться дву­мя путями: либо вор вначале осуществляет поиск объекта — квартиру, дом, здание, в котором могут находиться необходи­мые ему ценности, и из их числа отбирает нужные ему предме­ты антиквариата; либо предварительно устанавливает наиме­нование предмета, затребованного скупщиком, а уже потом ищет объект, из которого можно совершить кражу.

Поиск объектов и предметов антиквариата производится путем:

- выявления лиц, имеющих предметы антиквариата (из раз­говоров с коллекционерами, посещения выставок, галерей, музеев либо прочтения объявлений о купле-продаже предме­тов антиквариата);

- предварительного легального проникновения в кварти­ры, дома граждан, храмы под видом прихожан, знакомых либо служащих (горгаза, исполкома, участкового, фотографа-рес­тавратора и т.п.);

- наводки лиц, находящихся в местах лишения свободы, либо коллекционеров или членов преступной группы.

Выбор способа совершения кражи зависит от многих причин:

- наличия преступной группы, ее опыта, квалификации,
степени организованности;

-характера объекта, из которого предполагается совершить
кражу:

а) находится ли он в городе или в селе;

б) как охраняется;

в) количество и качество запорных устройств;

г) расположение его среди жилого массива;

-знания ухищренных приемов и методов для совершения
кражи, а также сокрытия следов ее совершения;

-других обстоятельств (времени года, дня, состояния по­
годы, дорог, технической оснащенности группы и т.п.).

Таким образом, при краже антиквариата преступниками важное значение уделяется ее подготовке (тщательное наблю­дение за объектом и образом жизни потерпевшего, распоряд­ком работы учреждения или храма, изучение путей проникно­вения к объекту и отхода от него и т.п.) и применению техни­ческих средств.

Кражи ценностей из зданий религиозного культа нередко совершаются с помощью перепиливания металлических реше­ток на окнах. Наблюдаются случаи и ухищренного проникно­вения в помещение храма путем разбора кровли купола, кало­риферных щелей, разжимания металлической кованной решет­ки при помощи специального домкрата, перекусывания дужек замков и т.п. Для этих целей преступники заранее подготавли­вают рюкзаки или мешки, рукавицы, перчатки, веревки, фо­нарики, пилы по металлу и ножовочные полотна, различный столярно-слесарный инструмент как промышленного образ­ца, так и специально изготовленные для совершения взломов. Для перевозки этих предметов и похищенных вещей они ис­пользуют личный или угнанный автомототранспорт.

Наличие при совершении кражи технических средств и транспорта — характерный атрибут воров-«антикварщиков». С применением технических средств совершается каждое третье преступление.

При кражах из квартир граждан, когда они совершаются пос­ле тщательной подготовки, такая техническая оснащенность, осо­бенно у воров - рецидивистов, как правило, отсутствует, так как она в случае задержания лица указывает на направленность пре­ступного умысла. Заранее проведенная подготовка к совершению кражи дает возможность преступным лицам выбрать надежный, на их взгляд, способ проникновения в помещение и необходи­мый для этого определенный инструмент или приспособление.

С учетом изложенного информацию о преступниках, специа­лизирующихся на кражах предметов антиквариата, можно по­лучить, анализируя следующие обстоятельства:

-объект, из которого совершена кража (дом, квартира, зда­ние религиозного культа, его месторасположение, охраняемость, укрепленность, характеристика потерпевшего и др.);

-ценность, уникальность и выбор похищенного имущества (частичный, целенаправленный выбор вещей антиквариата
либо вообще похищение всего того, что представляет матери­альную ценность и спрос);

- способ проникновения в помещение (примененных тех­нических средств, выбора оптимальных, т.е. безопасных для разоблачения и для совершения кражи времени и условий);

- действия преступника на месте кражи (наличие, характер
следов, нарушение обстановки, способы изъятия ценностей);

- способ разведки объекта и маскировки следов преступления.
Изучение уголовных дел показывает, что основная масса краж антиквариата совершается не ворами-одиночками, а группами лиц (88%).

С точки зрения криминально-психологической характеристики преступников, совершающих хищения культурных ценностей, как правило, их можно отнести к одной из трех групп.

К первой группе относятся лица, считающиеся в обществе социально благополучными, не имеющие судимости и преступных навыков, но в силу каких-либо причин совершившие преступление. Нередки случаи, когда хищения и незаконную перепродажу культурных ценностей совершают работники в сфере изобразительного искусства, связанные с изучением и хранением историко-культурных ценностей. Такими лицами являются сотрудники музеев, хранилищ, галерей, охранных структур, работники антикварных магазинов, служащие учреждений культуры и другие им подобные лица. Как правило, они либо сами похищают ценности, либо только способствуют совершению хищения, становясь участниками преступных групп. Необходимо отметить, что способы совершения названными работниками преступных действий различны. В перечень таких способов можно включить подмену экспонируемых или хранящихся в запасниках подлинных предметов старины и произведений искусства специально изготовленными искусными копиями, списание ценных предметов как якобы пришедших в негодность и не поддающихся реставрации, укрытие от оприходования или оприходование вновь поступающих культурных ценностей как не имеющих художественного или исторического значения и др.

Ко второй группе можно отнести воров, грабителей, мошенников и других подобных им лиц, наряду с прочим имуществом похищающих и культурные ценности.

Третья группа состоит из преступников-профессионалов, специализирующихся на хищениях антиквариата и других ценностей. Под преступным профессионализмом в данном случае следует понимать разновидность преступного занятия, являющегося для субъекта источником средств существования, требующего необходимых знаний и навыков для достижения конечной цели и обусловливающего определенные контакты с антиобщественной средой 35. Данная категория преступников считается наиболее опасной и, пожалуй, самой многочисленной. Такие лица совершают преступления избирательно, в основном, в группах, тщательно к ним готовятся, имеют техническое оснащение и налаженные каналы сбыта похищенного имущества.

Социально-демографические характеристики преступников, совершавших хищения культурных ценностей, определяются следующими показателями. Пол.Рассматриваемые преступления не характерны для женщин в силу специфики их совершения, которая требует от них наличия достаточной силы и выносливости. Подавляющее большинство хищений культурных ценностей совершено мужчинами (98 %). Возраст.Средний возраст похитителей в большинстве случаев до 30 лет (81 %). Причем возрастная категория от 20 до 30 лет составляет более 50 %.

Образование.По сравнению с другими категориями преступников, образовательный и интеллектуальный уровень похитителей культурных ценностей значительно выше. Так, высшее и незаконченное высшее образование имели 15 %, среднее и среднее специальное - 52 %, восьмилетнее образование - 16 %.Специалисты отмечают, что у преступников повысился уровень технических знаний. Особенно это относится к тем, кто встал на путь хищений, имея техническое образование или к тем, кто действует на профессиональной основе. Более высоким стал и общий интеллектуальный потенциал преступников, совершающих хищения культурных ценностей. Это объясняется тем, что, с одной стороны, вырос общий уровень образованности населения по сравнению с уровнем 70-х годов. С другой стороны, преступникам приходится получать знания искусствоведческого и краеведческого характера, изучать историю, религию, живопись и ювелирное дело, так как возникает необходимость в поставках на рынок сбыта более дорогостоящего товара. Кроме того, в связи с контактами с иностранцами, им приходится изучать также и иностранные языки, право и экономику зарубежных стран.

Отмечается рост технической оснащенности и подготовки преступников, совершающих хищения культурных ценностей. Совершенствуются приспособления для проникновения в помещение. Помимо ножей и отмычек часто применяются различные домкраты, приборы для газовой резки металлов, электронные устройства противодействия охранной сигнализации, транспорт и средства связи.

Социальное положение.По данному основанию распределение происходит так же специфично: служащих - 10 %, учащихся — 13 %, рабочих - 73 %. Категорию рабочих в основном представляют лица, занятые преимущественно неквалифицированным трудом в малых производственных коллективах, где для занятия антиобщественной деятельностью у них имелось достаточно времени. Семейное положение.Анализ уголовных дел показал, что 60 % осужденных за хищения культурных ценностей были женатыми. Образ жизни лиц данной категории внешне ничем не отличался от большинства других законопослушных граждан. Ранее судимых среди этих лиц довольно мало.

Доля групповых преступлений составляет в среднем 70 % от общего числа преступных посягательств в отношении культурных ценностей. Как правило, группы состоят из 3-6 человек, но нередки случаи, когда количество участников в них составляет 10 и более человек - таких краж культурных ценностей совершается около 15 %.

Преступные группы различаются по количественному со­ставу, степени организованности, уровню преступной подго­товки и опыта.








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1651;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.